Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для крепления вращающихся частей боевой машины к неподвижным.
Известно устройство для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной (см. Танк-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Военное издательство, 1989 г., стр.31-32.), выбранное в качестве прототипа.
Известное устройство содержит первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними, закрепленные каждый посредством кругового ряда болтов, соответственно, на вращающейся и неподвижной частях боевой машины. Первый из элементов устройства (нижний погон) присоединен к неподвижной части боевой машины - подбашенному листу корпуса - посредством кругового ряда болтов с пружинными шайбами. Второй элемент устройства (верхний погон) прикреплен ко вращающейся части боевой машины - донному листу башни - также посредством кругового ряда болтов через амортизационные втулки. Элементы устройства взаимодействуют друг с другом посредством уложенных в их беговые дорожки тел качения - шариков.
Недостатком известного устройства является то, что болты крепления первого элемента к неподвижной части боевой машины имеют низкую живучесть в осевом и радиальном направлениях, выражающуюся в отрыве головок болтов от воздействия максимальной внешней нагрузки, образующейся от взрыва осколочно-фугасного снаряда при попадании его в башню боевой машины.
Задачей изобретения является исключение отрыва головок болтов крепления первого элемента к неподвижной части боевой машины от воздействия внешней нагрузки при взрыве осколочно-фугасного снаряда при попадании его в башню боевой машины.
Поставленная задача решается тем, что в устройстве для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной, содержащем первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними, закрепленные каждый посредством кругового ряда болтов, соответственно, на неподвижной и вращающейся частях боевой машины, причем на болтах крепления первого элемента установлены пружинные шайбы, согласно изобретению на каждом из болтов крепления первого элемента, расположенных в зоне наиболее вероятного воздействия максимальной внешней нагрузки, вместо пружинной шайбы или в поверхностном контакте с ней установлена сминаемая в осевом и радиальном направлениях от внешней нагрузки деталь, выполненная, например, из малоуглеродистой стали толщиной, удовлетворяющей выражению:
, где:
H - высота детали;
Pmax - максимальная внешняя нагрузка;
Sб - площадь поперечного сечения болта крепления элемента;
σвд - временное сопротивление материала детали;
Sсм.д.min - минимальная площадь смятия детали;
n - количество деталей.
Такое конструктивное решение позволяет снизить напряжения, действующие на болты при воздействии внешней нагрузки, что приводит к увеличению живучести устройства для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной в целом.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид снизу на устройство; на фиг.2 изображено в сечении крепление элемента без пружинной шайбы; на фиг.3 изображено в сечении крепление элемента с установленной пружинной шайбой.
Устройство для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной содержит элементы 1 и 2, тела качения, например шарики 3, болты 4 и 5, пружинные шайбы 6, предлагаемые детали 7.
Элемент 1 устройства (нижний погон) прикреплен к неподвижной части боевой машины - листу 8 крыши корпуса посредством кругового ряда болтов 4. Элемент 2 (верхний погон) присоединен ко вращающейся части боевой машины - донному листу 9 башни посредством кругового ряда болтов 5 через амортизационные втулки 10.
На каждый болт 4 крепления элемента 1 установлена пружинная шайба 6 и деталь 7.
В отдельных случаях крепление элемента 1 может быть осуществлено без установки пружинной шайбы 6.
Зона вероятного воздействия максимальной внешней нагрузки расположена в секторе обстрела противотанковыми средствами поражения, угол α которого равен удвоенному заданному курсовому углу обстрела или превышает его.
Работа осуществляется следующим образом.
При взрыве осколочно-фугасного снаряда при попадании его в боевую машину, образуется многофакторная внешняя нагрузка, основным фактором которой является ударная волна. Силовой поток ударной волны передается от башни боевой машины через болты 5 на элемент 2, далее через шарики 3 на элемент 1 и через болты 4 на корпус боевой машины. При этом в каждом болтовом соединении возникает нагрузка растяжения и среза. Часть этой нагрузки воспринимается деталью 7, установленной под опорную поверхность головки болта 4. В результате восприятия деталью 7 горизонтальной и вертикальной составляющей нагрузки происходит смятие детали 7 в вертикальном направлении и ее растяжение (появление овальности отверстия) в горизонтальном направлении. При таком характере деформации детали 7 болт 4 не разрушается.
Положительный эффект предложенного устройства состоит в сохранении живучести боевой машины от взрыва осколочно-фугасного снаряда при попадании его в башню машины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пол боевого отделения | 2023 |
|
RU2824764C1 |
ЛЮК БОЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2219474C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2188999C2 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1970 |
|
SU271952A1 |
Унифицированный боевой модуль танка | 2021 |
|
RU2767813C1 |
ЛЮК БОЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2308663C1 |
ПОЛ БОЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ С МЕХАНИЗМОМ ЦЕНТРИРОВАНИЯ | 1999 |
|
RU2156939C1 |
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2258889C2 |
Боевое отделение бронеобъекта | 2018 |
|
RU2703695C1 |
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БРОНЕОБЪЕКТА | 2013 |
|
RU2542681C1 |
Изобретение относится к устройству для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной ее части. Устройство содержит первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними. Первый и второй элементы закреплены каждый посредством кругового ряда болтов на вращающейся и неподвижной частях боевой машины. На болтах крепления первого элемента установлены пружинные шайбы. На каждом из болтов крепления первого элемента, расположенных в зоне наиболее вероятного воздействия максимальной внешней нагрузки, вместо пружинной шайбы или в поверхностном контакте с ней установлена сминаемая в осевом и радиальном направлениях от внешней нагрузки деталь. Деталь выполнена из малоуглеродистой стали толщиной, соответствующей выражению: где: Н - высота детали, Pmax - максимальная внешняя нагрузка, Sб - площадь поперечного сечения болта крепления элемента, σвд - временное сопротивление материала детали, Sсм.д.min - минимальная площадь смятия детали, n - количество деталей. Достигается исключение отрыва головок болтов крепления. 3 ил.
Устройство для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной, содержащее первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними, закрепленные каждый посредством кругового ряда болтов, соответственно, на вращающейся и неподвижной частях боевой машины, причем на болтах крепления первого элемента установлены пружинные шайбы, отличающееся тем, что на каждом из болтов крепления первого элемента, расположенных в зоне наиболее вероятного воздействия максимальной внешней нагрузки, вместо пружинной шайбы или в поверхностном контакте с ней установлена сминаемая в осевом и радиальном направлениях от внешней нагрузки деталь, выполненная, например, из малоуглеродистой стали толщиной, удовлетворяющей выражению:
где Н - высота детали;
Pmax - максимальная внешняя нагрузка;
Sб - площадь поперечного сечения болта крепления элемента;
σвд - временное сопротивление материала детали;
Sсм.д.min - минимальная площадь смятия детали;
n - количество деталей.
Термосно-паровая кухня | 1921 |
|
SU72A1 |
Техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
- М.: Военное издательство, 1975 | |||
Способ получения соединения деталей | 1990 |
|
SU1754926A1 |
Многорядное соединение деталей | 1990 |
|
SU1753077A1 |
Авторы
Даты
2012-11-27—Публикация
2011-04-22—Подача