ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F01D11/02 

Описание патента на изобретение RU2470162C1

Изобретение относится к турбинам высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известна турбина высокого давления, диски ротора которой выполнены с радиальными отверстиями во фланце крепления к валу (Патент РФ №2369746, F01D 5/06, 2009 г.).

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность, так как радиальные отверстия во фланце являются концентратором напряжений, что снижает циклическую долговечность диска.

Наиболее близкой к заявляемой является турбина высокого давления, диск которой фланцевым соединением установлен на валу, размещенном в подшипнике качения, масляная полость которого уплотнена лабиринтными воздушными уплотнениями (Патент США №6763653, F02C 3/067, F02K 3/072, 2004 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенных тепловых потоков, поступающих на подшипник качения во время работы турбины.

Массивные диски турбины высокого давления являются также тепловым аккумулятором, интенсивно отдающим накопленное во время работы тепло в подшипниковую опору после остановки газотурбинного двигателя, что вызывает коксование масла в подшипниковой опоре и снижение надежности турбины высокого давления.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности турбины высокого давления путем снижения отдачи тепла от диска ротора к подшипнику за счет организации «петлевой» системы охлаждения вала как на режимах работы турбины высокого давления, так и после ее остановки.

Сущность изобретения заключается в том, что в турбине высокого давления, включающей вал, установленный в подшипнике с масляной полостью, внутреннюю втулку и воздушные лабиринтные уплотнения между диском и подшипником, согласно изобретению, межлабиринтная воздушная полость повышенного давления через радиальную перфорацию в лабиринте соединена с внешней кольцевой щелевой полостью, расположенной между лабиринтом и валом со стороны подшипника в радиальном направлении и между диском и подшипником в осевом направлении, указанная щелевая полость на выходе через радиальные ближние к подшипнику отверстия вала связана с внутренней кольцевой щелевой полостью, расположенной между внутренней втулкой и валом и соединенной через радиальные ближние к диску отверстия в валу с воздушной полостью низкого давления, расположенной со стороны диска.

Соединение межлабиринтной воздушной полости повышенного давления через радиальную перфорацию с внешней кольцевой щелевой полостью, расположенной между лабиринтом и валом со стороны подшипника в радиальном направлении и между диском и подшипником в осевом направлении, позволяет осуществить вначале интенсивное струйное, а затем конвективное охлаждение внешней поверхности вала, уменьшая тем самым тепловые потоки, идущие к подшипнику от нагретого до высокой температуры диска.

Соединение указанной щелевой кольцевой полости через радиальные, ближние к подшипнику отверстия вала с внутренней кольцевой щелевой полостью, расположенной между внутренней втулкой и валом, позволяет с помощью радиальных отверстий уменьшить тепловые потоки, идущие по центральной части вала, и обеспечивает интенсивное охлаждение внутренней поверхности вала.

Во внутренней щелевой полости охлаждающий воздух движется навстречу тепловому потоку, идущему от диска к подшипнику, что также улучшает охлаждение вала. Соединение внутренней щелевой кольцевой полости через радиальные, ближние к диску отверстия с воздушной полостью низкого давления, позволяет уменьшить тепловой поток, поступающий по центральной части вала к щелевым полостям.

Заявляемая конструкция турбины позволяет организовать «петлевую» систему охлаждения вала на режимах работы и после ее остановки.

После остановки турбины высокого давления ближайшие к диску и ближние к подшипнику радиальные отверстия в валу создают дополнительное сопротивление тепловому потоку, идущему по валу от диска к подшипнику, что исключает коксование масла в масляной полости подшипника качения.

На фиг.1 показан продольный разрез турбины высокого давления, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Турбина 1 газотурбинного двигателя состоит из диска 2, фланцевым соединением 3 установленного на валу 4, который в свою очередь размещен в подшипнике качения 5 опоры турбины 6, масляная полость 7 которой отделена от воздушной полости 8 низкого давления расположенными между диском 2 и подшипником 5 лабиринтными воздушными уплотнениями 9.

Межлабиринтная воздушная полость повышенного давления 10 лабиринтного уплотнения 9 на выходе через радиальную перфорацию 11 в лабиринте 12 соединена с внешней кольцевой щелевой полостью 13 между лабиринтом 12 и наружной поверхностью 14 вала 4 со стороны подшипника 5 в радиальном направлении и между диском 2 и подшипником 5 в осевом направлении.

Внешняя щелевая полость 13 и на выходе через ближние к подшипнику 5 радиальные отверстия 15 вала 4 связана с внутренней щелевой кольцевой полостью 16 между внутренней втулкой 17 и внутренней поверхностью 18 вала 4. Внутренняя щелевая кольцевая полость 16 на выходе через ближние к диску 2 радиальные отверстия 19 вала 4 соединена через каналы 20 с воздушной полостью низкого давления 8, расположенной со стороны диска 2.

Утечки масла из масляной полости 7 исключаются за счет наддува лабиринтного уплотнения 21 воздухом повышенного давления из межлабиринтной воздушной полости 10.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе турбины 1 высокого давления охлаждающий воздух проходит через радиальную перфорацию 11 лабиринта 12 вдоль внешней кольцевой щелевой полости 13, через радиальные отверстия 15 попадает во внутреннюю кольцевую полость 16, затем - в радиальные отверстия 19 и выходит через каналы 20 в воздушную полость 8 низкого давления. Таким образом формируется «петлевая» система охлаждения участка вала 4 между диском 2 и подшипником качения 5 (показана стрелками на фиг.2), которая охлаждает вал 4 и уменьшает тепловые потоки от диска 2 под действием перепада давления между воздушными полостями 10 и 8, что повышает надежность подшипника 5.

После остановки турбины 1 ближний к диску 2 ряд радиальных отверстий 19 и ближний к подшипнику 5 ряд радиальных отверстий 15 в валу 4 создает дополнительное сопротивление потоку тепла от диска 2 к подшипнику 5, что уменьшает нагрев подшипника 5 после остановки турбины 1 и повышает ее надежность.

Похожие патенты RU2470162C1

название год авторы номер документа
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2513062C1
ОПОРА ТУРБИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2525383C1
ДВУХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2250386C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2420668C1
СИЛОВАЯ СВОБОДНАЯ ТУРБИНА 2016
  • Язев Владимир Михайлович
  • Фадеев Сергей Иванович
  • Сычев Владимир Константинович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2659694C2
СИЛОВАЯ ТУРБИНА 2016
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2654156C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
  • Рубинов Владимир Октябринович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2307947C2
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ТУРБИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2513466C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 470 162 C1

Реферат патента 2012 года ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Турбина высокого давления включает вал, установленный в подшипнике с масляной полостью, внутреннюю втулку и воздушные лабиринтные уплотнения между диском и подшипником. Межлабиринтная воздушная полость повышенного давления соединена с внешней кольцевой щелевой полостью через радиальную перфорацию в лабиринте. Внешняя кольцевая щелевая полость расположена между лабиринтом и валом со стороны подшипника в радиальном направлении и между диском и подшипником в осевом направлении. Так же указанная щелевая полость на выходе связана с внутренней кольцевой щелевой полостью через радиальные ближние к подшипнику отверстия вала. Внутренняя кольцевая щелевая полость расположена между внутренней втулкой и валом и соединена с воздушной полостью низкого давления, расположенной со стороны диска, через радиальные ближние к диску отверстия в валу. Изобретение позволяет повысить надежность турбины высокого давления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 470 162 C1

Турбина высокого давления, включающая вал, установленный в подшипнике с масляной полостью, внутреннюю втулку и воздушные лабиринтные уплотнения между диском и подшипником, отличающаяся тем, что межлабиринтная воздушная полость повышенного давления через радиальную перфорацию в лабиринте соединена с внешней кольцевой щелевой полостью, расположенной между лабиринтом и валом со стороны подшипника в радиальном направлении и между диском и подшипником в осевом направлении, указанная щелевая полость на выходе через радиальные ближние к подшипнику отверстия вала связана с внутренней кольцевой щелевой полостью, расположенной между внутренней втулкой и валом и соединенной через радиальные ближние к диску отверстия в валу с воздушной полостью низкого давления, расположенной со стороны диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2470162C1

УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2151885C1
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1999
  • Фадеев С.И.
RU2170865C1
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ТУРБОМАШИНЫ 1991
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Фадеев С.И.
  • Язев В.М.
RU2039872C1
US 6763653 В2, 20.07.2004
Лабиринтное уплотнение вращающегося вала 1991
  • Цыбулько Сергей Владимирович
  • Цыбулько Юлия Борисовна
  • Гринев Игорь Евгеньевич
  • Немерцов Владимир Александрович
SU1810694A1
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2168089C2

RU 2 470 162 C1

Авторы

Сычев Владимир Константинович

Язев Владимир Михайлович

Кузнецов Валерий Алексеевич

Даты

2012-12-20Публикация

2011-05-25Подача