РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F04D29/08 

Описание патента на изобретение RU2186258C2

Изобретение относится к области двигателестроения, в том числе к конструкциям стационарных двигателей наземного применения.

Известен комбинированный неразъемно-разъемный ротор компрессора газотурбинного двигателя, диски которого соединены сваркой по первым ступеням и болтовыми соединениями по последним ступеням компрессора [1].

Недостатком такой конструкции является низкая ремонтопригодность ротора компрессора, т.к. в случае повреждения одного из дисков заменить его сложно из-за наличия сварных соединений.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является ротор компрессора турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором диски установлены на валу ротора с помощью прямоугольных шлиц и зафиксированы в осевом направлении гайкой и кольцевым замком [2].

Однако известная конструкция является низконадежной из-за ослабления резьбы вала пазами под кольцевой контровочный замок, который фиксируется выступами в пазах вала, выполненными в осевом направлении по резьбе, на которую накручивается гайка.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности работы ротора за счет повышения прочности закрепления рабочих колес на валу ротора.

Сущность изобретения заключается в том, что в роторе компрессора газотурбинного двигателя, включающем рабочие колеса и лабиринтный диск, установленные на валу с помощью прямоугольных шлиц и зафиксированные в осевом направлении гайкой и кольцевым замком, согласно изобретению кольцевой замок выполнен с осевыми выступами, ограниченными в окружном направлении выступами прямоугольных шлиц, а в радиальном направлении ступицей лабиринтного диска.

Прочность закрепления рабочих колес на валу ротора обеспечивается фиксацией кольцевого замке в прямоугольных шлицах вала, для чего замок выполнен с осевыми выступами. Поскольку при работе двигателя осевые выступы кольцевого замка находятся под действием значительных центробежных сил, то осевые выступы необходимо фиксировать в радиальном направлении ступицей примыкающего к замку лабиринтного диска.

Изобретение проиллюстрировано следующими чертежами.

На фиг. 1 показан продольный разрез заявляемого ротора компрессора, на фиг. 2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде. Фиг.3 представляет сечение А-А на фиг.2.

Ротор компрессора 1 состоит из вала 2 и рабочих колес 3, установленных на валу 2 с помощью прямоугольных шлиц 4. На диске 5 последней ступени компрессора с помощью байонетного соединения 6 закреплен лабиринтный диск 7, установленный также на валу 2 с помощью прямоугольных шлиц 4.

В осевом направлении рабочие колеса 3 совместно с лабиринтным диском 7 зафиксированы с помощью гайки 8, которая законтрена с помощью кольцевого замка 9 путем отгибки кольцевого выступа 10 в пазы 11 гайки 8.

Кольцевой замок 9 выполнен с осевыми выступами 12, направленными в сторону примыкающего к замку диска 7 и зафиксированными в окружном направлении выступами 13 прямоугольных шлиц 14, а в радиальном направлении - внутренним диаметром ступицы 15 примыкающего к замку диска 7, для чего в ступице 7 выполнены выемки 16. При фиксации замка 9 резьба 17 на валу 2, на которую наворачивается гайка 8, не ослаблена осевыми пазами, что повышает прочность конструкции и надежность работы ротора.

Работает заявляемое устройство следующим образом.

При работе двигателя, например ПС-90А, на рабочие колеса 3 ротора компрессора действуют газовые силы (до 30 тонн), которые передаются на гайку 8. Затяжка производится с усилием ≈60 тонн, что требует повышенной прочности резьбы 17 на валу 2.

Кольцевой замок 9 зафиксирован в окружном направлении с помощью осевых выступов 12, которые ограничены в окружном направлении выступами 13 прямоугольных шлиц 14, а в радиальном направлении - ступицей 15 примыкающего лабиринтного диска 7. Резьба 17 вала 2 не ослаблена пазами, а замок 9 надежно фиксируется в заявляемой конструкции.

Источники информации
1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, с. 66, рис.3.10.

2. Патент РФ 2036312 F 01 D 11/02, 1995 г.

Похожие патенты RU2186258C2

название год авторы номер документа
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Габова Т.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2225535C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2396468C1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2459966C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Иноземцев А.А.
RU2176331C1
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Иноземцев А.А.
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
  • Торопчин С.В.
RU2166640C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Трубников В.А.
  • Проворов А.Н.
  • Сухарев В.А.
  • Коряковцев П.С.
  • Кузнецов В.А.
RU2213874C2
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2179648C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Коряковцев П.С.
  • Ясырев А.А.
  • Ошканов Н.М.
  • Кузнецов В.А.
RU2241862C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2235918C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 186 258 C2

Реферат патента 2002 года РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области двигателестроения, в том числе к конструкциям стационарных двигателей наземного применения, и позволяет повысить надежность работы ротора за счет повышения прочности закрепления рабочих колес на валу ротора. В роторе компрессора газотурбинного двигателя, включающем рабочие колеса и лабиринтный диск, установленные на валу с помощью прямоугольных шлиц и зафиксированные в осевом направлении гайкой и кольцевым замком, согласно изобретению кольцевой замок выполнен с осевыми выступами, ограниченными в окружном направлении выступами прямоугольных шлиц, а в радиальном направлении - ступицей лабиринтного диска. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 186 258 C2

Ротор компрессора газотурбинного двигателя, включающий рабочие колеса и лабиринтный диск, установленные на валу с помощью прямоугольных шлиц и зафиксированные в осевом направлении гайкой и кольцевым замком, отличающийся тем, что кольцевой замок выполнен с осевыми выступами, ограниченными в окружном направлении выступами прямоугольных шлиц, а в радиальном направлении - ступицей лабиринтного диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2186258C2

УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2036312C1
Устройство для уплотнения полостей всасывания и нагнетания турбомашины 1982
  • Архипов Владимир Викторович
  • Спирин Николай Юрьевич
  • Френкель Андрей Филиппович
SU1126724A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТИТАНОСОДЕРЖАЩЕЙ ЛИГАТУРЫ 2002
  • Коршунов Е.А.
  • Тарасов А.Г.
  • Лисиенко В.Г.
  • Арагилян О.А.
  • Третьяков В.С.
RU2228967C2
СИСТЕМА ЛАЗЕРНОЙ МАРКИРОВКИ ПРОЗРАЧНЫХ И ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТОНКОСТЕННЫХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ, ИЗДЕЛИЙ В КОНВЕЙЕРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 2003
  • Агринский П.В.
  • Агринский М.В.
  • Кахниадзе А.С.
  • Горбатенков В.Б.
  • Куприянов С.В.
  • Манилов Ю.И.
  • Самотин С.Ю.
RU2243873C1
Предохранительный клапан 1979
  • Галич Игорь Иванович
  • Кононенко Александр Григорьевич
  • Чугунов Эдуард Георгиевич
  • Кармугин Борис Владимирович
  • Гринберг Иосиф Семенович
SU916850A1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1

RU 2 186 258 C2

Авторы

Тункин А.И.

Аликин Н.А.

Кузнецов В.А.

Даты

2002-07-27Публикация

2000-05-10Подача