СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ Российский патент 2011 года по МПК F17D5/00 

Описание патента на изобретение RU2433333C2

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля технического состояния переходов магистральных трубопроводов (МТ) через автомобильные и железные дороги.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в контроле и своевременном обнаружении развивающихся дефектов в МТ.

Известна система аналогичного назначения, принятая за прототип, содержащая защитный кожух, два датчика акустической эмиссии, расположенные на магистральном трубопроводе, и блок обработки информации, при этом выходы датчиков акустической эмиссии подключены к блоку обработки информации / Патент РФ №2264578, кл. F16L 7/00, 58/00, F17D 5/06.2005 /.

Недостатком прототипа является недостаточно высокая надежность контроля технического состояния перехода, связанная с расположением датчиков акустической эмиссии (ДАЭ) по одну сторону дороги. Это не позволяет вовремя выявить развитие трещин в МТ при их возникновении по другую сторону от оси дороги и затрудняет их точную локализацию.

Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является повышение надежности контроля технического состояния перехода МТ через дорогу.

Данный технический результат достигают за счет того, что в известной системе контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу, содержащей защитный кожух, два датчика акустической эмиссии, расположенных на магистральном трубопроводе, и блок обработки информации, при этом выходы датчиков акустической эмиссии подключены к блоку обработки информации, датчики акустической эмиссии располагают на магистральном трубопроводе по разные стороны от точки пересечения оси магистрального трубопровода и линии, проходящей через середину дороги.

Датчики акустической эмиссии могут располагаться снаружи, либо внутри защитного кожуха на расстояниях от его манжет, равных соответственно половине, либо четверти длины защитного кожуха.

Датчики акустической эмиссии располагаются на магистральном трубопроводе симметрично относительно точки пересечения оси магистрального трубопровода и линии, проходящей через середину дороги.

Система содержит средства калибровки датчиков акустической эмиссии в трассовых условиях.

Средства калибровки датчиков акустической эмиссии в трассовых условиях выполнены, например, в виде имитаторов развивающихся трещин на магистральном трубопроводе в виде электрически управляемых бойков, устанавливаемых на расстояниях, меньших диаметра магистрального трубопровода, либо в виде имитатора утечки транспортируемой среды, расположенного между ДАЭ.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема реализации системы. Система содержит два датчика 1, 2 акустической эмиссии (ДАЭ 1, 2), установленных на МТ 3 в месте его перехода через дорогу 4. Имеется также защитный кожух 5 с двумя торцевыми манжетами 6, 7, в котором под дорогой 4 располагают МТ 3.

Рядом с ДАЭ 1, 2 располагают средства их калибровки в трассовых условиях, выполненные, например, в виде управляемых бойков 8, 9, установленных на расстояниях меньше диаметра МТ 3 (электрические средства управления работой бойков 8,9 (не показаны). Бойки 8, 9 могут быть установлены на равных расстояниях от ДАЭ 1, 2.

Имеется также блок обработки информации (не показан), выполненный в виде микропроцессора, к которому подключены выходы ДАЭ 1, 2.

Особенностью системы по сравнению с прототипом является расположение ДАЭ 1, 2 по разные стороны от точки О пересечения оси МТ 3 и линии АБ, проходящей через середину дороги 4.

При этом в частном случае ДАЭ 1, 2 могут быть расположены снаружи защитного кажуха 5 (как показано на чертеже) симметрично относительно точки O на расстояниях L/2 от манжет 6, 7, где L - длина защитного кожуха.

В другом частном случае ДАЭ 1, 2 могут быть расположены внутри защитного кожуха 5 на расстояниях, равных L/4 от манжет 6, 7 (данный случай на чертеже не представлен).

Конкретные расстояния L/2 и L/4 для расположения датчиков являются субоптимальными с точки зрения чувствительности к развитию трещин и с точки зрения технологии установки датчиков на МТ 3.

Конкретные расстояния между ДАЭ 1, 2 и средствами их калибровки также являются субоптимальными с точки зрения воспроизведения на МТ 3 реального входного сигнала.

Система работает следующим образом. ДАЭ 1, 2 выдают сигналы на блок обработки информации (не показан), где они сравниваются с пороговыми значениями. При превышении сигналами с ДАЭ 1, 2 порогового значения блок обработки информации формирует сигнал тревоги, извещающий о необходимости профилактического осмотра перехода.

Через установленный промежуток времени ДАЭ 1, 2 подвергаются калибровке непосредственно в трассовых условиях. При этом на бойки 8, 9 дистанционно направляют командный электрический сигнал, приводящий их в действие.

Акустические сигналы, генерируемые при ударах бойков 8, 9 о стенку МТ 3, являются стандартными (эталонными) сигналами, направляемыми на вход контролируемых ДАЭ 1, 2.

Характер откликов ДАЭ 1, 2 на эталонный входной сигнал позволяет оценить пригодность датчиков к дальнейшей работе.

Расположение ДАЭ 1, 2 по разные стороны от точки пересечения оси МТ 3 с линией АБ, проходящей через середину дороги 4, позволяет повысить надежность контроля опасного состояния перехода.

Этим достигается поставленный технический результат.

Похожие патенты RU2433333C2

название год авторы номер документа
АКУСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕГРАДЫ 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422719C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2416052C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2423644C2
Аппаратура для контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода и способ ее работы 2018
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Иванов Юрий Владимирович
  • Скрынник Татьяна Владимировна
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Седелев Юрий Анатолиевич
  • Самокрутов Андрей Анатольевич
  • Алехин Сергей Геннадьевич
  • Шевалдыкин Виктор Гаврилович
RU2731503C2
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНУЮ ИЛИ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2418235C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА КОНТАКТА ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНЫМ КОЖУХОМ В СИСТЕМЕ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422718C1
УСТАНОВКА ДЛЯ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА В ТРАССОВЫХ УСЛОВИЯХ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2413127C1
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433335C2
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2392536C1
СПОСОБ КОРРОЗИОННОГО МОНИТОРИНГА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Петров Николай Георгиевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422717C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ

Система контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода с устройством катодной защиты через дорогу относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для контроля технического состояния переходов магистрального трубопровода через автомобильные и железные дороги. Система контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу содержит защитный кожух, два датчика акустической эмиссии, расположенные на магистральном трубопроводе, и блок обработки информации, при этом выходы датчиков акустической эмиссии подключены к блоку обработки информации. Датчики акустической эмиссии расположены на магистральном трубопроводе по разные стороны от точки переселения оси магистрального трубопровода и линии, проходящей через середину дороги. Технический результат - повышение надежности контроля технического состояния магистрального трубопровода через дорогу. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 433 333 C2

1. Система контроля технического состояния перехода магистрального трубопровода через дорогу, содержащая защитный кожух, два датчика акустической эмиссии, расположенные на магистральном трубопроводе, и блок обработки информации, при этом выходы датчиков акустической эмиссии подключены к блоку обработки информации, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены на магистральном трубопроводе по разные стороны от точки пересечения оси магистрального трубопровода и линии, проходящей через середину дороги.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены снаружи защитного кожуха.

3. Система по п.2, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены снаружи защитного кожуха на расстояниях от его манжет, равных половине длины защитного кожуха.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены внутри защитного кожуха.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены внутри защитного кожуха на расстояниях от его манжет, равных четверти длины защитного кожуха.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что датчики акустической эмиссии расположены на магистральном трубопроводе симметрично относительно точки пересечения оси магистрального трубопровода и линии, проходящей через середину дороги.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит средства калибровки датчиков акустической эмиссии в трассовых условиях.

8. Система по п.7, отличающаяся тем, что средства калибровки датчиков акустической эмиссии в трассовых условиях выполнены в виде имитаторов развивающихся трещин на магистральном трубопроводе.

9. Система по п.8, отличающаяся тем, что имитаторы развивающихся трещин на магистральном трубопроводе выполнены в виде электрически управляемых бойков, устанавливаемых на расстояниях, меньших диаметра магистрального трубопровода.

10. Система по п.9, отличающаяся тем, что бойки установлены на равных расстояниях от датчиков акустической эмиссии.

11. Система по п.7, отличающаяся тем, что средства калибровки датчиков акустической эмиссии в трассовых условиях выполнены в виде имитатора утечки транспортируемой среды.

12. Система по п.11, отличающаяся тем, что имитатор утечки транспортируемой среды расположен между датчиками акустической эмиссии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2433333C2

СПОСОБ АКУСТИКО-ЭМИССИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2002
  • Лещенко В.В.
  • Винокуров В.И.
  • Беззубов А.В.
  • Хохлов Н.П.
RU2207562C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
Способ определения зоны расположения источников сигналов акустической эмиссии в цилиндрических оболочках 1987
  • Жарий Олег Юрьевич
  • Мицкевич Евгений Ильич
  • Радченко Константин Михайлович
SU1456873A1
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2349824C2
US 5416724 A, 16.05.1995.

RU 2 433 333 C2

Авторы

Аксютин Олег Евгеньевич

Власов Сергей Викторович

Демьянов Алексей Евгеньевич

Егурцов Сергей Алексеевич

Мелкумян Самвел Эдуардович

Пиксайкин Роман Владимирович

Степаненко Александр Иванович

Даты

2011-11-10Публикация

2009-11-18Подача