ВИБРОИЗОЛЯЦИОННАЯ ПОДВЕСКА РОТОРА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F16C27/04 

Описание патента на изобретение RU2440518C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подвеске роторов машин и оборудования.

Известно устройство радиального подшипника (патент №2293226, кл. F16C 17/03, 2007 г.), который включает в себя кольцеобразный кожух для группы упруго установленных с помощью пружинного средства аркообразных вкладышей, которые ограничивают смещение в радиальном направлении и заставляют вкладыши подшипника определять пространство вала. Относительное перемещение между пружинами обеспечивает фрикционное демпфирование для упругой подвески.

Недостатками являются сложная конструкция подшипника, значительный коэффициент жесткости подвески.

Прототипом заявляемого изобретения служит многолепестковый газодинамический подшипник (патент №2350795, кл. F16C 32/06, 2009 г.), используемый для радиальной подвески роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения. Подшипник включает корпус подшипника с цапфой, расположенные в кольцевом пространстве между внутренней поверхностью корпуса и цапфой два или более верхних лепестка, представляющие собой гладкие податливые ленты, простирающиеся в окружном направлении вокруг цапфы и прилегающие своей внутренней поверхностью к цапфе. Между некоторыми из верхних лепестков и корпусом подшипника расположены две или более упругодемпферные секции.

Недостатком прототипа является значительный коэффициент жесткости подвески, и, следовательно, существенная передаваемая динамическая сила через нее.

Технической задачей заявляемого изобретения является виброизоляция ротора в радиальном направлении с помощью обеспечения малой жесткости в плоскости, перпендикулярной оси ротора.

Поставленная задача решается тем, что в виброизоляционной подвеске ротора машин и оборудования, включающей установленный на роторе подшипник, виброизолирующие демпфирующие элементы, согласно изобретению подшипник расположен внутри виброизолирующего кольца, выполненного в виде двух внутренних и внешних полуколец, между которыми размещены пары бистабильных пластин, выполняющие функцию несущих и компенсирующих пластин и образующие малую жесткость в плоскости кольца.

В каждой паре пластин одна, несущая, выполняет роль упруго амортизатора и воспринимает часть веса ротора, вторая пластина, компенсирующая, находится в положении с отрицательной жесткостью, уменьшает коэффициент жесткости пары пластин до малого или квазинулевого значения. Каждая пара бистабильных пластин воспринимает определенную нагрузку и имеет малую жесткость. В сумме все пары бистабильных пластин воспринимают вес ротора и обладают малой жесткостью в плоскости, перпендикулярной оси ротора, обеспечивая виброизоляцию ротора.

Виброизоляция обеспечивается путем регулирования жесткости связи, в том числе и приведением жесткости к квазинулевой, посредством применения компенсирующих пластин, которые частично или полностью снижают жесткость несущих упругих пластин, на которые приходится статическая нагрузка от виброизолируемого объекта. Компенсирующие пластины создают усилие в ту же сторону, куда перемещается точка приложения нагрузки относительно положения статического равновесия, что приводит к уменьшению жесткости виброопоры и, следовательно, увеличивает ее эффективность.

Конструкция виброизоляционной подвески ротора машин и оборудования представлена на фигуре 1. На фигуре 2 представлены различные положения бистабильной пластины.

Ротор 1 устанавливается внутри подшипника 2. Подшипник окружается двумя внутренними 3, 4 и двумя внешними 5, 6 полукольцами. Пары бистабильных пластин, состоящие из несущих 7 и компенсирующих 8, устанавливаются диаметрально относительно подшипника 2. Несущие пластины 7 устанавливаются между внутренним нижним полукольцом 3 и внешним нижним полукольцом 5. Между внутренним верхним полукольцом 4 и внешним верхним полукольцом 6 устанавливаются компенсирующие пластины 8. Полукольца 3, 4, 5, 6, несущие 7 и компенсирующие 8 пластины образуют виброизоляционное кольцо. Виброизоляционное кольцо заключается между верхней 9 и нижней 10 частями корпуса. Контактирующие поверхности, изображенные на фигуре 1, должны быть соединены между собой. Способы соединения могут быть различными: сварка, склеивание, заклепка, винт, болт, шпилька и т.д.

Бистабильная пластина 7, 8 (фигура 2) представляет собой пластину, зажатую между двумя упорами. При незначительной нагрузке пластина проявляет упругие свойства (фигура 2, положение I). При большей нагрузке (фигура 2, положение II) пластина находится в неустойчивом положении II и переходит в устойчивое положение III (фигура 2). Неустойчивое положение II характеризуется отрицательной жесткостью. Это свойство используется для уменьшения коэффициента жесткости упругого элемента с положительной жесткостью. В сумме система из элементов с положительной и отрицательной жесткостью дает малую или квазинулевую жесткость.

Виброизоляционная подвеска ротора машин и оборудования работает следующим образом.

Вес ротора 1 воспринимается несущими пластинами 7. Пусть при вибрации объект переместился вниз. Тогда несущие пластины 7 получили дополнительное сжатие и, соответственно, увеличилась их сила реакции. При этом компенсирующие пластины 8 поменяли свое положение и стали иметь наклон вниз, и, таким образом, они стали стремиться перейти из неустойчивого положения II (фигура 2) в положение III, их восстанавливающая сила стала направленной также вниз, компенсируя увеличенную силу реакции несущих пластин 7. В итоге несущая пластина 7 не стремится резко вернуться в предыдущее положение, тем самым не действуя на виброизолируемый объект переменной динамической силой, что вызывает эффект виброизоляции.

При перемещении объекта вверх компенсирующие пластины 8 стремятся перейти из положения II в положение I (фигура 2), в остальном принцип работы аналогичен.

В качестве материала для несущих и компенсирующих пластин можно использовать сталь, в частности рессорную, что не только обеспечит долговечность и надежность конструкции, но и позволит значительно удешевить ее.

В результате подобной работы подвески происходит снижение уровня вибрации. Благодаря малой жесткости подвески снижается критическая частота вращения ротора и при квазинулевой жесткости самоцентрирование вала наступает при рабочих частотах, что значительно облегчает обслуживание оборудования. Уменьшаются передаваемые через подвеску переменные и ударные силы, виброизолируется фундамент, повышается надежность и долговечность машин и оборудования.

Похожие патенты RU2440518C1

название год авторы номер документа
ВИБРООПОРА 2010
  • Валеев Анвар Рашитович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Тихонов Александр Юрьевич
RU2426920C1
Упругая опора подшипника качения высокооборотного ротора 2017
  • Ивашин Александр Фёдорович
  • Осипов Евгений Владимирович
RU2672516C1
Виброизоляционная транспортная платформа 2020
  • Кузнецов Александр Сергеевич
RU2734126C1
Активная виброизолирующая платформа на основе магнитореологических эластомеров 2015
  • Михайлов Валерий Павлович
  • Базиненков Алексей Михайлович
  • Степанов Геннадий Владимирович
RU2611691C1
ВИБРОИЗОЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН 2017
  • Кансела Родригез, Хавьер
RU2751174C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТКОСТИ ВИБРОЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Белокобыльский Сергей Владимирович
  • Упырь Роман Юрьевич
  • Трофимов Андрей Нарьевич
  • Паршута Евгений Александрович
  • Сорин Виктор Валерьевич
RU2440523C2
ВИБРОИЗОЛЯТОР С КВАЗИНУЛЕВОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ 2023
  • Кочергин Виктор Иванович
  • Глушков Сергей Павлович
RU2823053C1
РЕГУЛИРУЕМАЯ ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Халиуллин Фарит Ханафиевич
  • Зиганшин Булат Гусманович
  • Яхин Сергей Мирбатович
  • Хафизов Камиль Абдулхакович
  • Егоров Николай Михайлович
RU2767560C1
Площадка для оператора 1980
  • Резников Игорь Георгиевич
  • Козлов Валерий Васильевич
  • Лещенко Анатолий Григорьевич
  • Чирьев Виталий Иннокентьевич
  • Горьков Антон Степанович
  • Перегудов Григорий Васильевич
SU977868A1
ВИБРОИЗОЛЯТОР С КВАЗИНУЛЕВОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ 2011
  • Валеев Анвар Рашитович
  • Саньков Виктор Яковлевич
  • Коробков Геннадий Евгеньевич
RU2463497C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 440 518 C1

Реферат патента 2012 года ВИБРОИЗОЛЯЦИОННАЯ ПОДВЕСКА РОТОРА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подвеске роторов машин и оборудования. Виброизоляционная подвеска включает установленный на роторе (1) подшипник (2), виброизолирующие демпфирующие элементы. Подшипник (2) расположен внутри виброизолирующего кольца, выполненного в виде двух внутренних (3, 4) и двух внешних (5, 6) полуколец. Пары бистабильных пластин, состоящие из несущих (7) и компенсирующих (8) пластин, установлены диаметрально относительно подшипника (2). При этом пластины (7) установлены между внутренним нижним полукольцом (3) и внешним нижним полукольцом (5), а пластины (8) установлены между внутренним верхним полукольцом (4) и внешним верхним полукольцом (6). Виброизолирующее кольцо заключено между верхней (9) и нижней (10) частями корпуса. Каждая пара бистабильных пластин воспринимает определенную нагрузку и имеет малую жесткость. Технический результат: виброизоляция ротора в радиальном направлении с помощью обеспечения малой жесткости в плоскости, перпендикулярной оси ротора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 440 518 C1

Виброизоляционная подвеска ротора машин и оборудования, включающая установленный на роторе подшипник, виброизолирующие демпфирующие элементы, отличающаяся тем, что подшипник расположен внутри виброизолирующего кольца, выполненного в виде двух внутренних и внешних полуколец, между которыми размещены пары бистабильных пластин, выполняющие функцию несущих и компенсирующих пластин, и образующие малую жесткость в плоскости кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2440518C1

ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА 1989
  • Ефименко А.В.
  • Кривошей В.Я.
RU1646354C
Устройство сравнения фазового сдвига прямоугольных периодических сигналов 1976
  • Решетов Всеволод Павлович
SU658499A1
Пневматическое управляющее устройство 1980
  • Келлерман Юрий Иванович
  • Водопьян Людмила Игоревна
  • Айриев Алексей Аршакович
  • Хромых Владимир Николаевич
SU934447A1
Опора вала 1976
  • Генкин Михаил Дмитриевич
  • Елезов Владимир Гаврилович
  • Кочановский Павел Васильевич
  • Трифонова Надежда Петровна
  • Яблонский Владлен Викторович
SU607067A1
Формирователь импульсов 1980
  • Трушин Валентин Михайлович
  • Бородин Александр Дмитриевич
SU1083349A1

RU 2 440 518 C1

Авторы

Валеев Анвар Рашитович

Зотов Алексей Николаевич

Даты

2012-01-20Публикация

2010-08-27Подача