КАРДАННАЯ ПОДВЕСКА Российский патент 2012 года по МПК F16C11/06 

Описание патента на изобретение RU2444652C2

Предлагаемое изобретение относится к области конструирования и эксплуатации жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Карданная подвеска является составной частью двигателя и обеспечивает управление вектором тяги двигателя в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях.

Известные карданные подвески по конструкции подразделяются на:

- шаровые, у которых карданный элемент выполнен в виде шара;

- рамочные, у которых карданный элемент выполнен в виде рамки с подшипниковыми опорами.

Шаровая карданная подвеска имеет небольшую массу и габариты, равномерно передает усилие тяги двигателя от камеры на корпус ракеты-носителя (РН), что определяет ее применение на двигателях больших тяг.

Однако она увеличивает осевые габариты двигателя за счет:

- размещения ее на головке камеры;

- увеличения длины силового элемента (рамы), вызванного необходимостью равномерной передачи усилия тяги, сведенного в подвеске в точку, на корпус РН. Кроме того, использование подвески в двигателе значительно увеличивает расстояние между центром подвески и срезом сопла, которое при повороте двигателя приводит к увеличению его поперечных зон размещения.

Рамочные карданные подвески (карданные подвески) устанавливаются на двигателе эквидистантно камере и, как правило, в зоне ее минимального сечения. Это значительно сокращает осевые размеры двигателя и поперечные размеры зон размещения, что имеет существенное значение для многодвигательных ступеней РН больших тяг с резервированием тяги и угла управления вектором тяги.

Разработка рамочной большегрузной подвески, с целью использования ее преимуществ в двигателе является сложной конструктивной проблемой, вызванной большими нагрузками в ее силовых элементах, усугубляемой ее недостатками.

По сведениям, опубликованным в открытой печати, выявлены следующие подвески.

ЖРД (страна) РН(ступень) Тяга зем
пуст, тс
Вариант конструкции подвески, ее установка (источник информации)
LE-7 (Япония) Н2 Шаровая подвеска, на головке камеры. (Ракеты-носители. Космодромы, изд. "Старт+", Москва, 2007 г.) F-1 (США) Сатурн 5 Шаровая подвеска, на головке камеры. (Справочник "Иностранные ракетные двигатели", ЦИАМ, 1967 г.) Н-1 (США) Сатурн 1 Шаровая подвеска, на головке камеры. (Обзор №195 "ЖРД на кислороде и керосине", ГОНТИ 3,1964 г.) LR91-AJ-5 (США) Титан II Шаровая подвеска, на головке камеры. (Алемасов В.Е. "Теория ракетных двигателей, машиностроение", Москва, 1969 г.) RS-68 (США) Дельта-4 Шаровая подвеска, на головке камеры. (Зарубежное военное обозрение №5-6, 2001 г.) РД180 Россия Атлас 5 Рамочная подвеска, на головке камеры. (Труды НПО "Энергомаш", т XXI, Москва 2003 г.)

При патентном исследовании обнаружен патент ФРГ на карданную подвеску №1.153.657, кл. 72d 19/01 - прототип.

Рамочная карданная подвеска содержит:

- прямоугольную силовую рамку, в середине каждой стороны которой расположены подшипниковые опоры. Рамка с помощью двух подшипниковых опор устанавливается на консольные цапфы камеры двигателя и с помощью крепежа одной из опор фиксируется относительно камеры. Подшипник второй опоры на цапфе расположен свободно - является плавающим. Такая конструкция исключает температурные напряжения в конструкции;

- две траверсы, в которых установлены цапфы, подшипники и элементы их крепления. Подшипник одной из опор траверсы закреплен и определяет положение установки кардана. Второй является плавающим. Фиксированные опоры воспринимают радиальные и осевые нагрузки, возникающие при управлении вектором тяги. Плавающие - только радиальные нагрузки. Траверсы имеют привалочную плоскость, через которую крепятся к раме двигателя или РН.

В известной рамочной подвеске тяга двигателя передается только на две ее подшипниковые опоры через цапфы камеры, что определяет неравномерность усилий в силовых элементах конструкций камеры, подвески, рамки двигателя. Этот недостаток и большие нагрузки в конструкции сдерживают разработку рамочной подвески и применение ее в двигателях с тягой более 300 тс.

Целью предлагаемого изобретения является разработка рамочной карданной подвески, обеспечивающей снижение осевых размеров двигателя, при ее установке в минимальном сечении камеры, снижение уровня нагрузок в силовых ее элементах и более равномерной передачи усилия тяги на раму двигателя и корпус РН.

Указанная цель достигается тем, что в известном техническом решении карданная подвеска, содержащая подшипниковые опоры с цапфами камеры и траверс, соединенные между собой рамкой, согласно предлагаемому решению выполнена с четырьмя дополнительными подшипниковыми опорами, соединенными рамкой и установленными попарно на цапфах камеры и траверс, оси которых перпендикулярны осям двух других опор, а цапфы камеры подкреплены дополнительно кронштейнами.

Предлагаемый кардан имеет две фиксированные опоры, и расположены они под углом 90° на цапфах камеры, а остальные опоры (6 шт.) цапф камеры и траверс выполнены плавающими. Это вызвано тем, что подшипники цапф камеры имеют большую кривизну контактирующих поверхностей, а следовательно, воспринимают большую осевую нагрузку, чем подшипники траверс. Осевая нагрузка, передаваемая фиксированными опорами цапф камеры, воспринимается подшипниковыми опорами траверс как радиальная.

Одна из рамок для размещения и прокачки второй имеет в наименее нагруженном сечении вырез.

Указанная сущность изобретения иллюстрируется кинематической схемой (рис.1) и общим видом (рис.2), где:

1 - камера с цапфами и кронштейном подкрепления цапф;

2 - цапфы камеры;

3 - кронштейн силового подкрепления цапф камеры;

4 - опора цапфы камеры с фиксированным подшипником;

5 - опора цапфы камеры с "плавающим" подшипником;

6 - рамка кардана;

7 - рамка кардана с вырезом;

8 - опора цапфы траверсы с "плавающим" подшипником;

9 - траверса;

10 - цапфа траверсы;

11 - сферический поворотный подшипник;

12 - рама двигателя или РН;

I-I, II-II - оси поворота (плоскость качания).

Камера 1 через две пары цапф 2, консольные концы которых подкреплены кронштейнами 3 через подшипниковые опоры 4 и 5, передает усилие тяги двигателя на рамки 6 и 7. Рамки 6 и 7 через подшипниковые опоры 8 передают усилие на четыре траверсы 9. Траверсы 9, цапфы 10 и подшипники 11 - на раму 12 двигателя и корпус РН. Рамка 7 кардана и кронштейн 3 имеют вырез под размещение и прокачку рамки 6. Следует отметить, что предлагаемая подвеска, благодаря четырем подшипниковым опорам 4 и 5 (вместо двух в прототипе), обеспечивает передачу усилия тяги более равномерно, чем в прототипе. Это исключает конструктивно сложный дополнительный силовой бандаж камеры, разгружает подшипники опор в два раза.

Указанное обстоятельство сохраняется при качании камеры 1 в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях I-I и II-II, благодаря свободному вращению камеры 1 относительно рамок кардана 6 и 7 и их с камерой 1 относительно траверс 9. Кроме того, в конструкции заложены гарантированные зазоры между подвижными и относительно неподвижными элементами конструкции. Качание камеры в двух плоскостях обеспечивается двумя рулевыми машинками, закрепленными штоками за камеру 1, а корпусом - за раму 12 двигателя.

Кинематическая схема поворота камеры в двух плоскостях следующая. Поворот камеры 1 в плоскости I-I через подшипниковые опоры 4 и 5 вызывает одновременное вращение рамки 6 в опорах 8 траверс 9. Для поворота камеры 1 в плоскости II-II достаточен поворот рамки 7 с камерой. Необходимым и достаточным условием поворота камеры в двух взаимно перпендикулярных плоскостях является сохранение постоянства положения геометрического центра вращения карданной подвески при эволюции оси камеры в пространстве. Это условие достигается соосностью выполнения подшипниковых опор камеры 1 и траверс 9 в номинальном положении при изготовлении.

Таким образом, конструктивное исполнение карданной подвески с четырьмя дополнительными подшипниковыми опорами, соединенными рамкой и установленными попарно на цапфах камеры и траверс, оси которых перпендикулярны осям двух других опор, а цапфы камеры подкреплены дополнительно кронштейнами, в отличии от известного решения (четыре опоры и одна рамка), обеспечивают снижение уровня нагрузок в два раза и более равномерное их распределение по силовым элементам двигателя.

Похожие патенты RU2444652C2

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Каторгин Б.И.
  • Чванов В.К.
  • Челькис Ф.Ю.
  • Семенов В.И.
  • Полушин В.Г.
  • Мурлыкина Н.И.
  • Постников И.Д.
RU2158838C2
Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа 2017
  • Иванов Виталий Александрович
  • Фролов Александр Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2674828C1
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖРД 2014
  • Рудаков Александр Иванович
  • Рачук Владимир Сергеевич
RU2559220C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Харламов Р.В.
  • Чистяков В.А.
  • Данильченко В.П.
  • Чикалов В.Г.
  • Михайлов С.В.
  • Гошев Л.М.
  • Кочеров Е.П.
RU2173785C2
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2536738C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЯГИ И ПРОТОКА ДВУХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА 2013
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иванов Виталий Александрович
  • Лихванцев Анатолий Андреевич
  • Васильев Кирилл Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2555065C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Болотин Николай Борисович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2431756C1
СПОСОБ КОМПЛЕКТАЦИИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2019
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Космачёва Валентина Петровна
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Фомин Валерий Митрофанович
RU2708014C1
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
  • Туников Александр Сергеевич
RU2555092C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Варламов Сергей Евгеньевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2420669C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 444 652 C2

Реферат патента 2012 года КАРДАННАЯ ПОДВЕСКА

Изобретение относится к области конструирования и эксплуатации жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а именно к карданной подвеске, которая является составной частью двигателя и обеспечивает управление вектором тяги двигателя в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях. Карданная подвеска содержит подшипниковые опоры с цапфами камеры и траверс, соединенные между собой рамкой. Причем подвеска выполнена с четырьмя дополнительными подшипниковыми опорами, соединенными рамкой и установленными попарно на цапфах камеры и траверс, оси которых перпендикулярны осям двух других опор, а цапфы камеры подкреплены дополнительно кронштейнами. Достигается снижение уровня нагрузок в силовых ее элементах и более равномерная передача усилия тяги на раму двигателя и корпус ракеты-носителя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 444 652 C2

Карданная подвеска, содержащая подшипниковые опоры с цапфами камеры и траверс, соединенные рамкой, отличающаяся тем, что она выполнена с четырьмя дополнительными подшипниковыми опорами, соединенными рамкой и установленными попарно на цапфах камеры и траверс, оси которых перпендикулярны осям двух других опор, а цапфы камеры подкреплены дополнительно кронштейнами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2444652C2

DE 1153657 В, 29.08.1963
JP 57193168 U, 07.12.1982
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ 1999
  • Полушин В.Г.
  • Осокин М.И.
  • Колосова И.А.
  • Сарафасланян Х.Б.
  • Постников И.Д.
RU2159352C2
ПОВОРОТНОЕ СОПЛО ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Эрвио Антуан
  • Бердойе Мишель
  • Дюмортье Андре
  • Биз Филипп
RU2309281C2

RU 2 444 652 C2

Авторы

Рудаков Александр Иванович

Даты

2012-03-10Публикация

2009-12-28Подача