Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известна опора газотурбинного двигателя, в которой установленное на валу внутреннее кольцо подшипника фиксируется в осевом направлении гайкой, которая в свою очередь фиксируется в окружном направлении пластинчатым замком, (патент RU №2189475).
Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за низкой прочности пластинчатого замка, что может привести к поломке опоры.
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция опоры газотурбинного двигателя с установленными на валу лабиринтом и внутренним кольцом подшипника, зафиксированными в осевом направлении гайкой, (патент RU №2378520).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за возможности поворота незафиксированного в окружном направлении лабиринта в случае его задевания за статорный фланец лабиринта, что может привести к перегреву и к поломке вала.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности, в снижении веса и осевых габаритов опоры газотурбинного двигателя путем надежной осевой фиксации лабиринтом внутреннего кольца подшипника с фиксацией лабиринта в окружном направлении.
Сущность технического решения заключается в том, что в опоре газотурбинного двигателя с установленными на валу внутренним кольцом подшипника и лабиринтом, согласно изобретению лабиринт выполнен с резьбой по внутреннему диаметру, а внутреннее кольцо подшипника зафиксировано в осевом направлении резьбовым соединением лабиринта с валом, при этом с внутренней стороны вала установлена резьбовая втулка с осевыми выступами, а вал выполнен с торцевыми шлицами, которыми зафиксирован со стороны вала в осевом направлении по шлицам установленный с внутренней стороны лабиринта кольцевой контровочный замок, при этом замок также зафиксирован в осевом и в радиальном направлениях радиальными направленными к оси опоры выступами лабиринта с возможностью фиксации лабиринта и втулки в окружном направлении путем последовательной по окружности пластической деформации цилиндрической обечайки замка в пазы между выступами лабиринта и втулки.
Выполнение лабиринта с резьбой по внутреннему диаметру и фиксация внутреннего кольца подшипника в осевом направлении резьбовым соединением лабиринта с валом уменьшает осевые габариты и вес опоры.
Выполнение вала с торцевыми шлицами, фиксирующими со стороны вала в осевом направлении по шлицам установленный с внутренней стороны лабиринта кольцевой контровочный замок, зафиксированный в осевом и в радиальном направлениях радиальными направленными к оси опоры выступами лабиринта, позволяет обеспечить надежную фиксацию кольцевого замка в окружном, осевом и радиальном направлениях, что повышает надежность опоры.
Фиксация лабиринта и втулки в окружном направлении путем последовательной по окружности пластической деформации цилиндрической обечайки замка в пазы между выступами лабиринта и втулки повышает надежность опоры за счет снижения в ней контровочных замков и исключает проворот лабиринта на валу в случае касания лабиринтом статорного фланца лабиринта.
На фиг.1 изображен продольный разрез опоры газотурбинного двигателя.
На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.
На фиг.4 - сечение В-В на фиг.2.
Опора газотурбинного двигателя 1 состоит из статора 2, в масляной полости 3 которого установлен подшипник качения 4 с валом 5 на внутреннем кольце 6. Кольцо 6 в осевом направлении на валу зафиксировано резьбовым соединением 7 лабиринта 8 с валом 5, причем резьба 9 выполнена на внутреннем диаметре 10 лабиринта 8, а сам лабиринт 8 установлен с внешней стороны от вала 5. С внутренней стороны вала 5 установлена резьбовая втулка 11, которая выполнена с осевыми выступами 12 и зафиксирована в осевом направлении резьбой 13. Вал 5 выполнен с торцевыми шлицами 14, фиксирующими в окружном направлении по шлицам 15 кольцевой контровочный замок 16, установленный с внутренней стороны лабиринта 8 и зафиксированный также в осевом и в радиальном направлениях радиальными направленными к оси 17 опоры 1 выступами 18 лабиринта 8. Замок 16 выполнен с цилиндрической обечайкой 19, размещенной между выступами 12 втулки 11 и выступами 18 лабиринта 8 с возможностью последовательной по окружности пластической деформации обечайки 19 в пазы 20 между выступами 18 лабиринта 8 и пазы 21 между выступами 12 резьбовой втулки 11. С внешней стороны масляная полость 3 опоры ограничена статорным фланцем лабиринта 22, образующим совместно с лабиринтом 8 воздушное лабиринтное уплотнение 23.
Работает устройство следующим образом.
При работе опоры 1 фиксация лабиринта 8 и резьбовой втулки 11 в окружном направлении производится одним кольцевым контровочным замком 16 путем поочередной в окружном направлении пластической деформации цилиндрической обечайки 19 замка 16 в пазы 20 резьбового лабиринта 8 и в пазы 21 резьбовой втулки 11, с образованием направленных от оси 17 выступов 24 и направленных к оси 17 выступов 25 на цилиндрической обечайке 19. При работе опоры лабиринт 8 надежно зафиксирован от проворота замком 16 в случае касания лабиринта 8 о статорный фланец лабиринта 22.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2411383C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2405955C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211345C1 |
РОТОР ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2517462C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2579286C1 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2225535C2 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186258C2 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2491450C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614029C1 |
Ротор турбины | 2017 |
|
RU2664902C1 |
Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. В опоре установлен на валу лабиринт. Лабиринт выполнен с резьбой по внутреннему диаметру. Внутреннее кольцо подшипника зафиксировано в осевом направлении резьбовым соединением лабиринта с валом. С внутренней стороны вала установлена резьбовая втулка с осевыми выступами. Вал выполнен с торцевыми шлицами. С внутренней стороны лабиринта установлен кольцевой контровочный замок, зафиксированный шлицами со стороны вала в осевом направлении по шлицам. Замок также зафиксирован в осевом и в радиальном направлениях радиальными направленными к оси опоры выступами лабиринта с возможностью фиксации лабиринта и втулки в окружном направлении путем последовательной по окружности пластической деформации цилиндрической обечайки замка в пазы между выступами лабиринта и втулки. Путем надежной осевой фиксации лабиринтом внутреннего кольца подшипника с фиксацией лабиринта в окружном направлении повышается надежность, снижаются вес и осевые габариты опоры газотурбинного двигателя. 4 ил.
Опора газотурбинного двигателя с установленными на валу внутренним кольцом подшипника и лабиринтом, отличающаяся тем, что лабиринт выполнен с резьбой по внутреннему диаметру, а внутреннее кольцо подшипника зафиксировано в осевом направлении резьбовым соединением лабиринта с валом, при этом с внутренней стороны вала установлена резьбовая втулка с осевыми выступами, а вал выполнен с торцевыми шлицами, которыми зафиксирован со стороны вала в осевом направлении по шлицам установленный с внутренней стороны лабиринта кольцевой контровочный замок, при этом замок также зафиксирован в осевом и в радиальном направлениях радиальными, направленными к оси опоры выступами лабиринта с возможностью фиксации лабиринта и втулки в окружном направлении путем последовательной по окружности пластической деформации цилиндрической обечайки замка в пазы между выступами лабиринта и втулки.
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2378520C1 |
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2189475C2 |
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2411383C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2204042C2 |
US 20050172608 A1, 11.08.2005 | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМ | 1985 |
|
SU1331364A1 |
Авторы
Даты
2012-08-27—Публикация
2011-04-06—Подача