ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F02G5/02 F02B63/04 F01K23/10 

Описание патента на изобретение RU2459097C1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромеханическим системам, повышающим эффективность работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Из уровня техники известна «Энергетическая установка транспортного средства» по патенту на изобретение RU №2398683 от 02.07.2009 г., МПК В60К 15/10, F02B 43/10, в которой генератор приводится в движение с помощью ветроколеса - турбинкой малой величины, для преобразования энергии потока выхлопных газов при работе двигателя внутреннего сгорания в электрическую. Далее электроэнергия направляется в электролизер для выработки горючей газовой смеси для ДВС.

К недостаткам данной установки относится не использование тепловой энергии потока выхлопных газов, а также низкий общий КПД системы регенерации, а именно: кинетической энергии потока выхлопного газа.

Из уровня техники известна также «Система с циклом Ранкина и транспортное средство» по патенту на изобретение US 7475541 В2 от 13.01.09 г., МПК F01K 23/10. Гибридное транспортное средство снабжено двигателем внутреннего сгорания, двигателем-генератором и системой с циклом Ранкина для регенерации тепловой энергии выхлопного газа. Выходная электрическая энергия системы с циклом Ранкина используется для заряда аккумуляторной батареи и для питания тягового электродвигателя.

Недостатками такой системы являются: отсутствие использования кинетической энергии выхлопных газов ДВС и сложность кинематических цепей транспортного средства.

Из уровня техники известно «Гибридное транспортное средство с турбогенератором с приводом от выхлопных газов» по патенту на изобретение US2006/0046894 А1 МПК В60К 1/02, 2.03.06 г.

Гибридное транспортное средство, включающее ДВС, использующий топливо, электрический привод, аккумуляторные батареи для накопления электрической энергии и использования с электрическим приводом, турбину, расположенную на входе выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания, а также электрический генератор, вращаемый турбиной для обеспечения электроэнергией: аккумуляторных батарей, системы электропривода, кинематическую цепь для передачи энергии электродвигателя для вращения колес транспортного средства.

Недостатками такой системы являются отсутствие использования тепловой энергии выхлопных газов и сложность кинематических цепей транспортного средства.

Наиболее близко к предлагаемому изобретению «Устройство для управления стартером-генератором ДВС» по патенту на изобретение JP 4078890 В2 от 17.06.2002 г., МПК 8 F02N 11/04, принятое нами за прототип.

Устройство включает стартер - генератор с ротором, закрепленным на коленчатом валу ДВС, устройство управления, аккумуляторную батарею и предназначено для пуска ДВС и вырабатывания электроэнергии при работе ДВС.

К недостаткам данного устройства относится отсутствие регенерации энергий потока выхлопных газов.

Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является повышение КПД двигателя внутреннего сгорания (ДВС) за счет регенерации как кинетической, так и тепловой энергий потока выхлопных газов ДВС.

Сущность изобретения заключается в том, что электромеханическая система для ДВС содержит накопитель электрической энергии, например емкостной или аккумулятор, электрически связанный с устройством управления, включающий в себя широтно-импульсный преобразователь напряжения, коммутатор и/или преобразователь частоты и напряжения, и вращающуюся электрическую машину, например вентильную, синхронную или асинхронную, ротор которой является маховиком ДВС.

Отличие предложенного изобретения состоит в том, что система дополнительно снабжена преобразователем одновременно и кинетической, и тепловой энергии потока выхлопных газов в электрическую энергию, выполненным в виде последовательно размещенных на одном валу с электрогенератором газовой турбины, парового электрогенератора, причем вход преобразователя энергии соединен с выхлопным коллектором ДВС, а электрический выход связан с устройством управления.

Предлагаемая система иллюстрируется чертежом, на котором изображена структурная схема электромеханической системы для ДВС.

В схеме приняты обозначения:

НЭЭ - накопитель электрической энергии;

УУ - устройство управления;

ВЭМ - вращающаяся электрическая машина;

ДВС - двигатель внутреннего сгорания;

ПЭ - преобразователь энергии.

Система состоит из накопителя электрической энергии (НЭЭ), например емкостного, или аккумулятора, или сочетания этих устройств, электрически связанного с устройством управления (УУ), электрическая схема которого может быть различной, в зависимости от типа используемой вращающейся электрической машины. В предложенном изобретении можно использовать типовые УУ, например, для синхронных или асинхронных электрических машин, которые преобразуют постоянное напряжение преобразователя энергии (ПЭ) в переменное многофазное напряжение определенной частоты и амплитуды, а для вентильных же электрических машин УУ выполняется на основе широтно-импульсного регулятора напряжения и коммутатора, распределяющего напряжение по обмоткам статора. Все типы УУ снабжены задатчиком режима работы ВЭМ.

В качестве ПЭ возможно использование различных устройств.

- газовая турбина, приводимая в движение выхлопными газами ДВС, на валу которой расположен электрогенератор, например трехфазный синхронный с выпрямителем;

- компактный паровой электрогенератор, работающий по термодинамическому циклу Ранкина, горячие выхлопные газы которого поступают в конвектор с испарителем, где образуется пар с температурой 400-500°С и давлением 7-9 МПа. Этот пар, вращая генератор, охлаждается, конденсируется и вновь поступает в бак с насосом. В ходе испытаний на гибридном автомобиле Honda Stream с двухлитровым бензиновым двигателем паровая установка работала с максимальной мощностью 32 кВт. Термический КПД установки пока не слишком высок - 13%.

В предлагаемом изобретении в качестве преобразователя энергии используется сочетание газовой турбины, парового электрогенератора и паровой турбины, причем вход преобразователя энергии соединен с выхлопным коллектором ДВС, а электрический выход связан с устройством управления.

Система по предлагаемому изобретению работает следующим образом.

Вращающаяся электрическая машина (ВЭМ), используя энергию накопителя электрической энергии (НЭЭ), запускает двигатель внутреннего сгорания (ДВС), работая в двигательном режиме. После запуска ДВС поток выхлопных газов поступает вначале в газовую турбину, отдавая кинетическую энергию, затем в паровой электрогенератор, отдавая тепловую энергию. Преобразователь энергии (ПЭ) начинает вырабатывать электроэнергию для зарядки НЭЭ и питания бортовой электросети. Излишек электроэнергии направляется для питания ВЭМ, которая работает в двигательном режиме, передавая механическую энергию на коленчатый вал ДВС. При торможении транспортного средства ВЭМ работает как генератор в режиме рекуперативного торможения, отдавая электроэнергию в НЭЭ. В итоге происходит экономия топлива и снижение токсичности выхлопных газов.

Предлагаемую систему можно использовать для автомобилей, тепловозов, теплоходов и тепловых электростанций.

Похожие патенты RU2459097C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Овсянников Евгений Михайлович
  • Чернов Андрей Владимирович
  • Панарин Александр Николаевич
  • Николаева Светлана Федоровна
  • Клюкин Павел Николаевич
RU2510796C1
ВРАЩАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОРОДА И КИСЛОРОДА 2008
  • Овсянников Евгений Михайлович
  • Васильева Елена Евгеньевна
RU2379379C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ РАСШИРЕННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 2011
  • Круташов Анатолий Васильевич
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2473432C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Николаенко Андрей Владимирович
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Павлушков Борис Эдуардович
  • Селифонов Валерий Викторович
  • Филонов Андрей Игоревич
  • Благушко Ян Викторович
  • Баулина Елена Евгеньевна
  • Куликов Илья Александрович
  • Карпухин Кирилл Евгеньевич
  • Данилин Михаил Федорович
RU2424919C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЛНОПРИВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Круташов Анатолий Васильевич
  • Селифонов Валерий Викторович
  • Авруцкий Евгений Владимирович
  • Карпухин Кирилл Евгеньевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2312030C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ СИЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ТРАКТОРА С ЭЛЕКТРОТРАНСМИССИЕЙ И МОТОР-КОЛЕСАМИ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Леонов В.С.
RU2184040C1
ЭНЕРГОБЛОК ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ МОЩНОЙ АВТОНОМНОЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ 2019
  • Болотин Михаил Григорьевич
  • Бибиков Владимир Иванович
  • Ильинский Александр Дмитриевич
  • Гончаров Павел Николаевич
RU2754989C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ГИБРИДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2010
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Павлушков Борис Эдуардович
  • Селифонов Валерий Викторович
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Филонов Андрей Игоревич
  • Благушко Ян Викторович
  • Маликов Олег Викторович
  • Баулина Елена Евгеньевна
  • Куликов Илья Александрович
  • Карпухин Кирилл Евгеньевич
RU2457959C2
Способ генерации тепловой и электроэнергии и теплоэлектрогенератор 2019
  • Базельцев Юрий Святославович
RU2768438C2
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 2008
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Радин Александр Алексеевич
  • Булычев Олег Федорович
  • Губанов Дмитрий Александрович
RU2387946C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 459 097 C1

Реферат патента 2012 года ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение может быть использовано в электротехнике транспортных средств, а именно в электромеханических системах, повышающих эффективность двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Электромеханическая система для ДВС содержит накопитель электрической энергии, электрически связанный с устройством управления и с вращающейся электрической машиной, ротор которой является маховиком ДВС. Система дополнительно снабжена преобразователем одновременно и кинетической и тепловой энергии потока выхлопных газов в электрическую энергию, выполненным в виде последовательно размещенных на одном валу с электрогенератором газовой турбины, парового электрогенератора. Вход преобразователя энергии соединен с выхлопным коллектором ДВС, а электрический выход связан с устройством управления. Технической результат заключается в регенерации как кинетической, так и тепловой энергий потока выхлопных газов ДВС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 459 097 C1

Электромеханическая система для ДВС, содержащая накопитель электрической энергии, электрически связанный с устройством управления и с вращающейся электрической машиной, ротор которой является маховиком ДВС, отличающаяся тем, что система дополнительно снабжена преобразователем одновременно и кинетической, и тепловой энергии потока выхлопных газов в электрическую энергию, выполненным в виде последовательно размещенных на одном валу с электрогенератором газовой турбины, парового электрогенератора, причем вход преобразователя энергии соединен с выхлопным коллектором ДВС, а электрический выход связан с устройством управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2459097C1

JP 4078890 В2, 23.04.2008
US 7475541 В2, 13.01.2009
US 2006046894 A1, 02.03.2006
JP 2005036657 A, 10.02.2005
Способ работы дизель-генераторной установки и дизель-генераторная установка 1989
  • Гулин Степан Дмитриевич
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Кравченко Сергей Александрович
  • Кривов Валентин Гаврилович
  • Орлов Александр Николаевич
  • Синатов Станислав Александрович
  • Шокотов Николай Константинович
  • Марченко Андрей Петрович
  • Фастовский Виктор Абрамович
SU1686211A1
Приводной агрегат,в частности,для автомобиля 1984
  • Хельмут Штирбих
SU1240366A3
Силовая установка 1987
  • Иванов Сергей Николаевич
  • Липчук Владимир Абрамович
  • Рабинович Арон Вульфович
  • Лещинский Анатолий Моисеевич
  • Зубов Павел Анатольевич
  • Баринберг Григорий Давидович
  • Гольдберг Александр Азикович
  • Белов Владимир Петрович
  • Можжов Виктор Николаевич
  • Маркелов Евгений Васильевич
  • Лашманов Виктор Васильевич
  • Юрасов Геннадий Семенович
SU1514966A1
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 1993
  • Макаров Юрий Васильевич
RU2123130C1

RU 2 459 097 C1

Авторы

Овсянников Евгений Михайлович

Бахмутов Сергей Васильевич

Клюкин Павел Николаевич

Васильева Елена Евгеньевна

Даты

2012-08-20Публикация

2011-06-08Подача