АВТОПОЕЗД Российский патент 2015 года по МПК B62D53/00 

Описание патента на изобретение RU2543130C2

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях многозвенных автотракторных поездов.

Известен автопоезд, состоящий из прицепа ГКБ-817, агрегатируемого с автомобилем тягачом ЗИЛ-130-76 (см. Краткий автомобильный справочник - 10-е изд., перераб. и доп. - М., Транспорт 1983 г.), показанные раздельно на стр.87(прицеп) и стр.61 (автомобиль) этой книги. Автомобиль-тягач состоит из шасси с кузовом и кабины и снабжен гидроусилителем рулевых колес, принципиальная схема которого, например, может выглядеть так, как это показано на рис.125, стр.249 книги Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов / В.А. Иларионов и др., 2-е изд. перераб. и доп. - М., Машиностроение, 1985 г. В задней части рамы шасси размещен тяговый крюк, принципиальная конструкция которого может быть представлена такой, как это показано на стр.12, фиг.4 книги М.М. Щукин Сцепные устройства автомобилей и тягачей, Машгиз, М.-Л., 1961 г. Такой тяговый крюк взаимосвязан со сцепной петлей (см. также указанную книгу Щукина М.М. стр.17, фиг.8), жестко закрепленной на дышле прицепа. Дышло шарнирно закреплено на подкатной тележке прицепа, которая через поворотный круг взаимосвязана с его шасси. Детально конструкция прицепа, которая в целом аналогична прицепу ГКБ-817, представлена, например, в книге: М.С. Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. Машгиз. - М., 1962 г. на стр.39-48. Существенным недостатком такого автопоезда является низкая устойчивость движения его прицепного звена. Интенсивность колебаний виляния прицепа настолько значительно, что в практике появляется реальная опасность столкновения прицепа со встречным транспортом. Для ликвидации виляний используют различные демпфирующие устройства (см., например, ту же книгу М.М. Щукина, стр.131-134) или снижают геометрический размер точки выноса сцепа тягача и прицепа с уменьшением длины дышла последнего (см., например, книгу Рашидов Н.Р. и др. Тракторные поезда и хлопок - Т., Узбекистан, 1980 г., стр.56-60, рис.17 и рис.20), и те и другие предложения в настоящее время не нашли широкого применения в практике.

Известен также автопоезд молоковоз Г6-ОПА-15,5, описанный и показанный в книге Краткий автомобильный справочник, 10-е изд., перераб. и доп. М., Транспорт 1983 г. на стр.112. Конструкция такого автопоезда в целом аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости движения многозвенного автопоезда.

Поставленная цель достигается тем, что на лонжеронах рамы автомобиля, в концевой ее части, шарнирно установлены две тяги, которые также шарнирно другими своими концами снабженные пластинами с пазами, шарнирно связаны со скобой, жестко закрепленной на штоке гидроцилиндра, его корпус также жестко присоединен к поперечине рамы, а его поршень снабжен вторым штоком, и между его упором и корпусом гидроцилиндра расположена винтовая пружина сжатия, причем в скобе штока поршня подвижно размещен подпружиненный с двух сторон стержень тягового крюка, а упомянутый гидроцилиндр подключен трубопроводом к гидросистеме управления рулевыми колесами автомобиля.

На чертежах фиг. 1 показан общий вид автопоезда сбоку, а на фиг. 2 - укрупненный узел места сцепа автомобиля и на фиг.3 - принципиальная схема устройства, вид сверху.

Автопоезд состоит из автомобиля 1, рама которого выполнена из лонжеронов 2 и поперечин 3. На лонжеронах 2 с помощью шарниров 4 установлены тяги 5, связанные также другими своими концами шарнирно, выполнены в виде пластин 6 с пазами 7, с осями 8, жестко закрепленными на скобе 9, которая жестко закреплена на штоке 10 поршня гидроцилиндра 12. Поршень 11 снабжен вторым штоком 13, на котором выполнен упор 14, и между ним и гидроцилиндром 12 установлена винтовая пружина сжатия 15. Гидроцилиндр 12 жестко закреплен на поперечине 3, а в скобе 9 подвижно установлен стержень 16 тягового крюка 17, который подпружинен пружинами 18 относительно скобы 9. Тяговый крюк 17 взаимосвязан с сцепной петлей 19, жестко закрепленной на дышле 20 прицепа 21. Гидроцилиндр 12 связан трубопроводом 22 с гидравлической системой управления рулевыми колесами 23 автомобиля 1, и на чертежах не показанной. Лонжероны 2 и поперечина 3 концевого участка рамы автомобиля связаны между собой ребрами жесткости 24.

Работает автопоезд следующим образом. При поступательном прямолинейном движении автопоезда, например, по стрелке А (фиг.1) прицеп 21, связанный своим дышлом 20 и сцепной петлей 19, расположен относительно габарита автомобиля 1 с зазором 3, так, как это показано на фиг.1. Такой оптимальный зазор, как известно (см. книгу Н.Р. Рашидов. Тракторные поезда и хлопок. Т.: Узбекистан. 1980 г. стр.50-60), составляет порядка 300-400 мм за счет того, что место сцепа смещено во внутреннюю часть рамы автомобиля и само дышло 20 прицепа 21 выполнено укороченным. Такое конструктивное исполнение позволяет значительно снизить колебания влияния прицепа 21. Предположим теперь, что автопоезд входит в кривую пути и тогда, на первый взгляд, возможно контактирование торцевых частей автомобиля 1 и прицепа 21 между собой, однако в данном случае этого не произойдет, так как при повороте рулевых колес 23 автомобиля 1 произойдет следующее. Понятно, что (конструкция гидропривода управления рулевых колес автомобилей широко известна в технике) при повороте рулевых колес 23 автомобиля 1 произойдет ток рабочей жидкости под давлением, которая одновременно по стрелке В попадет в трубопровод 22 и тогда поршень 11 начнет перемещаться по стрелке С, сжимая своим штоком 13 винтовую пружину сжатия 15 в этом же направлении. Одновременно в этом же направлении начнет перемещаться и шток 10, обеспечивая движения скобы 9. Но так как в скобе 9 находится подпружиненный пружинами сжатия 18 стержень 16, а также тяговый крюк 17, то и он начнет перемещаться в сторону прицепа 21, увлекая за собой дышло 20, а следовательно, и сам прицеп 21. Все это позволит увеличить зазор 6 и обеспечить безаварийное маневрирование автомобиля 1 и прицепа 21. Понятно, что чем будет больше угол поворота рулевых колес 23 автомобиля, тем выше окажется давление рабочей жидкости в трубопроводе 22, а следовательно, и в гидроцилиндре 12, который обеспечит движение штоков 10 и 13 и увеличение зазора 8. Для исключения упругих деформаций изгиба штока 10 скобы 9 и стержня 18 тягового крюка 17, которые могут возникнуть при значительном выдвижении последнего в сторону прицепа 21 в предложенном техническом решении, используются тяги 5, а подобной деформации лонжеронов 2 предусмотрено наличие ребер жесткости 24. После прохода автопоезда кривой пути трубопровод 22 работает на слив и под действием винтовой пружины сжатия 15 устройство занимает положение, показанное на фиг.2, а зазор 3 становится минимальным. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как виляние прицепа исключается, а при поворотах прицеп перемещается от автомобиля на расстояние, предотвращающее контактирование торцевых частей автомобиля и прицепа между собой.

Похожие патенты RU2543130C2

название год авторы номер документа
ДВУХЗВЕННЫЙ АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Сильченко Ольга Сергеевна
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
RU2535809C2
АВТОПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Черников Руслан Владиславович
RU2457141C1
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Суденков А.Н.
  • Курасов А.В.
RU2264943C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Филатова Анастасия Ивановна
RU2604364C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Седых Анатолий Станиславович
  • Харламова Александра Андреевна
RU2397905C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Александров Алексей Евгеньевич
  • Григорьев Андрей Юрьевич
RU2464197C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2268824C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕГКОВЕСНОГО АВТОПОЕЗДА 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Воробьёва Надежда Юрьевна
RU2604930C1
СТАБИЛИЗАТОР УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОПОЕЗДА 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Жаворонков Н.И.
RU2230674C1
Пружинно-гидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда 2019
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
  • Малюкова Маргарита Александровна
RU2713755C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 543 130 C2

Реферат патента 2015 года АВТОПОЕЗД

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Автопоезд состоит из прицепа с дышлом, снабженным сцепной петлей, взаимодействующей с тяговым крюком, установленным на раме автомобиля. На лонжеронах рамы автомобиля, в концевой ее части, шарнирно установлены две тяги. Тяги шарнирно другими своими концами снабженные пластинами с пазами, шарнирно связаны со скобой, жестко закрепленной на штоке гидроцилиндра. Корпус гидроцилиндра также жестко присоединен к поперечине рамы, а его поршень снабжен вторым штоком, и между его упором и корпусом гидроцилиндра расположена винтовая пружина сжатия. В скобе штока поршня подвижно размещен подпружиненный с двух сторон стержень тягового крюка, а упомянутый гидроцилиндр подключен трубопроводом к гидросистеме управления рулевыми колесами автомобиля. Достигается повышение устойчивости движения прицепных звеньев автопоездов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 543 130 C2

Автопоезд, состоящий из прицепа с дышлом, снабженным сцепной петлей, взаимодействующей с тяговым крюком, установленным на раме автомобиля, отличающийся тем, что на лонжеронах рамы автомобиля, в концевой ее части, шарнирно установлены две тяги, которые также шарнирно другими своими концами снабженные пластинами с пазами, шарнирно связаны со скобой, жестко закрепленной на штоке гидроцилиндра, его корпус также жестко присоединен к поперечине рамы, а его поршень снабжен вторым штоком, и между его упором и корпусом гидроцилиндра расположена винтовая пружина сжатия, причем в скобе штока поршня подвижно размещен подпружиненный с двух сторон стержень тягового крюка, а упомянутый гидроцилиндр подключен трубопроводом к гидросистеме управления рулевыми колесами автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2543130C2

ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2008
  • Арискин Вячеслав Анатольевич
  • Белоусов Борис Николаевич
  • Комиссаров Дмитрий Сергеевич
  • Попов Сергей Дмитриевич
  • Сосульников Глеб Борисович
  • Шпак Михаил Александрович
  • Штыков Виктор Андреевич
RU2368512C1
Раздвижное дышло автопоедза 1975
  • Иванов Евгений Петрович
  • Платонов Владимир Федорович
SU575236A1
Релейный триггер 1980
  • Молодцов Николай Александрович
  • Юлдашев Владислав Иргашевич
  • Любарский Олег Аркадьевич
SU869049A1
СПОСОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ РАКОВЫХ КЛЕТОК 1999
  • Загускин С.Л.
  • Ораевский В.Н.
  • Рапопорт С.И.
RU2147847C1
US 2012080866 A1, 05.04.2012
US 5338050 A, 16.081994

RU 2 543 130 C2

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Стародубцев Игорь Владимирович

Гридчин Дмитрий Владимирович

Асеев Максим Васильевич

Сильченко Ольга Сергеевна

Даты

2015-02-27Публикация

2013-04-09Подача