МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА Российский патент 2013 года по МПК H01Q1/00 

Описание патента на изобретение RU2482578C1

Изобретение относится к антенной технике, в частности к мобильным антенным установкам (АУ) с полноповоротными зеркальными антеннами.

Известна мобильная полноповоротная АУ, включающая автотранспортное средство, на платформе которого размещены контейнер с аппаратурой и вертикально установленная станина, выполненная из двух частей, одна из которых неподвижно закреплена на платформе, а другая - шарнирно смонтирована на первой с возможностью наклона и снабжена подшипниками, в которых с возможностью поворота относительно ее продольной оси установлена поворотная платформа, на которой установлено опорно-поворотное устройство (ОПУ) с антенной системой и системой приводов изменения ее положения в пространстве (авт.св. SU 1446669, H02Q 11/00, 1988; авт.св. SU 1231552, H01Q 1/08, 1986). Антенная система включает параболический рефлектор с контррефлектором и выполнена с возможностью развертывания-складывания при переводе антенны из транспортировочного положения в рабочее и обратно. Параболический рефлектор состоит из центральной панели и четырех откидных панелей, которые на период транспортирования АУ снимают или разворачивают для уменьшения поперечных габаритов. Каждая откидная панель удерживается в рабочем положении двумя натяжными замками и двумя петлями. В транспортировочном положении АУ продольная ось поворотной платформы располагается горизонтально, при этом рефлектор размещается таким образом, что его раскрыв располагается параллельно платформе транспортного средства.

Недостатком известной АУ является то, что в транспортировочном положении в конструкции устройства не предусмотрена защита антенной системы от случайных или преднамеренных повреждений. Кроме того, закрепление антенной системы на шасси автомобиля усложняет и удорожает АУ и исключает возможность использования АУ там, где невозможно передвигаться на автомобиле.

Известна мобильная станция спутниковой связи по патенту RU 101274 U1 (H01Q 1/27, 2011), содержащая установленный в кузове транспортного средства антенный пост, имеющий в своем составе конструктивно совмещенные зеркальную антенну и систему приводов изменения ее положения в пространстве. Антенный пост установлен на горизонтальном плече поворотного кронштейна, вертикальное плечо которого закреплено своими концами между подпятниками с подшипниками, один из которых прикреплен к полу кузова транспортного средства, а другой подпятник прикреплен к стене кузова. Поворотный кронштейн выполнен с возможностью выдвижения при его повороте антенного поста за пределы кузова транспортного средства. Для выдвижения антенного поста (зеркальной антенны с системой приводов изменения ее положения в пространстве и устройством обработки сигналов) раздвигают дверцы боковой стенки кузова транспортного средства. Мобильная станция снабжена устройствами фиксации антенного поста в транспортировочном и рабочем (за пределами кузова транспортного средства) положениях.

Однако в известном устройстве используется зеркальная антенна небольшого размера с относительно небольшой эффективной площадью, при этом схемно-компоновочное решение устройства не предполагает возможности существенного увеличения диаметра рефлектора антенны. Вместе с этим антенная система постоянно закреплена на шасси автомобиля, что усложняет и удорожает устройство, а также ограничивает область его использования.

Известен командный пункт управления и связи по патенту RU 2341758 C1 (F41H 13/00, 2008), содержащий самоходное шасси и расположенный на нем боевой пост управления (БПУ). БПУ выполнен в виде фургона и разделен на три отсека. Задний отсек снабжен передней и задней крышками, шарнирно установленными соответственно на крыше БПУ и задней стенке отсека, и в нем размещена мачта с антенной РЛС и устройство ее подъема (выдвижения за пределы отсека), выполненное в виде шарнирного параллелограмма и гидроцилиндра. Шарнирный параллелограмм образован мачтой антенны, нижними сдвоенными рычагами и верхним рычагом, одни концы которых шарнирно прикреплены к мачте антенны, а другие шарнирно закреплены на передней стенке заднего отсека. Шток гидроцилиндра шарнирно закреплен на передней стенке заднего отсека БПУ, а его корпус шарнирно закреплен на нижних сдвоенных рычагах параллелограммного подъемного устройства. На верхнем рычаге последнего закреплен рычаг, шарнирно соединенный с передней крышкой отсека. На мачте антенны установлена цапфа, находящаяся при опущенной антенне в зацеплении с крюком, связанным с торсионом и системой рычагов, соединенных с задней крышкой заднего отсека.

Однако известное устройство не предполагает возможности существенного увеличения характерных размеров антенной системы путем изменения формы антенны после выдвижения мачты с антенной за пределы агрегатного отсека фургона.

Известна мобильная АУ с фазированной антенной решеткой (ФАР) по патенту RU 2276821 С1 (H01Q 1/32, 2006). Известная АУ содержит транспортное средство с платформой, выносные опоры с домкратами, основание, опорно-поворотное устройство (ОПУ) с приводом вращения, антенну, состоящую из панелей, механизмы складывания панелей, механизмы подъема-опускания антенны и защитный кожух. Антенна выполнена из трех вертикальных панелей. Центральная панель жестко закреплена на силовом стволе, в котором размещена аппаратура, а боковые панели шарнирно связаны с ней. В транспортировочном положении антенна опущена центральной панелью на платформу транспортного средства, боковые панели сложены вокруг силового ствола, образуя в сечении трапецию с центральной панелью в ее большом основании, и снаружи закрыты створками защитного кожуха, которые опираются в верхней части на силовой ствол и фиксируются замками, а в рабочем режиме АУ - откинуты в стороны до горизонтального положения. Известное устройство обеспечивает достижение максимально возможного горизонтального размера антенны и при этом вписывается в габарит погрузки.

Однако область использования известного устройства ограничена антенными установками с фазированными антенными решетками. Кроме того, в известной АУ антенна постоянно закреплена на платформе транспортного средства.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является мобильная антенная установка по патенту RU 2115977 С1 (H01Q 1/08, 1998). Известная АУ содержит контейнер с аппаратурой, конструктивно совмещенной с антенной системой, включающей снабженную гидроцилиндром поворота подъемную мачту с антенной, выполненной с возможностью вращения относительно вертикальной (азимутальной) оси, и привод вращения. Контейнер выполнен с возможностью размещения на автотранспортном средстве и снабжен выносными поворачивающимися опорами, установленными с возможностью контактирования с грунтом посредством съемных опорных плит. Выносные опоры снабжены гидроцилиндрами, которые являются составной частью гидравлического привода вывешивания и горизонтирования АУ. Контейнер включает центральный (агрегатный) и два аппаратных отсека, размещенных по бокам центрального отсека вдоль продольных сторон контейнера. В корпусе контейнера в передней части агрегатного отсека смонтирована станина с подшипниками, в которых с возможностью вращения установлен штырь. Штырь кинематически связан с приводом вращения. На штыре с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована подъемная мачта, связанная со штырем упомянутым гидроцилиндром поворота. Антенна выполнена в виде двух шарнирно закрепленных на подъемной мачте панелей ФАР и снабжена органом развертывания-складывания. Агрегатный отсек снабжен открывающимися вверх створками и выполнен с возможностью размещения в нем станины и подъемной мачты с ФАР в транспортировочном положении АУ. Подъемная мачта установлена посредством двух полуосей, установленных в проушинах штыря, и снабжена устройствами фиксации ее в развернутом и транспортировочном положениях. Панели на подъемной мачте закреплены таким образом, что в транспортировочном положении они расположены параллельно одна другой и плоскости поворота подъемной мачты. Мобильная АУ снабжена установленным на станине сигнализатором о положении подъемной мачты перед поворотом (опусканием) подъемной мачты с антенной в транспортировочное положение. Для доступа внутрь корпуса контейнера предусмотрены герметичные дверки.

Однако целевые характеристики известной АУ, которая в качестве антенны содержит антенну с ФАР, не отвечают целевым характеристикам полноворотных зеркальных антенн. Кроме того, АУ не позволяет осуществлять работу при установке (закреплении) на транспортном средстве, что сужает область применения мобильной АУ.

Задачей настоящего изобретения является создание компактной мобильной полноповоротной АУ со складной зеркальной антенной, обеспечивающей возможность ее (т.е. АУ) быстрого развертывания-свертывания, защиту антенной системы от случайных или преднамеренных повреждений в транспортировочном положении установки, а также позволяющей осуществлять работу как с транспортного средства, так и отдельно от него.

Указанная задача решается тем, что предложена мобильная антенная установка, содержащая выполненный с возможностью установки на транспортном средстве кузов-контейнер с аппаратным и агрегатным отсеками, в последнем с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно закреплена снабженная приводом поворота подъемная платформа, на которой смонтировано опорно-поворотное устройство (ОПУ) с антенной и системой приводов изменения ее положения в пространстве. ОПУ выполнено с возможностью выдвижения за пределы агрегатного отсека при повороте подъемной платформы в вертикальной плоскости и содержит промежуточную платформу, которая с возможностью ее горизонтирования шарнирно закреплена на упомянутой подъемной платформе. На промежуточной платформе с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтирована поворотная платформа, на которой с возможностью поворота в вертикальной плоскости смонтирована качающаяся часть с антенной. Кузов-контейнер выполнен с возможностью взаимодействия с грунтом посредством съемных опорных пирамид с домкратами, имеющими сферические подпятники, выполненные каждый с возможностью взаимодействия в рабочем положении установки с соответствующими ответными опорными элементами несущей конструкции кузова-контейнера через съемные выносные опоры, когда кузов-контейнер установлен на транспортном средстве, а также с возможностью взаимодействия с другими ответными опорными элементами несущей конструкции кузова-контейнера в рабочем положении установки, когда кузов-контейнер снят с транспортного средства. При этом установка снабжена средствами для фиксации подъемной платформы в транспортировочном и рабочем положениях установки.

Вместе с этим промежуточная платформа шарнирно закреплена на подъемной платформе посредством трех опорных узлов, которые расположены вокруг оси, геометрически совмещенной с осью вращения поворотной платформы. Первый из опорных узлов промежуточной платформы содержит сферический подшипник. Опорные узлы смонтированы таким образом, что центр сферического подшипника первого опорного узла расположен в плоскости, перпендикулярной оси поворота подъемной платформы и проходящей через ось вращения поворотной платформы, а два других опорных узла расположены симметрично друг другу относительно последней упомянутой плоскости и выполнены регулируемыми по высоте. При этом промежуточная платформа застопорена от поворота в горизонтальной плоскости относительно центра сферического подшипника первого опорного узла.

В варианте выполнения установка в качестве антенны содержит зеркальную антенну с рефлектором в форме параболоида вращения. Рефлектор выполнен с вертикальными разъемами, с образованием центральной и двух зеркально расположенных по отношению одна к другой периферийных частей. Центральная часть рефлектора жестко закреплена на упомянутой качающейся части ОПУ, а каждая из периферийных частей шарнирно связана с центральной частью и выполнена откидной в сторону раскрыва рефлектора. При этом откидные периферийные части рефлектора выполнены с возможностью размещения в транспортировочном положении вдоль кузова-контейнера и с возможностью фиксации этих частей относительно центральной части рефлектора в рабочем и транспортировочном положениях установки.

Вместе с этим установка в качестве привода поворота подъемной платформы содержит линейный электропривод.

Кроме того, установка в качестве домкратов содержит винтовые домкраты.

Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет расширить эксплуатационные возможности мобильной АУ и создать компактную полноповоротную АУ, обеспечивающую возможность существенного увеличения эффективной площади рефлектора зеркальной антенны.

На фиг.1 показана мобильная АУ в рабочем положении, когда кузов-контейнер установлен на транспортном средстве, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - устройство крепления цапф подъемной платформы на несущей конструкции кузова-контейнера, продольный разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - универсальный шарнир привода поворота подъемной платформы, поперечный разрез по В-В на фиг.1, повернуто; на фиг.5 - устройство фиксации центральной и откидной периферийной частей рефлектора в рабочем положении АУ, разрез по Г-Г на фиг.1; на фиг.6 - устройство крепления промежуточной платформы на подъемной платформе, элемент Д на фиг.1; на фиг.7 - расположение опорных узлов и упоров промежуточной платформы, разрез по Е-Е на фиг.6; на фиг 8 - подпружиненный упор промежуточной платформы, продольный разрез по Ж-Ж на фиг.7, повернуто; на фиг.9 - жесткий упор промежуточной платформы, продольный разрез по И-И на фиг.7, повернуто; на фиг.10 - взаимное расположение подъемной платформы и подводимой опоры в рабочем положении АУ, элемент К на фиг.2; на фиг.11 - устройство фиксации подводимой опоры в рабочем положении АУ, элемент Л на фиг.2; на фиг.12 - то же, поперечный разрез по М-М на фиг.11; на фиг.13 - мобильная АУ в рабочем положении, когда кузов-контейнер снят с транспортного средства, общий вид, продольный разрез; на фиг.14 - то же, поперечный разрез по Н-Н на фиг.13; на фиг.15 - мобильная АУ в транспортировочном положении, общий вид, продольный разрез; на фиг.16 - то же, поперечный разрез по П-П на фиг.15; на фиг.17 - шарнирное соединение центральной и откидной периферийной частей рефлектора, элемент Р на фиг.15; на фиг.18 - устройство фиксации подъемной платформы в транспортировочном положении АУ, элемент С на фиг.15; на фиг.19 - устройство соединения штока винтового домкрата привода поворота с подъемной платформой, элемент Т на фиг.15; на фиг.20 - устройство крепления штока винтового домкрата к двуплечему рычагу, разрез по У-У на фиг.19, повернуто; на фиг.21 - устройство крепления двуплечего рычага на подъемной платформе, разрез по Ф-Ф на фиг.19; на фиг.22 - пружинные бономы, обеспечивающие дополнительное поджатие (фиксацию) подъемной платформы в рабочем положении АУ, разрез по Ц-Ц на фиг.19, повернуто.

В варианте осуществления изобретения АУ содержит выполненный с возможностью установки на транспортном средстве 1 кузов-контейнер 2 с аппаратным 3 и агрегатным 4 отсеками. В агрегатном отсеке с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно оси 5 шарнирно закреплена снабженная приводом 6 поворота подъемная платформа 7. Платформа 7 установлена с помощью цапф 8, опирающихся на сферические подшипники 9, установленные на несущей конструкции кузова-контейнера. В качестве привода 6 поворота установка содержит, например, линейный электропривод. Привод поворота включает электродвигатель 10, редуктор 11, универсальный шарнир 12 и винтовой домкрат 13, содержащий корпус 14 и шток 15. Универсальный шарнир 12 включает полумуфту 16, промежуточное звено 17, выполненное в виде крестовины, и полумуфту 18. Полумуфта 16 выполнена в виде кронштейна, установленного на несущей конструкции кузова-контейнера. Полумуфта 18 представляет собой единое целое с корпусом 14 винтового домкрата 13. Электродвигатель 10 через редуктор 11, закрепленный на корпусе 14, кинематически связан со штоком 15 с помощью передачи винт-гайка. Шток 15 с помощью шарнирного подшипника 19 соединен с двуплечим рычагом 20. Плечо «а» рычага 20 с помощью оси 21 шарнирно соединено с подъемной платформой 7. Плечо «b» рычага 20 шарнирно соединено со штоками 22 двух параллельно установленных пружинных бономов 23, корпусы 24 которых шарнирно закреплены на кронштейнах 25, установленных на подъемной платформе 7 (здесь и далее в смысловое содержание понятия «пружинный боном» вкладывается смысловое содержание этого понятия, известное в технике: пружинное упругое звено с направляющим корпусом). Вместе с этим плечо «b» рычага 20 выполнено с возможностью взаимодействия с кронштейном 26, закрепленным на подъемной платформе 7.

Антенная установка снабжена средствами для фиксации подъемной платформы 7 соответственно в транспортировочном и в рабочем положениях установки (по существу - средствами для фиксации в транспортировочном и рабочем положениях установки взаимного положения подъемной платформы 7 и кузова-контейнера). Упомянутые средства включают расположенные в агрегатном отсеке кузова-контейнера подводимые опоры 27, которые с помощью петель 28 шарнирно закреплены на боковых стенках несущей конструкции кузова-контейнера с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и с возможностью их фиксации в рабочем и транспортировочном положениях при помощи переустанавливаемых штырей 29. В рабочем положении АУ, при котором антенная система выдвинута из агрегатного отсека, подъемная платформа 7 опирается на подводимые опоры 27 через прикрепленные к подъемной платформе 7 кронштейны 30.

На подъемной платформе 7 смонтировано опорно-поворотное устройство 31 с антенной 32 и системой приводов изменения ее положения в пространстве, включающей электродвигатель 33 привода наведения по азимуту и электродвигатель 34 привода наведения по углу места. ОПУ выполнено с возможностью выдвижения за пределы агрегатного отсека при повороте подъемной платформы 7 в вертикальной плоскости и содержит промежуточную платформу 35, на которой с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтирована поворотная платформа 36. На последней с возможностью поворота в вертикальной (угломестной) плоскости смонтирована качающаяся часть 37 ОПУ. В транспортировочном положении АУ платформа 7 проходит мимо опор 27 и через платформу 36 ОПУ опирается на упор 38, установленный на днище (полу) агрегатного отсека кузова-контейнера. Упор 38 снабжен пружинным амортизатором 39 и накидным захватом 40, выполненным с возможностью взаимодействия с ответным элементом поворотной платформы 36. Таким образом, обеспечивается фиксация подъемной платформы 7 совместно с установленными на ней элементами в транспортировочном положении АУ.

Промежуточная платформа 35 шарнирно закреплена на подъемной платформе 7 посредством трех опорных узлов 41-43, которые расположены вокруг оси 44, геометрически совмещенной с осью вращения поворотной платформы 36 (по существу - с азимутальной осью вращения АУ). Опорный узел 41 содержит сферический подшипник 45. При этом опорные узлы 41-43 смонтированы таким образом, что центр сферического подшипника 45 опорного узла 41 расположен в плоскости 46, перпендикулярной оси поворота подъемной платформы 7 и проходящей через ось 44 вращения поворотной платформы 36, а опорные узлы 42 и 43 расположены симметрично друг другу относительно плоскости 46 и выполнены регулируемыми по высоте. Промежуточная платформа 35 застопорена от поворота (разворота) в горизонтальной плоскости относительно центра сферического подшипника 45 с помощью жесткого 47 и подпружиненного 48 упоров, установленных на платформе 35 и контактирующих с ответными элементами, установленными на платформе 7 (на чертеже не показано). Регулировка опорных узлов 42 и 43 по высоте производится, например, с помощью винтовых домкратов, винты 49 которых закреплены на подъемной платформе 7 посредством сферических опор 50. При этом гайки 51 винтовых домкратов выполнены сферическими и установлены в закрепленных на промежуточной платформе 38 редукторах 52, через которые они (гайки) кинематически связаны с соответствующими исполнительными электродвигателями 53. Таким образом, опорные узлы 42 и 43 могут регулироваться по высоте независимо друг от друга, благодаря чему обеспечивается возможность горизонтирования промежуточной платформы 38 в рабочем положении АУ.

В варианте осуществления изобретения мобильная АУ в качестве антенны содержит, например, зеркальную антенну с рефлектором 54 в форме параболоида вращения. Рефлектор выполнен с вертикальными разъемами с образованием центральной «с» и двух зеркально расположенных по отношению одна к другой периферийных частей «d» и «е». Центральная часть «с» рефлектора жестко закреплена на качающейся части 40 ОПУ. Каждая из периферийных частей «d» и «е» рефлектора с помощью соответствующих петель 55 шарнирно связана с его центральной частью «с» и выполнена откидной в сторону раскрыва рефлектора (раскрыва зеркала антенны). Складывание рефлектора производится путем поворота его откидных частей относительно соответствующих осей 56 вращения петель 55. Откидные периферийные части «d» и «е» рефлектора 54 выполнены с возможностью фиксации этих частей относительно центральной части «с» рефлектора в рабочем и транспортировочном положениях АУ. В рабочем положении АУ это обеспечивается с помощью откидных болтов 57 и фиксирующих штырей 58. В транспортировочном положении АУ положение частей рефлектора фиксируют с помощью съемных регулируемых растяжек 59, устанавливаемых между центральной и периферийными частями рефлектора и между каждой из периферийных откидных частей рефлектора и опорой 60 контррефлектора 61. Для обслуживания разъемных соединений центральной и периферийных частей рефлектора предусмотрены площадки 62, смонтированные на ОПУ.

Кузов-контейнер 2 выполнен с возможностью взаимодействия с грунтом посредством съемных опорных пирамид (плит) 63 с винтовыми домкратами 64. Габариты съемных опорных пирамид (плит) позволяют осуществлять развертывание АУ на мягком неподготовленном грунте. Домкраты 64 имеют сферические подпятники «f», выполненные каждый с возможностью взаимодействия в рабочем положении АУ с ответными опорными элементами несущей конструкции кузова-контейнера. При этом в одном рабочем положении АУ, когда кузов-контейнер установлен на транспортном средстве 1, сферические подпятники «f» домкратов (по существу - сами домкраты) взаимодействуют с опорными элементами 65 и 66 кузова-контейнера через съемные выносные опоры 67. При использовании АУ отдельно от транспортного средства домкраты через сферические подпятники «f» взаимодействуют непосредственно с опорными элементами 68 несущей конструкции кузова-контейнера.

Мобильная АУ работает следующим образом.

В транспортировочном положении АУ подъемная платформа 7 располагается в вертикальном положении в агрегатном отсеке 4 кузова-контейнера 2. При этом ось 44 вращения поворотной платформы 36 располагается наклонно, а фокальная ось зеркальной антенны 32 располагается ортогонально оси 44 в вертикальной плоскости, проходящей через ось 44. Поворотная платформа 36 и качающаяся часть 37 ОПУ находятся в заштыренном (застопоренном) положении. Откидные периферийные части «d» и «е» рефлектора 54 располагаются вдоль кузова-контейнера, повернуты относительно соответствующих осей 55 каждая в сторону раскрыва рефлектора и зафиксированы с помощью съемных растяжек 59, установленных соответственно между откидными периферийными частями рефлектора 54 и опорой 60 контррефлектора 61. При этом промежуточная платформа 35 совместно с ОПУ с антенной дополнительно наклонена к днищу (полу) кузова-контейнера с помощью винтовых домкратов опорных узлов 42 и 43. Благодаря этому обеспечивается компактное размещение антенной системы при обеспечении максимально-возможного размера зеркальной системы в заданных габаритах кузова-контейнера. В варианте осуществления изобретения ось 44 в транспортировочном положении АУ наклонена на угол, например, 97. В этом положении подъемная платформа 7 через ОПУ опирается на снабженный пружинным амортизатором упор 38, установленный на полу агрегатного отсека кузова-контнейнера, и зафиксирована при помощи накидного захвата 40. В таком положении АУ имеет габарит погрузки, обеспечивающий возможность ее транспортирования как наземным, так воздушным транспортом.

При доставке АУ к месту развертывания на автотранспортном средстве, развертывание последней осуществляют следующим образом.

В случае, когда АУ работает с транспортного средства, предварительно на несущей конструкции кузова-контейнера 2 в местах расположения опорных элементов 65 и 66 закрепляют съемные выносные опоры 67, под которые подводят съемные опорные пирамиды (плиты) 63 с винтовыми домкратами 64. При вывинчивании вручную винтов домкратов 64 их сферические подпятники «f» взаимодействуют с соответствующими сферическими оголовками выносных опор 67 и таким образом кузов-контейнер вместе с подрессоренной частью транспортного средства приподнимают на заданную высоту. Высота подъема определяется усилием, на которое настроен моментный ключ, используемый при обращении с домкратами 64.

При использовании АУ отдельно от транспортного средства после доставки АУ к месту развертывании (например, на полуприцепе) с помощью внешнего грузоподъемного средства (на чертеже не показано) производят демонтаж кузова-контейнера 2 с транспортного средства и установку его на съемные опорные пирамиды (плиты) 63 с винтовыми домкратами 64. При этом винтовые домкраты 64 устанавливают под опорные элементы 68 кузова-контейнера.

После с помощью, например, ручного цепного привода (на чертеже не показано) открывают крышу кузова-контейнера. Через соответствующий люк (на чертеже не показано) кузова-контейнера подъемную платформу 7 освобождают от накидного захвата 40, о чем от соответствующего концевого выключателя поступает сигнал в систему управления АУ в аппаратном отсеке 3 (на чертеже не показано).

При нахождении подводимых опор 27 в транспортировочном положении, о чем от соответствующих концевых выключателей (на чертеже не показано) сигнал поступает в систему управления, установка готова к выдвижению ОПУ с антенной за пределы агрегатного отсека 4 с помощью привода 6 поворота подъемной платформы 7. Сигнал на выдвижение ОПУ с антенной поступает на электродвигатель 10, вращение которого через редуктор 11 передается на винтовой домкрат 13. Шток 15 домкрата выдвигается из корпуса 14 и посредством шарнирного подшипника 19 перемещает рычаг 20. При перемещении рычага 20 подъемная платформа 7 начинает поворачиваться относительно оси 5. Поворот платформы 7 продолжается до тех пор, пока кронштейны 30 не окажутся выше подводимых опор 27, после чего по сигналу соответствующих концевых выключателей привод 6 поворота подъемной платформы останавливают. Подводимые опоры 27 освобождают от фиксации, переводят (поворачивают) из транспортировочного положения в рабочее положение и фиксируют в этом положении с помощью переустанавливаемых штырей 29. При этом переустанавливаемые штыри 29 взаимодействуют с соответствующими концевыми выключателями, от которых в систему управления АУ поступает сигнал о нахождении подводимых опор 27 в рабочем положении и о готовности к установке на них подъемной платформы 7. На электродвигатель 10 поступает сигнал на установку подъемной платформы 7 в рабочее положение. Привод 6 поворота поворачивает подъемную платформу 7 относительно оси 5 движением штока 15 на втягивание в корпус 14 винтового домкрата 13 и устанавливает ее кронштейнами 30 на подводимые опоры 27, определяющие положение подъемной платформы в рабочем положении АУ. После шток 15 продолжает втягиваться в корпус 14, поворачивая двуплечий рычаг 20 относительно оси 21, закрепленной на подъемной платформе 7, при этом плечо «b» рычага 20 отходит от закрепленного на платформе 7 кронштейна 26, перемещая штоки 22 пружинных бономов 23, корпуса 24 которых через кронштейны 25 передают усилие от пружинных бономов на подъемную платформу 7. Благодаря этому в рабочем положении АУ обеспечивается дополнительное поджатие подъемной платформы к подводимым опорам 27, что повышает устойчивость ОПУ с антенной к ветровому воздействию. Перемещение штока 15 и, следовательно, штоков 22 прекращается по сигналу конечных выключателей, отключающих электродвигатель 10 привода 6 поворота подъемной платформы 7 при достижении расчетного усилия дополнительного поджатия подъемной платформы 7 к подводимым опорам 27.

После установки подъемной платформы 7 в рабочее положение и, следовательно, выдвижения ОПУ с антенной за пределы агрегатного отсека 4 проводят работы по установке в рабочее положение и фиксации откидных периферийных частей «d» и «е» рефлектора 54. Работы проводятся с помощью площадок 62, смонтированных на ОПУ.

После осуществляют горизонтирование промежуточной платформы 35. Горизонтирование осуществляется с помощью исполнительных электродвигателей 53 посредством регулировки по высоте опорных узлов 42 и 43 платформы 35 с использованием котировочных приборов (на чертеже не показано). Таким образом, обеспечивается вертикальность азимутальной оси наведения антенны, что, в конечном счете, обеспечивает повышение точности наведения АУ.

После освобождения поворотной платформы 36 и качающейся части 37 ОПУ от заштыривающих устройств (на чертеже не показано), предохраняющих привода наведения по углу места и по азимуту от возможных повреждений при транспортировке, АУ готова к работе по своему прямому назначению.

Перевод АУ из рабочего положения в транспортировочное осуществляется в обратном порядке. При этом поворот (разворот) подъемной платформы 7 относительно оси 5 производят после того, как в результате срабатывания конечных выключателей в систему управления поступит сигнал, что все части установки заняли требуемое положение.

Таким образом, благодаря особенности исполнения мобильной АУ изобретение обеспечивает возможность создания компактной мобильной полноповоротной АУ со складной зеркальной антенной, позволяющей осуществлять ее перевозку наземным, водным и воздушным транспортом, быстрое развертывание-свертывание при передислокации, защиту антенной системы от случайных или преднамеренных повреждений в транспортировочном положении установки, а также позволяющей осуществлять работу как с транспортного средства, так и отдельно от него. При этом изобретение обеспечивает возможность эксплуатации АУ на неподготовленной позиции.

Похожие патенты RU2482578C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 2019
  • Долбенков Владимир Григорьевич
  • Панетелеев Алексей Васильевич
  • Семёнов Александр Ильич
  • Кондратьев Анатолий Петрович
  • Косиков Андрей Викторович
  • Кузьмин Денис Андреевич
  • Зайцев Борис Иванович
  • Секистов Анатолий Николаевич
  • Ивлев Владимир Егорович
  • Аляутдин Тимур Николаевич
  • Чернявский Юрий Эдуардович
  • Клочек Виктор Павлович
RU2737921C1
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 2004
  • Стадник А.А.
  • Сальников Ю.В.
  • Павлов Н.М.
  • Уткин А.Ф.
  • Скородумов М.П.
  • Зайцев Б.И.
RU2265262C1
МОБИЛЬНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП 2014
  • Гаранин Сергей Григорьевич
  • Смирнов Андрей Борисович
  • Потапов Владимир Фёдорович
  • Мишин Евгений Иванович
  • Бубешко Михаил Евстафьевич
RU2565355C1
Мобильная антенная установка 2019
  • Вахтин Юрий Владимирович
  • Задорожный Владимир Владимирович
  • Косогор Алексей Александрович
  • Ларин Александр Юрьевич
  • Митькин Алексей Сергеевич
  • Омельчук Иван Степанович
RU2705938C1
ПОДЪЕМНО-МАЧТОВОЕ УСТРОЙСТВО МОБИЛЬНОЙ АНТЕННОЙ УСТАНОВКИ 2008
  • Леонов Николай Александрович
  • Борисов Владимир Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
RU2373618C1
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Кононогова Ольга Ивановна
  • Алексеев Юрий Тимофеевич
RU2567180C1
МОБИЛЬНАЯ ВЫШКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ АНТЕННЫХ СИСТЕМ 2011
  • Громов Андрей Викторович
  • Егоров Михаил Юрьевич
  • Князев Андрей Игоревич
  • Прокопчук Владимир Иванович
  • Яковлев Станислав Анатольевич
RU2469445C1
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Гуськов В.Д.
  • Иванов Н.А.
  • Колчин В.В.
  • Коротков Г.В.
  • Маснев А.В.
  • Никитин В.М.
  • Флисюк С.Л.
RU2115977C1
МОБИЛЬНОЕ АНТЕННОЕ УСТРОЙСТВО 2011
  • Жарков Валерий Николаевич
RU2444097C1
МОБИЛЬНЫЙ НАЗЕМНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2010
  • Басков Сергей Михайлович
  • Басков Роман Сергеевич
  • Лабутин Валерий Владимирович
  • Лабутин Владимир Михайлович
  • Нефедов Алексей Геннадьевич
  • Шиханов Дмитрий Викторович
  • Рачинский Андрей Григорьевич
  • Вальяно Алексей Дмитриевич
  • Чулков Дмитрий Олегович
RU2460136C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 482 578 C1

Реферат патента 2013 года МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к антенной технике, а именно к мобильным антенным установкам с полноповоротными зеркальными антеннами. Техническим результатом является расширение эксплуатационных возможностей мобильной антенной установки (АУ), что позволяет создать компактную полноповоротную АУ, обеспечивающую возможность существенного увеличения эффективной площади рефлектора зеркальной антенны. Мобильная антенная установка содержит выполненный с возможностью установки на транспортном средстве кузов-контейнер с аппаратным и агрегатным отсеками, с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно закреплена снабженная приводом поворота подъемная платформа, на которой смонтировано опорно-поворотное устройство (ОПУ) с антенной и системой приводов изменения ее положения в пространстве, ОПУ выполнено с возможностью выдвижения за пределы агрегатного отсека при повороте подъемной платформы в вертикальной плоскости и содержит промежуточную платформу, которая с возможностью ее горизонтирования шарнирно закреплена на упомянутой подъемной платформе, на промежуточной платформе с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтирована поворотная платформа, на которой с возможностью поворота в вертикальной плоскости смонтирована качающаяся часть с зеркальной антенной. 4 з.п. ф-лы, 22 ил.

Формула изобретения RU 2 482 578 C1

1. Мобильная антенная установка, содержащая выполненный с возможностью установки на транспортном средстве кузов-контейнер с аппаратным и агрегатным отсеками, в последнем с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно закреплена снабженная приводом поворота подъемная платформа, на которой смонтировано опорно-поворотное устройство (ОПУ) с антенной и системой приводов изменения ее положения в пространстве, при этом ОПУ выполнено с возможностью выдвижения за пределы агрегатного отсека при повороте подъемной платформы в вертикальной плоскости и содержит промежуточную платформу, которая с возможностью ее горизонтирования шарнирно закреплена на упомянутой подъемной платформе, при этом на промежуточной платформе с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтирована поворотная платформа, на которой с возможностью поворота в вертикальной плоскости смонтирована качающаяся часть с антенной, при этом кузов-контейнер выполнен с возможностью взаимодействия с грунтом посредством съемных опорных пирамид с домкратами, имеющими сферические подпятники, выполненные каждый с возможностью взаимодействия в рабочем положении установки с соответствующими ответными опорными элементами несущей конструкции кузова-контейнера через съемные выносные опоры, когда кузов-контейнер установлен на транспортном средстве, и с возможностью взаимодействия с другими ответными опорными элементами несущей конструкции кузова-контейнера в рабочем положении установки, когда кузов-контейнер снят с транспортного средства, при этом установка снабжена средствами для фиксации подъемной платформы в транспортировочном и рабочем положениях установки.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что промежуточная платформа шарнирно закреплена на подъемной платформе посредством трех опорных узлов, которые расположены вокруг оси, геометрически совмещенной с осью вращения поворотной платформы, причем первый из опорных узлов промежуточной платформы содержит сферический подшипник, при этом опорные узлы смонтированы таким образом, что центр сферического подшипника первого опорного узла расположен в плоскости, перпендикулярной оси поворота подъемной платформы и проходящей через ось вращения поворотной платформы, а два других опорных узла расположены симметрично друг другу относительно последней упомянутой плоскости и выполнены регулируемыми по высоте, при этом промежуточная платформа застопорена от поворота в горизонтальной плоскости относительно центра сферического подшипника первого опорного узла.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве антенны содержит зеркальную антенну с рефлектором в форме параболоида вращения, при этом рефлектор выполнен с вертикальными разъемами, с образованием центральной и двух зеркально расположенных по отношению одна к другой периферийных частей, причем центральная часть рефлектора жестко закреплена на упомянутой качающейся части ОПУ, а каждая из периферийных частей шарнирно связана с центральной частью и выполнена откидной в сторону раскрыва рефлектора, при этом откидные периферийные части рефлектора выполнены с возможностью размещения в транспортировочном положении вдоль кузова-контейнера и с возможностью фиксации этих частей относительно центральной части рефлектора в рабочем и транспортировочном положениях установки.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве привода поворота подъемной платформы содержит линейный электропривод.

5. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве домкратов содержит винтовые домкраты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482578C1

RU 2004128686 А, 10.03.2006
RU 97109515 А, 27.11.1998
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 2004
  • Стадник А.А.
  • Сальников Ю.В.
  • Павлов Н.М.
  • Уткин А.Ф.
  • Скородумов М.П.
  • Зайцев Б.И.
RU2265262C1
US 7199764 В2, 03.04.2007
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1

RU 2 482 578 C1

Авторы

Бубешко Михаил Евстафьевич

Мишин Евгений Иванович

Даты

2013-05-20Публикация

2012-02-14Подача