Изобретение относится к противоугонному устройству для расположенного на транспортном средстве сцепного устройства для автотранспортных средств, в частности, для седельно-сцепного устройства согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.
Грузовые автомобили состоят, как правило, из тягача и одного или нескольких транспортируемых прицепов. Говоря о таком сочлененном автопоезде, речь идет не об автомобиле с прицепом, а о седельном автопоезде - тягаче и полуприцепе.
Припаркованные и ведомые транспортные средства могут быть соответственно защищены посредством механических устройств от кражи. Имеющие двигатель элементы грузовика в большинстве случаев также защищены от взлома и кражи, например, иммобилайзерами или сигнализациями. Если оба элемента транспортного средства соединены друг с другом, существует определенная защита от кражи посредством этих систем для всего седельного автопоезда, так как разъединение возможно только при относительном движении обоих элементов транспортного средства друг к другу.
Тем не менее, несмотря на современные технические вспомогательные средства, непрерывно растет количество краж, при которых транспортное средство отделяют от прицепа или седельного прицепа, а затем похищают их. Поэтому желательно предоставить в распоряжение устройства и системы, препятствующие возможности несанкционированного разъединения седельного прицепа или, по меньшей мере, настолько затрудняющие этот процесс, что такая попытка с самого начала становится безнадежной.
Из публикации WO 03/043838 А2 известно противоугонное устройство для седельно-сцепных устройств, содержащих приводное устройство с запорным штифтом. Седельно-сцепное устройство имеет запорный крюк с защелкой предохранителя, приводимой в действие вручную посредством рычажной передачи с тягой.
Противоугонное устройство предусматривает, что запорный штифт вводят либо в траекторию движения защелки предохранителя, либо компонентов рычажной передачи для приведения в действие защелки предохранителя, так что защелка предохранителя не может перемещаться из своего закрытого положения в открытое положение.
Противоугонное устройство имеет приемник, с помощью которого можно управлять приводным устройством. Противоугонное устройство соединено с системой GPS тягача. Если транспортное средство не передвигается по предусмотренному маршруту, это распознается системой GPS и в приемник посылается сигнал для включения системы охранной сигнализации системы противоугонного устройства, после чего запорный штифт вводится в блокировочное положение.
Согласно другому выполнению противоугонным устройством можно также управлять через Интернет посредством отдельно расположенного блока позиционирования через бортовой компьютер тягача.
Попытки манипулирования седельно-сцепным устройством также распознаются системой противоугонного устройства, после чего она переходит во включенное положение и, следовательно, также и в блокировочное положение.
В публикации WO 03/044627 того же заявителя описаны другие защитные системы, в которых проверяют в том числе полномочия водителя посредством ввода кода. В случае несоблюдения маршрута или в случае отклонения от него автоматически происходит вмешательство в функционирование транспортного средства.
Из публикации WO 2005/028290 А1 известно седельно-сцепное устройство с противоугонным устройством, в котором запорный штифт непосредственно воздействует на запорный крюк затвора и фиксирует его. Блокировку можно снять посредством тяги. Разделение тягача и седельного прицепа с применением силы нельзя предотвратить тогда, когда при резком наезде седельного автопоезда запорный крюк может повернуться в открытое положение при повреждении или же разрушении противоугонного устройства.
Противоугонное устройство содержит устройство управления в кабине водителя тягача, в которое для активации вводят цифровой код. Кроме того, с устройством управления соединены датчики и индикаторы для контроля за седельно-сцепным устройством.
В документе DE 19516101 А1 описано противоугонное устройство для прицепляемого седельного прицепа. Для защиты прицепляемого к тягачу седельного прицепа от кражи при разъединении седельно-сцепное устройство имеет замок, посредством которого управляют толкателем с возможностью перемещения в осевом направлении. Толкатель непосредственно воздействует на запорный элемент запорного крюка, когда он находится в блокирующем положении. Компоновку противоугонного устройства выбирают такой, чтобы толкатель в любом случае был нагружен давлением. Блокировка приводимого в действие вручную запорного крюка имеет преимущество, заключающееся в том, что при резкой нагрузке или перегрузке ручного привода ломаются более слабые в поперечном сечении элементы ручного привода, а блокировка запорного крюка остается в любом случае в исправном состоянии. При силовой попытке разблокирования под давлением остаются нагруженными все элементы противоугонного устройства, так что относительно незначительные поперечные сечения обеспечивают необходимую безопасность функционирования.
Из документа DE 29501043.6 известна система противоугонного устройства, в том числе для седельного прицепа, выполненная в виде электронного иммобилайзера. Предусмотрено, что при активизации противоугонного устройства, то есть в случае кражи противоугонное устройство таким образом влияет на функцию тягача, что он блокируется.
Известные противоугонные устройства активируются целенаправленно, например водителем, и могут быть снова деактивированы только целенаправленным вводом, например, числового кода.
Тем не менее, бывают аварийные случаи, в которых автопоезд нужно разъединить на месте аварии оказывающими помощь лицами. В таких случаях при определенных обстоятельствах водитель может быть не в состоянии деактивировать противоугонное устройство или соответствующие устройства для деактивации противоугонного устройства со стороны водителя могут больше не функционировать.
В таком случае разъединение обоих транспортных средств выполнимо только при большой трудоемкости и использовании соответствующих инструментов. Это связано не только со значительными временными затратами, но и может приводить также к дополнительной угрозе для оказывающего помощь персонала и/или участников дорожного движения, в частности, тогда, когда седельный автопоезд транспортирует опасный груз.
Поэтому задачей изобретения является создание противоугонного устройства с возможностью самостоятельного деактивирования в аварийных случаях или его простого деактивирования, при котором отделение тягача и прицепа было бы возможным без затруднения.
Эта задача решается при помощи противоугонного устройства, характеризующегося тем, что устройство управления присоединено, по меньшей мере, к одной системе со стороны транспортного средства, располагающей аварийной функцией, причем устройство управления деактивирует защитное устройство при поступлении непосредственно или опосредовано, по меньшей мере, одной аварийной функции системы со стороны транспортного средства.
Защитное устройство может содержать любое из приводных устройств с защитными элементами, как, например, электрическими, пневматическими или гидравлическими исполнительными органами с запорными штифтами или блокировочными защелками. Защитное устройство воздействует предпочтительно на запирающее устройство сцепного устройства для автотранспортных средств. В седельно-сцепных устройствах это может быть запорный крюк или запорный засов или устройство для управления запорным засовом.
Под непосредственной деактивацией защитного устройства понимают незамедлительное выключение противоугонного устройства, в частности, без дополнительного человеческого вмешательства.
Также возможна опосредованная деактивация защитного устройства, если еще должна быть предусмотрена дополнительная защитная функция для предотвращения отделения прицепа тягача любым лицом, например, в аварийном случае. Опосредованная деактивация защитного устройства зависит от соответствующей со стороны транспортного средства системы, а при необходимости, от дополнительных устройств противоугонного устройства, причем при наступлении аварийного случая необходимо осуществлять еще дополнительные мероприятия, например, со стороны лиц, оказывающих помощь при аварии для деактивации защитного устройства. Эти дополнительные мероприятия описываются в связи с отдельными системами со стороны транспортного средства, к которым присоединено противоугонное устройство.
Опосредованная деактивация может быть предусмотрена в противоугонном устройстве также как опция дополнительно к непосредственной деактивации. Системы со стороны транспортного средства, если они соединены с устройством управления, являются составной частью противоугонного устройства.
Предпочтительно устройство управления присоединено, по меньшей мере, к двум со стороны транспортного средства системам, причем устройство управления деактивирует защитное устройство при поступлении, по меньшей мере, двух аварийных функций со стороны систем транспортного средства. В этом варианте выполнения деактивация осуществляется только тогда, когда поступают две или большее количество аварийных функций. Логичное соединение предпочтительно устанавливается в пределах определенного промежутка времени. Если в пределах этого промежутка времени поступают аварийные функции, происходит деактивация.
Предпочтительно устройство управления выполнено для обработки сигналов от систем со стороны транспортного средства и для включения защитного устройства при достижении заданных величин системы. В случае соединения с датчиками ускорения системными величинами являются величины ускорения, возникающие, например, при аварии.
Системами со стороны транспортного средства являются такие, которыми и без того располагает транспортное средство.
Исходя из этого система со стороны транспортного средства предпочтительно содержит, по меньшей мере, одну надувную подушку безопасности, удерживающую систему, ударный датчик, датчик ускорения, противоблокировочное устройство или устройство замков с центральным управлением транспортного средства. В частности, защитное устройство деактивируется тогда, когда срабатывает, по меньшей мере, одна надувная подушка безопасности, одна удерживающая система, как, например, активируется натяжитель ремней безопасности, или срабатывает ударный датчик или датчик ускорения.
Могут быть также взаимосвязаны аварийные функции, например, срабатывание надувной подушки безопасности и вмешательство противоблокировочного устройства, так что деактивация осуществляется только тогда, когда присутствуют обе функции.
В устройстве замков с центральным управлением, как правило, в качестве аварийной функции предусмотрена отмена блокировки функции замков с центральным управлением, так что раненых можно эвакуировать из транспортного средства без вскрытия дверей. Эта функция используется также для деактивации противоугонного устройства в аварийных ситуациях и вследствие этого делает возможным незатруднительное отделение прицепа и тягача.
Кроме того, при соединении устройства управления с устройством замков с центральным управлением транспортного средства кроме опосредованной деактивации также возможна непосредственная деактивация защитного устройства. Например, может быть предусмотрено, что деактивация происходит только тогда, когда проводится определенная последовательность приведения в действие устройства замков с центральным управлением, которая может выполняться, например, только помощниками или сотрудниками службы спасения. Специальными последовательностями приведения в действие могут быть, например, пятикратное открытие и закрытие центрального замка, трехкратное открытие и двукратное закрытие и последующее однократное открытие центрального замка.
Такие последовательности управления представляют собой код, который может выполняться только уполномоченными лицами, например, помощниками, оказывающими помощь при аварии, либо знающими эту последовательность и, следовательно, этот код, либо запрашивающими этот код в соответствующей экспедиционной службе. Это способствует в случаях аварии избегать грабежа, т.е. кражи полуприцепа или прицепа.
Согласно другому варианту выполнения устройство управления может быть соединено с системой со стороны транспортного средства, представляющей энергосистему транспортного средства. Устройство управления выполнено для распознавания прекращения электроснабжения и деактивирует защитное устройство при аварии энергосистемы предпочтительно в сочетании с другой аварийной функцией.
Для возможности осуществления деактивации противоугонное устройство располагает предпочтительно собственным устройством энергоснабжения, в частности, блоком питания. Это собственное устройство энергоснабжения может быть выполнено также как аварийный источник питания с возможностью активации только при аварии энергосистемы со стороны транспортного средства.
Устройство управления предпочтительно присоединено к устройству ввода кода, которое нужно разблокировать для ввода кода. В аварийном случае устройство управления выполнено для разблокирования устройства ввода кода, так что необходимый код для деактивации противоугонного устройства может вводиться уполномоченными лицами. В этой форме выполнения защитное устройство также деактивируют опосредовано.
На случай выхода из строя устройства ввода кода вследствие аварии устройство управления выполнено для распознавания этой аварийной функции и непосредственно деактивирует противоугонное устройство без необходимости человеческого вмешательства.
Устройство ввода кода как составную часть противоугонного устройства можно располагать в транспортном средстве, причем ввод кода может происходить в устройстве или посредством беспроводного соединения посредством внешнего устройства, например, через интернет и бортовой компьютер.
Изобретение поясняется с помощью единственного чертежа, на котором показано схематичное изображение предпочтительного варианта выполнения противоугонного устройства. В устройстве 1 расположено защитное устройство 2. Предпочтительно это защитное устройство 2 находится под плитой седельно-сцепного устройства на участке запирающего устройства (не показано) седельно-сцепного устройства 1, запираемого после введения находящегося в седельном прицепе шкворня (не показан). Задача защитного устройства 2 - дополнительно блокировать запирающее устройство седельно-сцепного устройства, если это необходимо, и разблокировать, если это требует ситуация. Защитное устройство 2 располагает, например, исполнительным органом и запорным штифтом, воздействующим на элемент запирающего устройства седельно-сцепного устройства и осуществляющим вследствие этого блокировку соответствующего элемента.
К этому защитному устройству 2 присоединено устройство 3 управления, управляющее защитным устройством 2.
Устройство 3 управления подключено, например, к трем системам 10а, b, с со стороны транспортного средства, отвечающим, с замещением друг друга, например, за одну или несколько надувных подушек безопасности, центральный замок, а при необходимости, за энергосистему транспортного средства. Дополнительно устройство может оснащаться собственным блоком 4 питания, посредством которого защитное устройство 2 и устройство управления 3 снабжаются электрическим током, если, например, прекращается энергоснабжение 10 с транспортного средства.
Устройство 3 управления предназначено для распознавания аварии энергосистемы, причем одновременно активируется автономное электроснабжение 4.
Кроме того, устройство 3 управления предназначено для обработки сигналов от других со стороны транспортного средства систем 10а, b, а при поступлении, по меньшей мере, в одну из систем 10а-10с со стороны транспортного средства аварийных функций имеет возможность управлять защитным устройством 2 для отмены блокировки запирающей системы.
Дополнительно показано устройство 5 ввода кода, посредством которого обычно управляют устройством 3 управления, если предусмотренное для этого уполномоченное лицо вводит соответствующий цифровой код.
Устройство 5 ввода кода может быть заблокировано для защиты от несанкционированного использования, в частности тогда, когда транспортное средство находится в пути к месту назначения. Благодаря этому предотвращается возможность того, что при нападении на транспортное средство водитель может быть принужден ввести соответствующий цифровой код, чтобы таким образом отцепить седельный прицеп.
Для возможности ввода цифрового кода в аварийном случае устройство 3 управления предназначено для разблокировки устройства 5 ввода кода при распознавании аварийной функции системы 10а-10с со стороны транспортного средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2503573C2 |
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2514321C2 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2374087C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И ИНДИКАЦИИ СОСТОЯНИЯ ЗАГРУЗКИ СЕДЕЛЬНОГО ПРИЦЕПА | 1994 |
|
RU2116207C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
АВТОПОЕЗД | 2008 |
|
RU2368528C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТИРОВАНИЯ ШТЕПСЕЛЕЙ | 2009 |
|
RU2498910C2 |
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, СИСТЕМА ОБТЕКАТЕЛЯ, БЛОК УПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОЗДУХА У АВТОПОЕЗДА | 2005 |
|
RU2379210C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА | 2015 |
|
RU2673583C2 |
ШТЕКЕРНАЯ КОНСОЛЬ ДЛЯ ПРИЦЕПНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ГРУЗОВОГО АВТОПОЕЗДА | 2009 |
|
RU2481993C2 |
Изобретение относится к технике защиты автотранспортных средств с прицепами, оборудованных, в частности, седельно-сцепным устройством (1). Предложенное устройство имеет защитное устройство (2) и устройство (3) управления, электрически соединенные друг с другом. Устройство (3) управления подключено, по меньшей мере, к одной бортовой системе (10а, b, с), располагающей аварийной функцией. Устройство (3) управления непосредственно или опосредованно деактивирует защитное устройство (2) при аварийном срабатывании, по меньшей мере, одной бортовой системы транспортного средства. Предложенное устройство характеризуется возможностью самостоятельного деактивирования в аварийных случаях. Возможно также простое деактивирование, при котором отделение тягача и прицепа осуществляется без затруднений. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Противоугонное устройство для установленного на транспортном средстве сцепного устройства для автотранспортных средств, в частности для седельно-сцепного устройства (1), с защитным устройством (2), выполненным с возможностью воздействия на конструктивный элемент сцепного устройства для блокирования или деблокирования указанного конструктивного элемента, и с устройством (3) управления, электрически подключенным к защитному устройству (2), предназначенным для активирования или деактивирования защитного устройства, отличающееся тем, что устройство (3) управления электрически подключено, по меньшей мере, к одной системе (10а, b, с) со стороны транспортного средства, имеющей аварийную функцию при возникновении аварийной ситуации, при которой полуприцеп отделяется от тягача на месте аварии оказывающими помощь при аварии лицами, причем устройство (3) управления выполнено с возможностью непосредственного или опосредованного деактивирования защитного устройства (2) при поступлении, по меньшей мере, одной аварийной функции, причем непосредственная деактивация воздействует на немедленное разблокирование противоугонного устройства, а опосредованная деактивация зависит от системы со стороны транспортного средства, и при наступлении аварийной ситуации следует осуществлять дополнительные мероприятия для деактивации.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устройство (3) управления подключено, по меньшей мере, к двум системам (10а, b, с), причем устройство управления выполнено с возможностью деактивирования защитного устройства (2) при поступлении, по меньшей мере, двух аварийных функций систем со стороны транспортного средства.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что система (10а, b, с) со стороны транспортного средства предпочтительно содержит, по меньшей мере, одну надувную подушку безопасности, удерживающую систему, ударный датчик, датчик ускорения, антиблокировочную систему торможения или устройство замков с центральным управлением транспортного средства.
4. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что устройство (3) управления предназначено для обработки сигналов от системы (10а, b, с) со стороны транспортного средства и для включения защитного устройства (2) при достижении заданных величин системы (10а, b, с) со стороны транспортного средства.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что системой (10а, b, с) со стороны транспортного средства является система энергоснабжения транспортного средства, причем при аварии системы энергоснабжения деактивируется защитное устройство (2).
6. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что противоугонное устройство содержит собственный блок (4) питания.
7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что собственный блок (4) питания предназначен для аварийного электроснабжения с возможностью активации при аварии энергосистемы со стороны транспортного средства.
8. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что устройство (3) управления подключено к устройству (5) ввода кода, деблокируемому для ввода кода.
9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что устройство (3) управления предназначено для деблокирования устройства (5) ввода кода для введения кода и деактивирования защитного устройства (2) в зависимости от ввода кода или состояния системы устройства ввода кода.
10. Устройство по п.8, отличающееся тем, что устройство (5) ввода кода установлено в транспортном средстве, причем введение кода осуществляется в устройстве (5) ввода кода или посредством беспроводного соединения через внешнее устройство.
DE 102004029821 A1, 05.01.2006 | |||
WO 03043838 A2, 30.05.2003 | |||
WO 03044627 A2, 30.05.2003 | |||
WO 2005028290 A1, 31.03.2005 | |||
DE 19516101 A1, 07.11.1996 | |||
DE 29501043 U1, 24.05.1995 | |||
БУКСИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2039669C1 |
Авторы
Даты
2012-11-27—Публикация
2009-02-25—Подача