Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться для гашения крутильных колебаний различных машин, в частности для гашения крутильных колебаний валов двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, приводных валов вертолетов, роторов авиационных и газовых турбин, центрифуг и т.д.
Известно изобретение (патент №2297562, F16F 15/173, опубл. 20.04.2007, бюл. №11), состоящий из корпуса, закрепленного на валу и вращающегося вместе с ним, и крышки, образующих полость, внутри которой располагается маховик. Полость целиком заполнена вязкой жидкостью. Маховик имеет возможность вращаться относительно корпуса. Момент вязкого трения между маховиком и корпусом определяется поверхностью трения, вязкостью жидкости и амплитудой относительных смещений корпуса и маховика.
Недостатками данного устройства являются:
а) наличие радиального зазора между валом и маховиком. В подобном устройстве при воздействии внешних сил неизбежно появление сухого трения, ударов и различных износов;
б) демпфирующий эффект в данном и подобных устройствах напрямую связан с массовым полярным моментом маховика, причем размеры маховика могут иметь недопустимо большие значения.
Наиболее близким по технической сущности является демпфер рулевого механизма (патент на полезную модель №89647, МПК F16F 7/10, приоритет от 16.06.2009 г.).
Существенным недостатком данного устройства, исключающим применение для гашения крутильных колебаний валов, является необходимость его жесткого закрепления с неподвижным основанием.
В предлагаемом гасителе крутильных колебаний использовали принцип динамического гашения колебаний (см., например, справочник «Прочность, устойчивость, колебания». М.: Машиностроение, т.3, 1986, стр.331…332), исключающий необходимость в таком закреплении.
Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства для гашения крутильных колебаний вращающихся со сколько угодно большой скоростью валов в условиях отсутствия какого-либо жесткого крепления с неподвижным основанием.
Указанный технический результат достигается тем, что гаситель, включающий в себя внутренний корпус, который неподвижно связан с валом посредством, например, стопорных колец и шпоночного соединения (на рисунке не показано), наружный корпус, установленный соосно с внутренним, причем наружный корпус выполняет также роль инертной массы, входящей в состав динамического гасителя колебаний, торцевые крышки, образующие вместе с корпусами кольцевую полость, заполненную рабочей жидкостью, радиальные уплотнения, герметизирующие ту же полость, систему чередующихся наружных и внутренних дисков, установленных с заданным осевым зазором друг относительно друга и не препятствующих поворотам одного корпуса относительно другого, содержит один или более упругих элемента, работающих на кручение и упруго соединяющих указанные корпусы, систему дистанционных втулок, устанавливающих заданное взаимное расположение всех деталей в осевом направлении.
Полярный момент инерции θр наружного корпуса, т.е. полярный момент инерции инертной массы в составе гасителя, и суммарная жесткость комплекта упругих элементов на кручение С0 связаны соотношением:
,
где ωн - круговая частота настройки гасителя.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом на рис.1, где изображена конструкция гасителя, включающего в себя внутренний корпус 1, который неподвижно связан с валом 2, стопорные кольца 3, наружный корпус 4, торцевые крышки 5 и 6, рабочую жидкость 7, радиальные уплотнения 8, систему чередующихся наружных 9 и внутренних 10 дисков, один или более упругих элемента 11, систему дистанционных втулок 12, 13, 14, устанавливающих заданное взаимное расположение всех деталей в осевом направлении.
Упругий элемент может быть выполнен в виде неразъемной детали, имеющей наружный и внутренний обода, связанные между собой радиально расположенными гибкими спицами. Жесткость такого упругого элемента на кручение определяется по формуле:
,
где l - рабочая длина спицы, R - внутренний радиус наружного обода,
, Е - модуль упругости, Z - число спиц.
Суммарная жесткость комплекта упругих элементов будет равна:
C0=n·Cкр
где n - общее число упругих элементов в составе гасителя.
Сборка гасителя производится способом пайки или любым другим известным способом.
Система чередующихся наружных и внутренних дисков, погруженных в рабочую жидкость, необходима для создания определенного коэффициента сопротивления, определяемого по формуле:
,
где к - число торцевых зазоров между наружными и внутренними дисками, Δ - величина торцевых зазоров, , dвн - внутренний диаметр дисков, dн - наружный диаметры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА | 2000 |
|
RU2162176C1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
ДЕМПФЕР | 2005 |
|
RU2297562C2 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ | 1999 |
|
RU2225955C2 |
Гаситель крутильных колебаний | 1975 |
|
SU932007A1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГАСИТЕЛЕМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ И ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2232909C2 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ВРАЩАЮЩИХСЯ ТЕЛ | 2003 |
|
RU2247880C1 |
МАХОВИК С ИНЕРЦИОННЫМ РЕКУПЕРАТОРОМ | 2010 |
|
RU2422698C1 |
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ВАЛОВ | 2007 |
|
RU2384769C2 |
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1995 |
|
RU2185551C2 |
Изобретение относится к машиностроению. Гаситель крутильных колебаний включает в себя наружный и внутренний корпусы, связанные между собой посредством упругих элементов, работающих на кручение. Внутренний корпус служит для установки на вал, подвергаемый крутильным колебаниям. Наружный корпус установлен соосно с внутренним и выполняет роль инертной массы. Торцевые крышки образуют вместе с корпусами кольцевую полость, заполненную рабочей жидкостью. Радиальные уплотнения герметизируют указанную полость. Чередующиеся внутренние и наружные диски установлены с осевым зазором друг относительно друга и не препятствуют повороту одного корпуса относительно другого. Достигается возможность гашения крутильных колебаний при высоких скоростях вращения вала без жесткого крепления к основанию. 1 ил.
Гаситель крутильных колебаний, включающий в себя внутренний корпус, служащий для установки на вал, подвергаемый крутильным колебаниям, наружный корпус, установленный соосно с внутренним, причем этот корпус выполняет также роль инертной массы в системе гасителя, торцевые крышки, образующие вместе с корпусами кольцевую полость, заполненную рабочей жидкостью, радиальные уплотнения, герметизирующие ту же полость, а также систему чередующихся внутренних и наружных дисков, установленных с заданным осевым зазором относительно друг друга, и не препятствующих повороту одного корпуса относительно другого, отличающийся тем, что наружный и внутренний корпуса связаны между собой посредством одного или более упругих элементов, упруго соединяющих указанные корпуса и работающих на кручение, причем суммарная жесткость С0 комплекта упругих элементов на кручение и полярный момент инерции θp наружного корпуса связаны соотношением:
где ωн - круговая частота настройки гасителя.
Рабочий орган чаеуборочной машины | 1950 |
|
SU89647A1 |
Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний | 1982 |
|
SU1084507A2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1444178A1 |
JP 10103410 A, 21.04.1998. |
Авторы
Даты
2012-12-20—Публикация
2011-07-07—Подача