АВТОПОЕЗД Российский патент 2012 года по МПК B62D53/04 B60D1/04 

Описание патента на изобретение RU2457141C1

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях многозвенных автотракторных поездов.

Известен автопоезд, состоящий из прицепа ГКБ-817, агрегатируемого с автомобилем-тягачом ЗИЛ-130-76 (см. Краткий автомобильный справочник - 10-е изд., перераб. и доп. - М., Транспорт, 1983 г.), показанные раздельно на стр.87 (прицеп) и стр.61 (автомобиль) этой книги. Автомобиль-тягач состоит из шасси с кузовом и кабины и снабжен гидроусилителем рулевых колес, принципиальная схема которого, например, может выглядеть так, как это показано на рис.126, стр.249 книги Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов / В.А.Иларионов и др., 2-ое изд. перераб. и доп. - М., Машиностроение, 1985 г. В задней части рамы шасси размещен тяговый крюк, принципиальная конструкция которого может быть представлена такой, как это показано на стр.12, фиг.4 книги М.М.Щукин Сцепные устройства автомобилей и тягачей, Машгиз, М-Л, 1961 г. Такой тяговый крюк взаимосвязан со сцепной петлей (см. также указанную книгу Щукина М.М. стр.17, фиг.8), жестко закрепленной на дышле прицепа. Дышло шарнирно закреплено на подкатной тележке прицепа, которая через поворотный круг взаимосвязана с его рамой. Детально конструкция прицепа, которая в целом аналогична прицепу ГКБ-817, представлена, например, в книге М.С.Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. Машгиз. - М, 1962 г. на стр.39-48. Существенным недостатком такого автопоезда является низкая устойчивость движения его прицепного звена. Интенсивность колебаний виляния прицепа настолько значительно, что в практике появляется реальная опасность столкновения прицепа со встречным транспортом. Для ликвидации виляний используют различные демпфирующие устройства (см., например, ту же книгу М.М.Щукина, стр.131-134) или снижают геометрический размер точки выноса сцепа тягача и прицепа с уменьшением длины дышла последнего (см., например, книгу Рашидов Н.Р. и др. Тракторные поезда и хлопок - Т., Узбекистан, 1980 г., стр 56-60, рис.17 и рис.20), и те и другие предложения в настоящее время не нашли широкого применения в практике.

Известен также автопоезд молоковоз Г6-ОПА-15,5, описанный и показанный в книге Краткий автомобильный справочник, 10-е изд., перераб. и доп. М., Транспорт, 1983 г. на стр.112. Конструкция такого автопоезда в целом аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости движения многозвенного автопоезда.

Поставленная цель достигается тем, что часть участка внешней образующей сцепной петли, обращенной в сторону тягача, снабжена зубьями, взаимодействующими с ответными зубчатого колеса, установленного с возможностью вращения на тяговом крюке, причем зубчатое колесо одновременно находится в зацеплении с зубчатой рейкой, подвижно установленной в направляющей, жестко закрепленной на упомянутом тяговом крюке и подпружиненной с ее двух торцевых сторон пружинами сжатия.

На фиг.1 показано сцепное устройство автопоезда, вид с боку, а на фиг.2 - его принципиальная кинематическая схема.

Автопоезд состоит из автомобиля-тягача (на чертеже не показан), к поперечине рамы 1 которого присоединен тяговый крюк 2, снабженный тяговым стержнем 3 и накидной защелкой 4. Между тяговым крюком 2 и накидной защелкой 4 расположена подвижно сцепная петля 5 прицепа (он также не показан на чертеже) с нарезанными на ее внешней поверхности зубьями 6. Зубья 6 взаимосвязаны с зубьями зубчатого колеса 7, подвижно установленного в тяговом крюке 2. Зубчатое колесо 7 также взаимосвязано с зубьями зубчатой рейки 8, подвижно установленной в направляющей 9 и закрепленной на тяговом крюке 2. Зубчатая рейка 8 подпружинена относительно направляющей 9 пружинами сжатия 10. Накидная защелка 4 снабжена фиксатором 11.

Работает автопоезд следующим образом. Для сцепа автомобиля-тягача и прицепа (на чертежах они не показаны) удаляют фиксатор 11 и поворачивают накидную защелку 4 по стрелке А и в открывающееся пространство тягового крюка 2 укладывают сцепную петлю 5 прицепа, которая зажимает положение, показанное на фиг.1. При этом зубья 6 сцепной петли 5 входят в контакт с зубьями зубчатого колеса 7. После этого накидную защелку 4 поворачивают в направлении, обратном стрелке А, и фиксируют ее относительно тягового крюка 2 фиксатором 11 так, как это имеет место в серийных сцепах автопоездов (см. материалы аналога и прототипа). В процессе движения автопоезда прицеп, как известно, склонен к вилянию, и поэтому сцепная петля 5 получает угловые повороты по стрелке В. В этом случае за счет наличия на ней зубьев 6, находящихся в зацеплении с зубьями зубчатого колеса 7, происходит угловой его поворот по стрелкам С, а так как последнее также посредством зубьев связано с зубчатой рейкой 8, то и она получает поступательные движения по стрелкам Е. Однако такие перемещения будут незначительными за счет наличия пружин сжатия 10, которые оказывают упругое сопротивление движению зубчатой рейки 8, а, следовательно, в итоге и ограничивают амплитуду колебаний сцепной петли 5 по стрелкам В. Поэтому колебания виляния прицепа будут исключены.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, что позволит повысить устойчивость движения прицепных звеньев и тем самым обеспечить безопасность движения автопоездов.

Похожие патенты RU2457141C1

название год авторы номер документа
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Суденков А.Н.
  • Курасов А.В.
RU2264943C1
ДВУХЗВЕННЫЙ АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Сильченко Ольга Сергеевна
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
RU2535809C2
АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
  • Сильченко Ольга Сергеевна
RU2543130C2
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Александров Алексей Евгеньевич
  • Григорьев Андрей Юрьевич
RU2464197C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2268824C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Филатова Анастасия Ивановна
RU2604364C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киквадзе Олег Альбертович
RU2733630C1
ПРИЦЕП 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Рощупкин Павел Владимирович
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2276643C1
ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Мелихов Максим Николаевич
RU2294858C1
ПРИЦЕП 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Васильев Александр Евгеньевич
RU2546735C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 457 141 C1

Реферат патента 2012 года АВТОПОЕЗД

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автопоездов. Автопоезд состоит из тягача и прицепа, содержащих тяговый крюк, установленный на поперечине рамы тягача, и сцепную петлю, жестко укрепленную на дышле прицепа. Часть участка внешней образующей сцепной петли, обращенной в сторону тягача, снабжена зубьями, взаимодействующими с ответными зубчатого колеса, установленного с возможностью вращения на тяговом крюке. Зубчатое колесо одновременно находится в зацеплении с зубчатой рейкой, подвижно установленной в направляющей, жестко закрепленной на упомянутом тяговом крюке и подпружиненной с ее двух торцевых сторон пружинами сжатия. Достигается повышение устойчивости движения многозвенных автопоездов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 457 141 C1

Автопоезд, состоящий из тягача и прицепа, содержащих тяговый крюк, установленный на поперечине рамы тягача, и сцепную петлю, жестко укрепленную на дышле прицепа, отличающийся тем, что часть участка внешней образующей сцепной петли, обращенной в сторону тягача, снабжена зубьями, взаимодействующими с ответными зубьями зубчатого колеса, установленного с возможностью вращения на тяговом крюке, причем зубчатое колесо одновременно находится в зацеплении с зубчатой рейкой, подвижно установленной в направляющей, жестко закрепленной на упомянутом тяговом крюке и подпружиненной с ее двух торцевых сторон пружинами сжатия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2457141C1

Тягово-сцепное устройство транспортного средства 1978
  • Гущин Аркадий Александрович
SU724366A1
US 2009014982 A1, 15.01.2009
DE 19701296 A1, 24.07.1997
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Татаринцев Павел Викторович
  • Юрчук Анатолий Викторович
  • Ярлыкова Елена Иванович
RU2284942C1
Устройство для поворота колес полуприцепа 1987
  • Михайлов Юрий Борисович
  • Ершов Геннадий Сергеевич
  • Бужев Геннадий Викторович
  • Генкин Александр Наумович
SU1507635A1

RU 2 457 141 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Лукин Александр Александрович

Черников Руслан Владиславович

Даты

2012-07-27Публикация

2011-05-05Подача