Изобретение относится к области машин объемного действия и может быть использовано при создании поршневых компрессоров и насосов, работающих за счет изменения объема рабочей полости.
Известна машина объемного действия [патент №2334877], содержащая, по крайней мере, один поршень и два кривошипа, которые установлены в пазу механизма привода, соединенного с поршнем, причем каждый кривошип соединен со своим двигателем, имеющим приводной вал, с которым соединен кривошип. Оба двигателя имеют общий единый корпус, вал одного двигателя имеет сквозное отверстие, через которое проходит вал второго двигателя.
К недостаткам аналога относятся:
- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием в конструкции второго двигателя и второго кривошипа;
- постоянная длина рабочего хода поршней, определяемая двойной длиной кривошипа;
- недостаточное снижение боковых усилий, действующих на поршень и приводящих к его износу, обусловленное невозможностью абсолютной синхронизации двигателей, что приводит к перекосу кулисы.
Известна поршневая машина объемного действия, содержащая корпус, кривошипно-ползунный механизм привода, цилиндр, закрепленный в корпусе, в котором с возможностью перемещения размещен цилиндрический поршень, образующий со стенками цилиндра одну или несколько рабочих камер. Поршень соединен с механизмом привода. На цилиндре расположены органы газораспределения в виде самодействующих клапанов, которые взаимодействуют с газом, находящимся в цилиндре рабочих камер [Поршневые компрессоры: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Холодильные и компрессорные машины и установки» / Б.С.Фотин, И.Б.Пирумов, И.К.Прилуцкий, П.И.Пластилин; Под общ. ред. Б.С.Фотина. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987. - с.4-7].
Недостатками этой машины объемного действия являются:
- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием кривошипно-ползунного механизма;
- постоянная длина рабочего хода поршней, определяемая двойной длиной кривошипа;
- боковые усилия, действующие на поршень и приводящие к его износу, обусловленные конструктивными особенностями кривошипно-ползунного механизма.
Известна машина объемного действия [Смелягин А.И. Теория механизмов и машин. Курсовое проектирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 - с.244-245], содержащая шарнирный четырехзвенник (кривошипно-коромысловый механизм), к коромыслу которого присоединен коромыслово-ползунный механизм с поршнями, которые движутся в цилиндрах, являющихся одновременно направляющими.
По наибольшему количеству сходных признаков эта машина объемного действия является прототипом. К недостаткам прототипа относятся:
- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием в конструкции дополнительного коромыслово-ползунного механизма;
- наличие боковых усилий, действующих на поршни и приводящих к их износу, обусловленных конструктивными особенностями коромыслово-шатунного механизма.
Задачей изобретения является создание машины объемного действия с улучшенными характеристиками.
Техническим результатом является устранение боковых усилий, действующих на поршень, снижение сил трения, возникающих в цилиндропоршневой группе, снижение материалоемкости машины.
Технический результат достигается машиной объемного действия, содержащей поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой рейкой, совершающей возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-коромыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, зубчатый сектор закреплен на коромысле, рейка выполнена зубчатой и соединена с сектором посредством зубчатой передачи. Зубчатая передача выполнена в виде передачи Новикова. Зубчатый сектор выполнен съемным.
Предлагаемая машина объемного действия компактна за счет замены дополнительного коромыслово-ползунного механизма на коромысло с закрепленным зубчатым сектором, соединенным с зубчатой рейкой. Применение зубчатой цилиндрической передачи при соединении зубчатого сектора с зубчатой рейкой позволит устранить боковые усилия, действующие на поршень и приводящие к его износу. Снижение сил трения происходит за счет замены дополнительного коромыслово-ползунного механизма на коромысло с закрепленным зубчатым сектором, соединенным с зубчатой рейкой. Изменения длины рабочего хода поршня достигается за счет возможности изготовления зубчатого сектора с различными радиусами.
На чертеже показан общий вид машины объемного действия (компрессора, насоса). Машина содержит: шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, на котором закреплен зубчатый сектор 4, соединенный посредством зубчатой цилиндрической передачи (передачи Новикова) с зубчатой рейкой 5, на концах которой закреплены поршни 6 и 7, совершающие возвратно-поступательное движение в цилиндрах 8 и 9, в которых установлены нагнетательные клапана 10, 11 и всасывающие клапана 12, 13.
Изменение размера съемного зубчатого сегмента позволяет изменять рабочий ход предлагаемой машины объемного действия.
Предлагаемая машина объемного действия работает следующим образом.
При вращении кривошипа 1 звенья 2 и 3 шарнирного четырехзвенника приходят в движение. При этом коромысло 3 с закрепленным на нем зубчатым сектором 4 совершает возвратно-вращательное движение, которое передается на зубчатую рейку 5, заставляя ее совершать возвратно-поступательное движение. Зубчатая рейка 5, совершая возвратно-поступательное движение, приводит в движение поршни 6 и 7, движущиеся в цилиндрах 8 и 9. Движение поршней 6 и 7 соответственно в цилиндрах 8 и 9 изменяет объем газа в рабочей камере, что приводит к открытию (закрытию) нагнетательных клапанов 10 и 11 и всасывающих клапанов 12 и 13 соответственно.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| КОМПРЕССОР ОБЪЕМНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2011 | 
									
  | 
                RU2463477C1 | 
| ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 | 
									
  | 
                RU2123122C1 | 
| ШАТУННО-КОРОМЫСЛОВЫЙ МЕХАНИЗМ В.А. ВОРОГУШИНА | 2007 | 
									
  | 
                RU2351784C2 | 
| МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СИЛОВЫХ НАГРУЗОК | 1998 | 
									
  | 
                RU2127842C1 | 
| ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПРИВОД РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА | 2009 | 
									
  | 
                RU2465474C2 | 
| Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с переменными степенями сжатия и расширения | 2022 | 
									
  | 
                RU2784514C1 | 
| СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 | 
									
  | 
                RU2472953C2 | 
| Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания | 2023 | 
									
  | 
                RU2800201C1 | 
| МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПОЛЗУНА | 1998 | 
									
  | 
                RU2150624C1 | 
| ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 2002 | 
									
  | 
                RU2269663C2 | 
		
         
         
            Изобретение относится к области машин объемного действия и может быть использовано при создании поршневых компрессоров и насосов, работающих за счет изменения объема рабочей полости. Содержит поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой рейкой, совершающей возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-коромыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, зубчатый сектор закреплен на коромысле, рейка выполнена зубчатой и соединена с сектором посредством зубчатой передачи. Устраняются боковые усилия, действующие на поршень, снижаются силы трения, возникающие в цилиндропоршневой группе и материалоемкость машины. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
1. Машина объемного действия, содержащая поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой рейкой, совершающей возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-корамыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, отличающаяся тем, что дополнительно содержит зубчатый сектор, закрепленный на коромысле, рейка выполнена зубчатой и соединена с сектором посредством зубчатой передачи.
2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что зубчатая передача выполнена в виде передачи Новикова.
3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что зубчатый сектор выполнен съемным.
| Смелягин А.И | |||
| Теория механизмов и машин | |||
| Курсовое проектирование | |||
| - Новосибирск: изд | |||
| НГДУ, 2006, с.244, 245 | |||
| Шарнирно-рычажный механизм с регулируемым звеном | 1988 | 
											
  | 
										SU1597483A1 | 
| Механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное | 1982 | 
											
  | 
										SU1027455A1 | 
| ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 | 
											
  | 
										RU2042038C1 | 
| DE 19623552 A1, 18.12.1997. | |||
Авторы
Даты
2013-02-10—Публикация
2011-05-24—Подача