ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ Российский патент 2013 года по МПК B62D5/04 B62D6/00 

Описание патента на изобретение RU2471666C2

Предлагаемое изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в электромеханических системах рулевого управления автотранспортных средств (АТС) и самоходных машин (СМ).

Известен электромеханический усилитель руля - ЭМУР (Патент Российской Федерации 2159717 от 29.03.1999, B62D 6/04), содержащий корпус, в котором установлены ведущий и ведомый валы, соединенные торсионом, датчик крутящего момента на ведущем валу и червячная передача. Со стороны выходных концов валов корпус закрыт первой и второй крышками. Червячная передача состоит из червячного колеса, концентричного ведомому валу и жестко соединенного с ним, и многозаходного червяка, приводимого электродвигателем. Ведомый вал расположен в корпусе усилителя на подшипнике, своим внутренним концом охватывающим внутренний конец ведущего вала. Последний установлен посредством подшипника на торсионе, связывающем внутренний конец ведущего вала с выходным концом ведомого вала. Подшипник со стороны выходного конца ведущего вала размещен на второй крышке.

Однако указанный ЭМУР обладает рядом существенных недостатков. Наличие отдельно расположенного электродвигателя значительно сужает компоновочные возможности. Наличие редуктора приводит к появлению дополнительных люфтов в передаче, что существенно снижает динамические показатели, а также снижает безопасность управления из-за возможности заклинивания руля при отказе электродвигателя.

Кроме того, известен ЭМУР (свидетельство Российской Федерации на полезную модель №15325 от 10.10.2000, B62D 6/04), являющийся прототипом, содержащий корпус, в котором расположены два соосных, входной и выходной, вала, имеющих входной и выходной концы, электродвигатель, датчик вращающего момента с измерительными катушками, выполненный в виде торсиона, соединяющего входной и выходной валы и расположенного внутри полого ротора электродвигателя, и измерителя угла скручивания торсиона, содержащего неподвижный элемент, соединенный с корпусом, и два подвижных элемента, один из которых соединен с входным валом, а второй подвижный элемент соединен с одним торцом ротора электродвигателя, другой торец которого жестко соединен с выходным валом.

Однако в указанном устройстве измеряется только момент, приложенный к рулевому колесу, в соответствии с которым формируется требуемое управляющее воздействие на электродвигатель. Фактический момент, создаваемый электродвигателем, может отличаться от момента, требуемого для комфортного управления АТС и СМ. Также в ЭМУР из-за особенностей электродвигателя могут возникать низкочастотные паразитные пульсации момента, которые при использовании, например, синхронного двигателя могут достигать 5% от номинального значения. Использование датчика вращающего момента на основе торсиона усложняет конструкцию за счет введения дополнительных элементов, требующих высокой точности изготовления и необходимых для его работы (измеритель угла скручивания торсиона). Наличие указанных недостатков приводит к ухудшению точности управления АТС и СМ, дискомфорту для водителя и усложнению конструкции усилителя руля.

Задачей предлагаемого изобретения является создание электромеханического усилителя руля, обеспечивающего повышение точности и комфорта управления АТС и СМ при одновременном упрощении конструкции.

Поставленная задача достигается тем, что в ЭМУР, содержащий корпус, внутри которого расположен вал, имеющий входной и выходной концы, электродвигатель, ротор которого жестко зафиксирован на упомянутом валу и датчик вращающего момента с измерительными катушками, расположенный на входном конце вала, введен второй датчик вращающего момента, идентичный первому и установленный на выходном конце вала.

Также в роторе электродвигателя с обоих торцов могут быть выполнены полости, в которых расположены вышеупомянутые катушки датчиков вращающего момента.

На чертеже приведена конструктивная схема предлагаемого устройства.

Предлагаемое устройство содержит корпус (1), внутри которого расположен вал, установленный в подшипниках (2) и (3), имеющий входной (4) и выходной (5) концы, электродвигатель, имеющий статор с обмотками (6) и ротор (7), жестко зафиксированный на упомянутом валу, датчики вращающего момента с измерительными катушками (8) и (9), расположенными в торцевых полостях упомянутого ротора (7) на входном (4) и выходном (5) концах вала соответственно.

Устройство работает следующим образом. При приложении вращающего момента к входному концу (4) вала измерительная катушка первого датчика вращающего момента (8) передает сигнал, пропорциональный приложенному моменту на задающий вход системы управления двигателем, вращающий момент которого, возникающий на роторе (7), складывается с входным моментом, передаваемым на выходной конец вала (5), где он измеряется измерительной катушкой второго датчика вращающего момента (9), выходной сигнал которого служит для замыкания обратной связи по моменту. Тем самым обеспечивается усиление приложенного вращающего момента и устранение низкочастотных пульсаций момента.

Таким образом, в предполагаемом ЭМУР отсутствует торсион, поэтому по сравнению с прототипом значительно упрощается конструкция, а за счет установки второго датчика вращающего момента обеспечивается обратная связь по моменту, тем самым достигается повышение точности и комфорта управления АТС и СМ.

Похожие патенты RU2471666C2

название год авторы номер документа
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2019
  • Омаров Михаил Магомедович
RU2709056C1
Усилитель рулевого управления с электрическим приводом 2019
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2721452C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ 2005
  • Шевченко Александр Федорович
RU2278797C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Симонов Б.Ф.
  • Шевченко А.Ф.
RU2181091C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2381940C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2423272C2
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ 2006
  • Ратанин Сергей Борисович
  • Кужненков Алексей Сергеевич
  • Викторов Дмитрий Александрович
RU2296689C1
Электроусилитель рулевого управления 2019
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2725016C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 1999
  • Салахов М.Х.
  • Сидоров А.В.
  • Скребенков В.К.
RU2159717C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 2010
  • Васеха Алексей Владимирович
  • Никулин Георгий Леонидович
  • Мизевич Владимир Владимирович
  • Гуляев Юрий Владимирович
  • Кузин Евгений Викторович
  • Пануев Виталий Михайлович
RU2438907C1

Реферат патента 2013 года ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Электромеханический усилитель руля содержит корпус, внутри которого расположен вал, имеющий входной и выходной концы, электродвигатель. Ротор электродвигателя жестко зафиксирован на валу. Усилитель также содержит датчик вращающего момента с измерительными катушками, расположенный на входном конце вала. В усилитель встроен второй датчик вращающего момента, идентичный первому и установленный на выходном конце вала. Достигается повышение точности и комфорта управления транспортным средством. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 471 666 C2

1. Электромеханический усилитель руля, содержащий корпус, внутри которого расположен вал, имеющий входной и выходной концы, электродвигатель, ротор которого жестко зафиксирован на упомянутом валу, и датчик вращающего момента с измерительными катушками, расположенный на входном конце вала, отличающийся тем, что в него введен второй датчик вращающего момента, идентичный первому и установленный на выходном конце вала.

2. Электромеханический усилитель руля по п.1, отличающийся тем, что ротор электродвигателя с обоих торцов имеет полости, в которых расположены измерительные катушки датчиков момента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2471666C2

Устройство типа месдозы для измерения давлений 1947
  • Грутман М.С.
SU72928A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСИ АЛЮМИНИЯ И ЕДКОГО НАТРА 1934
  • Камецкий С.П.
  • Кощеев Н.Ф.
SU42993A1
Способ приготовления льняной ровницы 1928
  • Штуцер В.И.
SU15325A1
ЕР 1916176 А1, 30.04.2008.

RU 2 471 666 C2

Авторы

Боченков Борис Михайлович

Каратюк Леонид Иванович

Судак Александр Григорьевич

Даты

2013-01-10Публикация

2011-02-22Подача