СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2013 года по МПК B64C1/38 B64G1/58 F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2481239C1

Способ относится к авиационной и космической технике и может быть использован для охлаждения головных элементов конструкций летательных аппаратов (ЛА).

Тела при входе с гиперзвуковыми скоростями в плотные слои атмосферы обладают большим запасом кинетической энергии, которая преобразуется в тепловую. Основная проблема безопасного движения аппаратов заключается в необходимости рассеяния этой энергии с тем, чтобы аппаратом поглощалась ее минимальная часть. Особенно интенсивно подвергается тепловым нагрузкам головная часть аппарата. Поэтому возникает необходимость создания специальной тепловой защиты элементов конструкции, наиболее подверженных интенсивному тепловому воздействию.

Известен способ тепловой защиты, при котором тепло накапливают в защитном материале за счет его теплоемкости (Тепло-массообмен в потоке нагретого газа. - Минск, из-во «Наука и техника», 1974 г., 99 с.). Среди материалов, обеспечивающих тепловую защиту, используют, например, медь, алюминий, молибден, графит. Этот способ является «низкотемпературным», работающим при температурах ниже точки плавления поглощающего тепло материала.

Недостаток аналога заключается в том, что охлаждение эффективно только при значительной толщине слоя защитного материала, а это ведет к увеличению суммарного веса аппарата.

Известен также способ конвективного охлаждения посредством смывания охлаждающей жидкостью или газом внутренней поверхности стенки, соприкасающейся с высокотемпературным газовым потоком (Тепло-массообмен в потоке нагретого газа. - Минск, из-во «Наука и техника», 1974 г., С.59-60).

Недостатком конвективного способа охлаждения является ограничение процесса по времени, поскольку лимитирующим фактором является теплоемкость стенки, определяемая ее толщиной, плотностью материала и удельной теплоемкостью. Увеличение толщины стенки ограничено из-за увеличения веса летательного аппарата. Кроме того, для реализации способа требуется достаточно сложное оборудование, что также отражается на общем весе аппарата.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ тепловой защиты с применением композиционного теплозащитного материала, в котором композиционный теплозащитный материал при нагреве выделяет значительную массу газообразных продуктов. Ими могут быть конечные продукты термического разложения (пиролиза) органического связующего или продукты химического взаимодействия непосредственно в твердой фазе (Панкратов Б.М., Полежаев Ю.В., Рудько А.К. Взаимодействие материалов с газовыми потоками. М. Машиностроение, 1976 г. С.86). В известном способе продукты разложения создают газовую прослойку, в которой химические реакции между летучими соединениями протекает в режиме поглощения тепла с образованием устойчивых соединений типа CO или H2. При этом за счет нагрева теплозащитного материала в его приповерхностном слое появляется большое количество полостей и каналов, через которые летучие компоненты из зоны разложения фильтруются к внешней нагреваемой поверхности, контактирующей со встречным высокотемпературным потоком. Описанный способ выбран за прототип изобретения.

Недостатком способа-прототипа является неравномерный выход летучих компонентов на поверхность контакта. Скорость выхода газообразных продуктов термического разложения связующего может превышать скорость изменения толщины композита, а это приводит к нестационарному характеру протекания поверхностных процессов (Полежаев Ю.В, Юревич Ф.Б., Тепловая защита. М: Энергия, 1976 г., с.130). Кроме того, процессы, протекающие в прилегающем к поверхности контакта слое материала, существенно влияют на полноту реализации тепловых эффектов поверхностных процессов. Так, изменение вязкости расплава композиционных материалов на поверхности может отразиться на температуре, значение которой окажется недостаточным для испарения материала, и он будет частично снесен с поверхности, и, как следствие, теплозащитный эффект будет снижен. Следует отметить, что температура газообразных продуктов термического разложения связующего, выходящих из пористого прококсованного слоя, может быть неоднородной. За счет этого на поверхности контакта появляются чередующиеся участки с высокой и низкой температурами (температурная шероховатость), что приводит к нарушению регулярного течения в пограничном слое и, как следствие, к снижению тепловой защиты (Полежаев Ю.В., Юревич Ф.Б. Тепловая защита. М.: Энергия 1976 г., С. 268-276).

Технической задачей изобретения является повышение эффективности тепловой защиты летательных аппаратов аэрокосмической техники при использовании композиционных теплозащитных материалов.

Поставленная задача решается тем, что, в дополнение к основным признакам способа-прототипа, поверхность контакта композиционного теплозащитного материала с высокотемпературным набегающим газовым потоком выполняют шероховатой, тем самым увеличивают площадь контакта и, соответственно, повышают выход газообразных продуктов разложения компонентов материала. При этом шероховатость поверхности Rz выбирают в диапазоне 1·10-4 м≤Rz≤5·10-4 м.

Сущность способа поясняется чертежами фиг.1, фиг.2, фиг.3.

На фиг.1 показан фрагмент головной части летательного аппарата.

На фиг.2 представлены термограммы для материала типа «углепластик».

На фиг.3 приведены термограммы для материала типа «стеклопластик».

Цифрами на фиг.1 обозначены: 1 - оболочка ЛА; 2 - композиционный защитный материал; 3 - участок с шероховатостью Rz, 4 - зона распада, кокса и деструкции; 5 - пограничный слой; S - поверхность контакта с газовым потоком qw.

Способ реализуется следующим образом.

Наиболее термонапряженную часть ЛА, в основном его головную часть 1 (фиг.1), покрывают слоем композиционного теплозащитного материала 2. Внешнюю поверхность 3, контактирующую с высокотемпературным газовым потоком qw, выполняют шероховатой. За счет шероховатости увеличивают поверхность контакта S (фиг.1) и, соответственно, повышают выход летучих газообразных продуктов, образующихся при пиролизе и химических реакциях летучих компонентов связующего и наполнителя. В свою очередь, наличие шероховатости приводит к тому, что выходящие в полость 3 газообразные продукты (отмечены стрелками на фиг.1), взаимодействуя между собой, перемешиваются. При этом осредняется вязкость смеси газообразных компонентов, ее температура и плотность. Постоянное поступление в полость образующихся газообразных компонентов приводит к росту давления в ней, так как набегающий газовый поток препятствует оттоку этих компонентов в окружающую среду. При достижении давления в полости Ркр>Pw газы начинают истекать на внешнюю часть поверхности контакта, оттесняя набегающий газовый поток. Образуется устойчивый пограничный слой, толщина которого зависит от скорости набегающего газового потока, то есть от скорости спуска ЛА. За счет повышения устойчивости пограничного слоя тепловое воздействие на конструкцию снижается.

При Rz<1·10-4 м влияние шероховатости незначительно, теплообмен практически адекватен теплообмену при использовании нешероховатой поверхности.

При Rz>5·10-4 м под действием высокотемпературного газового потока отдельные элементы развитой шероховатости обламываются (химико-механическое выкрашивание) и выносятся в газовый поток. Поскольку составные компоненты композитного материала не в одинаковой степени подвержены уносу, погранслой в отдельных местах может нарушаться, соответственно может снижаться эффективность тепловой защиты аппарата.

Пример конкретного выполнения.

Предложенный способ тепловой защиты испытан в лабораторных условиях на образцах композиционного теплозащитного материала (ТЗМ) двух типов. Это ТЗМ типа «углепластик» и «стеклопластик». Образцы имели форму цилиндра высотой h=10·10-3 м, диаметром d=10·10-3 м. Начальная масса цилиндрических образцов соответственно составила и . Шероховатость поверхности Rz имела значения 1·10-4 м; 3·10-4 м; 5·10-4 м. Моделирование высокотемпературного газового потока осуществлялось струей плазмы с температурой порядка 5000К со скоростью истечения 60 м/с. Плазменная струя формировалась с помощью плазмотрона ЭДП 104 А/50. Температура поверхности образцов измерялась непрерывно с помощью пирометра АКИП-9311, с его дисплея запись результатов передавалась на фоторегистрирующее устройство с последующей компьютерной обработкой. Суммарная погрешность определения температуры не превышала δT≤4,5%.

Результаты экспериментов приведены на фиг.2 и фиг.3 в виде зависимостей температуры поверхности контакта при взаимодействии со струей плазмы от времени. Изменение температуры для ТЗМ типа «углепластик» при разной шероховатости поверхности иллюстрирует график на фиг.2. Хорошо видно, что наличие шероховатости снижает температуру поверхности нагрева. Наибольшее снижение отмечается при Rz=1·10-4 м. Увеличение же Rz до 5·10-4 м приводит к повышению температуры поверхности. Это связано с разрушением поверхности контакта за счет нарушения прочностных характеристик самого материала. Действие аэродинамических сил способствует скалыванию частиц непрореагировавшего материала с последующим их уносом в потоке плазмы. Соответственно, эффективность теплозащиты снижается. Фиг.3 иллюстрирует изменение температуры поверхности ТЗМ типа «стеклопластик». Следует отметить, что и для этого материала наличие шероховатости понижает температуру поверхности контакта.

Таким образом, наличие шероховатости в указанном диапазоне повышает эффективность тепловой защиты, что может быть использовано при охлаждении головных частей летательных аппаратов.

Источники информации

1. Тепло- и массообмен в потоке нагретого газа. Минск, изд-во «Наука и техника», 1979 г., 99 с.

2. Взаимодействие материалов с газовыми потоками / Б.Н.Панкратов, Ю.В.Полежаев, А.К.Рудько. М.: Машиностроение, 1976 г.

3. Полежаев Ю.В., Юревич Ф.Б. Тепловая защита. М.: Энергия, 1976 г., 390 с.

Похожие патенты RU2481239C1

название год авторы номер документа
Наконечник гиперзвукового летательного аппарата 2016
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Матросов Андрей Викторович
  • Горский Валерий Владимирович
  • Ватолина Елена Геннадьевна
  • Тащилов Сергей Васильевич
  • Тимофеев Анатолий Николаевич
RU2651344C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Голованов Александр Николаевич
  • Ануфриев Игорь Сергеевич
RU2400396C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Пилипчук Сергей Васильевич
RU2724188C1
КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
  • Даньшин Кирилл Анатольевич
  • Ежов Алексей Юрьевич
  • Луппов Алексей Анатольевич
RU2430306C1
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ЧАСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2015
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Минасбеков Дэвиль Авакович
  • Смирнов Александр Сергеевич
  • Шестаков Антон Александрович
  • Чебаков Александр Владимирович
RU2583511C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Голованов Александр Николаевич
  • Зима Владислав Павлович
  • Рулёва Евгения Валерьевна
RU2452669C1
Двухслойное теплозащитное покрытие из композиционных материалов для защиты металлических конструкций планеров гиперзвуковых летательных аппаратов 2020
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Трофимов Артем Анатольевич
  • Лейман Дмитрий Владимирович
  • Санников Артем Андреевич
RU2759035C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Голованов Александр Николаевич
  • Зима Владислав Павлович
  • Рулёва Евгения Валерьевна
RU2463209C1
Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов 2021
  • Абдрахманов Фарид Хабибуллович
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Лейман Дмитрий Владимирович
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Трофимов Артем Анатольевич
  • Бекетова Анна Игоревна
RU2771553C1
ТЕПЛОЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА С ПЕРЕМЕННОЙ ПЛОТНОСТЬЮ ВОЛОКОН 2002
  • Муди Генри
RU2293718C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 481 239 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к способу тепловой защиты летательных аппаратов с использованием композиционных теплозащитных материалов. Способ тепловой защиты головной части летательного аппарата включает облицовку термонапряженных элементов композиционным теплозащитным материалом. Поверхность облицовочного материала, контактирующую с высокотемпературным газовым потоком, выполняют шероховатой. Шероховатость Rz выбирают из диапазона 1·10-4 м ≤ Rz≤5·10-4 м. Достигается повышение эффективности тепловой защиты летательных аппаратов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 481 239 C1

Способ тепловой защиты головной части летательного аппарата, включающий облицовку термонапряженных элементов композиционным теплозащитным материалом, отличающийся тем, что поверхность облицовочного материала, контактирующую с высокотемпературным газовым потоком, выполняют шероховатой, а шероховатость Rz выбирают из диапазона 1·10-4 м ≤ Rz≤5·10-4 м.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2481239C1

US 7281688 B1, 16.10.2007
ПОКРЫТИЕ 1998
  • Мишензников Г.Е.
  • Серозетдинов Ю.Н.
  • Оленин И.Г.
  • Перфилов Л.С.
  • Колодочкин Ю.В.
RU2126458C1
US 2003025040 A1, 06.02.2003
АКТИВНОЕ ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТЕПЛА И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ КИНЕТИЧЕСКИХ УДАРНИКОВ 2006
  • Осяев Олег Геннадьевич
  • Остапенко Александр Владимирович
  • Кателкин Александр Сергеевич
  • Сахабудинов Роман Владиславович
  • Цапкин Ярослав Алексеевич
RU2310588C1

RU 2 481 239 C1

Авторы

Голованов Александр Николаевич

Зима Владислав Павлович

Степанова Евгения Валерьевна

Даты

2013-05-10Публикация

2012-01-27Подача