СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ СЕКЦИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2012 года по МПК B23B35/00 

Описание патента на изобретение RU2452596C2

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Настоящее изобретение относится к способу подготовки соединения двух секций фюзеляжа (цилиндрических частей) летательного аппарата.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Процесс изготовления коммерческого летательного аппарата включает подготовку соединения секций фюзеляжа. Известно, что подготовка соединения и само соединение являются сложными и достаточно продолжительными операциями, поскольку соединение должно быть точным и прочным. В частности, большая длина фюзеляжа приводит к тому, что небольшие погрешности, составляющие несколько миллиметров, могут приводить к значительным погрешностям оконечной секции фюзеляжа, в результате чего летные характеристики летательного аппарата могут изменяться самым непредсказуемым образом.

Ниже кратко описывается существующий в настоящее время способ подготовки соединения двух секций фюзеляжа летательного аппарата.

Секции фюзеляжа с предварительно установленными направляющими для кресел и стрингерами поднимаются домкратами, сдвигаются и выравниваются друг относительно друга, например по направляющим для кресел, или по стрингерам, и/или по ширине щели между передними кромками секций (кольцевая щель должна иметь постоянную ширину порядка нескольких миллиметров), пока центральные линии цилиндрических секций не совпадут, то есть будут находиться на продольной оси фюзеляжа. Небольшие накладки зажимаются на стрингерах для обеспечения их соединения и компенсации вышеуказанных погрешностей. Сначала сами стрингеры не фиксируются между последним кольцевым шпангоутом и передней кромкой одной секции. В этом случае возможна дополнительная компенсация погрешностей. Кроме того, для компенсации погрешностей изготовления одной секции ее снабжают продольной щелью. Кольцевые опоры с координатно-фиксирующими отверстиями прикрепляются к внутренней стороне секции, перекрываясь с передней кромкой другой секции, и фиксируются, например, временными заклепками. Радиус опор равен радиусу соответствующей части секции.

Помимо других соединительных элементов, таких как упомянутые небольшие накладки, кольцевые опоры могут быть скреплены с помощью дополнительных фиксаторов, таких как временные заклепки, с другой цилиндрической частью и шаблоном для сверления с использованием клепки контрольных заклепок.

Следующей технологической операцией является сверление направляющих отверстий для каждого расчетного законченного отверстия в обшивке секций и в опорах. Поскольку в возможное пространство между сравнительно тонкой обшивкой и кольцевой опорой может попадать материал, такой как стружка, образующаяся при сверлении, то необходимо расстыковывать секции, удаляя фиксаторы. После сверления направляющих отверстий в обшивке и в кольцевых опорах просверленные отверстия могут быть обезжирены, и в них могут быть сняты заусенцы.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Целью изобретения является создание упрощенного и менее продолжительного способа подготовки соединения двух секций фюзеляжа (цилиндрических частей) летательного аппарата.

Цель может быть достигнута с использованием способа согласно изобретению.

Основным достоинством изобретения является то, что для сверления не должны использоваться направляющие отверстия, особенно в опорах секций фюзеляжа. Выполнение операции сверления за один этап обеспечивается применением высокоскоростного сверления. Сила, действующая в направлении вниз на секцию или на опору, существенно меньше, чем сила, возникающая в стандартных операциях сверления, известных в этой области техники. Поэтому можно избежать деформации секций/опор.

В соответствии с первым предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения предлагается способ подготовки соединений двух секций фюзеляжа. Способ может содержать одну или все нижеуказанные стадии, предпочтительно выполняемые в порядке их указания.

- Установка секций проемами друг напротив друга и прикрепление соединительного устройства, такого как опора, в которой имеются координатно-фиксирующие отверстия, по меньшей мере к одной секции фюзеляжа и/или к стрингерному элементу по меньшей мере одной секции, причем "прикрепление" включает точное совмещение секций по продольной оси и/или по вертикальной оси летательного аппарата.

- Отсоединение секций фюзеляжа от соединительных устройств, очистка секций фюзеляжа от заусенцев и обезжиривание секций.

- Нанесение герметизирующего состава на секции, особенно на соединительные устройства. Фиксация/клепка секций фюзеляжа и соединительных устройств в положении для сверления направляющих отверстий.

- Крепление по меньшей мере одного шаблона для сверления с использованием фиксаторов и координатно-фиксирующих отверстий в секциях фюзеляжа и/или в соединительных устройствах.

- Сверление группы предварительных отверстий (4,6 мм) во внешней обшивке по меньшей мере одной цилиндрической части, используя координатно-фиксирующие отверстия в качестве направляющих отверстий.

- Наконец, высокоскоростное сверление группы законченных отверстий (4,8 мм) во внешней обшивке по меньшей мере одной секции фюзеляжа и/или в соединительных устройствах с использованием одного шаблона для сверления, причем скорость сверления достигает 15000-20000 об/мин, и высокоскоростное сверление включает смазку и зенкование просверленных отверстий. В общем случае, при использовании высокоскоростного сверления в предварительных отверстиях нет необходимости.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ниже описывается иллюстративный вариант осуществления настоящего изобретения в целях его пояснения и обеспечения лучшего понимания, при этом делаются ссылки на прилагаемые чертежи.

На чертеже показан схематический вид сбоку части фюзеляжа 1 с первой секцией 2 фюзеляжа впереди и со второй секцией 3 фюзеляжа. Первое соединительное устройство в форме кольцевой опоры 4 (шпангоута) закреплено на передней кромке 5 секции 2. Законченные и направляющие отверстия в указанных секциях/устройстве не показаны. Обе секции 2, 3 содержат дополнительные соединительные средства в форме стрингеров 6. Виды на фигуре являются схематическими и выполнены без соблюдения масштаба.

Необходимо иметь в виду, что термин "содержащий" не исключает использования других элементов или стадий, и указание части или стадии в единственном числе не исключает использования нескольких таких частей или стадий. Кроме того, возможно использование сочетаний элементов, описанных в различных вариантах осуществления изобретения.

Похожие патенты RU2452596C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ УЗЛОВ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Негрони Даниэлла Йада
  • Трабассо Луис Гонзага
RU2649779C2
УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ СТРУКТУР ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2014
  • Ачтнер Герфрид Рудольф
  • Зеон Янг
  • Страчила Джозеф
RU2666593C2
СИСТЕМА ДЛЯ СВЕРЛЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ ПРИ ЧИСТОВОЙ СБОРКЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2017
  • Цай Фэй
  • Сиско Танни
  • Дунай Мэтью Райан
  • Кобб Брайан Джозеф
RU2748241C2
СИСТЕМА ИЗ ДВУХ СЕКЦИЙ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ОБШИВОК ФЮЗЕЛЯЖА 2008
  • Такке Штефан
  • Роминг Торстен
  • Эдельманн Клаус
RU2479466C2
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СЕКЦИЙ ФЮЗЕЛЯЖА, КОМБИНАЦИЯ ИЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА И ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНОЙ СЕКЦИИ ФЮЗЕЛЯЖА, А ТАКЖЕ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 2008
  • Дитрих Штеффен
  • Гевионтек Вольфганг
RU2480372C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ФЮЗЕЛЯЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА 2008
  • Штефан Андреас
RU2466058C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ПРИДАНИЯ КОНТУРА ДЛЯ ПАНЕЛЕЙ ФЮЗЕЛЯЖА И ОСНАСТКА КОНТУРА ФЮЗЕЛЯЖА 2017
  • Пейн Джеймс Стивен
RU2734785C2
СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА И СВЯЗАННЫЙ С НЕЙ СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ФЮЗЕЛЯЖА 2011
  • Росмэн Ричард Р.
  • Толер Ларри
  • Лейбов Дэвид
RU2564561C2
Стыковое соединение по окружности для конструкций обшивки 2013
  • Дип Пол
  • Допкер Бернхард
RU2658211C2
КОНСТРУКЦИЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО КОМПЛЕКТА ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Мюллер Райнер
  • Турански Петер
  • Эстерайх Вилько
  • Райнельт Торстен
RU2373109C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ СЕКЦИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к технологии сборки фюзеляжей летательных аппаратов. Секции фюзеляжа устанавливают проемами напротив друг друга. К одной из секций прикрепляют соединительное устройство, имеющее координатно-фиксирующие отверстия, и осуществляют высокоскоростное сверление группы законченных отверстий во внешней обшивке секции фюзеляжа и/или соединительного устройства с помощью шаблона для сверления с использованием упомянутых координатно-фиксирующих отверстий. Описанный способ менее сложен и менее продолжителен, чем известные. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 452 596 C2

1. Способ подготовки соединения двух секций (2, 3) фюзеляжа летательного аппарата, включающий установку секций (2, 3) проемами напротив друг друга, прикрепление соединительного устройства (4, 6), которое содержит координатно-фиксирующие отверстия, по меньшей мере к одной секции (2, 3) фюзеляжа и/или к стрингерному элементу (6) по меньшей мере одной секции, крепление по меньшей мере одного шаблона для сверления с использованием фиксаторов и координатно-фиксирующих отверстий в секциях фюзеляжа и/или в соединительном устройстве и высокоскоростное сверление группы законченных отверстий во внешней обшивке по меньшей мере одной секции фюзеляжа и/или в соединительном устройстве с использованием шаблона для сверления.

2. Способ по п.1, в котором высокоскоростное сверление группы законченных отверстий осуществляют без сверления направляющих отверстий.

3. Способ по п.1, включающий дополнительно обезжиривание секций (2, 3) фюзеляжа и удаление заусенцев на секциях (2, 3) фюзеляжа.

4. Способ по п.1, включающий дополнительно нанесение герметизирующего состава на секции, особенно на соединительное устройство (4) и фиксацию и скрепление заклепками секций (2, 3) фюзеляжа и соединительного устройства.

5. Способ по п.1, в котором высокоскоростное сверление выполняют со скоростью вращения до 15000-20000 об/мин.

6. Способ по п.1, в котором при высокоскоростном сверлении осуществляют смазку просверленных отверстий.

7. Способ по п.1, в котором высокоскоростное сверление включает зенковку просверленных отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2452596C2

SU 1824828 A1, 10.06.1996
СПОСОБ СБОРКИ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1989
  • Шулекин Д.Ф.
  • Иоффе С.М.
  • Любарский Л.А.
SU1655071A1
DE 19834703 C1, 30.12.1999
СПОСОБ СБОРКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Халилов Александр Сергеевич[Uz]
RU2084379C1
СПОСОБ СБОРКИ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА 1997
  • Тихонов В.М.
RU2121452C1

RU 2 452 596 C2

Авторы

Альвез Пьер

Даты

2012-06-10Публикация

2007-11-29Подача