Тягово-сцепное устройство транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60D1/04 

Описание патента на изобретение SU724366A1

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Наиболее близким из известных технических решений является тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее установленный на кронштейне грибовидный тяговый элемент с контактной шейкой и дышло с тяговой петлей, оборудованное иодпружиненным упором, выполненным с выемкой, контактирующей с контактной шейкой тягового элемента 1.

Известное устройство недостаточно надежно и недолговечно.

Цель изобретения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства.

Цель достигается тем, что дышло выполнено в виде трубы, тяговая петля закреплена на дышле резьбовой втулкой, застопоренной гайкой, подпружиненный упор выполнен цилиндрическим, размещен в указанной трубе и оборудован дугообразным подпружиненным фиксатором, пропущенным сквозь соосные отверстия, выполненные в трубе дышла, и продольный паз в подпружиненном уноре, а кронштейн оборудован упором, выполненным в виде вертикальной пластины, расположенной по оси тяговосцепного устройства.

Кроме того, в теле подпружиненного упора выполнены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностями, а ближние к сцепной петле отверстия выполнены овальными, с диаметрами, большими диаметра фиксатора.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сбоку в разрезе; на фиг. 2 - то же, вид сверху. Тягово-сцепное устройство содержит кронштейн 1 с упором 2, установленный на тягаче, на котором закреплен тяговый элемент 3 грибовидной формы с вогнутой контактной шейкой 4 и выпуклой запирающей шейкой 5. Дышло 6 выполнено в виде трубы, на

которой имеется резьба. На резьбу навернута резьбовая втулка 7 с тяговой петлей 8. Втулка законтрена гайкой 9.

В отверстие дыщла с возможностью продольного перемещения установлен упор 10

цилиндрической формы с продольным пазом 11. В теле упора 10 выполнены отверстия 12 и 13 и каналы 14 и 15 для смазки, а также кольцевая канавка 16. Консистентная смазка подается через пресс-масленку

17. На наружном конце упора 10 имеется симметричный шип 18 с выемкой 19. Последняя вместе с тяговой петлей 8 образует зев 20, диаметр которого равен диаметру контактной шейки 4. Каналы 14 и 15 служат

для смазки выемки 19 и контактной шейки

4, а кольцевая канавка 16 - для смазки упора и направляющего отверстия дышла.

В дышле имеются четыре попарнб соосных отверстия: передние 21 и 22 и задние 23 и 24. В эти отверстия, а также в отверстия 12 и 13 упора 10 соответственно прн зацеплении и при движении прицепа уста-, новлен дугообразный упругий фиксатор 25 с пружиной 26. Конец фиксатора, на котором установлена пружина, длиннее конца без нее. Передние отверстия 21 и 22 дышла выполнены овальными и большего диаметра, чем диаметр стержня фиксатора.

Между упором 10 и длинным концом фиксатора 25 размещена возвратная пружина 27. Кронштейн 1 закреплен на тяговом стержне 28, имеющем возможность ограниченного продольного перемещения вперед и назад В направляющих отверстиях фланца 29 и стакана 30, а также вращения вокруг своей оси. На тяговый стержень 28 надет амортизатор, состоящий из двух опорных шайб 31 и упругого элемента 32. .

Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.

При подъеме дышла 6 за фиксатор 25 последний сжимает пружину 26, а его короткий конец попадает из сквозного отверстия 12 в закрытый паз 11 упора 10. Упор под действием возвратной пружины 27, обладающей демпферными свойствами, выходит своим шипом 18 с выемкой 19 из трубы дышла 6 в зону тяговой петли 8. При надевании тяговой петли на направляющий конус грибовидного тягового элемента 3 петля скользит по нему, утапливая одновременно упор 10 внутрь трубы дышла. После прохода тяговой петлей 8 и шипом 18 шейки 5 петля и шип фиксируются на контактной шейке 4. При легком нажатии фиксатор 25 входит в сквозное отверстие 13 упора 10, затем и в отверстие 22 трубы дышла. Процесс зацепления окончен. Кроме того, зацепление возможно и тогда, когда фиксатор 25 находится в отверстии 13 упора 10. Расцепление выполняется в обратном порядке.

В процессе движения подороге прицеп совершает вертикальные перемещения относительно тягача, которые заставляют качаться дышло относительно точки контакта, образованной тяговой петлей 8 с контактной шейкой 4. При этом выемка 19 симметричного шипа 18 упора 10 скользит, не размыкаясь, по контактной шейке 4 за счет упругости дугообразного фиксатора 25 и овальных отверстий 21 и 22 дышла, что обеспечивает беззазорность сцепки при вертикальных перемещениях прицепа относительно тягача. .

При горизонтальных перемещениях прицепа относительно тягача беззазорность тятово-сцепнбго устройства обеспечивается равенством диаметра зева 20, образованного тяговой петлей 8 и вцемкой 19 симметричного шипа 18, диаметру вогнутой контактной шейки 4. Регулировку диаметра зева 20 производят перемещением втулки 7 по резьбе дышла 6.

Тормозные усилия от прицепа воспринимаются упором 2 кронштейна 1 и гасятся амортизатором, помещенным в стакане 30.

Постоянная смазка зоны контакта элемента 3 с тяговой петлей 8 и выемкой 19 предотвращает износ сцепного устройства и делает его более долговечным.

Ликвидация зазоров в резьбовом сочленении дышло 6 - втулка 7 за счет контровки гайкой 9 предотвращает динамические нагрузки, что также увеличивает долговечность сцепки.

Формула изобретения

1.Тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее установленный на кронштейне грибовидный тяговый элемент с контактной шейкой и дышло с тяговой петлей, оборудованное подпружиненным упором, выполненным с выемкой, контактирующей с контактной шейкой тягового элемента, отличающееся тем, что, с целью улучшения его эксплуатационных характеристик, дышло выполнено в виде трубы, тяговая петля закреплена на дышле резьбовой втулкой, застопоренной гайкой, подпружиненный унор выполнен цилиндрическим, размещен в указанной трубе и оборудован дугообразным подпружиненным фиксатором, пропущенным сквозь соосные отверстия, выполненные в трубе дышла, и продольный паз в подпружиненном упоре, а кронштейн оборудован упором, выполненным в виде вертикальной пластины, расположенной по оси тягово-сцепного устройства.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в теле подпружиненного упора выполнены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностям

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ближние к сцепной петле отверстия выполнены овальными, с диаметрами, большими диаметра фиксатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2078851, кл. 280-513. 1937.

J7 28

, /////////i////7///,

Y 7 /71

/ i2 e / Л

27 26

Риг.

Похожие патенты SU724366A1

название год авторы номер документа
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2007
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Радзивил Дмитрий Владимирович
RU2330764C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2006
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Радзивил Дмитрий Владимирович
RU2309055C1
Тягово-сцепное устройство тран-СпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Гущин Аркадий Александрович
SU806475A1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Цыпцын В.И.
  • Гамаюнов П.П.
  • Подольский Е.А.
  • Алексеев С.А.
  • Цыпцын М.В.
RU2156700C1
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПОМ 1973
  • Г. А. Старцев А. Т. Урусов
SU382528A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2268824C1
СПОСОБ ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ ДЛИННОМЕРНОГО ГРУЗА С ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Дордин Л.Н.
  • Кузнецов В.П.
  • Лобода В.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
  • Степанов В.А.
  • Котенко А.В.
RU2057660C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киквадзе Олег Альбертович
RU2733630C1
Сцепное устройство прицепа 1987
  • Токаренко Владимир Григорьевич
SU1509294A1
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 1993
  • Ситников В.Р.
  • Мейнцер В.И.
RU2083380C1

Иллюстрации к изобретению SU 724 366 A1

Реферат патента 1980 года Тягово-сцепное устройство транспортного средства

Формула изобретения SU 724 366 A1

фиг. г

SU 724 366 A1

Авторы

Гущин Аркадий Александрович

Даты

1980-03-30Публикация

1978-04-10Подача