ДВУХКОНТУРНАЯ ВОДОВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ С ТЕПЛОАККУМУЛИРУЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ Российский патент 2012 года по МПК F01P3/20 

Описание патента на изобретение RU2443874C1

Изобретение относится к системам охлаждения тепловозного дизеля.

Из уровня техники известно изобретение, в котором описана двухконтурная водовоздушная система охлаждения тепловозного дизеля, первый контур которого представляет собой контур охлаждения дизеля, второй контур является контуром охлаждения картерного масла и надувочного воздуха (SU №832092, 1981, 3 с.).

Однако такая система не исключает переохлаждение двигателя при работе на малых нагрузках при низкой температуре окружающей среды.

Задачей изобретения является повышение эффективности работы дизеля в зимних условиях путем исключения переохлаждения двигателя при работе на малых нагрузках при низкой температуре окружающей среды, а также уменьшить время прогрева двигателя и экономии топлива.

Поставленная задача решается следующим образом. Двухконтурная водовоздушная система охлаждения тепловозного дизеля, содержащая контуры охлаждения, первый из которых представляет собой контур охлаждения дизеля, а второй контур является контуром охлаждения картерного масла и надувочного воздуха, согласно изобретению, система снабжена теплоаккумулирующим устройством, выполненным в виде термобаков, обеспечивающих слив охлаждающей воды из секций радиаторов, при этом термобак первого контура установлен относительно уровня дизеля и поддерживает в нем уровень заполнения дизеля водой при его остановке, и термобак второго контура установлен относительно уровня охладителя надувочного воздуха и поддерживает в нем и водомасляном теплообменнике уровень воды при остановке дизеля, байпасными линиями, соединяющими вход и выход радиаторных линий обоих контуров, кроме того, система снабжена байпасными линиями, соединяющими входы и выходы трубопроводов из радиаторов обоих контуров, а также паровоздушными трубопроводами, соединяющими верхнюю точку радиатора и верхнюю точку термобака, и трубопроводами, соединяющими нижние точки термобаков с трубопроводами всасывающих линий перед входами в насосы.

Данное изобретение представляет собой двухконтурную водовоздушную систему охлаждения тепловозного дизеля с теплоаккумулирующим устройством. Первый контур представляет собой контур охлаждения дизеля, второй - контур охлаждения картерного масла и наддувочного воздуха. Водяной термобак первого контура расположен относительно уровня дизеля, второго - относительно уровня охладителя наддувочного воздуха. Уровень термобака первого контура обеспечивает заполнение дизеля водой при его остановке, второго - водомасляного теплообменника и охладителя наддувочного воздуха. На термобаках устанавливаются клапаны для сброса избыточного давления, создаваемого при работе двигателя, а конструкция радиаторов и их крепление подразумевает температурное расширение радиаторов в блоке охлаждающего устройства. При запуске двигателя водяной насос первого контура забирает охлаждающую воду из термобака первого контура и дизеля, водяной насос второго контура - из термобака второго контура, охладителя наддувочного воздуха и водомасляного теплообменника, которая далее поступает в секции водовоздушного радиатора, смонтированные на одном уровне отдельно для каждого контура, выжимая из них воздух через вентиляционные трубки, находящиеся в верхней точке радиаторов и сообщающиеся с термобаками первого и второго контуров. Воздух, вытесненный из радиаторов, поступает в термобак соответствующего контура, а жидкость, охлаждаясь, возвращается по трубопроводам на всасывающие линии своего контура.

После остановки двигателя вода из радиаторов под действием избыточного давления воздуха в системе поступает в термобак соответствующего контура через трубопроводы, связывающие термобаки и всасывающие линии насосов. При работе дизеля в термобаках поддерживается минимальное количество жидкости, которое необходимо для предотвращения попадания воздуха на всасывающую линию насосов, подающих охлаждающую воду в дизель.

Данное изобретение представлено в графическом исполнении с указанием основных его особенностей на следующем рисунке.

На фиг.1 представлено конструкционное исполнение двухконтурной водовоздушной системы охлаждения тепловозного дизеля с теплоаккумулирующим устройством. Система включает водовоздушные радиаторы 1, вентиляционные каналы 2, термобаки 3, водяные насосы первого и второго контура охлаждения 4, водомасляный теплообменник 5, охладитель наддувочного воздуха 6, байпасные линии 7.

Запуск дизеля. Охлаждающая жидкость из термобака 3 первого контура охлаждения поступает на всасывающую линию насоса 4 первого контура и поступает в дизель. Из дизеля жидкость поступает в секции радиатора 1 первого контура, выжимая из них воздух через вентиляционные трубки первого контура 2, находящиеся в верхней точке радиаторов и сообщающиеся с термобаком первого контура. Охлаждаясь, жидкость возвращается в дизель по трубопроводу через всасывающую линию насоса первого контура.

Охлаждающая жидкость второго контура охлаждения поступает из термобака второго контура охлаждения на всасывающую линию насоса второго контура. Далее жидкость, проходя через холодильник наддувочного воздуха 6 и секции водомасляного теплообменника 5, поступает в секции радиатора второго контура, выжимая из них воздух через вентиляционные трубки второго контура 2, находящиеся в верхней точке радиаторов и сообщающиеся с термобаком второго контура. Охлаждаясь, жидкость возвращается на всасывающую линию насоса второго контура.

Остановка дизеля. После остановки двигателя вода с радиаторов под действием избыточного давления воздуха в системе поступает в термобак соответствующего контура бак через трубопроводы, связывающие термобаки и всасывающие линии насосов обоих контуров. При этом воздух из термобаков в радиаторы соответствующего контура перемещается по вентиляционным трубкам. Для обеспечения быстрого слива охлаждающей воды из радиаторов при остановке дизеля применяются байпасные линии 7, соединяющие вход и выход воды радиаторной линии. Обеспечение быстрого слива осуществляется за счет разрыва потока струи байпасными линиями и выжиманием воды из радиаторных трубок давлением воздуха, поступающего из термобаков в верхнюю точку радиаторов. По мере заполнения термобаков охлаждающей жидкостью воздух из них перемещается в радиаторы.

Необходимый уровень воды в водомасляном теплообменнике, охладителе наддувочного воздуха и дизеле при его остановке обеспечивается за счет разности высот установки термобаков: первого контура - относительно дизеля, а второго - относительно охладителя наддувочного воздуха. Также это предотвращает возникновение воздушных пробок в трубопроводах системы.

При работе дизеля в термобаках, устанавливаемых на разном уровне, поддерживается минимальное количество жидкости, которое необходимо для предотвращения попадания воздуха на всасывающую линию насосов, подающих охлаждающую воду в дизель. Скорость воды в трубках составляет не менее 0,6 м/с, что исключает замерзание воды при поступлении ее в радиаторы при отрицательной температуре наружного воздуха.

Данная конструкционная схема двухконтурной водовоздушной системы охлаждения тепловозного дизеля с теплоаккумулирующим устройством позволяет применять различное конструкционное исполнение радиаторов, работающих с различным типом вентиляторов.

Похожие патенты RU2443874C1

название год авторы номер документа
РАДИАТОР ВОДОВОЗДУШНЫЙ С ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИЕЙ 2008
  • Лаптев Владимир Александрович
  • Носков Иван Михайлович
RU2392132C1
СИСТЕМА ФИЛЬТРАЦИИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ 2005
  • Лаптев Владимир Александрович
RU2289026C1
СПОСОБ ХИМИЧЕСКОЙ ОЧИСТИ ВНУТРЕННИХ ПОЛОСТЕЙ ВОДООХЛАЖДАЕМЫХ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА ОТ НАКИПНО-КОРРОЗИОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2014
  • Широков Александр Юрьевич
  • Джамалханов Бадруди Сайфуддинович
RU2550416C1
Система охлаждения поршневого двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Мошенцев Юрий Леонидович
  • Швец Александр Михайлович
  • Курдюков Александр Петрович
  • Малков Евгений Александрович
  • Былинский Всеволод Константинович
SU1456621A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1992
  • Рагузин А.Р.
  • Горбунов Е.С.
  • Петриченко М.Р.
RU2049922C1
Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания В.В.Лукина 1982
  • Лукин Владимир Васильевич
SU1024599A1
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Бучкин Евгений Владимирович
  • Быков Олег Юрьевич
  • Горин Владимир Иванович
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Новиков Александр Михайлович
  • Рачков Станислав Робертович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2422669C1
АВТОМАТИЧЕСКИЯ СИСТЕМА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ 2007
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Алейников Игорь Аркадьевич
  • Андреев Артем Владимирович
RU2349770C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ 2004
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Алейников Игорь Аркадьевич
RU2285135C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Горин Владимир Иванович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Новиков Александр Михайлович
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2347086C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 443 874 C1

Реферат патента 2012 года ДВУХКОНТУРНАЯ ВОДОВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ С ТЕПЛОАККУМУЛИРУЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ

Изобретение относится к системе охлаждения тепловозного дизеля. Двухконтурная водовоздушная система охлаждения тепловозного дизеля, содержащая контуры охлаждения, первый из которых представляет собой контур охлаждения дизеля, а второй контур является контуром охлаждения картерного масла и надувочного воздуха, при этом система снабжена теплоаккумулирующим устройством, выполненным в виде термобаков, обеспечивающих слив охлаждающей воды из секций радиаторов, при этом термобак первого контура установлен относительно уровня дизеля и поддерживает в нем уровень заполнения дизеля водой при его остановке, и термобак второго контура установлен относительно уровня охладителя надувочного воздуха и поддерживает в нем и водомасляном теплообменнике уровень воды при остановке дизеля, байпасными линиями, соединяющими вход и выход радиаторных линий обоих контуров, кроме того, система снабжена байпасными линиями, соединяющими входы и выходы трубопроводов из радиаторов обоих контуров, а также паровоздушными трубопроводами, соединяющими верхнюю точку радиатора и верхнюю точку термобака, и трубопроводами, соединяющими нижние точки термобаков с трубопроводами всасывающих линий перед входами в насосы. Изобретение обеспечивает повышение эффективности работы дизеля при низкой температуре окружающей среды и экономию топлива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 443 874 C1

Двухконтурная водовоздушная система охлаждения тепловозного дизеля, содержащая контуры охлаждения, первый из которых представляет собой контур охлаждения дизеля, а второй контур является контуром охлаждения картерного масла и надувочного воздуха, отличающаяся тем, что система снабжена теплоаккумулирующим устройством, выполненным в виде термобаков, обеспечивающих слив охлаждающей воды из секций радиаторов, при этом термобак первого контура установлен относительно уровня дизеля и поддерживает в нем уровень заполнения дизеля водой при его остановке, и термобак второго контура установлен относительно уровня охладителя надувочного воздуха и поддерживает в нем и водомасляном теплообменнике уровень воды при остановке дизеля, байпасными линиями, соединяющими вход и выход радиаторных линий обоих контуров, кроме того, система снабжена байпасными линиями, соединяющими входы и выходы трубопроводов из радиаторов обоих контуров, а также паровоздушными трубопроводами, соединяющими верхнюю точку радиатора и верхнюю точку термобака, и трубопроводами, соединяющими нижние точки термобаков с трубопроводами всасывающих линий перед входами в насосы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2443874C1

Система охлаждения двигателяВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1978
  • Лукин Владимир Васильевич
  • Ступаков Михаил Николаевич
SU832092A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2000
  • Тютюнов А.В.
  • Митрохин В.З.
  • Долгов С.В.
  • Французов А.Д.
  • Козин В.А.
RU2230200C2
DE 3608294 A1, 17.09.1987
DE 3622378 A1, 14.01.1988.

RU 2 443 874 C1

Авторы

Лаптев Владимир Александрович

Носков Иван Михайлович

Даты

2012-02-27Публикация

2010-06-09Подача