ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2012 года по МПК F02C7/12 

Описание патента на изобретение RU2455511C1

Изобретение относится к области двигателестроения, преимущественно к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя.

Известна конструкция газотурбинного двигателя (Иностранные авиационные двигатели. 2005 г. Справочник ЦИАМ, стр.294), содержащая входное устройство с закрепленным с ним электрическим генератором, опоры двигателя, система наддува которых включает питающие воздуховоды, сообщенные с бачками, в которых готовится масловоздушная смесь, идущая на смазку и охлаждение подшипников опор.

Недостатком такого устройства является использование нагретого за компрессором воздуха для охлаждения подшипников двигателя, что снижает надежность работы подшипников и, как следствие, самого двигателя.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция газотурбинного двигателя (патент РФ №73958, опубликован 10.06.2008 г.), содержащая диск турбины, снабженный цапфой, на которой установлена втулка с пазами, подшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на втулке и расположенный в корпусе, полый вал, сообщенный с атмосферой, воздухозаборник, соосный с ним и сообщенный с полостью вала, выходное устройство, содержащее полые стойки и центральное тело, которое через полые стойки сообщено с атмосферой.

В двигателе для охлаждения подшипников идет воздух набегающего потока, который по единому воздуховоду (полому валу) подходит к опорам двигателя. Однако после нагнетателя, установленного в полости вала перед опорами, температура воздуха повышается. Кроме того, воздух в корпусе подшипника турбины, меняя свое направление движения на 180 градусов, теряет давление из-за увеличенного гидравлического сопротивления. Выброс воздуха, прошедшего через подшипник и по пазам, выполненным во втулке со стороны цапфы, происходит в полость, расположенную между неподвижным дефлектором диска турбины и корпусом подшипника, затем нагретый воздух по каналам центрального тела и стоек выходного устройства вытекает в атмосферу. Такая система выброса имеет увеличенное гидравлическое сопротивление. Выполнение пазов во втулке со стороны цапфы снижает теплоотвод от подшипника. Все это приводит к ухудшению охлаждения подшипника и, как следствие, уменьшению надежности работы двигателя. Кроме того, наличие нагнетателя внутри вала увеличивает массу двигателя.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении эффективности охлаждения подшипника опоры турбины и, как следствие, в увеличении надежности работы двигателя без увеличения его габаритов и массы.

Указанный технический результат достигается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем диск турбины, снабженный цапфой, на которой установлена втулка с пазами, подшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на втулке и расположенный в корпусе, полый вал, сообщенный с атмосферой, воздухозаборник, соосный с ним и сообщенный с полостью вала, выходное устройство, содержащее полые стойки и центральное тело, которое через полые стойки сообщено с атмосферой, в отличие от известного между корпусом подшипника и диском установлено подвижное уплотнение, образующее полость между диском и подшипником, в диске выполнены, по крайней мере, два отверстия, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью вала, пазы выполнены на наружной поверхности втулки и образуют полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника, соединенные каналами с полостью между диском и подшипником и полостью центрального тела.

Для снижения гидравлических потерь при подводе набегающего потока воздуха к подшипнику отверстия в диске могут быть расположены на уровне пазов втулки.

Для повышения эффективности охлаждения между корпусом подшипника и его наружным кольцом могут быть выполнены дополнительные каналы, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью центрального тела.

Для подвода воздуха к наружному кольцу с минимальными потерями в диске турбины могут быть выполнены, по крайней мере, два отверстия на уровне расположения дополнительных каналов.

Для разграничения расходов воздуха, идущих на охлаждение внутреннего и наружного колец подшипника, втулка может быть установлена с упором в диск над его отверстиями, расположенными на уровне пазов втулки.

Для снижения подвода тепла от диска к проходящему через отверстия диска воздуху в отверстиях диска могут быть установлены втулки из материала, коэффициент теплопроводности которого меньше коэффициента теплопроводности материала диска.

Для увеличения надежности работы опоры турбины и соответственно двигателя в корпусе подшипника перед и за подшипником могут быть неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

Для уменьшения уноса смазочного материала из полостей смазки, по крайней мере, между одной из перегородок и втулкой может быть установлено подвижное уплотнение.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображены:

фиг.1 - общий вид газотурбинного двигателя;

фиг.2, 3, 4 - варианты подвода воздуха к опоре диска турбины для охлаждения подшипника.

Газотурбинный двигатель (фиг.1) содержит диск 1 турбины, снабженный цапфой 2, на которой установлена втулка 3 с пазами 4. На втулке установлен подшипник 5 с наружным 6 и внутренним 7 кольцами, расположенный в корпусе 8. Полый вал 9 сообщен с атмосферой, воздухозаборник 10, соосный с ним, сообщен с полостью 11 вала. Выходное устройство 12, содержит полые стойками 13 и центральное тело 14.

Между корпусом 8 подшипника и диском 1 установлено подвижное уплотнение 15, лабиринтное или щеточное, образующее полость 16 между диском 1 и подшипником 5. В диске турбины выполнены, по крайней мере, два отверстия 17, соединяющие полость 16 между диском и подшипником с полостью 11 вала. Пазы 4 втулки 3 выполнены на ее наружной поверхности (со стороны внутреннего кольца подшипника) и образуют полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника, которые соединены каналами 18 с полостью 16 между диском и подшипником и каналами 19 с полостью 20 центрального тела 14. Полость 20 центрального тела сообщена с подшипником 5 и через полые стойки 13 выходного устройства 12 сообщена с атмосферой.

Отверстия 17 диска 1 могут быть выполнены на уровне расположения пазов 4 втулки 3, что позволяет подвести охлаждающий воздух с минимальными гидравлическими потерями к внутреннему кольцу 7 подшипника.

Для эффективного охлаждения наружного кольца 6 подшипника 5 между корпусом 8 подшипника и его наружным кольцом 6 могут быть выполнены дополнительные каналы охлаждения 21, соединяющие полость 16 между диском и подшипником с полостью 20 центрального тела. При этом в диске 1 турбины могут быть выполнены, по крайней мере, два отверстия 22 (фиг.2) на уровне расположения дополнительных каналов охлаждения 21.

В корпусе 8 подшипника перед и за подшипником 5 могут быть неподвижно установлены перегородки 23 при этом, по крайней мере, между одной из перегородок и втулкой 3 установлено подвижное уплотнение 24, например сальниковое или щелевое (фиг.2).

Втулка 3 (фиг.3) может быть установлена на цапфе 2 с упором в диск 1 над его отверстиями 17.

В отверстиях 17 и 22 (фиг.4) диска 1 могут быть установлены втулки 25 из материала с коэффициентом теплопроводности, меньшим, чем у материала диска.

Устройство работает следующим образом.

Набегающий поток воздуха через воздухозаборник 10 (фиг.1) поступает в полость 11 вала 9, затем через отверстия 17 в диске 1 попадает в полость 16 между диском и подшипником. Далее воздух по каналам охлаждения 18 поступает в полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника. Охладив внутреннее кольцо подшипника, воздух через каналы 19 поступает в полость 20 центрального тела и затем через полые стойки 13 уходит в атмосферу.

Выполнение пазов 4 на поверхности втулки 3 со стороны подшипника 5 позволяет направить поток воздуха непосредственно к внутреннему кольцу 7 подшипника и улучшить его охлаждение, а установка подвижного уплотнения 15 между корпусом 8 подшипника и диском 1 снижает утечки воздуха вне подшипника.

Наличие (фиг.2) дополнительных каналов охлаждения 21 между корпусом 8 подшипника и его наружным кольцом 6 позволяет подвести часть воздуха из полости 16 между диском 1 и подшипником 5 к наружному кольцу подшипника и охладить его. Далее воздух поступает в полость 20 центрального тела и затем через полые стойки 13 уходит в атмосферу.

Разграничение расхода воздуха, идущего на охлаждение внутренней и наружной обойм подшипника, достигается при установке втулки 3 на цапфе 2 с упором в диск 1 над отверстиями 17 подвода воздуха к внутреннему кольцу 7 подшипника (фиг.3).

Уменьшение подвода тепла от диска турбины к воздуху, проходящему через отверстия 17 и 22, осуществляется установкой (фиг.4) в эти отверстия втулок 25 из материала с коэффициентом теплопроводности, меньшим, чем у материала диска.

Установка (фиг.2) в корпусе 8 перед и за подшипником перегородок 23 позволяет образовать полости смазки, а выполнение, по крайней мере, между одной из перегородок 23 и втулкой 3 подвижного уплотнения 24 позволяет уменьшить унос смазки из этих полостей при охлаждении опоры.

Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя за счет повышения эффективности охлаждения подшипника опоры турбины.

Похожие патенты RU2455511C1

название год авторы номер документа
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Костогрыз Валентин Григорьевич
  • Дудьев Дмитрий Яковлевич
  • Сигайло Владимир Яковлевич
  • Гельмедов Абдул-Агля Шайхович
  • Климов Николай Иванович
  • Кошолап Юрий Григорьевич
  • Бугаёв Сергей Иванович
  • Климов Виталий Николаевич
  • Лиходид Пётр Викторович
  • Лаврик Александр Степанович
  • Новиков Михаил Викторович
  • Валитова Земфира Ровильевна
  • Романов Александр Васильевич
RU2597322C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Феофанов Вячеслав Григорьевич
RU2412365C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Генералов Николай Петрович
RU2463464C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Ильин Николай Николаевич
RU2289028C2
Принципиальные схемы газотурбинного двигателя 2023
  • Негруб Сергей Юрьевич
RU2808879C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
Малоразмерная газотурбинная установка 2024
  • Смелов Виталий Геннадьевич
  • Ткаченко Андрей Юрьевич
  • Шиманов Артем Андреевич
  • Виноградов Александр Сергеевич
  • Филинов Евгений Павлович
  • Батурин Олег Витальевич
  • Зубрилин Иван Александрович
RU2819326C1
Ротор турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (варианты), узел соединения вала ротора с диском ТНД, тракт воздушного охлаждения ротора ТНД и аппарат подачи воздуха на охлаждение лопаток ротора ТНД 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Золотухин Андрей Александрович
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2684355C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 1996
  • Иванов В.А.
  • Попов Л.А.
  • Сухов А.И.
  • Тепляшин В.А.
  • Яковлев А.Я.
  • Майбуров В.И.
RU2117772C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 455 511 C1

Реферат патента 2012 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения, преимущественно к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя. Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения подшипника опоры турбины и, как следствие, в увеличении надежности работы двигателя без увеличения его габаритов и массы. Технический результат достигается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем диск турбины, снабженный цапфой, на которой установлена втулка с пазами, подшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на втулке и расположенный в корпусе, полый вал, сообщенный с атмосферой, воздухозаборник, соосный с ним и сообщенный с полостью вала, выходное устройство, содержащее полые стойки и центральное тело, которое через полые стойки сообщено с атмосферой, между корпусом подшипника и диском установлено подвижное уплотнение, образующее полость между диском и подшипником, в диске выполнены, по крайней мере, два отверстия, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью вала, пазы выполнены на наружной поверхности втулки и образуют полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника, соединенные каналами с полостью между диском и подшипником и полостью центрального тела. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 455 511 C1

1. Газотурбинный двигатель, содержащий диск турбины, снабженный цапфой, на которой установлена втулка с пазами, подшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на втулке и расположенный в корпусе, полый вал, сообщенный с атмосферой, воздухозаборник, соосный с ним и сообщенный с полостью вала, выходное устройство, содержащее полые стойки и центральное тело, которое через полые стойки сообщено с атмосферой, отличающийся тем, что между корпусом подшипника и диском установлено подвижное уплотнение, образующее полость между диском и подшипником, в диске выполнены, по крайней мере, два отверстия, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью вала, пазы выполнены на наружной поверхности втулки и образуют полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника, соединенные каналами с полостью между диском и подшипником и полостью центрального тела.

2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что отверстия в диске расположены на уровне пазов втулки.

3. Газотурбинный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что между корпусом подшипника и его наружным кольцом выполнены дополнительные каналы, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью центрального тела.

4. Газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что в диске турбины выполнены, по крайней мере, два отверстия на уровне расположения дополнительных каналов.

5. Газотурбинный двигатель по п.4, отличающийся тем, что втулка установлена с упором в диск над его отверстиями, расположенными на уровне пазов втулки.

6. Газотурбинный двигатель по п.1, или 2, или 4, отличающийся тем, что в отверстиях диска установлены втулки из материала, коэффициент теплопроводности которого меньше коэффициента теплопроводности материала диска.

7. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в корпусе подшипника перед и за подшипником неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

8. Газотурбинный двигатель по п.2, отличающийся тем, что в корпусе подшипника перед и за подшипником неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

9. Газотурбинный двигатель по п.4, отличающийся тем, что в корпусе подшипника перед и за подшипником неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

10. Газотурбинный двигатель по п.5, отличающийся тем, что в корпусе подшипника перед и за подшипником неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

11. Газотурбинный двигатель по п.6, отличающийся тем, что в корпусе подшипника перед и за подшипником неподвижно установлены перегородки, образующие полости смазки между подшипником и перегородками.

12. Газотурбинный двигатель по п.7, или 8, или 9, или 10, или 11, отличающийся тем, что, по крайней мере, между одной из перегородок и втулкой установлено подвижное уплотнение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2455511C1

Способ статического регулирования параллельных электрических цепей с постоянными параметрами 1947
  • Бабаханян А.Б.
SU73958A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Лезгин Н.А.
RU2124644C1
УЗЕЛ КОЛЬЦЕОБРАЗНЫЙ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Метьюз Энтони Дж.
  • Паркмэн Кеннит Д.
RU2132474C1
ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Лиу Ксиаолиу
RU2225520C2
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2305786C2
Окуляр 1980
  • Нефедов Борис Лукич
SU1013895A1
US 20100068035 A1, 18.03.2010.

RU 2 455 511 C1

Авторы

Сергеев Вадим Борисович

Маркин Александр Константинович

Ящелтов Андрей Владимирович

Даты

2012-07-10Публикация

2011-03-11Подача