СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ НА БАЗЕ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2012 года по МПК F16H9/26 B62M1/04 B62M1/16 A01G5/02 

Описание патента на изобретение RU2451219C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-линейного движения ведущего звена кинематической цепи механизма в однонаправленное вращение ведомого звена указанного механизма.

Известны различные типы механизмов (их конструкций и соответствующих кинематических схем), например использующих мускульную силу человека для привода устройств различного назначения (типа насосов, велосипедов, тренажеров, электрогенераторов и т.д.).

Каждому из этих типов конструкций присущи недостатки, в частности механизмы, ведущее звено кинематической цепи которых приводится в движение возвратно-поступательно (линейно), имеют ограничение хода ведущего звена в зависимости от диаметра исполнительного звена.

Из уровня техники известно устройство, раскрытое в публикации патента US 5322312, (кл. B62M 1/12, опубл.21.06.1994 г.), которое содержит ведущее звено (16), включающее рабочие звездочки (54, 56), обгонные муфты, цепи (66, 68) и исполнительное звено (42, 44). Однако возвратно-вращательное движение преобразуется в одностороннее вращение исполнительного звена, что не отличается от работы велосипедного привода.

Наиболее близким аналогом заявляемого способа можно признать способ преобразования с помощью реечного зубчатого механизма (Теория механизмов и машин. И.И.Артоболевский. 4-е изд., 1988), однако недостатком ближайшего аналога являются меньшие функциональные возможности кинематической цепи механизма, т.е. с помощью рассматриваемого здесь такого механизма движение передается, но не преобразуется и не суммируется.

Задачей заявляемого решения является исключение конструктивной зависимости хода ведущего звена от диаметра исполнительного звена механизма.

А также увеличение вариантов использования преобразователя в механизмах.

Поставленная задача решается путем преобразования возвратно-линейного движения ведущего звена в одностороннее вращательное движение исполнительного звена, причем движение с ведущего звена передается через, по меньшей мере, одно промежуточное звено и, по меньшей мере, одну обгонную муфту посредством цепной передачи на исполнительное звено.

А также тем, что движение с ведущего звена передается через два промежуточных звена и две встречно ориентированные обгонные муфты посредством цепной передачи на исполнительное звено без потерь времени на холостой ход.

А также тем, что используют одновременно два ведущих звена.

Заявляемое техническое решение может быть рассмотрено на представленных чертежах, которые носят только поясняющий характер и не ограничивают варианты выполнения заявляемого решения.

На фиг.1 ведущее звено кинематической цепи - зубчатая рейка (R) - приводится в движение относительно каретки (В), при этом сама каретка (В), которую можно рассматривать как второе ведущее звено, приводится в движение относительно, например, рамы транспортного средства (стойки Т, на которой крепятся упоры для рук кинематической цепи). С ведущего звена механизма (рейки R) движение передается цепной передачей (К) на исполнительное звено кинематической цепи, на маховик (Р), т.е. исполнительное звено, в качестве которого может быть движущее колесо транспортного средства. Возвратно-линейное движение ведущего звена (R) передается на зубчатое колесо (S), являющееся промежуточным звеном механизма преобразователя и движущееся возвратно-вращательно, а также связанное через обгонную муфту (М1) со звездочкой (Z1), которая является ведущей для цепи (К). Далее движение с ведомой звездочки (Z2), связанной через обгонную муфту (М2), передается на маховик (Р), т.е. исполнительное звено механизма. Таким образом, исключается зависимость хода ведущего звена механизма от величины диаметра исполнительного звена механизма (маховика Р).

Расширение технологических возможностей всего механизма, т.е. увеличение вариантов использования преобразователя, происходит в случае, когда суммируются на исполнительном звене (Р) движения каретки рейки (R) как первого ведущего звена и движения каретки (В) как второго ведущего звена. При таком использовании, в частности, значительно увеличивается скорость исполнительного звена.

На фиг.2 представлен еще один вариант выполнения заявленного решения, где дополнительно решается задача исключения потерь времени на холостой ход механизма, которая обеспечивается передачей возвратно-линейного движения рейки (R) на цепь (К) посредством двух звездочек (Z1, Z3), входящих в зацепление с цепью (К) на противоположных сторонах ее контура и связаны с шестернями (S1 и S2 соответственно) через обгонные муфты (М1, М3) соответственно, ориентированные встречно (разнонаправленно), что обеспечивает возможность преобразовать возвратно-линейное движение рейки (R) во вращательное движение маховика (Р) без потерь времени на холостой ход. При этом для обеспечения возможности холостого хода предусмотрены муфты сцепления (М4, М5) между обгонными муфтами (М1, М3) и звездочками (Z1, Z3 соответственно).

Похожие патенты RU2451219C2

название год авторы номер документа
Механизм преобразования возвратно-поступательного движения в непрерывное вращательное 2016
  • Волкович Виктор Иванович
  • Даниленко Иван Николаевич
RU2629584C2
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Волкович Виктор Иванович
  • Даниленко Иван Николаевич
RU2505722C2
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ 1999
  • Персидский С.А.
RU2151323C1
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Дорогов Александр Сергеевич
  • Саранков Игорь Владимирович
RU2521469C1
Передача прерывистого движения Шлосберга 1990
  • Шлосберг Мовша Гецелевич
  • Шлосберг Изя Мовшавич
SU1775574A1
СПОСОБ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПРИ ЖЕСТКОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРЕДАЧИ, С НИЖНИМ ПРЕДЕЛОМ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ВЕДОМОГО ВАЛА, РАВНЫМ НУЛЮ 2000
  • Травин А.А.
RU2242653C2
ПРИВОД СТЕРЖНЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ 2013
  • Вахрушин Михаил Петрович
  • Головин Иван Александрович
  • Подин Алексей Иванович
  • Усманов Антон Эрикович
RU2566299C2
Устройство для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное с передачей его в вакуум 1982
  • Истомин Станислав Николаевич
  • Папцов Геннадий Михайлович
  • Степанчиков Сергей Валентинович
SU1120135A1
Устройство для передачи вращательного движения от двух или большего числа приводов 2017
  • Сокол Артем Владимирович
RU2661259C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОЛН 2005
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметулла Абдуллаевич
RU2300663C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 451 219 C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ НА БАЗЕ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное. Согласно способу возвратно-поступательное движение ведущего звена передается через промежуточное звено и обгонную муфту посредством цепной передачи на исполнительное звено. Устройство преобразования движения может содержать два промежуточных звена, две встречно ориентированные обгонные муфты и два ведущих звена. Решение направлено на увеличение скорости перемещения устройства, упрощение устройства преобразования движения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 451 219 C2

1. Способ преобразования возвратно-линейного движения ведущего звена в одностороннее вращательное движение исполнительного звена, отличающийся тем, что движение с ведущего звена передается через, по меньшей мере, одно промежуточное звено и, по меньшей мере, одну обгонную муфту посредством цепной передачи на исполнительное звено.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что движение с ведущего звена передается через два промежуточных элемента и две встречно ориентированные обгонные муфты посредством цепной передачи на исполнительное звено без потерь времени на холостой ход.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют одновременно два ведущих звена.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2451219C2

US 5322312 A, 21.06.1994
US 4925200 A, 15.05.1990
US 4453729 A, 12.06.1984
US 5683321 A, 04.11.1997
Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека 1990
  • Пискун Леонид Филиппович
SU1752642A1

RU 2 451 219 C2

Авторы

Маркон Александр Соломонович

Даты

2012-05-20Публикация

2009-07-03Подача