Изобретение относится к технике контроля двигателей внутреннего сго рания транспортных машин. Известны анализаторы работы двигателя внутреннего сгорания, содержащие блок отключения цилиндров, включенный на входе прерывателя заж гания, на выходе которого включены датчик порядка работы цилиндров и соединённые последовательно частотное сравнивающее устройство- с генератором перестраиваемой опорной час тоты и блоком задержки на входах и схема индикации l . При работе таких устройств проце сы измерения показателей двигателя програм1 1ируются вручную, что ограни чивает е&1стродействив устройства, а в конечном итоге снижает эффективность процессов диагностирования объекта и обработки полученной инфо мации , Цель изобретения - повышение эф фективности процесса диагностирования и обработки информации. Указанная цель достигается тем, что в анализатор дополнительно введ ны многовходовая схема совпадения. программный блок, с нулевыми единичными выходами, запускающая схема и блок переключения, причем однагруппа вхрдов многовходовой схемы совпадения соединена с датчиком порядка работы цилиндров, а другая с нулевыми выходами программного блока. Выход многовходовой схеки совпадения подключен к блоку отключенил цилиндров, входы запускающей cxej-bi соединены с единичными выходак и программного блока и выходами частотного сравнивающего устройства, а Б;;О ды блока переключения подключены к нулевым выходс1м nporpai «4Horo блока и одному из выходов частотного сравнивающего устройства, выходы блока переключения и запускающей cxeNtJ соединены между собой, и подключены к входу программного блока и блока задержки. На чертеже приведена функциональ-, ная схема усГтройства. К исследуемому объекту 1 кеханически подсоединен прерыватель зажигания 2. Выход прерывателя зажигания соединен со входом датчика 3 порядка работы цилиндров, все выходы которо о подключены к соответствующей групle входов многовходовой cxeNH совпадения 4, К другой группе входов схеNtJ совпадения 4 и группе входов блока переключения 5, представляющего собой схемы ИЛИ/И, подктдачены нулевые выходы программного блока б, реализованного по схеме счетчип - 1 , где п
ка
число цилиндI I
Единичные
ров в двигателе,
выходы блока б соединены с группой входов запускаюшей схемы 7 (многовходовал схема И ).
«р
Выход многовходоврй схемы совпадения 4 связан со- входом блока 8 отключения цилиндров, выполненного, наример на тиристоре, который подключается к выходу прерывателя зажигания 2 и в открытом состоянии закорачивает его.
Одновременно один из входов частоного сравнивающего устройства 9 подключен к выходу прерывателя зажигания 2, тогда как два других входа устройства 9 соответственно связаны с выходами импульсного генератора 10 перестраиваемой опорной частоты и блока задержки 11 (типа ждущего мультивибратора) , Один из двух выходов частотного сравнивающего устройства 9 связан со схемой индикации 12 и запускающей схемой 7, а другой выход соединен с соответствующими входами схемы индикации 12, запускающей 7 и блока переключения 5.
Работает схема следующим образом. Запуск анализатора возможен в случае, если частота f импульсов, поступающих от прерывателя зажигания 2, равна эталонной частоте fg-p импульсов , вырабатываемых импульсным генератором 10 Перестраивае юй опорной
что достигачастоты, т,е,
-ио
эт
ется подстройкой винта холостого хода карбюратора или перестройкой режима работы генератора 10, Выполнение условия fyp fg- способствует одновременному появлению сигналов на обоих выходах частотного сравнивающего устройства 9,
В момент времени, отвечающий условию fyo от всех входах запускающей схемы7 (типа И ) имеют место потенциалы (до этого на входах схемы были потенциалы, поступающие с единичных выходов программного блока б). Запускающая схема 7 вырабатывает импульс, поступающий на программный блок б и блок задержки 1|.. Исходное состояние програг ного блока б нарушается. На одном из его нулевых выходов появляется потенциал, который поступает на. многовходовую схему совпадения 4,
В момент,предшествующий зажиганию например,первого цилиндра,на соответ.ствующем входе той же схемы совпадения со стороны датчика 3 порядка работы цилиндров также .появляется сигнеш, а следовательно, появившийся на ее выходе импульс напряжения воздействует на блок 8 отключения цилиндров, который, в свою очередь, шунтирует импульс напряжения, предназначенный для зажигеник смеси в первом цилиндре.
Зажигание не происходит и двигатель работз.ет без одного цилиндра. Параллельно с процессом отключения цилиндра устройство задержки подает запрещающий импульс на оба канала частотного сравнивающего устройства. После паузы, равной времени переходного процесса, запрет снимается и на входы частотного сравнивающего устройства начинают поступать импульсы от генератора 10 и прерывдтеля зажигания 2. При этом fэт fyp , следовательно, на одном из выходов устройства 9 (не связанного с блоком переключения) сигнал появится быстрее, чем на другом, и запустит схему индикации 12, Спустя некоторое время появится сигнал на другом выходе сравнивающего устройства 9, который остановит работу индикации 12 и одновременно результативно воздействует на блок переключения 5 а В очередь, блок переключения 5 воздействует на программный блок б отключая при этом следующий цилиндр, и т,д. Время работы схемы индикации 12 однозначно определяет число оборотов двигателя, функционирующего без одного цилиндра,
: Если двигатель исправен, то число оборотов (при последовательном отключении цилиндров ) будет неизменным. Если же в- двигателе имеется неисправный цилиндр, то при его отключении обороты двигателя возрастут до первоначальных, а схема индикации покажет его номер.
Применение в анализаторе многовходовой схемы совпадения, программного блока, блока переключения, запускающей схемы и частотного.сравнивающего устройства по.зволяет автоматизировать процесс диагностирования двигателя и устранить ручную обработку полученной информации, что в конечном итоге позволяет сократить время проверки двигателя как при их изготовлении, так и при проведении профилактических и ремонтных работах автомобильного транспорта.
Формула изобретения
Анализатор работы двигателя внутреннего сгорания, содержащий блок отключения цилиндров, включенный на входе прерывателя зажигания, на выходе которого включены датчик пор5щка работы цилиндров и соединенные последовательно частотное сравнивающее устройство с генератором,перестраиваемой опорной частоты и блоком задержки на входах и схема индикации, о тличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процессов диагностирования и обработки информации, в него дополнительно введевы многовходовая схема совпадения, программный блок с нулевыми и. единичными выходами, запускающая схема и блок переключения, причем одна группа входов многовходовой схемл совпадения соединена с датчиком порядка работы цилиндров, а другая - снулевыми выходами программного |блока, выход многовходовой совпадения подключен к блоку отключения
От и пера т орд Ji
цилиндров, входы запускающей схемы соединены с единичными выходами программного блока и выходами частотного сравнивающего устройства, а входы блока переключения подключены к нулевым выходам програ ммного блока и одному из выходов частотного сра нивающего устройства, а выходы блока переключения и запускающей схемы соединены между собой и поданы на вход программного блока и блока задержки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 363262, кл. G 01 М 15/00, 1974 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для отключения цилиндров двигателей внутреннего сгорания при диагностировании | 1989 |
|
SU1698477A1 |
Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU910132A3 |
АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2347203C1 |
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ ОБОРОТОВ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1973 |
|
SU408217A1 |
АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2292024C2 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРЕРЫВАТЕЛЕМ ЦЕПИ ЗАЖИГАНИЯ | 1993 |
|
RU2046991C1 |
АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2274845C2 |
Устройство отключения свечейзАжигАНия дВигАТЕля ВНуТРЕННЕгОСгОРАНия | 1979 |
|
SU802593A1 |
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1442854A1 |
Программируемый логический контроллер | 1988 |
|
SU1647518A1 |
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1977-08-12—Подача