НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2013 года по МПК H02K1/32 H02K3/24 H02K9/02 

Описание патента на изобретение RU2485659C2

Изобретение относится к области электромашиностроения.

Известны неявнополюсные роторы синхронной электрической машины, где специальные меры для охлаждения лобовых частей катушек обмотки возбуждения не предусмотрены. Тепло из лобовых частей катушек в таких роторах в какой-то мере передается в охлаждающую среду через бандажные кольца с их наружной поверхности, но в основном перетекает в пазовые части обмотки и отводится в охлаждающую среду вместе с теплом, выделяемым в пазовой части обмотки ротора (см., например, Е.Видеман, В.Келленбергер. Конструкции электрических машин. Энергия, Ленинградское отделение, 1972 г., с.116, второй абзац сверху).

Недостатком конструкции является низкая эффективность использования материала обмотки возбуждения ротора.

Известны неявнополюсные роторы синхронных электрических машин, где использовано проточное охлаждение лобовых частей катушек обмотки возбуждения (см. упомянутую монографию, с.116, рис.3-30а, 3-30б). В этих случаях охлаждающая среда в зону лобовых частей катушек обмотки возбуждения подается через осевые вентиляционные каналы в центрирующих кольцах у вала ротора. В варианте конструкции по рис.3-30б охлаждающая среда омывает в основном нижние витки катушек обмотки возбуждения и отводится в зазор между сердечником статора и ротора электрической машины через наклонные отверстия в магнитопроводящей бочке ротора.

Недостаток конструкции - низкая эффективность охлаждения лобовых частей катушек обмотки возбуждения.

В варианте конструкции по рис.3-30а, принятой за прототип, охлаждающая среда омывает и нижние витки катушек обмотки возбуждения, и боковые стороны катушек и выходит из камер лобовых частей катушек обмотки возбуждения через радиальные отверстия в бандажных кольцах ротора.

Недостатками является то, что в зоне лобовых частей катушек обмотки возбуждения во избежание смещения проводников катушек при работе электрической машины по всей высоте катушки расклинены многочисленными дистанционными распорками с образованием сторонами катушек и самими дистанционными распорками многочисленных «камер», закрытых сверху бандажными кольцами, обдув охлаждающей средой боковых сторон катушек возможен только при выполнении в бандажных кольцах радиальных отверстий напротив если не каждой такой «камеры», то по крайней мере большого их количества, что крайне сложно, особенно с учетом того, что соответствующие отверстия должны быть выполнены и в подбандажной изоляции.

Радиальные отверстия в бандажных кольцах являются мощными концентраторами механических напряжений в кольцах, что может чрезмерно затруднить выполнение бандажных колец с необходимым запасом механической прочности.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение охлаждения лобовых частей катушек обмотки возбуждения неявнополюсного ротора синхронной электрической машины.

Технический результат достигается тем, что в неявнополюсном роторе синхронной электрической машины, содержащем вал с магнитопроводящим сердечником (бочкой) ротора, катушки обмотки возбуждения, уложенные в пазы магнитопроводящего сердечника (бочки) ротора, кольца центрирующие с осевыми вентиляционными каналами в зоне их внутреннего диаметра, кольца бандажные, а также подбандажную изоляцию, бандажные кольца и элементы подбандажной изоляции выполнены с тангенциально ориентированными радиальными прорезями, расположенными на длине колец в несколько рядов преимущественно напротив осевых промежутков между торцевыми частями катушек обмотки возбуждения.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показано продольное сечение, на фиг.2 - поперечное сечение (по А-А на фиг.1), на фиг.3 - вид на бандажное кольцо (по Б на фиг.2).

Неявнополюсный ротор синхронной электрической машины содержит вал 1 с магнитопроводящим сердечником (бочкой) 2, в пазах которого размещены катушки 3 обмотки возбуждения. Лобовые части катушек 3 защищены от разрушения центробежными силами при работе электрической машины бандажными кольцами 4, которые посажены на центрирующие кольца 5, имеющие в зоне их внутреннего диаметра аксиальные вентиляционные каналы 6. Кольца бандажные 4 выполнены с несколькими рядами тангециально ориентированных радиальных прорезей 7, отделенных друг от друга в каждом ряду перемычками 8.

На фиг.1 показан вариант исполнения неявнополюсного ротора синхронной электрической машины с нагнетательной системой вентиляции. Охлаждающая среда (ее движение показано стрелками) из зоны повышенного давления у внешних торцов центрирующих колец 5 по аксиальным вентиляционным каналам 6 поступает в зону лобовых частей катушек 3 обмотки возбуждения, проходит под катушками 3 обмотки возбуждения вдоль вала 1, разветвляется в осевые промежутки 9 между торцевыми частями катушек 3 обмотки возбуждения, в осевые промежутки 10 и 11 между катушками 3 обмотки возбуждения и центрирующими кольцами 5 с одной стороны и между катушками 3 обмотки возбуждения и торцами магнитопроводящего сердечника (бочки) 2 с другой стороны, а также в промежутки 12 между боковыми сторонами прямолинейных вылетов катушек 3 обмотки возбуждения из магнитопроводящего сердечника (бочки) 2. Далее через тангенциально ориентированные радиальные прорези 7 в кольцах бандажных 4 и в элементах подбандажной изоляции (на рисунке не показано) выбрасывается из зон лобовых частей катушек 3 обмотки возбуждения.

Улучшение охлаждения лобовых частей катушек обмотки достигается за счет того, что тангециально ориентированные радиальные прорези 7 в бандажных кольцах 4 предлагаемого изобретения обеспечивают:

- большое суммарное сечение для прохода охлаждающей среды;

- уменьшенное аэродинамическое сопротивление зон лобовых частей катушек 3 обмотки возбуждения;

- увеличенный расход охлаждающей среды через зоны лобовых частей катушек 3;

- интенсивный обдув боковых сторон катушек 3, тем более, что эти радиальные прорези 7 в бандажных кольцах 4 «открывают» если не все, то абсолютное большинство упомянутых выше «камер», образованных боковыми сторонами катушек 3 и дистанционными распорками между ними.

Количество прорезей 7 в каждом ряду, количество рядов прорезей 7, размеры перемычек 8 между прорезями 7 в каждом ряду, осевые размеры прорезей 7 (их ширина) могут выбираться конструктивно и достаточно произвольно. Определяющей в подобных конструкциях почти всегда является механическая прочность бандажных колец 4. Следует отметить в связи с этим то обстоятельство, что тангенциально ориентированные радиальные прорези 7 не являются мощными концентраторами механических напряжений, как цилиндрические отверстия в бандажных кольцах ротора-прототипа. Поэтому механические напряжения в бандажных кольцах 4 предлагаемого ротора могут быть обеспечены на достаточно низком уровне.

К достоинствам предлагаемой конструкции можно отнести и то, что в ряде случаев бандажные кольца 4 с тангенциально ориентированными радиальными прорезями 7 могут использоваться как вентиляторы с лопатками в виде перемычек 8, обеспечивающие необходимый расход охлаждающей среды. При этом отдельные вентиляторы становятся ненужными, что упрощает и удешевляет и неявнополюсный ротор, и электрическую машину в целом.

Заявленное изобретение применяется в синхронных машинах серии СДП, СДР, ТГГ-2500.

Похожие патенты RU2485659C2

название год авторы номер документа
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Гиберт Корней Корнеевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Чернявский Владимир Исаакович
  • Гребенщиков Антон Геннадьевич
RU2410819C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2295820C1
Неявнополюсный ротор синхронной электрической машины 1986
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Кузьмина Татьяна Викторовна
SU1361677A1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Дугинов Леонид Александрович
RU2296409C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2001
  • Кади-Оглы И.А.
  • Дубровин Ю.Н.
  • Карташова Т.Н.
  • Штилерман И.З.
  • Чернявец В.В.
RU2214668C2
Закрытая электрическая машина 1984
  • Бобков Юрий Александрович
  • Суханов Лев Александрович
SU1179485A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1995
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахметович
RU2084069C1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 485 659 C2

Реферат патента 2013 года НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения. Предлагаемый неявнополюсный ротор синхронной электрической машины содержит вал с магнитопроводящим сердечником, в котором выполнены пазы для обмотки возбуждения, катушки обмотки возбуждения, уложенные в пазы магнитопроводящего сердечника, кольца центрирующие с аксиальными вентиляционными каналами, кольца бандажные и подбандажную изоляцию. Согласно настоящему изобретению бандажные кольца и элементы подбандажной изоляции выполнены с тангенциально ориентированными радиальными прорезями, расположенными по длине бандажных колец в несколько рядов, преимущественно напротив промежутков между торцевыми частями катушек обмотки возбуждения. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в улучшении охлаждения лобовых частей катушек обмотки возбуждения, размещенной в пазах сердечника неявнополюсного ротора синхронной электрической машины. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 485 659 C2

Неявнополюсный ротор синхронной электрической машины, содержащий вал с магнитопроводящим сердечником (бочкой) ротора, катушки обмотки возбуждения, уложенные в пазы магнитопроводящего сердечника (бочки) ротора, кольца центрирующие с осевыми вентиляционными каналами в зоне их внутреннего диаметра, кольца бандажные, а также подбандажную изоляцию, отличающийся тем, что бандажные кольца и элементы подбандажной изоляции выполнены с тангенциально ориентированными радиальными прорезями, расположенными по длине колец в несколько рядов преимущественно напротив осевых промежутков между торцевыми частями катушек обмотки возбуждения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485659C2

ВИДЕМАН Е., КЕЛЕНБЕРГЕР В
Конструкции электрических машин, Энергия, Ленинградское отделение, 1972, с.116, рис.3-30а
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Гиберт Корней Корнеевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Чернявский Владимир Исаакович
  • Гребенщиков Антон Геннадьевич
RU2410819C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1988
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Бирюк Алевтина Ефимовна
  • Дугинов Леонид Александрович
SU1584035A1
Ротор электрической машины 1984
  • Захаров Владимир Иванович
  • Украинский Юрий Михайлович
  • Князев Николай Валентинович
SU1246249A1
DE 1538803 A1, 29.01.1970
US 4365177 A, 21.12.1982
Способ управления автономным параллельным инвертором тока 1982
  • Видакас Юрий Александрович
  • Грузенберг Зоя Викторовна
  • Писарев Андрей Львович
  • Шмелева Галина Викторовна
SU1171937A1
ВИДЕМАН Е., КЕЛЕНБЕРГЕР В
Конструкции электрических машин, Энергия, Ленинградское отделение, 1972, с.116, рис.3-30б.

RU 2 485 659 C2

Авторы

Новосельцев Михаил Сарпионович

Замира Юрий Васильевич

Даты

2013-06-20Публикация

2011-06-08Подача