.V (((((////.///// f .и
Изобретение относится к вибрационной технике, а именно к устройствам для устранения колебаний транспортных машин.
По основному авт. св. № 697762 известен гидравлический демпфер ротационного (вращательного) типа, предназначенный для ограничения амплитуд линейных (в направлении одной координаты) колебаний объекта и содержащий герметичный корпус, заполненный вязкой рабочей жидкостью, ротор, установленный в корпусе с возможностью поворота, и чередующиеся диски, одни из которых прикреплены жестко к ротору, а другие оснащены по наружному диаметру лопастями. Лопасти размещаются с зазором в продольных пазах, выполненных на внутренней цилиндрической поверхности корпусаС- З.
Увеличение параметра сопротивления известного демпфера (а значит, и развиваемого им момента сил вязкого трения) при низких температурах является вредным с точки зрения ухудшения динамических качеств экипажей. Увеличение коэффициента динамики рессорного подвеса отрицательно влияет на работоспособность и долговечность как самих гасящих устройств, так и подрессорных частей и пути, по которому движется экипаж. Кроме того, обеспечение прочностных свойств демпфера при повыщенных нагрузках требует увеличения материалоемкости этих узлов или применения более дорогостоящих конструкционных материалов.
Цель изобретения - улучшение характеристики демпфирования и увеличение долговечности демпфера.
Указанная цель достигается тем, что ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний снабжен установленной между дисками и внутренней поверхностью корпуса упругой втулкой, в которой выполнены продольные пазы.
С целью упрощения процесса сборки демпфера упругая втулка выполнена разъемной в радиальном направлении, а сопряженные поверхности корпуса и втулки - конусными.
Такое конструктивное рещение обеспечивает улучшение характеристики демпфирования предлагаемого устройства и увеличение его долговечности вследствие ограничения величины момента сил вязкого трения, например, в области низких температур окружающей среды.
На фиг. 1 изображен предлагаемый демпфер, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Демпфер содержит герметичный заполненный вязкой рабочей жидкостью, например силиконовой, корпус 1, закрытБШ по торцам крышками 2 и 3. В корпусе 1 на подшипниках 4 расположен ротор 5, на котором перпендикулярно его оси закреплены диски 6, расстояние между которыми фиксируется кольцами 7.
Во внутренней полости корпуса 1 установлена с возможностью поворота (без фиксации в тангенциальном направлении) втулка 8 из упругого материала, разрезанная вдоль ее образующей (сквозной паз 9) и сопряженная с корпусом 1 с предварительным диаметральным подж-атием. Поджатие обеспечивается исполнением сопряженных
0 поверхностей корпуса 1 и втулки 8, например, по одной из посадок с гарантированным натягом. На внутренней поверхности втулки 8 выполнены пазы 10, параллельные ее оси.
Кольцевые уплотнений 11 и прямолинейное уплотнение 12 (воль всего паза 9) препятствуют проникновению рабочей жидкости к сопряженным поверхностям корпуса 1 и втулки 8.
В кольцевых полостях между дисками 6
0 размещены диски 13, на периферии которых выполнены лопасти 14, установленные с зазорами 15 в пазах 10 втулки 8.
В центральной полости демпфера расположен термокомпенсатор 16.
Сборку втулки 8 с корпусом 1 можно
проводить в следующем порядке. Втулку, имеющую в свободном состоянии наружный диаметр больший внутреннего диаметра корпуса, с помощью приспособления (например, охватывающей цанги), занимающего
Q часть длины втулки, сжимают (при этом уменьшается ширина паза 9) до размеров отверстия корпуса и вводят свободной частью в корпус. Приспособление снимают и втулку допрессовывают осевым нажатием. Исполнение указанных сопряженных поверх5 ностей корпуса и втулки согласрванно-конусными позволяет проводить сборку без использования описанного приспособления. Демпфер работает следующим образом. При воздействии через передаточный (например, кривошипно-шатунный) механизм
0 демпфируемого объекта (не показан), совершающего возвратно-поступательное движенце, на вал ротора 5, последний приходит в возвратно-поступательное движение относительно корпуса 1.
, При малых колебаниях все диски вра щаются вместе с ротором, сопротивление демпфера невелико и определяется сопротивлением лопастей 14, перемещающихся в пазах 10. При больших колебаниях диски 6 проскальзывают относительно дисков 13,
0 при этом возникают силы вязкого трения в зазорах между дисками и сопротивление демпфера возрастает.
При достижении моментом сил вязкого трения величины момента сил фрикционного трения в ларе корпус-втулка последняя вместе с ротором и дисками начинает проворачиваться. Таким образом, максимальный развиваемый демпфером момент
не может превосходить указанного момента сил сухого трения. Последний определяется величиной необходимого демпфирования в рессорном подвешивании транспортной машины и обеспечивается степенью запрессовки втулки в корпус.
Использование изобретения позволяет снизить нагруженность элементов рессорных
подвесок, подрессоренных масс транспортных машин и пути, а следовательно, увеличить их долговечность (в частности, в области низких температур). Точное знание верхних значений эксплуатационных нагру 8ок на демпфер позволяет избежать при проектировании завышенных коэффициен тов запаса прочности, .что обеспечивает снижение материалоемкости этого узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротационный гидравлический демпфер | 1982 |
|
SU1036976A1 |
Гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний | 1989 |
|
SU1758311A1 |
Поводок для бесчелюстной буксы железнодорожного транспортного средства | 1983 |
|
SU1105350A1 |
Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний | 1977 |
|
SU697762A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР | 2001 |
|
RU2210688C2 |
Поводок для бесчелюстной буксы железнодорожного транспортного средства | 1978 |
|
SU785094A1 |
Устройство для верхнего крепления остова главного двигателя внутреннего сгорания к корпусу судна | 1991 |
|
SU1789421A1 |
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
Кольцевой фрикционный демпфер | 1986 |
|
SU1310270A1 |
ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С ПЛОСКИМ ПОВОРОТНЫМ ЗОЛОТНИКОМ И ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФУНКЦИИ АКТИВНОГО ДЕМПФИРОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2374506C1 |
1. РОТАЦИОННЫЙ ГИДРАВЛИ. ЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. № 697762, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристики демпфирования и увеличения долговечности, он снабжен установленной между дисками и внутренней поверхностью корпуса упругой втулкой, в которой выполнены продольные пазы. 2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса его сборки, упругая втулка вьтолнена разъемной в радиальном направлении, а сопряженные поверхности корпуса и втулки - конусными.
7 8
15 70
Фиг. 2.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний | 1977 |
|
SU697762A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-04-07—Публикация
1982-12-24—Подача