ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2011 года по МПК B62D5/04 H02K21/16 

Описание патента на изобретение RU2423272C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к автомобилестроению.

Уровень техники

Известны электромеханические усилители руля, содержащие корпус и расположенные в нем два соосных вала (входной и выходной), m-фазный электродвигатель с возбуждением от тангенциально намагниченных постоянных магнитов, магнитопровод статора встроен в корпус усилителя, магнитопровод статора выполнен с явно выраженными полюсами, расположенными в 2m равных чередующихся фазных зонах, с числом полюсов 2mk, где k=1…n - число полюсов в фазной зоне, на которых размещены катушки - по одной на полюс, в каждой зоне размещены несколько включенных последовательно-согласно или параллельно-согласно катушек, магнитопровод ротора расположен на выходном валу, выполнен безобмоточным многополюсным, числа полюсов на статоре и на роторе отличаются на два, датчик положения ротора, датчик момента, выполненный в виде торсиона и измерителя угла скручивания торсиона, торсион расположен внутри полости, образованной входным и выходным валом (RU 2181091, В62D 5/04, 2000 и RU 2278797, В62D 5/04, H02К 21/16, 2006).

Недостатком этих электромеханических усилителей руля является относительная сложность конструкции и нетехнологичность изготовления из-за кучно расположенных на роторе постоянных магнитов, что обуславливает сложность выполнения сборочных операций при сборке ротора и статора в единый конструктивный узел. Кроме этого упомянутые выше усилители руля имеют недостаточно высокие энергетические показатели в связи с тем, что рабочий магнитный поток от магнитного поля от обмоток статора замыкается через постоянные магниты системы возбуждения, имеющие низкую магнитную проницаемость (следовательно, и низкую проводимость магнитному потоку) и имеющие значительную толщину, по крайней мере, отличающуюся от длины воздушного зазора на порядок в большую сторону. Последнее определяется технологией изготовления магнитов и конструктивной необходимостью. Например, при длине воздушного зазора 0,15-0,25 мм толщина магнита должна быть в пределах 2,5-4,0 мм.

В приведенных выше усилителях полюсное деление полюсов ротора и статора различно. Это обстоятельство приводит к появлению высших гармонических составляющих магнитной проводимости в рабочем зазоре и ухудшению энергетических показателей.

Сравнительно малое количество явно выраженных полюсов на статоре и роторе обуславливает значительную величину пульсирующего момента, вызванного действием поля постоянных магнитов возбуждения при обесточенных обмотках статора, что приводит к повышению усилия на рулевом колесе, создает неудобства водителю при пользовании этими усилителями, т.е. приводит к ухудшению эргономических характеристик.

Сущность изобретения

Наиболее близким по существу к предлагаемому изобретению - прототипом предлагаемому техническому решению - является электромеханический усилитель руля автомобиля, описанный в RU 2278797, В62D 5/04, Н02К 21/16. Целью предлагаемого технического решения является улучшение технологичности изготовления, улучшение энергетических показателей и эргономических характеристик электромеханического усилителя руля автомобиля.

К улучшению технологичности изготовления приводит размещение постоянных магнитов системы возбуждения на статоре электродвигателя между полюсными наконечниками, которые прилегают к полюсным наконечникам полюсами одноименной полярности, полюсные наконечники на полюсах установлены через немагнитный зазор, соизмеряемый воздушному зазору. Такое размещение магнитов приводит также к возможности увеличения проводимости магнитной цепи замыкания магнитного потока для поля от обмоток статора, что в конечном итоге приводит к улучшению энергетических показателей.

Улучшению энергетических показателей способствует также выполнение ширины явно выраженных полюсов на статоре и роторе и полюсных делений между полюсами ротора и статора в пределах одной фазной зоны равными, смещением полюсных делений между полюсами смежных фазных зон статора на 1/3 полюсного деления ротора.

Улучшение эргономических характеристик достигается выполнением активной зоны электродвигателя зубчатыми поверхностями, что позволяет уменьшить пульсацию момента, тем самым уменьшить усилие на рулевом колесе автомобиля при обесточенных обмотках статора усилителя.

Перечень фигур, чертежей и иных материалов

На фиг.1 изображен поперечный разрез электродвигателя предлагаемого усилителя руля автомобиля.

На фиг.2 приведен разрез активной зоны электродвигателя электромеханического усилителя руля с равными ширинами полюсов на статоре и роторе, а также с равными полюсными делениями между полюсами ротора и статора в пределах фазных зон.

На фиг.3 приведена активная зона электродвигателя с равномерным расположением по окружности полюсов ротора и статора с равными ширинами полюсов.

На фиг.4 изображена активная зона электродвигателя с зубчатыми поверхностями ротора и статора.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

Предлагаемый электромеханический усилитель руля по своей конструкции аналогичен прототипу, за исключением отличительной части, описанной выше.

На фиг.1 приведен поперечный разрез электродвигателя (остальные конструктивные элементы электромеханического руля не показаны). Статор 1 электродвигателя, являющийся корпусом усилителя, выполнен из магнитомягкого материала явнополюсным с числом полюсов Nmk=12, где N=1…n, количество зон полюсов фазы; N=2, k=2, m=3, на каждом полюсе которого размещена катушка 2; эти катушки, включенные параллельно-согласно составляют фазную обмотку статора. Фазная обмотка локализована в равномерно расположенных по расточке статора N зонах. При трехфазной обмотке статора таких зон будет шесть, как показано на фиг.1; зоны разноименных фаз сдвинуты относительно друг друга на 120 эл. градуса. На полюсах статора через немагнитный зазор длиной δнемаг установлены полюсные наконечники 3. К этим полюсным наконечникам с боковых сторон примыкают радиально расположенные постоянные магниты 4 системы возбуждения. Магниты намагничены в тангенциальном направлении и к полюсным наконечникам примыкают полюсами одноименной полярности. Ротор электродвигателя 5 выполнен безобмоточным явнополюсным с числом полюсов N(mk+1)=14 и установлен на валу 6. Количество полюсов на роторе четное и отличается от количества полюсов на статоре на два.

Система возбуждения, состоящая из тангенциально намагниченных постоянных магнитов, образует магнитное поле, магнитный поток которого распределяется на две части: одна часть которого замыкается через полюсные наконечники, воздушный зазор, полюса и спинку ротора; вторая часть - через полюсные наконечники, немагнитный зазор между наконечниками и полюсами статора, полюса статора и спинку статора. Соотношение длин рабочего воздушного δр и немагнитного δнемаг зазоров определяет величины указанных магнитных потоков. Конкретные значения длин зазоров определяются исходя из соображений максимального использования энергии постоянных магнитов. Очевидно, что длины воздушного зазора δр и немагнитного зазора δнемаг должны быть соизмеримыми, одного порядка, и их соотношение должно выбираться из соображений сосредоточения большей части магнитного потока системы возбуждения Фпост в воздушном зазоре. В приведенном на фиг.1 случае ширина полюсных наконечников больше ширины полюсов на статоре, что обуславливает большую проводимость для магнитного потока через воздушный зазор по сравнению с немагнитным зазором даже при их равенстве.

При подключении катушек обмотки статора к источнику питания магнитные поля от постоянных магнитов системы возбуждения и поля от обмоток статора будут складываться, образуя результирующее магнитное поле. Ротор будет занимать такое положение, при котором проводимость для наибольшего значения результирующего магнитного потока максимальна. Как показано на фиг.1, в этом случае магнитный поток от поля обмотки статора Фраб и большая часть магнитного потока поля возбуждения Фпост в воздушном зазоре, полюсах и спинке ротора направлены согласно и складываются. В немагнитном зазоре, полюсах статора и в спинке статора Фраб направлен встречно малой части потока Фпост, и, следовательно, они вычитаются. Взаимодействие полей возбуждения и обмоток статора в воздушном зазоре обуславливает появление вращающего момента ротора, и его значение тем больше, чем больше значения магнитных потоков. Так как магнитная проводимость для магнитного потока поля обмотки статора Фраб в предлагаемом электродвигателе усилителя руля значительно больше, чем в известном, при значительно низких значениях тока потребления достигается требуемый момент вращения выходного вала усилителя. Таким образом энергетические показатели предлагаемого усилителя руля автомобиля лучше, чем у известного технического решения.

При предложенном способе размещения магнитов системы возбуждения облегчается процесс сборки электродвигателя: сначала производится размещение обмоток на полюсах, установка полюсных наконечников, сборка «статор-ротор», только после этого устанавливаются постоянные магниты по местам их локализации. Это упрощает выполнение операций с постоянными магнитами, сокращает время сборки и не требует затрат на изготовление дорогостоящего специального технологического оборудования для обеспечения сборки магнитных систем.

На фиг.2 приведен электромеханический усилитель руля автомобиля, явно выраженные полюса статора и ротора электродвигателя которого выполнены равной ширины вп, полюса статора в пределах фазной зоны имеют равное полюсное деление с полюсами ротора τ. Смежные полюса (граничащие с полюсами другой фазы) разных фаз сдвинуты относительно друг друга на расстояние, кратное 1/3 полюсному делению ротора (4/3τ). Такое размещение полюсов приводит к изменению проводимости воздушного зазора для магнитных потоков при повороте ротора относительно статора по гармонической зависимости от максимального до минимального значения. Это обстоятельство приводит к уменьшению высших гармонических составляющих вращающего момента и способствует улучшению энергетических показателей.

На фиг.3 приведен электромеханический усилитель руля автомобиля, явно выраженные полюса статора и ротора электродвигателя которого расположены равномерно по окружности, выполнены равной ширины вп, полюсное деление статора отличается от полюсного деления ротора τ на 1/3 значения полюсного деления ротора, смежные катушки одноименных фаз включены встречно-последовательно или встречно-параллельно, число полюсов на статоре отличается от числа полюсов на роторе на число пар полюсов фаз. В приведенной конструкции число пар полюсов фаз равно четырем. Следовательно, число полюсов на роторе принято равным 16. Рабочие процессы в электродвигателе усилителя руля аналогичны описанным выше. Это конструктивное решение является одним из вариантов, позволяющим достичь поставленной цели.

На фиг.4 приведен вариант выполнения электродвигателя электромеханического усилителя руля автомобиля с зубчатыми поверхностями активных частей: обращенные к друг другу поверхности ротора и статора выполнены зубчатыми с одинаковой шириной зубцов в и равными зубцовыми делениями τz. Полюса статора в пределах фазной зоны выполнены с равным полюсным делением, кратным зубцовому делению, смежные полюса разных фаз сдвинуты относительно друг друга на расстояние, кратное 1/3 зубцовому делению.

При повороте ротора относительно статора периодически, пропорционально частоте перемещения ротора относительно друг друга происходит перераспределение магнитного потока системы возбуждения между полюсами разных фаз. Это перераспределение пропорционально разности проводимости воздушного зазора под полюсами разных фаз. В случае выполнения поверхностей полюсов статора и ротора гладкими разность проводимости воздушного зазора для потока системы возбуждения пропорциональна 1/3 ширины полюсного деления. При выполнении поверхностей полюсов зубчатыми разность проводимости воздушного зазора пропорциональна 1/3 зубцового шага. Из изложенного следует, что разность проводимости потоку возбуждения во втором случае значительно меньше, чем в случае выполнения полюсов гладкими. Таким образом выполнением поверхности полюсов статора и ротора зубчатыми достигается уменьшение пульсации магнитного потока системы возбуждения в воздушном зазоре. Данное обстоятельство приводит к уменьшению усилий при повороте руля при обесточенных обмотках на статоре и улучшению эргономических характеристик электромеханического усилителя руля автомобиля.

Похожие патенты RU2423272C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2381940C2
МОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ПРИВОДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2013
  • Егоров Михаил Владимирович
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2538774C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2321142C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Симонов Б.Ф.
  • Шевченко А.Ф.
RU2181091C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ 2005
  • Шевченко Александр Федорович
RU2278797C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Петров И.И.
  • Петров С.И.
  • Петров О.И.
RU2216843C2
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ 2008
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Давыдов Николай Владимирович
RU2375806C1
БЕСКОНТАКТНЫЙ МОМЕНТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Епифанов Олег Константинович
RU2285322C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
МОДУЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (МВЭП) 2006
  • Настюшин Валентин Иванович
RU2310966C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 423 272 C2

Реферат патента 2011 года ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к электромеханическому усилителю руля автомобиля. Электромеханический усилитель содержит корпус и расположенные в нем два соосных вала (входной и выходной), m-фазный электродвигатель с возбуждением от тангенциально намагниченных постоянных магнитов, магнитопровод статора, встроенный в корпус усилителя, магнитопровод ротора, датчик положения ротора и датчик момента. Магнитопровод статора выполнен с явно выраженными полюсами, расположенными в Nm равных чередующихся фазных зонах, где N - число фазных зон, с числом полюсов Nmk, где k=1…n - число полюсов в фазной зоне, на которых размещены катушки - по одной на полюс. В каждой зоне размещены несколько включенных параллельно-согласно катушек. Магнитопровод ротора расположен на выходном валу и выполнен безобмоточным многополюсным. Число полюсов на статоре и на роторе отличается на N. Датчик момента выполнен в виде торсиона и измерителя угла скручивания торсиона. Торсион расположен внутри полости, образованной входным и выходным валом. На полюсах статора через немагнитный зазор, соизмеряемый воздушным зазором, установлены полюсные наконечники, к которым примыкают постоянные магниты системы возбуждения полюсами одноименной полярности. Достигается улучшение эргономических характеристик автомобиля посредством снижения усилия на руле. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 423 272 C2

1. Электромеханический усилитель руля автомобиля, содержащий корпус и расположенные в нем два соосных вала (входной и выходной), m-фазный электродвигатель с возбуждением от тангенциально намагниченных постоянных магнитов, магнитопровод статора, встроенный в корпус усилителя и выполненный с явно выраженными полюсами, расположенными в Nm равных чередующихся фазных зонах, где N - число фазных зон, с числом полюсов Nmk, где k=1…n - число полюсов в фазной зоне, на которых размещены катушки - по одной на полюс, в каждой зоне размещены несколько включенных параллельно-согласно катушек, магнитопровод ротора, расположенный на выходном валу и выполненный безобмоточным многополюсным, числа полюсов на статоре и на роторе отличаются на N, датчик положения ротора и датчик момента, выполненный в виде торсиона и измерителя угла скручивания торсиона, торсион расположен внутри полости, образованной входным и выходным валами, отличающийся тем, что на полюсах статора через немагнитный зазор, соизмеряемый воздушным зазором, установлены полюсные наконечники, к которым примыкают постоянные магниты системы возбуждения полюсами одноименной полярности.

2. Электромеханический усилитель руля по п.1, отличающийся тем, что явно выраженные полюса ротора и статора выполнены равной ширины, полюса статора в пределах фазной зоны имеют равное полюсное деление с полюсами ротора, смежные полюса разных фаз сдвинуты относительно друг друга на расстояние, кратное 1/3 полюсного деления ротора.

3. Электромеханический усилитель руля по п.1, отличающийся тем, что явно выраженные полюса статора и ротора расположены равномерно по окружности, полюсное деление статора отличается от полюсного деления ротора на 1/3 значения полюсного деления ротора, смежные катушки одноименных фаз включены встречно последовательно или встречно параллельно, число полюсов на статоре и роторе отличается на число пар полюсов фаз.

4. Электромеханический усилитель руля по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что поверхности ротора и полюса статора выполнены зубчатыми с одинаковой шириной зубцов и равным зубцовым делением, полюса статора в пределах фазной зоны имеют равное полюсное деление, кратное зубцовому делению, смежные полюса разных фаз сдвинуты относительно друг друга на расстояние, кратное 1/3 зубцового деления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2423272C2

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ 2005
  • Шевченко Александр Федорович
RU2278797C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Симонов Б.Ф.
  • Шевченко А.Ф.
RU2181091C1
JP 2003034254 А, 04.02.2003
US 4898258 А, 06.02.1990
ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1999
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Пахомин С.А.
  • Арабов Н.Я.
  • Бакулин Н.Ф.
  • Адамов Ц.А.
RU2158692C2

RU 2 423 272 C2

Авторы

Петров Иннокентий Иванович

Петров Олег Иннокентьевич

Даты

2011-07-10Публикация

2007-03-01Подача