Одним из важнейших факторов, входящих в комплексную оценку состояния здоровья ребенка, является физическое развитие, нарушения которого могут отражать наличие врожденных или наследственных заболеваний и зачастую сопровождаются снижением уровня адаптационных механизмов и противоинфекционной защиты (Якушенко М.Н., Каранашева В.А., Шакова А.Х. / Методы исследования морфо-функциональных показателей у детей. - Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2000. - 28 с.).
Существуют различные способы оценки физического развития детей. В основе большинства из них лежат антропометрические данные. Для дополнительной характеристики при изучении физического развития ребенка используется ряд индексов, которые являются относительными величинами и отражают пропорциональность развития, упитанность, интенсивность роста (индекс Вервека, индексы Бунака, индекс пропорциональности по Воронцову, индекс Эрисмана, индекс Бругша, индекс Пезар, индекс Мочан, грудной показатель, индекс Рорера, индекс Кауля, индекс Ливии, индекс дю Ранта-Линдера, индекс Пирке I). В настоящее время наибольшее распространение нашел непараметрический, центильный способ интерпретации результатов соматометрии (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), так как было доказано ненормальное распределение массы тела и грудного периметра (С.Ф.Гнусаев, О.Б.Федерякина, Л.К.Антонова / Физическое развитие детей: метод, пособие - Тверь, 2001. - 50 с.), рекомендуемый при проведении скрининговых исследований. При этом оценку массы проводят по таблице соответствия длине тела. Попадание искомой величины массы тела ребенка в область 1 коридора (до 3 центиля) говорит об очень низких значениях показателя масса-рост, в зону 2 коридора (от 3 до 10 центиля) - о низких, в зону 3 коридора (от 10 до 25) - о ниже средних, в зону 4 (от 25 до 75) - о средних, 5 (от 75 до 90) - выше средних, 6 (от 90 до 97) - о высоких и в область 7 (свыше 97 центиля) - об очень высоких. Затем степень физического развития оценивают как среднее или нормальное (коридоры 3, 4 и 5), низкое физическое развитие за счет пониженного питания (1, 2) и высокое, обусловленное повышенным питанием (6, 7). Недостатком данного способа является не только обязательное наличие центильных таблиц, без которых оценить физическое развитие детей не представляется возможным, но и то, что учитываются только морфологические критерии без функциональных особенностей, характерных для новорожденного, которые во многом и определяют дальнейшее физическое развитие детей.
Авторы предлагают свой способ оценки физического развития детей, основанный на расчете индекса физического развития (ИФР), который вычисляется по формуле , включающей в себя следующие модули:
1. Морфофункциональный резерв как сумма отношений массы тела (МТкг) к длине тела (ДТсм) и окружности головы (Огол.см) к окружности грудной клетки (Огр.см);
2. Степень функционального восстановления (СФВ) как уровень адаптации ребенка к условиям внеутробного существования на 5 минуте жизни, в баллах по шкале Апгар (А5'),
3. Коэффициент гестационной зрелости как отношение стандартного срока беременности (ГВст.) к фактическому гестационному возрасту новорожденного (ГВфакт.), в неделях.
При значениях ИФР от «6 до 8» диагностируют нормальное или среднее физическое развитие детей, при значениях ИФР «ниже 6» физическое развитие оценивают как низкое, а при значениях ИФР «выше 8» диагностируют высокий уровень физического развития.
Заявителями было проведено пролонгированное обследование 681 ребенка различного гестационного возраста от периода новорожденности до двух лет жизни с оценкой динамики основных антропометрических показателей, таких как длина тела (кг), масса тела (см), окружность головы (см) и окружность грудной клетки (см). Уровень адаптации оценивался у новорожденных детей в баллах по шкале Апгар на 5 минуте жизни. Здоровые новорожденные дети имели оценку 8-10 баллов, оценка от 6 до 7 балов свидетельствовала о негрубых нарушениях адаптации, 5 баллов и ниже являлась показателем грубого нарушения адаптации. Дети с гестационным возрастом 28-37 недель считались недоношенными, 38-42 недели доношенными.
Проведенный авторами анализ показал, что у детей с гестационным возрастом 28-37 недель прирост длины тела в течение 15 месяцев достоверно отстает от такового у доношенных. Компенсация веса у доношенных и недоношенных детей наступает в три раза быстрее по сравнению с длиной тела. Компенсация сниженного объема головного мозга недоношенных детей наступает только к 6 месяцу жизни. Наблюдается достоверная корреляция между отставанием в длине тела у недоношенных детей и приростом окружности грудной клетки. Выявленые неодинаковые темпы сомато-висцеральных отношений достоверно влияют на физическое развитие детей периода новорожденности, грудного и раннего детского возраста в зависимости от гестационной зрелости.
Отчетливо прослеживается зависимость степени физического развития от уровня адаптации новорожденных и гестационного возраста. У недоношенных детей средние показатели оценки по шкале Апгар на пятой минуте после рождения были достоверно ниже, чем у доношенных (p<0,001), и составили 6.98±0.14. Дети, получившие оценку по шкале Апгар 5 и менее баллов на 5 минуте, достоверно отстают по основным показателям физического развития до 24 месяца жизни (p<0,05).
Анализ показывает, что дети с высокой степенью адаптации и нормальной гестационной зрелостью распределяются в группы со значениями ИФР, соответствующими нормальному и высокому физическому развитию, тогда как группа с низким физическим развитием состоит в основном из детей с гестационным возрастом ниже 37 недель и значениями по шкале Апгар, соответствующими негрубым и грубым нарушениям адаптации.
Процентное соотношение детей с низким, нормальным и высоким физическим развитием при динамическом наблюдении в течение двух лет показывает более корректную динамику в сравнении с методом центильных таблиц.
Техническим результатом, который достигается при реализации предложенного способа, можно считать адекватность оценки физического развития детей, учитывающей их морфологические и функциональные особенности.
Клинические примеры
1. Девочка А., 1 месяц, гестационный возраст на момент рождения 34 недели, оценка по шкале Апгар на 5 минуте после рождения 5 баллов. На момент обследования масса тела 3,7 кг, рост 50 см, окружность головы 37 см, окружность груди 34 см. ИФР=5×(40/34)/((3,7/50)+(37/34))=5,06. При использовании центильной таблицы (соответствие массы тела росту) масса тела ребенка попала в 4 коридор, что указывает на среднее физическое развитие, однако ИФР был снижен и соответствовал низкому физическому развитию у данной девочки. Это заключение совпало с результатом клинического обследования, которое показало, что для своего возраста ребенок имеет очень низкие массу тела и рост и нуждается в дополнительном обследовании.
2. Мальчик В., 12 месяцев, гестационный возраст на момент рождения 40 недель, оценка по шкале Апгар на 5 минуте после рождения 9 баллов. На момент обследования масса тела 9,42 кг, рост 72 см, окружность головы 45,5 см, окружность груди 47,5 см. ИФР=9×(40/40)/((9,42/72)+(45,5/47,5))=8,27. Анализ физического развития данного ребенка по центильным таблицам показал нормальное физическое развитие (масса тела по отношению к росту попала в 4 коридор). По данным нового способа (ИФР=8,27) физическое развитие было оценено как высокое.
3. Девочка В., 2 года, гестационный возраст на момент рождения 40 недель, оценка по шкале Апгар на 5 минуте после рождения 10 баллов. На момент обследования масса тела 14,9 кг, рост 91 см, окружность головы 48 см, окружность груди 51 см. ИФР=10×(40/40)/((14,9/91)+(48/51))=9,09. По центильной таблице масса тела при данном росте попала в 7 коридор, что указывает на очень высокое физическое развитие. ИФР у этой девочки по новому способу также свидетельствует о высоком физическом развитии. Последующее клиническое обследование подтвердило, что у девочки для данного возраста имеется высокий рост и избыточная масса тела, что требует проведения дополнительного обследования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА РОСТА ГЛУБОКО НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ОЧЕНЬ НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА В ПОСТКОНЦЕПТУАЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 38-40 НЕДЕЛЬ | 2011 |
|
RU2467328C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА РОСТА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3-Х ЛЕТ, РОЖДЕННЫХ С ГИПОПЛАСТИЧЕСКИМ ВАРИАНТОМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ | 2011 |
|
RU2468754C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА РОСТА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ТРЕХ ЛЕТ, РОЖДЕННЫХ С ГИПОТРОФИЧЕСКИМ ВАРИАНТОМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ | 2011 |
|
RU2464927C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИИ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ | 2012 |
|
RU2514013C2 |
СПОСОБ ПОСТНАТАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПЕРСИСТЕНЦИИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО ОТКРЫТОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ПРОТОКА У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2556793C1 |
Способ прогнозирования развития внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных новорожденных | 2020 |
|
RU2741727C1 |
Способ прогнозирования внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных новорожденных | 2020 |
|
RU2741722C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ | 1992 |
|
RU2070324C1 |
Способ ранней диагностики острой дыхательной недостаточности у недоношенных новорожденных и определения тактики лечения | 2021 |
|
RU2756425C1 |
Способ выявления недоношенности новорожденных детей | 1987 |
|
SU1458829A1 |
Изобретение относится к медицине, анатомии, неонатологии, педиатрии, социальной гигиене и организации здравоохранения и может быть применено для диагностики и коррекции физического развития новорожденных, детей грудного и раннего возраста, а также в популяционных исследованиях. У ребенка определяют фактический гестационный возраст (ГВфакт.) в неделях при рождении и рассчитывают коэффициент гестационной зрелости (КГЗ) как отношение стандартного срока беременности (ГВст.) 40 недель к ГВфакт. Определяют степень функционального восстановления (СФВ) как уровень адаптации к условиям внеутробного существования, в баллах, по шкале Апгар на 5 минуте жизни. Определяют длину и массу тела, окружность головы (Огол., см) и грудной клетки (Огр., см) ребенка на момент осмотра и рассчитывают морфофункциональный резерв (МФР) как сумму отношений массы тела (кг) к длине тела (см) и Огол. к Огр. На основании этих параметров рассчитывают индекс физического развития по формуле ИФР=СФВ×КГЗ/МФР. При ИФР от 6 до 8 диагностируют нормальное или среднее физическое развитие детей, при ИФР ниже 6 - низкое физическое развитие, выше 8 - высокое. Способ обеспечивает адекватность оценки физического развития детей, учитывающей их морфологические и функциональные особенности.
Способ оценки физического развития детей, заключается в том, что у ребенка определяют комплекс следующих параметров: определяют фактический гестационный возраст (ГВфакт.) в неделях при рождении и рассчитывают коэффициент гестационной зрелости (КГЗ) - как отношение стандартного срока беременности (ГВст.) 40 недель к ГВфакт., определяют степень функционального восстановления (СФВ) - как уровень адаптации к условиям внеутробного существования, в баллах, по шкале Апгар на 5 минуте жизни, определяют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки ребенка на момент осмотра и рассчитывают морфофункциональный резерв (МФР) - как сумму отношений массы тела (кг) к длине тела (см) и окружности головы (Огол., см) к окружности грудной клетки (Огр., см), на основании этих параметров рассчитывают индекс физического развития по формуле: ИФР=СФВ·КГЗ/МФР, при его значениях от 6 до 8 диагностируют нормальное или среднее физическое развитие детей, при значениях ИФР ниже 6 физическое развитие оценивают как низкое, а при значениях ИФР выше 8 диагностируют высокое физическое развитие у детей.
ГНУСАЕВ С.Ф | |||
и др | |||
Физическое развитие детей, метод | |||
пособие | |||
- Тверь, 2001, с.50 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2005 |
|
RU2271146C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПАСТЫ | 2005 |
|
RU2304318C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 1990 |
|
RU2018847C1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
КОЗЛОВ А.И | |||
Физическое развитие детей России: география, урбанизация, социальные условия, лекция, 6 апреля 2005, VIII Всероссийская |
Авторы
Даты
2012-02-10—Публикация
2010-05-18—Подача