СПОСОБ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ ЛЕСОСЫРЬЕВЫХ БАЗ Российский патент 2013 года по МПК E01C1/00 

Описание патента на изобретение RU2478748C1

Изобретение относится к транспорту леса, а именно к способам транспортного освоения лесосырьевых баз.

Известен способ транспортного освоения лесосырьевых баз, включающий прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых по середине своих зон тяготения, прокладку от веток под прямым углом усов (см. Сухопутный транспорт леса / Под ред. В.И.Алябьева. М.: Лесн. пром-сть, 1990. С.119, 129-131, 139).

Недостатком данного способа является высокая энергоемкость вывозки древесины.

Известен способ транспортного освоения лесосырьевых баз, включающий прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых по середине своих зон тяготения, прокладку от веток под прямым углом усов (см. Ильин Б.А., Кувалдин Б.И. Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. М.: Лесн. пром-сть, 1982. С.112, 113, 117, 119, 123).

Недостатком данного способа является высокая энергоемкость вывозки древесины.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ транспортного освоения лесосырьевых баз, включающий прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых в своих зонах тяготения со смещением от равновесного положения в сторону лесного склада, прокладку от веток под прямым углом усов (см. Заложных В.М. Изыскания лесных дорог. Воронеж: ВГЛТА, 2005. С.29, 33, 35, 36).

Недостатком данного способа является высокая энергоемкость вывозки древесины из частей зон тяготения веток, расположенных с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы.

Задача, на решение которой направлено изобретение - снижение энергоемкости вывозки древесины из частей зон тяготения веток, расположенных с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы за счет уменьшения пробега транспортных средств по веткам и грузовой работы на ветках.

Для решения этой задачи в способе транспортного освоения лесосырьевых баз, включающем прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых в своих зонах тяготения со смещением от равновесного положения в сторону лесного склада, прокладку от веток усов, согласно изобретению усы в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, прокладывают к ветке под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали, усы в части зоны тяготения ветки, расположенной со стороны лесного склада, прокладывают к ветке под прямым углом, а каждую ветку смещают от равновесного положения в сторону лесного склада на величину ai, км, равную

где αi - оптимальный угол примыкания i-й ветки к магистрали, град.;

kPM - коэффициент развития (удлинения) магистрали;

bМ - удельная стоимость вывозки древесины по магистрали, руб/(м3·км);

dBi - ширина зоны тяготения к i-й ветке, км;

kРУ - коэффициент развития (удлинения) уса;

kСР - коэффициент, учитывающий долю среднего расстояния вывозки по усу от длины уса;

bУ - удельная стоимость вывозки древесины по усу, руб/(м3·км);

N - количество веток, необходимых для освоения лесосырьевой базы.

В лесосырьевой базе ветки делят свои зоны тяготения на две части: с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, со стороны лесного склада. При прокладке усов в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, под прямым углом к ветке, векторы грузопотоков по усам и магистрали расходятся под углом, равным 90°-α, где α - оптимальный угол примыкания ветки к магистрали, град., в результате чего транспортные средства совершают дополнительный пробег по ветке в одну сторону и за один рейс, равный lУtg(90°-α), где lУ - длина уса, м. При прокладке усов в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали, векторы грузопотоков по усам и магистрали будут параллельны, в результате чего дополнительный пробег по ветке в одну сторону и за один рейс будет равен lУtg0°=0.

Если принять, что в зоне тяготения некоторой ветки в ее части, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, длина усов одинаковая, и при их прокладке под прямым углом к ветке протяженность одного уса составляет lУ, то дополнительный пробег транспортных средств по ветке LВДоп, км, обусловленный расхождением грузопотоков по усам и магистрали, составит

где kРВ - коэффициент развития (удлинения) ветки;

QГ - объем вывозки древесины из части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, м3;

kИП - коэффициент использования полезной нагрузки транспортными средствами;

QП - полезная нагрузка на транспортное средство (на один рейс), м3.

При этом транспортными средствами при проходе по ветке выполняется дополнительная грузовая работа RВДoп, м3·км, равная

.

Если в зоне тяготения ветки в ее части, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, усы прокладываются под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали, то LВДoп=0, RВДoп=0 между направлениями грузопотоков по усам и магистрали равен 0°. Но протяженность одного уса увеличивается на (lУ/sinα-lУ) или на lУ(1/sinα-1), что обуславливает дополнительный пробег по усам LУДoп, км, равный

где kСР - коэффициент, учитывающий долю среднего расстояния вывозки по усу от длины уса;

kРУ - коэффициент развития (удлинения) уса.

При этом транспортными средствами при проходе по усам выполняется дополнительная грузовая работа RУДoп, м3·км, равная

Найдем отношения LВДоп/LУДоп и RВДoп/RУДоп:

Полученные уравнения показывают, что

Оптимальный угол примыкания ветки к магистрали α составляет 50…60°, примем α=55°, коэффициенты kРВ, kСР, kРУ равны соответственно 1,15; 0,6; 1,2, тогда

Таким образом, при прокладке усов под прямым углом к ветке в части зоны ее тяготения, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, дополнительный пробег транспортных средств по ветке и дополнительная грузовая работа по ветке будут в пять раз больше, чем дополнительный пробег транспортных средств по усам и дополнительная грузовая работа по усам при прокладке усов к ветке под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали. Энергозатраты на вывозку древесины (расход топлива) прямопропорциональны пробегу и грузовой работе, удельный расход топлива на единицу пробега и единицу грузовой работы для усов выше, чем для веток, в 1,5…2 раза, а поэтому предлагаемый способ транспортного освоения лесосырьевых баз обеспечивает снижение энергозатрат на вывозку древесины в 2,5…3 раза из частей зон тяготения веток, расположенных с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы.

Оптимальное смещение ветки от равновесного положения в сторону лесного склада соответствует минимальным затратам на вывозку древесины по усам, ветке и магистрали. Изменение положения ветки приводит к изменению протяженности усов в частях ее зоны тяготения, а следовательно, и среднего расстояния вывозки по усам. Если ликвидный запас древесины в зоне тяготения ветки составляет Q, то при равновесном положении ветки в каждой части зоны тяготения сосредоточено 0,5Q м3 древесины, подлежащей вывозке. После смещения ветки ширина части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, увеличится на величину asinα, а части, расположенной со стороны лесного склада, наоборот, сократится на эту же величину, а соответственно запасы древесины в частях зоны тяготения ветки будут: в части, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, Q(0,5dB+asinα)/dB, в части, расположенной со стороны лесного склада, Q(0,5dB-asinα)/dB, где dB - ширина зоны тяготения ветки, км; α - угол примыкания ветки к магистрали.

При условии, что усы в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, примыкают к ней под углом α (расположены параллельно направлению грузопотока по магистрали), длина уса в этой части зоны тяготения ветки составит a+0,5dB/sinα-lК, где lК - протяженность глубинного участка лесосеки, в которую ус не прокладывается, км. В части, расположенной со стороны пункта примыкания магистрали, ус примыкает к ветке под углом, равным 90°, а следовательно, имеет длину 0,5dB-asinα-lК.

Смещение ветки не изменяет ее параметров (длина, среднее расстояние вывозки, тип покрытия) и параметров зоны тяготения (запас древесины, ширина зоны тяготения), а следовательно, величина затрат на вывозку древесины по ветке не изменяется в зависимости от величины ее смещения.

Положение магистрали не изменяется при принятых условиях размещения ветки, а следовательно, затраты на строительство, ремонт и содержание магистрали остаются прежними, а вот расстояние вывозки по магистрали от рассматриваемой ветки зависит от параметра размещения ветки а и составляет lМ+kРМ(0,5dB-a), где lМ - расстояние по магистрали от ее пункта примыкания до ближней границы зоны тяготения ветки, км; kРМ - коэффициент развития (удлинения) магистрали. Таким образом, на основе изложенного можно утверждать, что оптимальное значение параметра смещения ветки а следует обосновывать по минимуму затрат на вывозку по усам и магистрали, выраженных как функция параметра размещения ветки а. Минимум данной функции определяется приравниванием ее производной к нулю и соответствует значению а, км, равному

где bМ - удельная стоимость вывозки древесины по магистрали, руб/(м3·км);

bУ - удельная стоимость вывозки древесины по усу, руб/(м3·км).

На чертеже изображена схема прокладки веток и усов в зонах тяготения веток.

Способ транспортного освоения лесосырьевых баз осуществляется следующим образом. Прокладывают магистраль 1 от лесного склада 2 в осваиваемую лесосырьевую базу. Ветки 3 прокладывают в границах своих зон тяготения 4 под оптимальными углами αi к магистрали 1 и со смещением ai, км, от равновесного положения 5 в сторону лесного склада 2, определяемым по формулам:

где bBi - удельная стоимость вывозки древесины по i-й ветке, руб/(м3·км);

kРМ - коэффициент развития (удлинения) магистрали;

bМ - удельная стоимость вывозки древесины по магистрали, руб/(м3·км);

dBi - ширина зоны тяготения к i-й ветке, км;

kРУ - коэффициент развития (удлинения) уса;

kСР - коэффициент, учитывающий долю среднего расстояния вывозки по усу от длины уса;

bУ - удельная стоимость вывозки древесины по усу, руб/(м3·км);

N - количество веток, необходимых для освоения лесосырьевой базы.

Усы 6 в части 7 зоны тяготения i-й ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, прокладывают к i-й ветке 3 под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали αi, а усы 8 в части 9 зоны тяготения i-й ветки, расположенной со стороны лесного склада 2, прокладывают к i-й ветке 3 под прямым углом.

Предлагаемый способ транспортного освоения лесосырьевых баз обеспечивает снижение энергоемкости вывозки древесины, он может быть реализован при схемах транспортного освоения лесосырьевых баз: глубинной, с последовательным продвижением в лес, при схемах размещения путей в лесосырьевых базах: вильчатой, в елочку, комбинированной, с двумя расходящимися магистралями.

Похожие патенты RU2478748C1

название год авторы номер документа
Способ трассировки лесовозных дорог 1980
  • Горбачевский Виктор Андреевич
  • Горбачевский Владимир Викторович
  • Добротворская Ирина Александровна
  • Корнейчук Нинель Феодосьевич
  • Козловский Борис Михайлович
  • Эпштейн Аркадий Иосифович
SU908980A1
Способ трассировки лесовозных дорог 1986
  • Борисов Георгий Александрович
  • Земляченко Виктор Николаевич
  • Сидоренко Геннадий Иванович
SU1740519A1
СПОСОБ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РАВНИННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННО ОСВОЕННЫХ ХВОЙНО-ЛИСТВЕННЫХ ЛЕСАХ 2005
  • Алексеев Иван Алексеевич
  • Ширнин Юрий Александрович
  • Коток Оксана Николаевна
  • Петрова Светлана Геннадьевна
  • Бердинских Сергей Юрьевич
RU2311018C2
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА 2005
  • Рукомойников Константин Павлович
RU2305398C2
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА 2005
  • Рукомойников Константин Павлович
RU2304376C2
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА 2002
  • Ширнин Ю.А.
  • Царев Е.М.
  • Рукомойников К.П.
RU2234832C2
Способ плантационного выращивания пихтовых насаждений 2021
  • Царев Евгений Михайлович
  • Анисимов Сергей Евгеньевич
  • Рукомойников Константин Павлович
  • Волдаев Максим Николаевич
  • Анисимов Никита Сергеевич
  • Анисимов Илья Сергеевич
  • Яровикова Елена Юрьевна
  • Томилова Наталия Игоревна
RU2760593C1
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА, ПРИМЫКАЮЩИХ К ОХРАННЫМ ЗОНАМ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2004
  • Львов С.М.
  • Шашова М.В.
RU2262837C1
Способ рекультивации малоценных насаждений на склонах 1982
  • Агапонов Николай Нефедович
  • Телешек Юрий Кириллович
  • Орлов Александр Николаевич
  • Ландин Владимир Петрович
SU1036267A1
Способ разработки лесосек, пораженных низовыми пожарами с обеспечением естественного возобновления сосны 2023
  • Царев Евгений Михайлович
  • Рукомойников Константин Павлович
  • Денисов Сергей Александрович
  • Кочаков Сергей Андреевич
  • Домрачева Зульфия Назимовна
RU2810545C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 478 748 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ ЛЕСОСЫРЬЕВЫХ БАЗ

Изобретение относится к транспорту леса, а именно к способам транспортного освоения лесосырьевых баз. Способ транспортного освоения лесосырьевых баз включает прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых в своих зонах тяготения со смещением от равновесного положения в сторону лесного склада, прокладку от веток усов. Усы в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, прокладывают к ветке под углом, равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали. Усы в части зоны тяготения ветки, расположенной со стороны лесного склада, прокладывают к ветке под прямым углом, а каждую ветку смещают от равновесного положения в сторону лесного склада на величину аi, км, равную

где αi - оптимальный угол примыкания i-й ветки к магистрали, град.;

kРМ - коэффициент развития (удлинения) магистрали;

bм - удельная стоимость вывозки древесины по магистрали, руб/(м3·км);

dBi - ширина зоны тяготения к i-й ветке, км;

k - коэффициент развития (удлинения) уса;

kСP - коэффициент, учитывающий долю среднего расстояния вывозки по усу от длины уса;

bУ - удельная стоимость вывозки древесины по усу, руб/(м3·км);

N - количество веток, необходимых для освоения лесосырьевой базы. Снижается энергоемкость вывозки древесины. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 478 748 C1

Способ транспортного освоения лесосырьевых баз, включающий прокладку магистрали от лесного склада в лесосырьевую базу, прокладку от магистрали под оптимальными углами веток, размещаемых в своих зонах тяготения со смещением от равновесного положения в сторону лесного склада, прокладку от веток усов, отличающийся тем, что усы в части зоны тяготения ветки, расположенной с глубинной стороны осваиваемой лесосырьевой базы, прокладывают к ветке под углом равным оптимальному углу примыкания ветки к магистрали, усы в части зоны тяготения ветки, расположенной со стороны лесного склада, прокладывают к ветке под прямым углом, а каждую ветку смещают от равновесного положения в сторону лесного склада на величину ai, км, равную

где αi - оптимальный угол примыкания i-й ветки к магистрали, град.;
kРМ - коэффициент развития (удлинения) магистрали;
bМ - удельная стоимость вывозки древесины по магистрали, руб./(м3·км);
dBi - ширина зоны тяготения к i-й ветке, км;
kРУ - коэффициент развития (удлинения) уса;
kСР - коэффициент, учитывающий долю среднего расстояния вывозки по усу от длины уса;
bУ - удельная стоимость вывозки древесины по усу, руб./(м3·км);
N - количество веток, необходимых для освоения лесосырьевой базы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2478748C1

ЗАЛОЖНЫХ В.М
Изыскания лесных дорог
- Воронеж: ВГЛТА, 2005, с.29-36
Способ трассировки лесовозных дорог 1980
  • Горбачевский Виктор Андреевич
  • Горбачевский Владимир Викторович
  • Добротворская Ирина Александровна
  • Корнейчук Нинель Феодосьевич
  • Козловский Борис Михайлович
  • Эпштейн Аркадий Иосифович
SU908980A1
Способ транспортного освоения лесосырьевых баз 1984
  • Баринов Константин Никитович
  • Чмутов Виктор Иванович
  • Каршев Геннадий Владимирович
SU1234497A1
Способ трассировки лесовозных дорог 1986
  • Борисов Георгий Александрович
  • Земляченко Виктор Николаевич
  • Сидоренко Геннадий Иванович
SU1740519A1
US 4927288 А, 22.05.1990
Садок для выращивания рыбы 1981
  • Красовский Евгений Николаевич
  • Васильев Юрий Дмитриевич
  • Крашенинников Игорь Сергеевич
SU982613A1
ИЛЬИН Б.А
Теория проектирования лесовозных дорог
- Л.: ВЗЛТИ, 1963, с.20-46, с.118-150.

RU 2 478 748 C1

Авторы

Афоничев Дмитрий Николаевич

Рыбников Павел Сергеевич

Морковин Владимир Александрович

Даты

2013-04-10Публикация

2011-10-19Подача