СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2011 года по МПК G08G1/123 

Описание патента на изобретение RU2434305C2

Изобретение относится к области общественного пассажирского транспорта, в частности к маршрутным транспортным средствам (ТС).

В настоящее время для организации движения общественного транспорта применяется способ, при котором общественные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, суда, самолеты и т.п., далее транспортные средства) должны приходить на остановки (вокзалы, аэропорты и т.п.) по расписанию (в заранее назначенное время либо с заранее установленным интервалом). Недостатком данного способа является то, что из-за непредвиденных обстоятельств (поломки, транспортные "пробки", погодные условия и т.п.) транспорт сбивается с графика движения. Это приводит к тому, что пользователи (будущие пассажиры) общественного транспорта (далее пользователи) вынуждены находиться на остановках в ожидании нужного ТС большее время, чем запланированное ими ранее. Также известны системы мониторинга и управления транспортом с использованием систем определения местоположения транспортных средств, которые состоят из транспортных терминалов, каналов связи и центрального узла (http://www.bnavigator.ru).

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является: повышение удобства пользования общественным транспортом за счет снижения времени ожидания на остановках (вокзалах, аэропортах и т.п.) и более рационального выбора маршрута следования.

Техническим результатом изобретения является: повышенное удобство (комфорт) пользования общественным транспортом, сокращение времени и расходов на поездку.

Повышенное удобство пользования общественным транспортом и снижение времени ожидания обеспечивается тем, что пользователю, использующему данный способ сигнализации, в реальном масштабе времени доступна информация, повышающая удобство пользования общественным транспортом, например информация о фактическом местоположении (координатах), скорости, направлении движения общественного транспортного средства, прогнозируемом времени прихода транспортного средства на остановку (вокзал и т.п.), степени загруженности салона пассажирами (наличия свободных мест). Доступность этой информации позволяет пользователю оптимизировать маршрут своего следования путем выбора для поездки остановок, транспортных средств и количества пересадок. Это достигается с помощью системы сигнализации общественного транспорта (ССОТ).

В состав ССОТ входят: транспортные терминалы 1, центральный узел 2 (выполняет функции приема, обработки, контроля, управления и передачи), индивидуальные пользовательские терминалы 4 и каналы связи 3.

Транспортные терминалы обеспечивают центральный узел информацией, необходимой для формирования сигналов и сообщений пользователю. Транспортные терминалы размещаются на ТС и передают по каналам связи информацию о своем местоположении (координатах) на центральный узел или радиосигналы, с помощью которых можно определить их местоположение на центральном узле. Также транспортные терминалы попутно могут передавать информацию о состоянии ТС (например, загруженности салона, исправности, нахождения в заторах, «пробках» и т.п.).

Центральный узел осуществляет прием информации от транспортных терминалов, обеспечивает ее обработку и формирует сигналы (информационные сообщения), в которых содержатся данные о координатах транспортных средств, маршрутах их следования, прогноз времени прихода на остановки и др., передают их по каналам связи на терминалы (аппаратуру) пользователей общественным транспортом.

Пользовательские терминалы производят прием и обработку сигналов (информационных сообщений), переданных центральным узлом для извлечения информации, необходимой пользователю. Например, подсистема аппаратуры транспорта состоит из устройств, которые находятся в каждой единице транспорта, охваченных ССОТ, эти устройства передают радиосигналы, с помощью которых центральный узел располагает информацией о местоположении каждой единицы транспорта, далее эта информация принимается и обрабатывается в вычислительном устройстве (оно входит в состав центрального узла) для получения предполагаемого времени прихода (времени ожидания) транспорта на каждую остановку его маршрута, и затем это время кодируется, передается с помощью средств передачи, после чего терминал пользователя производит прием, извлечение и выдачу информации о времени прихода (времени ожидания) транспортного средства (маршрута) на конкретную остановку. Для получения информации о местоположении ТС можно использовать как сигналы спутниковых навигационных систем типа GPS, ГЛОНАС и др., так и способы радиопеленгования. Кроме информации о местоположении транспортных средств, вычислительное устройство центрального узла может учитывать факторы, влияющие на точность определения прогнозируемого (предполагаемого) времени прихода транспорта на остановки (погодные условия, статистическую информацию для конкретного транспорта, транспортную обстановку на маршруте и т.д.). Центральный узел помимо вышеизложенной информации может передавать пользователю и другую сервисную информацию, посредством которой возможна более рациональная организация маршрута пользователя (например, действующие маршруты следования транспортных средств, рекомендации и др.). Терминал пользователя кроме вышеизложенных функций может выполнять и вычислительные функции, например определять оптимальный маршрут следования пользователя по заданному критерию (по минимальному числу пересадок, минимальному времени следования и др.) на основании принятой информации от центрального узла.

Для расширения функциональных возможностей также можно организовать двухсторонний (прием - передача) канал связи между центральным узлом и терминалом пользователя. При такой организации пользователь в интерактивном режиме может запрашивать из центрального узла только необходимую в данный момент информацию (например, только информацию об интересующем маршруте, время ожидания транспортного средства конкретного маршрута на конкретной остановке, оптимальном маршруте следования и др.), делать заявку (заказ, бронирование) посадочного места в маршрутном транспортном средстве заранее, что позволит оптимизировать не только маршрут следования пользователей, но и необходимое количество ТС. Для организации такого канала связи можно использовать инфраструктуру радиотелефонной сотовой сети или Интернет, а в качестве пользовательского терминала - радиотелефон, смартфон или карманный (портативный) персональный компьютер.

Получение технического результата изобретения возможно при следующих существенных признаках: радиоэлектронное устройство организации пассажирского транспорта состоит из подсистемы аппаратуры транспорта, центрального узла, подсистемы аппаратуры пользователя и каналов связи, при этом подсистема аппаратуры транспорта состоит из транспортных терминалов, которые входят в состав каждой единицы пассажирского транспорта, охваченной этой системой, определяют и передают информацию о своем местоположении в центральный узел по каналу связи, центральный узел автоматически осуществляет ее прием, формирование сообщений как на основе информации, полученной от транспортных терминалов, так и других сообщений, повышающих удобство пользования пассажирским транспортом, кодирование сообщений и их передачу по каналам связи на терминалы пользователей, подсистема аппаратуры пользователя состоит из пользовательских терминалов, которые производят прием сообщений центрального узла, их обработку, формирование и отображение пользователю сведений, повышающих удобство пользования пассажирским транспортом.

В другом исполнении для определения местоположения транспортных средств можно использовать способ радиопеленгования.

Похожие патенты RU2434305C2

название год авторы номер документа
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ОСТАНОВОК ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Голощапов Владлен Михайлович
  • Баклин Андрей Александрович
  • Полухин Юрий Александрович
  • Викулов Александр Сергеевич
  • Потемкин Алексей Николаевич
  • Асанина Дарья Андреевна
  • Ядринцев Евгений Михайлович
  • Хованов Дмитрий Алексеевич
RU2537019C1
Система для остановки общественного транспортного средства пользователем 2018
  • Полетаев Дмитрий Александрович
  • Скиданов Илья Константинович
RU2706845C1
Информационно-технологический комплекс управления и контроля на маршрутизированном пассажирском транспорте 2023
  • Раков Андрей Викторович
RU2819665C1
Способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта и устройство информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта. 2018
  • Панитков Юрий Михайлович
  • Панитков Степан Юрьевич
RU2697496C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ, МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ И СВЯЗИ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА 2009
  • Ряховский Валерий Иванович
  • Коваленко Владимир Наумович
  • Наумчук Геннадий Леонидович
  • Костина Марина Евгеньевна
  • Чернуха Федор Анатольевич
  • Костин Владимир Игоревич
  • Богатырев Владимир Николаевич
  • Карнаух Роман Николаевич
RU2419980C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, ПЕРЕВОЗЯЩИМ ПАССАЖИРОВ 2005
  • Стоффелсма Боук С.
  • Файтер Манфред
RU2384883C2
Способ автоматизированной оплаты проезда и контроля оплаты проезда в общественном транспорте 2020
  • Пантелеймонов Игорь Николаевич
RU2726379C1
Система контроля и мониторинга маршрутизированных автотранспортных средств 2018
  • Кулагин Александр Сергеевич
RU2712404C2
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 2009
  • Токмаков Алексей Александрович
RU2411591C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК 2022
  • Журавлев Андрей Иванович
  • Усачева Валентина Викторовна
  • Филоненко Михаил Александрович
  • Гаврилов Максим Георгиевич
  • Станкевич Дмитрий Борисович
  • Яськов Михаил Александрович
  • Рязанцев Роман Александрович
  • Харитонов Андрей Вячеславович
  • Хавкин Юрий Анатольевич
  • Зирюкин Павел Вячеславович
  • Душечкин Сергей Алексеевич
  • Литновский Александр Викторович
  • Большаков Александр Вячеславович
  • Сидорчев Илья Викторович
  • Данилюк Сергей Вячеславович
  • Чехладзе Анзори Гочаевич
  • Полянских Алексей Викторович
  • Мацнев Михаил Владимирович
  • Бобров Илья Андреевич
  • Храмов Михаил Иванович
  • Сидякин Иван Михайлович
  • Медный Алексей Владимирович
  • Фокин Андрей Георгиевич
  • Ляхович Сергей Викторович
RU2784825C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 434 305 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Группа изобретений относится к области регулирования движения общественного пассажирского транспорта, в частности маршрутных транспортных средств (ТС). С помощью предложенных технических решений пользователю оказывается доступной в реальном масштабе времени информация о фактическом местоположении (координатах), скорости, направлении движения общественного ТС, прогнозируемом времени прихода ТС на остановку, степени загруженности салона пассажирами. Доступность этой информации позволяет пользователю оптимизировать маршрут своего следования путем выбора для поездки остановок, ТС и количества пересадок. В данном случае используются транспортные терминалы, центральный узел, выполняющий функции приема, обработки, контроля, управления и передачи, индивидуальные пользовательские терминалы и каналы связи. Транспортные терминалы передают по каналам связи информацию о местоположении ТС на центральный узел. Центральный узел принимает и обрабатывает информацию от транспортных терминалов, формирует сигналы (информационные сообщения), в которых содержатся данные о координатах ТС, маршрутах их следования, прогноз времени прихода на остановки и др., и передает их по каналам связи на терминалы пользователей общественным транспортом. Пользовательские терминалы производят прием и обработку сигналов, переданных центральным узлом, для извлечения информации, необходимой пользователю. Группа изобретений обеспечивает повышенное удобство (комфорт) пользования общественным транспортом, сокращение времени и расходов на поездку. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 434 305 C2

1. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта, включающий определение местоположения общественных транспортных средств, передачу информации о местоположении общественных транспортных средств на центральный узел и с него - на терминал пользователя, прием терминалом пользователя информации о местоположении общественных транспортных средств, отличающийся тем, что с центрального узла на терминал пользователя передают информацию о местоположении общественных транспортных средств по запросу пользователя.

2. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что обмен информацией пользователя с центральным узлом осуществляют в интерактивном режиме.

3. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что информацию передают в реальном масштабе времени.

4. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что на терминалы пользователей передают информацию о наличии свободных мест в общественных транспортных средствах.

5. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что для обмена информацией используют каналы связи радиотелефонной сотовой сети.

6. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что для обмена информацией используют каналы связи сети Интернет.

7. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что в качестве терминала пользователей используют радиотелефон.

8. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта, включающий определение местоположения общественных транспортных средств, передачу информации о местоположении общественных транспортных средств на центральный узел, отличающийся тем, что с центрального узла по запросу пользователя передают на терминалы пользователей рекомендации по маршруту пользователя.

9. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что на терминалы пользователей информацию передают в реальном масштабе времени.

10. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что на терминалы пользователей передают информацию о наличии свободных мест в общественных транспортных средствах.

11. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что обмен информацией пользователя с центральным узлом осуществляют в интерактивном режиме.

12. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что для передачи информации используют каналы связи радиотелефонной сотовой сети.

13. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что для передачи информации используют каналы связи сети Интернет.

14. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что в качестве терминала пользователей используют радиотелефон.

15. Устройство пользователя общественного транспорта, позволяющее принимать от центрального узла сигналы, в которых закодирована информация о местоположении общественных транспортных средств, отличающееся тем, что содержит передатчик запроса информации о местоположении общественных транспортных средств.

16. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что совмещено с радиотелефоном.

17. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении общественных транспортных средств отображают на карте местности в реальном масштабе времени.

18. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении используют для отображения общественных транспортных средств на карте местности.

19. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении используют для прогноза времени прихода общественного транспортного средства на остановку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2434305C2

US 6253148 В1, 26.06.2001
Дефлектор 1981
  • Сухоруков Василий Васильевич
  • Король Григорий Иванович
  • Носенко Григорий Васильевич
SU1005737A1
WO 9402923 А1, 03.02.1994
CN 101042801 А, 26.09.2007
CN 101140700 А, 12.03.2008
KR 20030096115 А, 24.12.2003
CN 1845197 А, 11.10.2006
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 1998
  • Андреев А.А.
  • Григорьев М.Н.
  • Груберт Л.Ю.
  • Иванов В.Н.
RU2167453C2

RU 2 434 305 C2

Авторы

Маклашов Владимир Анатольевич

Даты

2011-11-20Публикация

2009-05-21Подача