Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для предотвращения пожара и распространения огня при аварийной ситуации на транспорте.
Известно устройство и принцип работы надувной подушки безопасности (AirBag). Подушка безопасности airbag представляет собой систему, в которую входят газогенератор с подушкой в одном узле, датчики удара, а в самых современных и электронный блок управления. Сама подушка безопасности изготавливается из нейлона толщиной 0,45-0,55 мм, который для герметичности покрывают слоем резины или силикона.
В газогенераторе, называемом часто пиропатроном, используют твердое топливо, при сгорании которого выделяется газ, заполняющий, а точнее, надувающий подушку. В качестве топлива некоторые производители подушек безопасности применяют нитроцеллюлозу. Для разворачивания airbag его требуется значительно меньше (8 г), чем азида натрия (50 г). При этом также не требуется установка специального фильтра.
Подушка водителя имеет объем от 60 до 80 л, а переднего пассажира - до 130 л.
В настоящее время насчитывается более десятка разновидностей подушек безопасности. Исследования влияния надувных подушек безопасности на вероятность гибели водителя при лобовых столкновениях показывают, что таковая уменьшается на 20-25%.
Подушка безопасности, однако, не спасает водителя и пассажиров от опасности гибели при возникновении пожара за счет воспламенения горючего, содержащегося в топливном баке.
Для локализации и тушения начальных очагов пожаров обычно используют первичные средства, наиболее важная роль отводится самым эффективным из них - огнетушителям.
Установлено, что из огнетушителей успешно подавляются загорания в течение первых 4 минут с момента возникновения пожара, т.е. до прибытия пожарных подразделений.
По виду огнетушащего состава огнетушители подразделяются: на водяные, пенные, аэрозольные, порошковые, хладоновые, углекислотные и комбинированные. Каждому виду огнетушащего состава присущи как достоинства, определяющие сферу использования, так и недостатки, ограничивающие возможности их применения.
Общим недостатком перечисленных огнетушащих средств является их неспособность препятствовать повторному возгоранию.
Предотвратить пожар можно с помощью чехла безопасности топливного бака, заполняемого термостойкой пеной от огнетушителя при срабатывании датчика безопасности.
Принципиальная схема устройства системы (датчик, блок управления безопасности, рабочая емкость) не отличается от схемы действия подушки безопасности.
Чехол безопасности может быть изготовлен из двойной негорючей и негерметичной пористой ткани (например, стеклоткани), а пена, заполняющая ее, защитит топливный бак от открытого пламени и высокотемпературного воздействия.
Известен пенообразующий состав термостойкой пены для тушения пожаров (авт. свид. СССР №1128963, кл. A62D 1/00, 1984). Состав включает следующие компоненты, мас.%:
Пенообразующий состав отличается высокой термической устойчивостью пены и ее устойчивостью к полураспаду.
Недостатком состава является невозможность его использования при минусовых температурах.
Наиболее близким к изобретению по составу и достигаемому результату является пенообразующий состав (патент РФ №2403935, МПК A62D 1/02, 2009), принятый нами за прототип. Пенообразующий состав включает следующие компоненты, мас.%:
В состав включают морозоустойчивый пенообразователь на основе неионогенных ПАВ - AFFF 3% (-40°C) ORCHIDEE GERMANY с добавлением 3% аммиака.
Состав образует термостойкую пену, пригодную для тушения пожаров при минусовых температурах (до - 30°C).
Недостатком состава является использование в морозоустойчивом пенообразователе аммиака, обладающего высокой летучестью, резким запахом, pH 12 и высокой коррозионной активностью, что способствует ухудшению свойств пенообразователя в процессе хранения.
Этот недостаток исключают введением в состав пенообразователя раздельного хранения вместо аммиака эквивалентного количества триэтаноламина (ТЭА), при следующем соотношении компонентов в пенообразующем составе, мас.%:
Для получения состава согласно изобретению используют следующие вещества:
Основной хлорид алюминия - Al2(OH)5Cl, ТУ 216-350-002-39928758-02.
Магний хлористый (6-водный), ГОСТ 4209-77.
Триэтаноламин, ТУ 6-09-2448-91.
Вода питьевая.
В работе с предлагаемым составом используют морозоустойчивый пенообразователь на основе неионогенных ПАВ - AFFF 6% (-40°C) ORCHIDEE GERMANY с содержанием 20% объемных триэтаноламина (ТЭА). Плотность пенообразователя концентрата - 1,08. pH 9,0.
Все испытания составов проводят по стандартным методикам, рекомендованным при разработке новых пенообразующих составов ГОСТ Р 15.201-2000. Пенообразователи для тушения пожаров. /Общие технические требования и методы испытаний/.
Примеры приготовления и испытания пенообразующих растворов.
Пример. 44 г MgCl2. 6H2O растворяют в воде, прибавляют 3 мл основного хлорида алюминия и доводят водой до 100 мл (1). Раствор (1) помещают в морозильник с температурой минус 30°C до полного охлаждения. При этой же температуре в морозильнике выдерживают морозоустойчивый пенообразователь на основе неионогенных ПАВ - AFFF 6% (-40°C) ORCHIDEE GERMANY с содержанием 20% объемных ТЭА (2).
При минус 30°C 2,0 мл морозоустойчивого пенообразователя (2) смешивают с 98,0 мл морозоустойчивого раствора (1) и помещают в стакан стандартного смесителя РТ-1. Включают смеситель со скоростью 4000 об/мин на 30 секунд и отмечают текущее время. Состав содержит: 20,6% MgCl2; 1,0% Al2(OH)5Cl; 0,4% ПАВ; 0,4% ТЭА и остальное вода до 100. В конкретном случае кратность пены составила 5,5; устойчивость 1/2 - 24 часа. Пена после расслаивания очень густая.
Аналогичные данные получают при более высоких температурах.
В таблице приведены сопоставительные показатели оптимальных составов пенообразующих растворов.
Данные таблицы показывают, что предлагаемый состав может быть использован для заполнении чехла безопасности при температуре рабочего раствора минус 30°С, при этом устойчивость пены повышается в 2 раза.
Данные таблицы также показывают, что предлагаемый состав удовлетворяет требованиям поставленной задачи.
Изобретение может быть использовано для профилактики и тушения пожаров термостойкой пеной при минусовых температурах, а также с применением криогенной техники для охлаждения морозоустойчивого пенообразующего состава до минус 30°С. Пенообразующий состав термостойкой пены для чехла безопасности топливного бака включает магний хлористый, основной хлорид алюминия, поверхностно-активное вещество, триэтаноламин и воду. Состав отличается высокой устойчивостью к тепловому излучению и открытому пламени. 1 пр., 1 табл.
Пенообразующий состав термостойкой пены для чехла безопасности топливного бака, включающий теплозащитный наполнитель, отличающийся тем, что в качестве теплозащитного наполнителя используют термостойкую пену при следующем соотношении компонентов в пенообразующем составе, мас.%:
ПЕНООБРАЗУЮЩИЙ СОСТАВ ТЕРМОСТОЙКОЙ ПЕНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ МИНУСОВЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ | 2009 |
|
RU2403935C1 |
Пенообразующий состав для тушения пожаров | 1982 |
|
SU1128963A1 |
ПЕНООБРАЗУЮЩИЙ СОСТАВ | 2000 |
|
RU2189266C2 |
ПЕНООБРАЗУЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ | 2004 |
|
RU2270711C1 |
"Концентрированный пенообразователь для тушения пожаров "АЛИТ" | 1990 |
|
SU1790421A3 |
Способ тушения пожара в помещении для баков с горючими жидкостями и система для его осуществления | 1987 |
|
SU1634287A1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2090382C1 |
JP 7031693 A, 03.02.1995 | |||
DE 19519534 A1, 28.11.1996. |
Авторы
Даты
2012-08-10—Публикация
2010-12-13—Подача