Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии, и может быть использовано для диагностики типа мотивационной сферы к образовательному процессу у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ).
Прототипом избран способ диагностики типа мотивационной сферы к обучению с помощью тест-опросника МУН [1]. Способ заключается в том, что тип мотивационной сферы оценивается по сумме набранных баллов, полученных в ходе тестирования.
Известный способ имеет следующие недостатки:
а) имеет ограничения как скрининговый метод диагностики типа мотивационной сферы у больных ХОБЛ в общеклинической практике.
б) отсутствие учета данных нарушения бронхиальной проходимости, которые имеют доминирующее значение для больных с обструктивной бронхолегочной патологией.
в) известный прототип не учитывает значения параметров качества жизни (КЖ), связанных со здоровьем.
Цель изобретения заключается в повышении эффективности способа диагностики типа мотивационной сферы к обучению у больных ХОБЛ в общеклинической практике путем интегральной оценки объема форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в %, общих и специфических параметров качества жизни (КЖ), соответственно психического здоровья (ПЗ); социальной активности (СА); воздействие в баллах.
Заявленный способ имеет следующие приемы:
а) с помощью спирометрического исследования по стандартной методике оценивают объем форсированного выдоха за 1 секунду (в % от должного значения);
б) значения параметров общего и специфического КЖ: психическое здоровье (ПЗ), социальная активность (СА), воздействие, определяют на основании расчета заполненных вопросников качества жизни Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) в баллах;
в) интегральную оценку показателей для диагностики мотивационной сферы у больных ХОБЛ определяют с помощью решения дискриминантного уравнения (Д):
Д=3,495 × Воздействие+1,876 × СА+3,039 × ПЗ-1,128 × ОФВ1
где Д - дискриминантная функция, граничное значение которой составляет 355,16.
При Д, равной или больше граничного значения 355,16, у больных ХОБЛ диагностируется негативная мотивационная сфера к обучению. При Д меньше граничного значения 355,16 определяется позитивный тип мотивационной сферы.
Ниже приводятся два примера использования заявленного способа.
Пример 1. С., 48 лет.
Диагноз: Хроническая обструктивная болезнь легких, II стадии стабильное течение. ДН I.
Исходные данные составили: ОФВ1 69% от должного значения; показатель СА 60 баллов, показатель ПЗ 49 баллов, показатель шкалы Воздействие 48 балла.
С целью диагностики мотивационной сферы к обучению решено дискриминантное уравнение:
Д=3,495×48+1,876×60+3,039×49-1,128×69
Поскольку дискриминантная функция меньше граничного значения 351,34, у данного пациента диагностируется позитивная мотивация к обучению.
Больной прошел курс обучения по программе ХОБЛ. При анализе динамики показателей в конце исследования, нами зафиксировано достоверное улучшение параметров среди большинства шкал общего КЖ, всех значений специфического КЖ, а также отмечено снижение уровня общей тревоги и депрессии (р2<0,01). Так, показатель шкалы Воздействие улучшился на 28%, что соответствовало 34,6±2,6 баллам (р1<0,01, по сравнению с исходным значением), значения шкал СА и ПЗ были лучше соответственно на 16% (71,2±2,9; р2<0,01) и 20% (61,4±2,9; р2<0,01) по сравнению с исходными данными, что свидетельствует о значимом положительном влиянии образовательного вмешательства на КЖ больного.
Пример 2. Б., 55 лет.
Диагноз: Хроническая обструктивная болезнь легких, II стадии стабильное течение. ДН I.
Исходные данные составили: ОФВ1 64% от должного значения; показатель СА 49 баллов, показатель ПЗ 35 баллов, показатель шкалы Воздействие 68 балла.
С целью диагностики мотивационной сферы к обучению решено дискриминантное уравнение:
Д=3,495×68+1,876×49+3,039×35-1,128×64
Поскольку дискриминантная функция больше граничного значения 363,76, у пациента диагностируется негативная мотивация к обучению.
Больной прошел курс обучения по программе ХОБЛ. В конце исследования отмечено незначительное улучшение показателей общего КЖ только по шкалам СА и ПЗ, которые были выше исходных значений на 9% (р2<0,05) и 7% (р2>0,05) соответственно. Анализируя показатели специфического КЖ, нами выявлено минимальное достоверное улучшение параметров только по шкале Воздействие на 12% (р2<0,05). Общий уровень тревожности и субдепрессивной симптоматики сохранялся на прежнем уровне (р2>0,05), что свидетельствует о менее значимом влиянии образовательного вмешательства на КЖ больного.
Учет типа мотивационной сферы к обучению у больных ХОБЛ позволяет проводить дифференцированный отбор пациентов на образовательные программы, что может повысить их эффективность.
Предлагаемый способ прошел клиническую апробацию на базе пульмонологического отделения ДНЦ ФПД СО РАМН. С использованием способа проведена диагностика мотивации к обучению у 48 больных хронической обструктивной болезнью легких.
Результаты проверки заявленного способа показали его эффективность, правильный прогноз определялся в 89,3% случаев.
Таким образом, предлагаемый способ может быть эффективно использован в качестве скрининга для диагностики мотивации к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких в общеклинической практике.
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С.304.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ОБОСТРЕНИЙ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ | 2016 |
|
RU2657788C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП | 2014 |
|
RU2569760C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБОСТРЕНИЙ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СНА | 2018 |
|
RU2681272C1 |
Способ прогнозирования контроля бронхиальной астмы после обучения по программе стандартной групповой астма-школы | 2016 |
|
RU2626688C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ДИСПЛАЗИЙ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ | 2008 |
|
RU2382598C1 |
Способ прогнозирования эффективного лечения рофлумиластом больных хронической обструктивной болезнью легких фенотипа "с частыми обострениями" | 2019 |
|
RU2712244C1 |
Способ отбора больных хронической обструктивной болезнью легких фенотипа "с редкими обострениями" для лечения рофлумиластом | 2019 |
|
RU2726228C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ОБОСТРЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ (ХОБЛ) ДЛЯ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ | 2011 |
|
RU2467685C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ СРЕДНЕТЯЖЕЛОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ | 2012 |
|
RU2480153C1 |
Способ дифференциальной диагностики профессиональных заболеваний бронхолегочной системы у работников производства алюминия в период работы | 2019 |
|
RU2713839C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии. Методом спирометрии оценивают объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в % от должных величин. С помощью вопросников общего и специфического качества жизни (ЮК) Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) определяют параметры шкал: психическое здоровье (ПЗ), социальную активность (СА), воздействие в баллах. Решают дискриминантное уравнение: Д=3,495 · Воздействие + 1,876·СА+3,039·ПЗ-1,128·ОФВ1, и при величине Д меньше 355,16 диагностируют позитивный тип мотивационной сферы к обучению больных ХОБЛ, а при величине Д, равной или больше 355,16, диагностируют негативный тип мотивационной сферы. Способ обеспечивает повышение эффективности диагностики типа мотивационной сферы к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких. 1 прим.
Способ диагностики мотивационной сферы к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), отличающийся тем, что методом спирометрии оценивают объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1) в % с помощью вопросников КЖ Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) определяют параметры шкал: психическое здоровье (ПЗ), социальная активность (СА), воздействие в баллах и решают дискриминантное уравнение:
Д=3,495·воздействие+1,876·СА+3,039·ПЗ-1,128·ОФВ1,
и при величине Д меньше 355,16 диагностируют позитивный тип мотивационной сферы к обучению больных ХОБЛ, а при величине Д, равной или больше 355,16 диагностируют негативный тип мотивационной сферы.
БОРДОВСКАЯ Н.В | |||
и др | |||
Педагогика | |||
Уч | |||
для вузов | |||
- СПб: ПИТЕР, 2000 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ И ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ | 2004 |
|
RU2267987C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2005 |
|
RU2304919C2 |
БУЕВИЧ В.Э | |||
и др | |||
Клиническая оценка эффективности у больных обструктивной болезнью легких, осложненной хроническим легочным сердцем, Бюл | |||
физиологии и патологии дыхания, вып 23, Благовещенск, 2006, С.84-85 | |||
ШМЕЛЕВ Е.И. |
Авторы
Даты
2012-10-27—Публикация
2011-01-12—Подача