Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии-оториноларингологии, и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии для русскоговорящих детей.
Известны различные способы речевой аудиометрии для детей, включающие в расширенных вариантах дихотические тесты.
Известен способ речевой аудиометрии для детей (от 7 до 9 лет), состоящий из 2 этапов исследования [Cameron S., Barker R., Newall P. Development and Evaluation of an Australian Version of the Pediatric Speech Intelligibility Test for Auditory Processing Disorder. // Australian and New Zealand Journal of Audiology. 2003. Vol.25. P.16-27]. Способ включает дихотический тест бинаурального разделения в формате конкурирующих фраз: одновременно в оба уха предъявляются две фразы различного содержания. Целевая и конкурирующая фразы произносятся разными дикторами. Испытуемый должен повторять фразы, произнесенные только одним диктором.
Способ не адаптирован для обследования детей младше 7 лет. Дихотический тест бинаурального разделения проводится с использованием различных голосов дикторов. Различные голоса имеют разную частоту основного тона. Это приводит к акустически неоднородному представлению конкурирующих и целевых фраз.
Известен способ речевой аудиометрии для детей (от 5 до 12 лет) - тест SCAN-C, состоящий из 4-х этапов исследования [Keith R.W. Technical Report. SCAN-C: Test for Auditory Processing Disorders in Children - Revised. // 2008. Pearson Education Inc. P.1-4]. Способ включает дихотический тест бинаурального разделения, заключающийся в предъявлении двух фраз различного содержания (одновременно подаются по одной в каждое ухо). Ребенок должен сосредоточиться и повторить услышанное только одним ухом, игнорируя речевой сигнал, поступающий в другое ухо. Используются 2 тренировочных и 10 тестирующих пар фраз дважды. При этом вначале ребенок повторяет фразы, услышанные правым ухом, а затем - левым. Этот способ принят авторами за прототип.
Прототип имеет следующие недостатки:
1. Использование в дихотическом тесте бинаурального разделения конкурирующих фраз усложняет задачу для детей младше 7 лет, что может привести к ложноотрицательному результату.
2. В качестве оборудования используется CD-плейер, что не дает возможности точного подбора комфортной громкости соответственно индивидуальным слуховым порогам. Это ограничивает использование данного теста у детей с повышенными порогами слуха, например, в случае слуховой нейропатии, сенсоневральной тугоухости.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности речевой аудиометрии для детей в возрасте младше 7 лет.
Технический результат достигается тем, что в известном способе речевой аудиометрии для русскоговорящих детей, включающем дихотический тест бинаурального разделения, согласно изобретению, детям младше 7 лет предъявляют тест бинаурального разделения, включающий пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие, причем сначала из каждой пары ребенок должен повторить только слово, обозначающее предмет или понятие, а затем - только слово, обозначающее цифру.
Целесообразно перед началом речевой аудиометрии определить индивидуальный комфортный уровень громкости с использованием аудиометра.
Исследования показали, что дети младше 7 лет в силу незрелости центральных отделов слухового анализатора не всегда справляются с известными дихотическими тестами. Для детей этого возраста авторами изобретения был предложен дихотический тест бинаурального разделения «цифра-слово», включающий пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие. При этом дети вначале должны повторить слово из пары, а затем цифру из пары.
Во время исследования перед речевым тестированием всем детям осуществлялись отоскопия, тимпанометрия, тональная пороговая аудиометрия и определение комфортного уровня громкости. При подготовке ребенка к тестированию использовались тренировочные записи.
Речевая аудиометрия выполнялась только у детей с нормальной тимпанограммой (тип «А») и нормальной тональной пороговой аудиограммой (пороги слуха не выше 15 дБ нПС).
В исследовании использовался речевой материал с низкой избыточностью (односложные слова и цифры), начитанный одним диктором мужчиной.
Группу детей младше 7 лет составили 8 детей, не имеющих патологических изменений слухового анализатора.
Предлагаемый способ речевой аудиометрии включает дихотический тест, учитывающий возрастные особенности детей младше 7 лет, поэтому хорошо воспринимается детьми, что позволяет получить объективные результаты при оценке речевой разборчивости. Согласно проведенным исследованиям средний уровень речевой разборчивости при комфортном уровне громкости в тесте бинаурального разделения «цифра-слово» составляет более 80% (83,5%).
Способ выполняют, например, следующим образом.
При выполнении речевой аудиометрии расширенного типа с предъявлением дихотических тестов ребенку младше 7 лет, если он не справляется с более сложными тестами, предлагают дихотический тест бинаурального разделения «цифра-слово», включающий пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие. При этом дети вначале должны повторить слово из пары, а затем цифру из пары. Значение речевой разборчивости по результатам этого теста учитывают при оценке общих результатов проведенной речевой аудиометрии. Для проведения тестирования используют двухканальный аудиометр, головные телефоны, диск с записью речевых таблиц и CD-плейер.
Сущность изобретения подтверждается следующими клиническими примерами.
Пример 1. Иванов Б., 5 лет. Речевое развитие соответствует возрасту. Тип кривой тимпанограммы - тип «А» «с обеих сторон. При проведении тональной аудиометрии слуховые пороги по воздушной проводимости составляли 5-10 дБ нПС с обеих сторон. Комфортный уровень громкости равнялся 60 дБ нПС.
С дихотическим тестом в формате бинауральной интеграции (тест «цифра-цифра») ребенок не справился.
Ребенку был предъявлен дихотический тест бинаурального разделения по предлагаемому способу «цифра-слово» (пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие). Было предъявлено 10 следующих пар слов: Нос - 4; Кот - 9; Соль - 7; Воз - 4; Дар - 6; Боль - 3; Мел - 2; Лук - 8; Рак - 5; Щит - 4. Из каждой пары ребенок должен был повторить только слово, обозначающее предмет или понятие. Затем предъявили еще 10 пар слов: Мышь - 6; Цепь - 3; Сор - 2; Конь - 6; Сыр - 5; Шаль - 9; Пол - 8 Царь - 3; Жир - 2; Рис - 7. Из каждой пары ребенок должен был повторить только слово, обозначающее цифру.
В дихотическом тесте бинаурального разделения «цифра-слово» при повторении односложного слова, обозначающего предмет или понятие из пары речевая разборчивость, составила 80%, при повторении слова, обозначающего цифру из пары - 100%.
Пример 2. Денисов О., 6 лет, нарушение слуха по типу слуховой нейропатии. На момент осмотра коротколатентные слуховые вызванные потенциалы не регистрировались при максимальном значении стимула 100 дБ нПС, вызванная отоакустическая эмиссия отсутствовала, тимпанограмма была в пределах нормы (тип «А»), акустические рефлексы не регистрировались. Тональная аудиограмма имела нисходящий характер, пороги слышимости составляли 40-80 дБ нПС. Комфортное слушание осуществлялось при интенсивности речевого сигнала 90 дБ нПС.
В дихотическом тесте бинаурального разделения при повторении односложного слова, обозначающего предмет или понятие из пары, речевая разборчивость составила - 0%, при повторении слова, обозначающего цифру из пары, - 0%.
Предлагаемый способ позволяет повысить эффективность речевой аудиометрии для русскоговорящих детей младше 7 лет за счет использования адаптированного для этого возраста дихотического теста бинаурального разделения «цифра-слово».
Способ позволяет повысить эффективность речевой аудиометрии в детском возрасте и своевременно выявить центральные нарушения слуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки эффективности слухопротезирования и подбора слуховых аппаратов | 2021 |
|
RU2769058C1 |
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ АУДИОМЕТРИИ | 2019 |
|
RU2727581C1 |
Способ настройки процессоров при билатеральной кохлеарной имплантации | 2023 |
|
RU2818251C1 |
СПОСОБ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИЦИРУЮЩЕЙ МНОГОФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ НАСЕЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2765108C1 |
СПОСОБ ДОВРАЧЕБНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ, СКРИНИНГОВОЙ АУДИОМЕТРИИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЙ | 2020 |
|
RU2743049C1 |
Способ оценки эффективности слухопротезирования у взрослых пациентов | 2023 |
|
RU2821663C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1998 |
|
RU2147833C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА ВОСПРИЯТИЯ РИТМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СТИМУЛОВ | 2015 |
|
RU2611909C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ПОЛЕЗНОГО СИГНАЛА НА ФОНЕ ПОМЕХИ | 2017 |
|
RU2647617C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии-оториноларингологии, и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии для русскоговорящих детей. Проводят дихотический тест бинаурального разделения у детей младше 7 лет. Тест включает пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие, причем сначала из каждой пары ребенок должен повторить только слово, обозначающее предмет или понятие, а затем - только слово, обозначающее цифру. Способ позволяет повысить эффективность речевой аудиометрии в детском возрасте и своевременно выявить центральные нарушения слуха.
1. Способ речевой аудиометрии для русскоговорящих детей, включающий дихотический тест бинаурального разделения, отличающийся тем, что детям младше 7 лет предъявляют тест бинаурального разделения, включающий пары слов, образованные из слова, обозначающего цифру, и односложного слова, обозначающего предмет или понятие, причем сначала из каждой пары ребенок должен повторить только слово, обозначающее предмет или понятие, а затем - только слово, обозначающее цифру.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед началом речевой аудиометрии определяют индивидуальный комфортный уровень громкости с использованием аудиометра.
Keith R.W | |||
Technical Report | |||
SCAN-C: Test for Auditory Processing Disorders in Children - Revised | |||
Pearson Education Inc, 2008, P.1-4 | |||
Способ аудиометрии | 1983 |
|
SU1316659A1 |
Дренер | 1938 |
|
SU62853A1 |
Способ получения препарата висмута | 1925 |
|
SU36410A1 |
САГАЛОВИЧ Б.M | |||
Субъективная и объективная аудиометрия - принципы взаимоотношений и методическая характеристика | |||
Патология уха и реабилитация |
Авторы
Даты
2012-07-10—Публикация
2011-01-12—Подача