СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F02C9/28 F02K3/10 F23R3/28 

Описание патента на изобретение RU2438031C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ТРДФ) с форсажной камерой сгорания (ФКС).

Известен способ управления расходом топлива в ФКС ТРДФ, заключающийся в том, что по измеренному давлению воздуха за компрессором двигателя управляют расходом топлива в ФКС (форсажным топливом) (Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД», М., «Машиностроение», 1965).

Недостатком известного способа является то, что он не обеспечивает сохранение неизменным режима работы газогенератора, т.к. влияние подачи форсажного топлива на перепад давлений на турбине не контролируется. Это может привести к значительному отклонению температуры газов перед турбиной от расчетного значения. Это, в свою очередь, снижает надежность работы двигателя и приводит к ускоренной выработке его ресурса.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива в ФКС ТРДФ, заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором двигателя, давлению газа за турбиной двигателя, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС (Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М., «Машиностроение», 1974 г.).

Недостатком этого способа является то, что он не учитывает существенное влияние конструкции топливной системы форсажного контура двигателя на динамику ФКС, а именно не учитывается влияние процесса заполнения топливных коллекторов на процесс изменения тяги двигателя в ходе форсажной приемистости. Это приводит к ступенчатому изменению эффективного расхода топлива и соответственно к ступенчатому изменению тяги двигателя в процессе приемистости. Для современных двигателей Ал-31Ф и Д30-Ф6, имеющих пять групп коллекторов в ФКС и жесткие требования по времени выхода двигателя на режим «полный форсаж» (1…2 с) без провалов по тяге, этот недостаток является существенным. Ступенчатое изменение эффективного расхода топлива может привести к недобору тяги двигателя в нужный момент. Это снижает надежность работы двигателя и безопасность ЛА.

Целью изобретения является повышение надежности работы двигателя и безопасности ЛА за счет повышения качества работы САУ на форсажных режимах работы двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления расходом топлива в ФКС ТРДФ, заключающемся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в ОКС сгорания управляют расходом топлива в ФКС, дополнительно в процессе форсажной приемистости при подключении очередного топливного коллектора ФКС на время его заполнения увеличивают расход форсажного топлива через «предыдущий» коллектор на величину объема очередного.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков параметров двигателя и воздуха на входе в двигатель, электронный регулятор 2 (ЭР) режимов работы двигателя, блок элекгрогидропреобразователей 3, к выходу блока 3 подключены дозаторы 4 форсажного топлива (по одному на каждый топливный коллектор ФКС), каждый дозатор 4 через свой запорный клапан (ЗК) 5 подключен к своему топливному коллектору ФКС, вход каждого ЗК 5 соединен с ЭР 2.

Устройство работает следующим образом.

По измеренным с помощью БД 1 температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором двигателя, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в ОКС ЭР 2 формирует заданное значение расхода топлива в ФКС

где Gт ф зад - заданный расход топлива в ФКС,

α руд - угол установки РУД

Твх - температура воздуха на входе в двигатель,

Рк - давление воздуха за компрессором двигателя,

Рт - давление газа за турбиной двигателя,

Gт окс - измеренный расход топлива в ОКС.

Примеры зависимости (1) приведены в книге Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М., «Машиностроение», 1974 г.

В зависимости от величины заданного расхода форсажного топлива ЭР 2 формирует электрические управляющие воздействия, поступающие в блок 3, где они преобразуются в гидравлические управляющие воздействия на дозаторы 4. Количество дозаторов 4 зависит от количества коллекторов ФКС и определяется так: по одному дозатору на коллектор. В качестве примера в описании и на фигуре выбран вариант ФКС с пятью коллекторами.

Запуск ФКС и вывод двигателя на режим минимального форсажа обеспечивается с помощью первого дозатора и первого (пускового) коллектора. При переводе пилотом РУД на площадку «минимальный форсаж» ЭР 2 обеспечивает:

- расчет заданного расхода форсажного топлива для режима «минимальный форсаж»;

- перевод первого дозатора 4 в положение, соответствующее заданному расходу форсажного топлива;

- открытие первого ЗК 5;

- включение агрегата «огневой дорожки» (не показан).

После запуска ФКС и выхода двигателя на режим «минимальный форсаж» ЭР 2 формирует сигнал пилоту «Форсаж включен».

При переводе пилотом РУД в положение «максимальный форсаж» ЭР 2 обеспечивает:

- расчет заданного расхода форсажного топлива для режима «максимальный форсаж»;

- распределение заданного расхода форсажного топлива между дозаторами в зависимости от пропускной способности соответствующего дозатору топливного коллектора ФКС;

- поочередное включение в работу оставшихся четырех дозаторов 4.

При этом при включении в работу второго дозатора 4 ЭР 2 обеспечивает:

- перевод второго дозатора 4 в положение, соответствующее заданному для него расходу форсажного топлива;

- расчет времени заполнения второго коллектора топливом (объемы коллекторов хранятся в запоминающем устройстве ЭР 2 - на фигуре не показано);

- открытие второго ЗК 5;

- перевод первого дозатора 4 на время заполнения второго коллектора в положение, соответствующее заданному для него расходу форсажного топлива, увеличенному на величину, соответствующую объему второго коллектора.

Перевод производится равномерно таким образом, чтобы к окончанию времени заполнения расход вырос на величину объема коллектора.

В момент окончания заполнения второго коллектора по команде ЭР 2 первый дозатор 4 за минимально возможное время возвращается в положение, соответствующее заданному для него расходу форсажного топлива.

Включение в работу остальных трех дозаторов производится аналогично.

Т.о. обеспечивается плавное изменение эффективного расхода топлива и соответственно плавное изменение тяги двигателя в процессе приемистости, т.е. повышение качества работы САУ. Следствием этого является повышение надежности работы двигателя и безопасности ЛА.

Похожие патенты RU2438031C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2432478C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435969C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2389890C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2386837C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2442001C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2387857C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2018
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Королев Виктор Викторович
RU2706518C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2014
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Денисенко Дмитрий Александрович
  • Гуминский Анатолий Анатольевич
  • Крутяков Сергей Станиславович
RU2555784C1
Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (ТРД) и форсажный комплекс, работающий этим способом, способ работы насоса форсажного и насос форсажный, работающий этим способом, способ работы ТРД и ТРД, работающий этим способом 2017
  • Балуков Евгений Витальевич
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Сладков Михаил Куприянович
RU2656525C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 438 031 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания (ФКС) газотурбинного двигателя заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в основную камеру сгорания (ОКС) управляют расходом топлива в ФКС. Дополнительно в процессе форсажной приемистости при подключении очередного топливного коллектора ФКС на время его заполнения увеличивают расход форсажного топлива через «предыдущий» коллектор на величину объема очередного. Обеспечивается плавное изменение эффективного расхода топлива и соответственно плавное изменение тяги двигателя в процессе приемистости, т.е. повышение качества работы САУ. Следствием этого является повышение надежности работы двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 438 031 C2

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания (ФКС) газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в основную камеру сгорания (ОКС) управляют расходом топлива в ФКС, отличающийся тем, что дополнительно в процессе форсажной приемистости при подключении очередного топливного коллектора ФКС на время его заполнения увеличивают расход форсажного топлива через предыдущий коллектор на величину объема очередного.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2438031C2

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ 2004
  • Аршавский А.Л.
  • Бондарев Л.Я.
  • Зеликин Ю.М.
  • Лахонин С.Б.
  • Никитин М.В.
  • Лунин А.Г.
RU2258149C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Лахонин Сергей Борисович
  • Лунин Александр Георгиевич
  • Шайхелисламов Илфар Миннисламович
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Крылов Владимир Степанович
  • Никитин Михаил Владимирович
RU2315883C1
US 4134259 A, 16.01.1979
Фундамент под колонну 1980
  • Краковский Олег Николаевич
SU912839A1
DE 4041618 A1, 25.06.1992
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Блохин В.С.
  • Головин М.Г.
RU2028482C1

RU 2 438 031 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2011-12-27Публикация

2009-02-27Подача