СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ Российский патент 2011 года по МПК F17D5/02 

Описание патента на изобретение RU2433335C2

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля наличия опасного состояния перехода магистрального трубопровода (МТ), например, нефтепровода, через железные и автомобильные дороги.

Известны системы аналогичного назначения, содержащие защитный футляр, датчик концентрации (ДК) газа, блок обработки информации (БОИ) и блок передачи информации (БПИ) на диспетчерский пульт (ДП), при этом выход ДК газа через БОИ подключен к БПИ на ДП (Патент РФ №2349824, кл. F16L 7/00, 2009; Патент РФ №2264578, кл. F17D 5/02, F16L 57/00, 2006).

Любая из известных систем, например, последняя может быть принята за прототип, системы для контроля технического состояния перехода магистрального нефтепровода через дорогу.

Недостатком прототипа является невысокая точность диагностики различных технических состояний перехода.

Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является повышение точности диагностики технического состояния МТ.

Данный технический результат достигается за счет того, что система для контроля технического состояния перехода МТ через дорогу, содержащая защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт, дополнительно содержащий дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации.

Система дополнительно содержит резервуар, выполненный преимущественно в виде цистерны, сообщающийся через откачивающий насос с дренажным колодцем.

Система дополнительно содержит аппаратуру оповещения населения и оперативные службы, подключенную к выходу блока обработки информации.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема системы.

Система для контроля технического состояния перехода МТ 1 через дорогу 2 содержит защитный футляр 3, ДК 4, БОИ 5, БПИ 6. Выход ДК 4 через БОИ 5 подключен к БПИ 6 на ДП (не показан). Отличительной особенностью системы является наличие в ее составе дренажного колодца 7, в котором располагают уровнемер 8 транспортируемой жидкой среды (например, нефти) и ДК 4. Дренажный колодец 7 сообщается трубой 9 с защитным футляром 3. ДК 4 расположен в верхней части дренажного колодца 7, расположенного на одном уровне с защитным футляром 3 в земле 10. Выходы ДК 4 и уровнемера 8 подключены ко входам БОИ 5, выход которого подсоединен к управляющему входу БПИ 6, связанным по радиоканалу (кабелю, трубопроводу) с ДП (не показан).

БОИ 5 может быть выполнен в виде микропроцессора или в виде другой информационно-измерительной системы и особенностей по сравнению с прототипом не имеет.

БПИ 6 может быть выполнен в виде радиомодема или аппаратуры для передачи информации по кабелю или трубопроводу, как в прототипе.

Система также может содержать резервуар, например цистерну, сообщающуюся с дренажным колодцем 7 дополнительными трубой или шлангом, а также насос, с помощью которого можно откачивать излишнюю нефть из дренажного колодца 7 (не показаны).

Система может дополнительно содержать аппаратуру, подключенную к выходу БОИ 5 (не показана), для оповещения населения и оперативных служб.

Система работает следующим образом.

БОИ 5 непрерывно принимает и обрабатывает информацию с ДК4 и уровнемера 8, расположенных в дренажном колодце 7. При этом реализуются четыре случая:

1) Выходные сигналы с ДК 4 и уровнемера 8 соответствуют норме. В этом случае система отмечает нормальную работу перехода МТ 1 через дорогу.

2) ДК 4 фиксирует в дренажном колодце 7 наличие газа, а уровнемер 8 показывает отсутствие в колодце жидкости. Данный случай предупреждает о том, что произошла небольшая утечка нефти из МТ 1, которая собирается в нижней части защитного футляра 3 и по трубе 9 переходит в дренажный колодец 7.

3) ДК 4 показывает отсутствие газа в дренажном колодце 7, а уровнемер 8 показывает наличие в колодце жидкости. В этом случае диагностируется отсутствие утечки транспортируемой жидкости из МТ 1 и проникновение подземных вод в поврежденный защитный футляр 3, например, через его неисправные манжеты.

4) ДК 4 показывает наличие газа в дренажном колодце 7, а уровнемер 8 - наличие в колодце жидкости 11. В этом случае система диагностирует наличие опасного состояния перехода МТ 1 через дорогу 2 из-за прорыва трубопровода и возникновения утечки транспортируемой среды. При этом БОИ 5 отмечает аварийное состояние контролируемого перехода. Информация о возникновении аварии передается оперативным службам по соответствующим системам связи. Население оповещается об угрозе опасного состояния перехода.

При переполнении дренажного колодца 7 транспортируемой средой последняя перекачивается в цистерну (не показана), а транспортировка жидкости по МТ 1 прекращается.

Похожие патенты RU2433335C2

название год авторы номер документа
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ 2001
  • Набиев Р.Р.
  • Сайфутдинов А.Г.
  • Бахтизин Р.Н.
  • Шаммазов А.М.
  • Спектор Ю.И.
  • Файзуллин С.М.
RU2186283C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433333C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2423644C2
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЛУБОКОВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2392537C1
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2349824C2
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УСТРАНЕНИЯ ОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422712C1
УСТАНОВКА ДЛЯ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА В ТРАССОВЫХ УСЛОВИЯХ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2413127C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2413902C1
СИСТЕМА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Харионовский Владимир Васильевич
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2309323C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ

Система для контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для контроля наличия опасного состояния магистрального трубопровода при его переходе через дорогу. Система содержит защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт. Дополнительно содержит дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации. Технический результат - повышение точности диагностики технического состояния магистрального трубопровода. 2 з.п. ф-лы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 433 335 C2

1. Система для контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу, содержащая защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт, отличающаяся тем, что дополнительно содержит дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит резервуар преимущественно в виде цистерны, сообщающийся через откачивающий насос с дренажным колодцем.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит аппаратуру оповещения населения и оперативные службы, подключенную к выходу блока обработки информации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2433335C2

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
RU 91750 U1, 27.02.2010
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2349824C2
ЧЕРНОВОЛА В.С
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
- КИЕВ: ГИТЛ УССР, 1963, С.10, РИС.2
US 2871113 А, 27.01.1959.

RU 2 433 335 C2

Авторы

Аксютин Олег Евгеньевич

Власов Сергей Викторович

Дудов Александр Николаевич

Егурцов Сергей Алексеевич

Митрохин Михаил Юрьевич

Пиксайкин Роман Владимирович

Степаненко Александр Иванович

Даты

2011-11-10Публикация

2009-09-23Подача