СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВЫПУСКНОГО ТРАКТА ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2013 года по МПК G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2474805C1

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен ряд способов диагностирования выпускного тракта ДВС.

Известен способ диагностирования выпускного тракта ДВС при помощи газоанализатора (Газоанализаторы многокомпонентные «Автотест». Методика проверки М 047.000.00. МП ЗАО НПФ «МЕТА» г.Жигулевск 2005). Содержание токсичных компонентов в отработавших газах должно находиться в пределах ГОСТ Р 52033-2003. При повышении сопротивления на выхлопе затрудняется полная очистка цилиндров, топливо выбрасывается несгоревшим. При этом повышается концентрация токсичных компонентов в выхлопе.

Однако причиной повышения концентрации токсичных компонентов может являться неисправность топливной системы, цилиндропоршневой группы, газораспределительного механизма. При таком количестве факторов достаточно трудно разобраться в истинной неисправности. Велика вероятность ложного диагностирования.

В настоящее время широко используется способ по контролю пульсаций давления в выпускном тракте поршневого двигателя внутреннего сгорания при помощи датчика давления. (Руководство по эксплуатации USB Autoscope III, руководство по работе с программой USB осциллограф) http://www.autoscaners.ru/catalogue/files/689/program_usb_oscilloscope.pdf)

Однако недостатками является значительное количество факторов, влияющих на форму пульсаций, многочисленные помехи, сложность анализа диагностической информации.

Принятый в качестве прототипа способ по патенту №2064171 (кл. G01M 15/00) используют при диагностировании поршневых двигателей и их систем. Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания путем контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя при отключении части цилиндров и одновременном воздействии на топливоподачу. Неисправные элементы локализируют созданием равновесия между индикаторной мощностью и мощностью механических потерь при фиксированном положении органов управления подачей топлива и частоте вращения коленчатого вала, соответствующей режиму диагностирования, обеспечивая равновесие подбором комбинации отключения целого числа цилиндров и различной степени отключения одного из цилиндров, после чего на диагностируемый элемент производят тестовое воздействие и по степени нарушения установленного равновесия, которую оценивают по уменьшению частоты вращения, определяют техническое состояние диагностируемого элемента.

Недостатком способа является контроль частоты вращения коленчатого вала двигателя в статике при создании статических режимов, что заметно снижает диапазоны использования метода, не позволяя контролировать неисправности в широких диапазонах их изменения, а также во всем диапазоне работы ДВС.

Анализ известных способов показывает на целесообразность поиска способа диагностирования выпускного тракта с сохранением преимуществ ранее существующих способов и возможностью определения технического состояния во всем диапазоне работы ДВС.

Целью изобретения является определение технического состояния выпускного тракта во всем диапазоне работы ДВС, повышение точности оценки технического состояния двигателя, уменьшение потерь мощности и снижении расхода топлива.

Эта цель достигается тем, что в предлагаемом способе диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания контролируют частоту вращения коленчатого вала двигателя при отключении цилиндров, в отличие от прототипа к диагностируемому автомобилю подсоединяют отключатель электромагнитных форсунок и мотор-тестер, задают номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и, поддерживая ее неизменное значение, отключателем электромагнитных форсунок выключают одновременно все цилиндры, за время, от момента выключения цилиндров двигателя до его полной остановки, мотор-тестером измеряют число оборотов коленчатого вала, после чего, сравнивая измеренное число оборотов коленчатого вала с эталонным, определяют техническое состояние выпускного тракта.

По мнению заявителя, предложенная совокупность отличительных признаков соответствует критерию «новизна» и «изобретательский уровень».

Способ осуществляют следующим образом.

Перед процессом диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания подсоединяют отключатель электромагнитных форсунок 1 к штатным электромагнитным форсункам 2 (фиг.1). В диагностическую колодку 3 электронного блока управления 4 подсоединяют мотор-тестер 6 (КАД-300) при помощи диагностического разъема 5.

Запускают двигатель и приступают к диагностированию выпускного тракта. Для этого задают номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя при помощи дроссельной заслонки автомобиля. Поддерживая ее неизменное значение, отключателем электромагнитных форсунок 1 выключают одновременно все цилиндры. За время, от момента выключения цилиндров двигателя до его полной остановки, мотор-тестером 6 КАД-300 измеряют число оборотов коленчатого вала.

Сравнивают измеренное число оборотов коленчатого вала с эталонным (за эталон принимают число оборотов коленчатого вала для нового двигателя). Чем меньшее количество оборотов делает двигатель до полной остановки, тем больше сопротивление выпускного тракта.

Увеличение сопротивления выпускного тракта двигателя приводит к уменьшению мощности ДВС. Согласно нормативно-технической документации уменьшение номинальной мощности двигателя на 15% считается отказом. Практика эксплуатации и диагностирования двигателей показывает, что предельное значение мощности наблюдается при сопротивлении выпускного тракта +8,62 КПа.

Проведенные измерения и расчеты энергии, затрачиваемой на преодоление потерь на газообмен при нормальном техническом состоянии двигателя ЗМЗ 4062 и при предельно увеличенном сопротивлении на выпуске, представлены в таблице.

Затраты энергии на газообмен за один цикл работы двигателя Техническое состояние двигателя Затраты энергии, Дж. Затраты энергии, % Исправный двигатель 145 100 Увеличено сопротивление выпуску на +8,62 кПа 178 123

Анализ результатов расчетов, представленных в таблице, показывает, что предельное увеличение сопротивления выпуску отработавших газов увеличивает затраты энергии на газообмен на 23% за цикл.

Следовательно, определяя действительное сопротивление выпускного тракта, производят точную оценку технического состояния двигателя.

Технический результат заключается в повышении точности диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания и, как следствие, своевременном определении повышенного сопротивления выпускного тракта, исключая ненужные потери мощности и связанные с этим потери топлива.

Похожие патенты RU2474805C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕНЗОНАСОСОВ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ АВТОМОБИЛЯ 2012
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Куков Станислав Семёнович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2477384C1
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО И ПОЭЛЕМЕНТНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
  • Возмилов Александр Петрович
  • Костин Дмитрий Юрьевич
  • Абросимов Дмитрий Александрович
  • Хвостов Сергей Павлович
RU2538003C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2418190C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Отставнов А.А.
  • Куверин И.Ю.
RU2187792C2
СПОСОБ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Куков Станислав Семёнович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Рожнев Владимир Алексеевич
RU2449142C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА НА АВТОМОБИЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Горбунов Андрей Владимирович
RU2476848C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2344400C1
Способ комплексного диагностирования двигателя и агрегатов трансмиссии автомобильной техники 2021
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Тарабанов Сергей Александрович
  • Носков Сергей Владимирович
  • Нечаев Виктор Витальевич
  • Василевский Александр Викторович
  • Мирошников Виктор Владимирович
RU2788020C1
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 2023
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Долгушин Алексей Александрович
  • Григорев Николай Николаевич
  • Галынский Андрей Александрович
RU2819020C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВЫПУСКНОГО ТРАКТА ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования выпускного тракта ДВС заключается в задании номинальной частоты вращения коленчатого вала ДВС, выключении одновременно всех цилиндров, измерении числа оборотов коленчатого вала за время от момента выключения цилиндров до полной остановки ДВС, сравнении измеренного числа оборотов коленчатого вала с эталонным и определении технического состояния выпускного тракта. Выключение цилиндров осуществляют отключателем электромагнитных форсунок при поддержании номинальной частоты вращения коленчатого вала неизменной. За эталон принимают число оборотов коленчатого вала для нового ДВС. Технический результат заключается в возможности определения технического состояния выпускного тракта во всем диапазоне работы ДВС. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 474 805 C1

Способ диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в контроле частоты вращения коленчатого вала двигателя при отключении цилиндров, отличающийся тем, что к диагностируемому автомобилю подсоединяют отключатель электромагнитных форсунок и мотор-тестер, задают номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и, поддерживая ее неизменное значение, отключателем электромагнитных форсунок выключают одновременно все цилиндры, за время, от момента выключения цилиндров двигателя до его полной остановки, мотор-тестером измеряют число оборотов коленчатого вала, после чего, сравнивая измеренное число оборотов коленчатого вала с эталонным, определяют техническое состояние выпускного тракта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2474805C1

RU 2064171 C1, 20.07.1996
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ХОДА ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ВЕЛИЧИНЕ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Огнева Елена Георгиевна
  • Савин Анатолий Иванович
  • Борисенков Евгений Васильевич
  • Олейников Владимир Иванович
  • Гаврилин Евгений Васильевич
  • Зубарев Юрий Борисович
  • Сытенко Николай Иванович
  • Костиков Валерий Иванович
RU2267643C1
Анализатор работы двигателя внутреннего сгорания 1977
  • Бекасов Лев Степанович
  • Николаев Альберт Васильевич
  • Кручинин Виталий Владимирович
SU748161A1
US 5226323 A, 13.07.1993
US 2009084172 A1, 02.04.2009.

RU 2 474 805 C1

Авторы

Куков Станислав Семенович

Гриценко Александр Владимирович

Цыганов Константин Анатольевич

Горбунов Андрей Владимирович

Даты

2013-02-10Публикация

2011-09-26Подача