Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля наличия опасного состояния перехода магистрального трубопровода (МТ), например, нефтепровода, через железные и автомобильные дороги.
Известны системы аналогичного назначения, содержащие защитный футляр, датчик концентрации (ДК) газа, блок обработки информации (БОИ) и блок передачи информации (БПИ) на диспетчерский пульт (ДП), при этом выход ДК газа через БОИ подключен к БПИ на ДП (Патент РФ №2349824, кл. F16L 7/00, 2009; Патент РФ №2264578, кл. F17D 5/02, F16L 57/00, 2006).
Любая из известных систем, например, последняя может быть принята за прототип, системы для контроля технического состояния перехода магистрального нефтепровода через дорогу.
Недостатком прототипа является невысокая точность диагностики различных технических состояний перехода.
Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является повышение точности диагностики технического состояния МТ.
Данный технический результат достигается за счет того, что система для контроля технического состояния перехода МТ через дорогу, содержащая защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт, дополнительно содержащий дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации.
Система дополнительно содержит резервуар, выполненный преимущественно в виде цистерны, сообщающийся через откачивающий насос с дренажным колодцем.
Система дополнительно содержит аппаратуру оповещения населения и оперативные службы, подключенную к выходу блока обработки информации.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема системы.
Система для контроля технического состояния перехода МТ 1 через дорогу 2 содержит защитный футляр 3, ДК 4, БОИ 5, БПИ 6. Выход ДК 4 через БОИ 5 подключен к БПИ 6 на ДП (не показан). Отличительной особенностью системы является наличие в ее составе дренажного колодца 7, в котором располагают уровнемер 8 транспортируемой жидкой среды (например, нефти) и ДК 4. Дренажный колодец 7 сообщается трубой 9 с защитным футляром 3. ДК 4 расположен в верхней части дренажного колодца 7, расположенного на одном уровне с защитным футляром 3 в земле 10. Выходы ДК 4 и уровнемера 8 подключены ко входам БОИ 5, выход которого подсоединен к управляющему входу БПИ 6, связанным по радиоканалу (кабелю, трубопроводу) с ДП (не показан).
БОИ 5 может быть выполнен в виде микропроцессора или в виде другой информационно-измерительной системы и особенностей по сравнению с прототипом не имеет.
БПИ 6 может быть выполнен в виде радиомодема или аппаратуры для передачи информации по кабелю или трубопроводу, как в прототипе.
Система также может содержать резервуар, например цистерну, сообщающуюся с дренажным колодцем 7 дополнительными трубой или шлангом, а также насос, с помощью которого можно откачивать излишнюю нефть из дренажного колодца 7 (не показаны).
Система может дополнительно содержать аппаратуру, подключенную к выходу БОИ 5 (не показана), для оповещения населения и оперативных служб.
Система работает следующим образом.
БОИ 5 непрерывно принимает и обрабатывает информацию с ДК4 и уровнемера 8, расположенных в дренажном колодце 7. При этом реализуются четыре случая:
1) Выходные сигналы с ДК 4 и уровнемера 8 соответствуют норме. В этом случае система отмечает нормальную работу перехода МТ 1 через дорогу.
2) ДК 4 фиксирует в дренажном колодце 7 наличие газа, а уровнемер 8 показывает отсутствие в колодце жидкости. Данный случай предупреждает о том, что произошла небольшая утечка нефти из МТ 1, которая собирается в нижней части защитного футляра 3 и по трубе 9 переходит в дренажный колодец 7.
3) ДК 4 показывает отсутствие газа в дренажном колодце 7, а уровнемер 8 показывает наличие в колодце жидкости. В этом случае диагностируется отсутствие утечки транспортируемой жидкости из МТ 1 и проникновение подземных вод в поврежденный защитный футляр 3, например, через его неисправные манжеты.
4) ДК 4 показывает наличие газа в дренажном колодце 7, а уровнемер 8 - наличие в колодце жидкости 11. В этом случае система диагностирует наличие опасного состояния перехода МТ 1 через дорогу 2 из-за прорыва трубопровода и возникновения утечки транспортируемой среды. При этом БОИ 5 отмечает аварийное состояние контролируемого перехода. Информация о возникновении аварии передается оперативным службам по соответствующим системам связи. Население оповещается об угрозе опасного состояния перехода.
При переполнении дренажного колодца 7 транспортируемой средой последняя перекачивается в цистерну (не показана), а транспортировка жидкости по МТ 1 прекращается.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ | 2001 |
|
RU2186283C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2009 |
|
RU2433333C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2009 |
|
RU2423644C2 |
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЛУБОКОВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2392537C1 |
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2007 |
|
RU2349824C2 |
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УСТРАНЕНИЯ ОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА | 2010 |
|
RU2422712C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА В ТРАССОВЫХ УСЛОВИЯХ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2009 |
|
RU2413127C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2413902C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ | 2006 |
|
RU2309323C1 |
Система для контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для контроля наличия опасного состояния магистрального трубопровода при его переходе через дорогу. Система содержит защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт. Дополнительно содержит дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации. Технический результат - повышение точности диагностики технического состояния магистрального трубопровода. 2 з.п. ф-лы. 1 ил.
1. Система для контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу, содержащая защитный футляр, датчик концентрации газа, блок обработки информации и блок передачи информации на диспетчерский пункт, при этом выход датчика концентрации газа через блок обработки информации подключен к блоку передачи информации на диспетчерский пункт, отличающаяся тем, что дополнительно содержит дренажный колодец, установленный на одном уровне с защитным футляром, и уровнемер транспортируемой жидкой среды, установленный в дренажном колодце, причем нижняя часть защитного футляра соединена трубой с дном дренажного колодца, датчик концентрации газа установлен в верхней части дренажного колодца, а выход уровнемера подключен ко входу блока обработки информации.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит резервуар преимущественно в виде цистерны, сообщающийся через откачивающий насос с дренажным колодцем.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит аппаратуру оповещения населения и оперативные службы, подключенную к выходу блока обработки информации.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
RU 91750 U1, 27.02.2010 | |||
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2007 |
|
RU2349824C2 |
ЧЕРНОВОЛА В.С | |||
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ | |||
- КИЕВ: ГИТЛ УССР, 1963, С.10, РИС.2 | |||
US 2871113 А, 27.01.1959. |
Авторы
Даты
2011-11-10—Публикация
2009-09-23—Подача