КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2011 года по МПК F23R3/00 F02K9/34 F02K9/62 

Описание патента на изобретение RU2430306C1

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок, а более точно касается корпуса камеры сгорания летательного аппарата.

Известны камеры сгорания интегральных ракетно-прямоточных двигателей, на внутренней поверхности которых нанесено теплозащитное покрытие, выполненное с защитно-крепящим слоем путем нанесения последнего на поверхность (патент РФ №2325544, опубл. 2008 г.).

Известна камера сгорания ракетного двигателя твердого топлива с теплозащитным покрытием внутренней поверхности (патент РФ №2290524, опубл. 2006 г.). Теплозащитное покрытие выполнено многослойным, каждый слой которого свернут из листа термостойкого материала. Листы склеены между собой и поверхностью камеры сгорания.

Известны камеры сгорания ЖРД с металлокерамическим эрозионно- стойким теплозащитным покрытием на основе композиции ZiO2+Ni Cr, (патент РФ №2283363, опубл. 2006 г.). Покрытие наносят из механических смесей плазменным напылением подслоя нихрома и последующего напыления керметной композиции из механической порошковой смеси. В качестве стабилизирующей добавки в порошке диоксида циркония используют оксид кальция, повышающий адгезионную прочность и термостойкость керметных покрытий.

Корпус камеры сгорания является сосудом высокого давления , эксплуатируемым в условиях высоких температур.

Известные камеры сгорания изготавливаются из жаропрочных сплавов и являются охлаждаемыми конструкциями, так как тепловая нагрузка на корпус камеры без охлаждения выше уровня температурного разрушения металла корпуса и превышает 950°C.

На охлаждение корпуса камеры сгорания расходуется до 8% воздуха, подаваемого в двигатель, приводящее к снижению характеристик двигателя. Неохлаждаемых корпусов камер сгорания летательных аппаратов не выявлено.

В основу изобретения поставлена задача улучшения характеристик двигателя, повышение его экономичности.

Технический результат заключается в создании неохлаждаемого корпуса камеры сгорания, т.е. создания корпуса камеры сгорания без дополнительной подачи воздуха на ее наружное охлаждение.

Поставленная задача решается тем, что корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления, металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°C, причем кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(м·K), а коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°C составляют примерно 20·10-6 1/°C и 20 ГПа соответственно, а толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

Целесообразно, чтобы керамический композиционный материал, армированный углеродными волокнами, имел бы коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K), керамический композиционный высокотемпературный материал - коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K), связующий материала - коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K).

В дальнейшем изобретение поясняется описанием и чертежом, иллюстрирующим снижение слоями тепловой нагрузки на металлическую обечайку до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

Предлагается неохлаждаемый корпус камеры сгорания, который выполнен как многослойная конструкция камеры.

Корпус содержит (чертеж) металлическую обечайку 5, которая несет механическую нагрузку внутреннего давления камеры сгорания и имеет толщину δм, слой кремнеземной ткани 4 толщиной δкр, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки 5, слой 3 керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами толщиной δккм, слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной δ и слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала, толщиной δтзп.

В таблице приведены свойства материала отдельных слоев

Свойства материала Слои Толщина слоев используемых материалов δм δкр δккм δсс δтзп Рабочая температура, °C ≤950 ≤1000 ≤1350 ≤1500 1600 Удельный вес г/см3 ≤7.5 2.0 3.0 3.0 3.0 Теплопроводность, Вт/(м·K) >100 0.2 ≤30 ≤1.5 ≤2.0 Коэф. линейного расширения, 10-6 1/°C 18 20 4 9 11 Модуль упругости, ГПа 200 20 150 220 250

Внесение слоя кремнеземной ткани 4 с уникально низкой теплопроводностью 0,2 Вт/(м·K) позволяет существенно снизить уровни температур в металлическом корпусе камеры сгорания. Кроме того, высокое значение коэффициента линейного расширения 20·10-6 1/°C и низкий модуль упругости 20 ГПа обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и керамических слоев.

Слой 3 керамического композиционного материла, армированного углеродными волокнами толщиной δккм, с одной стороны позволяет несколько уменьшить градиенты температуры в слое 1 керамического композиционного высокотемпературного материала, понизив тем самым реальную термонапряженность, следовательно, повысив длительную прочность.

С другой стороны, слой 3 керамического композиционного материала армированного углеродными волокнами толщиной δккм, позволяет дополнительно уменьшить температурные потоки и обеспечить на поверхности слоя 4 из кремнеземной ткани температуры, не превышающие температуру ее работоспособности.

Выбирая толщины слоев с кремнеземной тканью δкр и керамическим композиционным материалом δккм, можно в широких пределах управлять уровнем температуры в несущей нагрузку металлической обечайке.

Толщина каждого из теплозащитных слоев согласно изобретению, подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

При такой тепловой нагрузке температура наружной поверхности металлической обечайки корпуса камеры сгорания ниже температурного разрушения металла корпуса и не превышает 950°C.

На чертеже показан график снижения температуры корпуса камеры сгорания летательного аппарата согласно изобретению. При сжигании топлива в камере сгорания образуется газовый поток с температурой 1600°C. Слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала толщиной δтзп снижает эту температуру до 1400°C, слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной δсс снижает температуру с 1400°C до 1350°C, слой 3 керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами толщиной δккм снижает температуру с 1350°C до 1000°C, слой кремнеземной ткани 4 толщиной δкр снижает температуру с 1000°C до 600°C. Таким образом, температура на внутренней поверхности металлической обечайки 5 составляет 600°C, что значительно ниже опасных температур ≥950°C, требующих дополнительного наружного воздушного охлаждения корпуса камеры сгорания.

Корпус камеры сгорания согласно изобретению изготавливают следующим образом.

Кремнеземную ткань пропитывают высокотемпературным клеем и прикрепляют к металлической обечайке 5 по всей ее внутренней поверхности. Затем к слою 4 кремнеземной ткани прикрепляют слой 3 керамического композиционного материла, армированного углеродными волокнами. Поверх слоя 3 наносят слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной δсс и слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала толщиной δтзп. Нанесение слоев осуществляют известным образом. Обычно толщина теплозащитного покрытия (δсстзп) составляет несколько десятков микрон.

Корпус камеры сгорания согласно изобретению позволяет улучшить характеристики двигателя

За счет экономии энергоресурсов на дополнительное наружное воздушное охлаждение изобретение позволяет повысить давление компрессора летательного аппарата при одновременном повышении температуры газа в камере сгорания.

Механическая совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев повышает долговечность конструкции.

Похожие патенты RU2430306C1

название год авторы номер документа
КАМЕРА СГОРАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ 2014
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Марцун Юрий Викторович
  • Минасбеков Дэвиль Авакович
  • Чебаков Александр Владимирович
  • Шевченко Иван Михайлович
RU2554690C1
Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов 2016
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Пашутов Аркадий Витальевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Норкин Николай Степанович
  • Гашков Юрий Алексеевич
  • Антипов Евгений Алексеевич
  • Тимофеев Анатолий Николаевич
RU2643927C1
Гибкий слоистый композиционный материал с высокой абляционной стойкостью 2020
  • Гареев Артур Радикович
  • Данилов Егор Андреевич
  • Панина Кира Сергеевна
  • Никольчинкин Александр Александрович
  • Ходнев Андрей Дмитриевич
  • Ахматов Юрий Евгеньевич
  • Самойлов Владимир Маркович
RU2754144C1
ТЕПЛОБРОНЕЗАЩИТНАЯ СЛОИСТАЯ СИСТЕМА 2007
  • Кашинцева Галина Николаевна
  • Вичканский Игорь Евгеньевич
  • Малинов Владимир Иванович
  • Рачковский Анатолий Иванович
  • Сморчков Георгий Юрьевич
  • Кременчугский Максим Витальевич
RU2355991C2
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЙ ПРИ РАЗВЕДКЕ НЕФТИ, ГАЗА, ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ И В НЕФТЕХИМИИ 2010
  • Никколс Эдвин Г.
  • О'Коннор Эндрю
  • Кусинский Гжегож Ян
RU2535800C2
УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МНОГОНАПРАВЛЕННОГО АРМИРУЮЩЕГО СТЕРЖНЕВОГО КАРКАСА 2015
  • Колесников Сергей Анатольевич
  • Ярцев Дмитрий Владимирович
  • Меламед Анна Леонидовна
  • Бубненков Игорь Анатольевич
  • Кошелев Юрий Иванович
  • Проценко Анатолий Константинович
RU2626501C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕРОДНОГО МАТЕРИАЛА МНОГОНАПРАВЛЕННОГО АРМИРУЮЩЕГО КАРКАСА ИЗ УГЛЕРОДНОГО ВОЛОКНА 2013
  • Колесников Сергей Анатольевич
  • Бамборин Михаил Юрьевич
RU2534878C1
Способ получения высокотемпературного композиционного материала 2022
  • Людоговский Петр Леонидович
  • Михайлов Сергей Анатольевич
  • Клейн Николай Владимирович
  • Портнов Андрей Сергеевич
  • Фамильцев Михаил Олегович
  • Кепман Алексей Валерьевич
  • Бабкин Александр Владимирович
  • Авдеев Виктор Васильевич
RU2784939C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИТНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ УГЛЕРОДА И КОМПОЗИТНЫЙ МАТЕРИАЛ 2014
  • Бланк Владимир Давыдович
  • Мордкович Владимир Зальманович
  • Овсянников Данила Алексеевич
  • Перфилов Сергей Алексеевич
  • Поздняков Андрей Анатольевич
  • Попов Михаил Юрьевич
  • Прохоров Вячеслав Максимович
RU2556673C1
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Тумаков Алексей Григорьевич
  • Байгалиев Борис Ергазович
RU2568600C1

Реферат патента 2011 года КОРПУС КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок. Корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления, металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°С. Кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(м·K). Коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°С составляют примерно 20·10-6 1/°С и 20 ГПа соответственно. Толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения. Изобретение направлено на улучшение характеристик двигателя, на повышение его экономичности за счет создания корпуса камеры сгорания без дополнительной подачи воздуха на ее наружное охлаждение. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 430 306 C1

1. Корпус камеры сгорания летательного аппарата, характеризующийся тем, что корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°С, причем кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(м∙К), а коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°С составляют примерно 20·10-6 1/°С и 20 ГПа соответственно, а толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что керамический композиционный материал, армированный углеродными волокнами, имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(м∙К), керамический композиционный высокотемпературный материал имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(м∙К), связующего материала имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(м∙К).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2430306C1

ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА С ОБЛИЦОВАННЫМ КЕРАМИЧЕСКИМИ КАМНЯМИ КОРПУСОМ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 1998
  • Найдель Андреас
  • Рашке Клаус
RU2178530C2
Машина для смешивания продуктов, используемых для приготовления хлеба 1975
  • Браверман Иосиф Маркович
SU602149A1
КАМЕРА СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Эдмондсон Уэйн Гарсия
  • Стейбел Джеймс Дэйл
  • Хансел Гарольд Рэй
RU2266477C2
US 5291732 А, 08.03.1994
US 5291733 A, 08.03.1994
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ИРПДТ) 2006
  • Верхоломов Вячеслав Кириллович
  • Суриков Евгений Валентинович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Животов Николай Павлович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
RU2325544C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭРОЗИОННО СТОЙКИХ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ 2003
  • Сайгин Владимир Валентинович
  • Воеводин Вячеслав Петрович
  • Зарубова Наталья Ивановна
  • Заев Эдуард Федорович
  • Кольцов Владимир Иванович
  • Курындин Анатолий Петрович
  • Педан Сергей Владимирович
  • Самороковский Федор Васильевич
  • Чурсин Игорь Германович
RU2283363C2

RU 2 430 306 C1

Авторы

Каримбаев Тельман Джамалдинович

Афанасьев Дмитрий Викторович

Даньшин Кирилл Анатольевич

Ежов Алексей Юрьевич

Луппов Алексей Анатольевич

Даты

2011-09-27Публикация

2010-02-18Подача