Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении больных нехимической зависимостью, в частности в комплексном лечении больных, страдающих компьютерной зависимостью.
Проблема зависимости, ввиду эпидемического характера распространения ряда ее форм и сложности ассоциированных медицинских, социальных и правовых проблем, в настоящее время рассматривается в качестве «вызова» современному обществу и социальной психиатрии (Дмитриева Т.Б., 2008). Особое внимание привлекает проблема компьютерной зависимости. Известно, что общее количество используемых компьютеров в России составляет более 31 млн. штук. Более 30% семей в России имеют дома компьютер. Количество пользователей Internet в стране составляет порядка 35 млн. человек и неуклонно возрастает (из выступления министра информационных технологий и связи РФ Л.Реймана). Широкая распространенность персональных компьютеров и облегченность доступа Internet, отражая реалии технического прогресса, создает угрозу формирования новой эпидемии нехимической зависимости - компьютерной, учитывая доказанный высокий аддиктивный потенциал этого вида деятельности. По литературным данным (Малыгин В.Л., 2010), распространенность компьютерной зависимости достигает 37,9% от числа пользователей. Столь широкое распространение компьютерной зависимости порождает значимые медицинские и социальные проблемы, что обуславливает насущную необходимость поиска адекватных методов помощи заболевшим.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», разработанный в центре психотерапии профессора Малыгина (найдено по ссылке http://www.psypodderjka.ru/content/view/82).
Основой способа обозначена совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога.
Решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью, обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.
Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости проводится ее лекарственное лечение.
Основой лечения компьютерной зависимости, в рамках рассматриваемого способа, является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.
Обращает на себя внимание полное игнорирование автором биологического компонента зависимости, отсутствие критериев выбора тактики лечения и статистических данных, позволяющих судить об эффективности предложенного способа.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», разработанный в клинике Бенихиса (найдено по ссылке http://www.benihis.ru/services/lzkigr). Основа способа - Эмоционально-стрессовая психотерапия.
Цель лечения: добиться равнодушного отношения к компьютерным играм.
Задачи лечения: сформировать устойчивую запретно-поведенческую мотивацию. Обеспечить психологический комфорт и позитивный взгляд на реальную жизнь.
Преимущества (по мнению авторов рассматриваемого способа):
1. Метод не травматичен для психики, не вызывает депрессивного синдрома;
2. Устойчивый положительный результат при соблюдении плана лечения компьютерной зависимости и наблюдения.
Условия приема:
1. Желание лечиться от компьютерной зависимости;
2. В течение как минимум 24 часов до посещения клиники не должно быть приема алкоголя.
Форма работы:
- индивидуальный прием у доктора клиники Бенихиса - стоимость 29200 руб. (информация на 15.1.12);
- индивидуальный прием у доктора Евгения Бенихиса - стоимость 42600 руб. (сути приема, т.е. содержания эмоционально-стрессовой терапии, авторы не раскрывают; остается предполагать, что частью стрессовой терапии является стоимость приема - примечание авторов).
Лечение включает в себя обязательное 2-разовое посещение с интервалом в неделю, продолжительность одного сеанса 1.5 часа и наблюдение в течение года.
Некоторый скепсис в отношении того, что от проблемы, которая формируется годами, можно избавиться за 2 сеанса, подкрепляется полным отсутствием статистических данных. Обращает на себя внимание отсутствие дифференциального подхода, попытка шаблонного решения сложной и объемной проблемы.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», применяющийся в КНР (найдено по ссылке http://gizmod.ru/2009/06/04/kitajtsy_lechat_internet-zavisimost_elektro-shokom).
Суть способа состоит в госпитализации всех пациентов, страдающих компьютерной зависимостью, в психиатрическую клинику и проведении курса электросудорожной терапии. Другим видом терапии в клинике является «публичная самокритика, а также коленопреклоненное покаяние перед родителями».
Недостатками способа являются шаблонность подхода, терапия брутальным способом без достаточно изученных оснований, попытка решить проблему зависимости в отрыве от семьи, отсутствие данных об эффективности.
Известен «Способ лечения зависимости от азартных игр» (Игровая зависимость: клиника, патогенез, терапия. Коллективная монография. Под редакцией Бухановского А.О., Солдаткина В.А. Ростов-на-Дону, 2011. 304 с.), выбранный нами в качестве прототипа.
Сутью способа является дифференциальный подход к терапии больных, страдающих патологическим влечением к азартным играм (F63.0): высокопрогредиентные варианты расстройства авторы предлагают лечить в условиях стационара, а сравнительно малопрогредиентные - без отрыва от семьи, в привычных условиях. Предложен способ расчета коэффициента, при помощи которого выполняется оценка прогредиентности с последующим решением вопроса о тактике терапии.
Подобный подход представляется оправданным и убедительным. Однако он неприменим к рассматриваемой проблеме компьютерной зависимости, поскольку это расстройство имеет ярко выраженную специфику, свой симптомокомплекс, структурно-динамическую модель развития.
Аналогов используемого нами метода, предусматривающих четкое и дифференцированное определение тактики лечения компьютерной зависимости, в доступной литературе мы не обнаружили.
Целью изобретения является индивидуализация патогенетически ориентированной терапии компьютерной зависимости, повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий.
Поставленная цель достигается тем, что после добровольного обращения пациента и получения от него информированного согласия на оказание консультативной помощи осуществляется диагностический процесс, который предусматривает применение следующих основных методов: клинический (беседа, наблюдение, сбор анамнеза), экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электроэнцефалографический.
«Способ выбора тактики лечения компьютерной зависимости» выполняется следующим образом. Клинический метод предусматривает выявление признаков расстройства, их типирование как симптомов и количественную оценку: выраженность симптомов оценивается по 4-бальной шкале, где 1 - минимальная выраженность симптома, выявляемого лишь при активном расспросе, 2 - незначительная выраженность симптома, самостоятельно описываемого пациентом и умеренно влияющего на его поведение, 3 - значительная выраженность симптома, описываемого пациентом и его окружением, заметно влияющего на поведение, 4 - максимальная выраженность симптома, определяющего поведение и жизнедеятельность пациента. Рассчитывается коэффициент прогредиентности расстройства по предложенной нами формуле: отношение суммы баллов, которыми оценивалась выраженность основных симптомов расстройства, к продолжительности болезни в годах (т.о., коэффициент отражает скорость формирования зависимости).
Под основными симптомами расстройства понимаются:
1. Патологическое влечение к компьютерной деятельности;
2. Потеря количественного контроля;
3. Симптом психического комфорта/дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью;
4. Симптом физического комфорта/дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью;
5. Изменение форм осуществления патологического влечения к компьютерной деятельности;
6. Рост толерантности;
7. Исчезновение защитных знаков (отсутствие чувства пресыщения компьютером, усталости от компьютерной деятельности);
8. Заострение личности;
9. Деформация личности;
10. Оскудение личности.
После проведения обследования и уточнения клинической картины, закономерностей ее развития, предиспозиции к болезни (биологической, социальной, личностной) пациенту предлагается комплексная программа медицинской помощи. При этом, если рассчитанный коэффициент прогредиентности расстройства имеет значение менее 12, предлагается амбулаторная помощь, пациент продолжает находиться в семье, работает, учится. Если значение коэффициента более или равно 12, целесообразна госпитализация в психиатрический стационар на срок не менее 14 дней (пациент «изолируется» от привычной среды, снижается возможность рецидивов патологической деятельности).
Подобный выбор тактики лечения обусловлен тем, что пациенты с высокой степенью прогредиентности расстройства имеют меньшие возможности сопротивления патологическому влечению, у них более вероятны рецидивы. Госпитализация в стационар позволяет провести интенсивное лечение под наблюдением персонала, и тем самым снизить риск срыва. Пациенты с низкой степенью прогредиентности расстройства не нуждаются даже во временной изоляции, в этом случае опорой лечения становится семья пациента, которая сплачивается для решения задачи с активным участием психотерапевта при минимальной лекарственной помощи.
В обоих вариантах помощь включает психофармакотерапию и психотерапию. Психофармакотерапия назначается в зависимости от результатов обследования и включает применение нормотимиков, серотонинэргических антидепрессантов, атипичных нейролептиков и комплексную патогенетическую терапию по Г.Н.Крыжановскому - см. «Комплексное применение бутирофенонов, бензодиазепинов и солей натрия в психиатрической практике: Методические рекомендации Минздрава СССР». М., 1989. - С.45).
Принципы выбора психофармакотерапии состоят в следующем. Высокий удельный вес патологического влечения к компьютерной деятельности служит основанием для выбора комплексной патогенетической терапии по Г.Н.Крыжановскому. Антидепрессанты с мощным тимоаналептическим эффектом применяются в тех случаях, когда депрессия имеет явное клиническое значение; в иных случаях антидепрессанты (преимущественно СИОЗС) назначаются с целью патогенетической терапии. Наличие органической «почвы» предполагает назначение седативных ноотропов (пикамилон, фенибут), вазоактивных препаратов (ницерголин), метаболической терапии (актовегин, нобен, кортексин).
Выявление на ЭЭГ фокуса пароксизмальной активности требует назначения антипароксизмальной терапии (клоназепам до 2 мг в сутки, финлепсин до 600 мг в сутки, депактин-хроно до 1000 мг в сутки).
При оказании помощи в условиях психиатрического стационара проводится курс капельного введения небольших (10-20 мг/сут) доз седуксена.
Медицинская помощь страдающим компьютерной зависимостью в обязательном порядке включает психотерапию (индивидуальную и семейную).
Изобретение «Способ выбора тактики лечения компьютерной зависимости» является новым, так как оно неизвестно в области медицины при лечении компьютерной зависимости.
Новизна изобретения заключается в том, что впервые предложена простая и четкая система определения тактики лечения, основанная на применении клинического метода и оценке прогредиентности расстройства. Предложенный метод определения тактики лечения позволяет индивидуализировать терапию, повысить ее эффективность и предотвратить рецидивы компьютерной зависимости.
Изобретение «Способ выбора тактики лечения компьютерной зависимости» является промышленно применимым, так как может быть использовано в здравоохранении, медицинских учреждениях психиатрического профиля.
Пример конкретного применения «Способа выбора тактики лечения компьютерной зависимости» на больных.
Пациент М.Н.К. (история болезни 87/11), 14 лет, обратился за помощью 30.06.11.
Наследственность: мать пациента страдала тикозным расстройством, дядя по линии матери запойно злоупотреблял алкоголем.
Пациент родился от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с токсикозом в третьем триместре. Родоразрешение путем Кесарева сечения, в срок. Масса при рождении 4150 г. Развитие дисгармоничное, с опережением нервно-психического: сидеть и ходить начал вовремя, речь с 7 месяцев, фразовая речь с полутора лет. Воспитывался в неполной семье (матерью, дедушкой и бабушкой), отец ушел из семьи до рождения пациента. В связи с нагрузкой на работе мать уделяла мало внимания пациенту, что им остро ощущалось. Бабушка и дедушка баловали пациента, многое позволяли, редко наказывали. В детстве был активным, жизнерадостным, общительным (всегда было много друзей), непослушным мальчиком (матери часто приходилось кричать на него, чтобы пациент выполнил поручение). В возрасте 1.5 лет отмечалось частое мочеиспускание, беспокойство, был поставлен диагноз «астено-невротический синдром». Некоторое время получал детскую успокоительную микстуру. В 2.5 г. мать обратилась к детскому неврологу с жалобами на возбудимость, раздражительность ребенка, дрожание подбородка, был поставлен диагноз «Минимальная мозговая дисфункция, астено-невротический синдром». Получал глицин по 0.5 т. 3 р. в день и седативную микстуру. В 5 лет был диагностирован неврозоподобный тик (частое моргание глазами), получал настой корня валерианы и глицин, без особого эффекта. В 6 лет сохранялись частые мигания глазами, издавал постанывающие звуки, был поставлен диагноз: «Генерализованный тик», получал пантогам, успокаивающий сбор. В связи с неэффективностью лечения через 2 месяца была рекомендована консультация психиатра. Психиатром было установлено «хроническое множественное тикозное расстройство», проводилась терапия.
В детский сад пошел в 5 лет. Адаптировался к коллективу хорошо, с удовольствием участвовал в утренниках, стремился к лидерству. Свободное время проводил на улице с друзьями. В школу пошел в 7 лет. Адаптировался хорошо к коллективу и нагрузкам. Учился на «отлично» до 5-го класса, если получал оценку ниже, то всегда старался ее исправить. Процесс обучения контролировал дедушка, пациент с удовольствием выполнял вместе с ним домашние задания. Был расстроен тем, что его назначили помощником старосты, а не старостой, говорил, что «это недемократично». С удовольствием занимался школьной самодеятельностью. Поведение в школе было примерным. В летнее время всегда ездил в детские лагеря, где активно участвовал в разных мероприятиях. В 8 лет был диагностирован «Локализованный моторный тик», получал фенибут, циннаризин, нейромультивит, пантокальцин, глицин, клоназепам (до 3 мг в сутки). С 8 лет посещал секцию по каратэ, занимался с удовольствием и интересом, успешно участвовал в соревнованиях в течение 5 лет.
Когда пациенту было 9 лет, умер дедушка, после чего успеваемость у пациента резко ухудшилась из-за снижения контроля. Ощущал нехватку отца в семье, просил мать, чтобы она «покрасила волосы, стала похожей на М.Монро и повторно вышла замуж». После смерти дедушки настроение стало подавленным, временами тоскливым, часто плакал, вспоминая деда. Аппетит снизился. Сон был нарушен, подолгу не мог уснуть. Уменьшились желания заниматься любимыми делами. Иногда выходил гулять с друзьями, но не получал прежнего удовольствия. Испытывал слабость, вялость, утомляемость. Состояние имело классическую суточную динамику с улучшением к вечеру. Такое состояние длилось около 6 месяцев, после чего самокупировалось. За эти 6 мес. заметно больше стал проводить времени за компьютером (его за некоторое время до смерти деда купила мать - для работы). Пациент сразу начал интересоваться компьютерными играми. Вначале играл в простые игры, по одному часу 1-2 раза в неделю. Мать, увидев заинтересованность сына компьютерными играми, сама купила игру, установила ее. Пациенту это очень понравилось, постепенно интерес к игре усиливался. Через 6 месяцев частота занятости игрой возросла до 2-х часов в день ежедневно. Активно обсуждал тему игр с друзьями, обменивался дисками, приглашал друзей домой для совместной игры. Мать не возражала давать деньги на покупку дисков. После 2-часовой игры пациент уставал, появлялась головная боль, в связи с чем сам прекращал игру. Во время игры на компьютере чувствовал азарт, желание отыграться. Если в процессе игры родные просили его выполнить какое-либо задание, то спокойно реагировал на это, мог поставить игру на паузу или выключить компьютер, чтобы пойти выполнить задание. Через год попросил мать выполнить upgrade, чтобы играть в игры с улучшенной графикой. К 10-летнему возрасту частота занятости игрой возросла до 4-х часов в день ежедневно. Нареканий со стороны матери не было, т.к. пациент всегда вовремя выполнял уроки. Сохранялись и другие интересы - каратэ, прогулки с друзьями. Стал посещать компьютерный зал, чтобы играть вместе с друзьями. Чаще всего зал посещал после школы, иногда и вместо занятий. Играл по 3 часа, т.к. «денег, которые мать давала на обеды, хватало только на 3 часа игры».
В 12 лет мать купила пациенту собственный компьютер. С этого периода время использования пациентом компьютера резко увеличилось (играл практически целый день после прихода из школы). Заходя в дом, еще не переодеваясь, сразу включал компьютер. Появилась погруженность в игру, иногда во время игры возникало ощущение, что он не только мысленно, но и физически находится в игре («я иногда не понимал, как я двигаю мышкой, казалось, что я и есть тот персонаж, за который играю»). Ухудшилась успеваемость в школе. Стал врать родным по мелочам. Отмечает, что врал, где даже не было необходимости. Например, если мать спрашивала, забрал ли он дневник, то отвечал, что забрал, хотя на самом деле нет. Объясняет это тем, что «хотел, чтобы от него просто отстали». Учительница просила вызвать мать в школу, на что говорил, что она в связи с работой не может прийти.
В 13 лет играл на компьютере ежедневно непрерывно по много часов. Дожидался окончания игры, чтобы выполнить физиологические отправления. Родным трудно стало «оторвать» его от компьютера. Если же им это удавалось, то пациент раздражался, становился грубым. Летом 2010 г. (13 лет) ездил в детский лагерь, где испытывал скуку - в связи с отсутствием компьютера. Первые несколько дней «тосковал» по компьютеру. Пациенту не было интересно общаться, гулять, развлекаться. Оживлялся только при обсуждении со сверстниками темы компьютерных игр. Когда ехал обратно домой, то заранее запланировал, что он приедет и сразу сядет за компьютер, будет играть. С осени 2010 г. стал принимать пищу в основном у компьютера. С этого же времени стал пропускать занятия по каратэ, чтобы играть на компьютере, а затем вообще перестал посещать секцию. Однажды ушел из дома без предупреждения и не пришел домой ночевать (остался у друга, всю ночь играли в компьютерные игры). Мать пугала, что отдаст его в интернат, после чего угрожал самоубийством.
В последнее время пациент стал жаловаться на ухудшение памяти и внимания. Отмечает, что «в играх все помнит до мелочей - какие у него есть преимущества в игре, оружия, сколько очков накоплено, и даже помнит набранных очков у каждого персонажа. А серьезные события (встреча с врачом, просьба учителей или родных) забывает. Сидя на уроках, разрабатывает тактику игры (например, какой дом построит, кого будет нанимать, чтобы добыть очки)». На переменах разрабатывает совместную тактику в игре и договаривается об онлайн игре.
Летом 2011 г. с трудом мать отправила пациента в детский лагерь, откуда пациент позвонил и сказал ей, что «больше туда не поедет, т.к. без компьютера жить не может». Однажды, когда у пациента дома отключили свет на 2 дня и он в связи с этим не мог играть в компьютерные игры, возникло чувство раздражительности, нетерпение («Я не мог найти себе место, метался по квартире»). Сейчас на каникулах стал специально меньше спать, ставит будильник, чтобы рано проснуться и сразу сесть за компьютер.
30.06.2011 по настоянию матери обратился за помощью в ЛРНЦ «Феникс».
Проведенное обследование:
1. МРТ головного мозга - патологии не обнаружено;
2. ЭЭГ - биоритмика соответствует возрастной норме;
3. Серотонин в крови: общий - 0,63, тромбоцитарный - 0,50, свободный - 0,13;
4. Катехоламины в моче: ДОФА - 26,25 нмоль/сут, дофамин - 477,58 нмоль/сут, норадреналин - 23,84 нмоль/сут, адреналин - 25,74 нмоль/сут;
5. Психологическое исследование: процессы анализа, синтеза, обобщения в норме. Низкий темп сенсомоторных реакций. Низкая врабатываемость. Кривая воспроизведения слов (9, 9, 10, 10, 10, спустя час - 9). Объем непосредственного воспроизведения в норме. Объем отсроченного воспроизведения в норме. Преобладает абстрактно-логическое мышление. Высокая реактивная тревожность и низкая личностная тревожность. Общий отрицательный эмоциональный фон, общая пассивность поведения. Характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость. Низкий темп сенсомоторных реакций. Низкая врабатываемость. Негативное аффективное состояние злости (агрессия, раздражительность, негодование).
Соматический статус - патологии со стороны внутренних органов не выявлено.
Неврологический статус - очаговой симптоматики не выявлено.
Психический статус - зашел по приглашению. Аллопсихическая и аутопсихическая ориентировка сохранена. Внешний вид опрятный. Словарный запас достаточный. Предъявляет жалобы на изредка возникающую головную боль, усталость в глазах, боль в области спины. При целенаправленном опросе сообщает, что много времени проводит за компьютером, играя в онлайн игры. Беспокоит исчезновение способности контролировать время, проведенное за компьютером. Если не остановить пациента, то он может играть целыми днями. При запрете на игру возникает раздражительность, становится грубым («Надо быть сильным человеком, чтобы попросить меня выключить компьютер»). В процессе игры появляется полная погруженность в нее («я иногда не понимаю, как я двигаю мышкой, кажется, что я и есть тот персонаж»). Не замечает, как быстро пролетает время в процессе игры. Жалуется на отсутствие настроения, плохие память и внимание. Однако во время игры на компьютере настроение сразу нормализуется. В играх все помнит до мелочей - какие у него есть преимущества в игре, оружия, сколько очков накоплено. Неоднократно пропустил встречи с врачом, ссылаясь на то, что забыл, как добираться до центра, при этом время проводил, играя в бесплатные игры в больших торговых центрах. Отмечает, что иногда ставит себе цель играть определенное время, но затем «игра затягивает» и пациент не может остановиться. Специально ждет конца игры, чтобы выполнить физиологические отправления. Пищу принимает только возле компьютера. Бред, галлюцинации не выявлены. Критика формальная и неполная.
10.07.2011 был проведен консилиум в составе профессора д.м.н. Солдаткина В.А., лечащего врача Мавани Д.Ч. Установлен клинический диагноз: «Болезнь зависимого поведения (нехимическая зависимость - компьютерная зависимость, первичный вариант)». По МКБ-10: «Другие расстройства привычек и влечений F63.8».
Расстройство возникло в возрасте 12 лет, когда от нормативного использования компьютера произошел переход к аддикции (что отразилось формированием синдромов психофизической зависимости, измененной реактивности и последствий в виде изменений личности).
Рекомендовано:
1. Лекарственная терапия:
- комплексная патогенетическая терапия (малые дозы галоперидола в каплях, феназепама и вальпарина хроно);
- ноотропная терапия (фенибут);
- нейропротективная терапия (кортексин).
2. Семейная психотерапия.
Симптомы, выявленные у пациента, и их оценка представлены в табице 1.
Расчет коэффициента прогредиентности:
1. Сумма баллов оценки выявленных симптомов - 22;
2. Продолжительность расстройства - 2 года (с 2009 г. по 2011, когда пациент обратился за помощью);
3. Коэффициент равен: 22/2=11.
Поскольку расстройство пациента, согласно предложенному способу определения тактики, относится к малопрогредиентным (коэффициент менее 12), пациенту была предложена амбулаторная терапия. После получения согласия осуществлялась терапия в соответствии с решением консилиума.
В процессе терапии пациент отмечал заметную редукцию патологического влечения к компьютерной игре. Амбулаторно работал с психотерапевтом и принимал лекарственные препараты. В настоящее время продолжает лечение. Суммарная оценка выраженности симптомов к январю 2012 года снизилась до 11 баллов.
Предлагаемым способом пролечено 38 больных, страдающих компьютерной зависимостью.
Применение предложенного способа выбора тактики лечения компьютерной зависимости позволяет наиболее полно оценить феномен болезни, скорость прогрессирования расстройства и создать индивидуальную комплексную модель оказания помощи.
Катамнестическое наблюдение за пациентами, получившими помощь, выполнено в сроках от 3 месяцев до 2 лет. Стойкой ремиссии удалось добиться в 22 (57,9%) случаях.
Технико-экономическая эффективность «Способа выбора тактики лечения компьютерной зависимости» заключается в том, что использование способа позволяет осуществить индивидуализированную патогенетически ориентированную терапию зависимости, увеличить эффективность лечебно-профилактических мероприятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ВЛЕЧЕНИЯ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ | 2008 |
|
RU2358769C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2012 |
|
RU2486924C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ВЛЕЧЕНИЯ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ | 2006 |
|
RU2330610C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР | 2006 |
|
RU2339411C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА И/ИЛИ НАРКОМАНИИ | 2008 |
|
RU2389515C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ | 2020 |
|
RU2741226C1 |
СПОСОБ ТЕРАПИИ ШИЗОФРЕНИИ | 2008 |
|
RU2371209C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ | 2008 |
|
RU2367479C1 |
СПОСОБ ФАРМАКОТЕРАПИИ ПАНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА | 2011 |
|
RU2452486C1 |
СПОСОБ ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ ТАЗОВОЙ БОЛИ | 2018 |
|
RU2692644C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении компьютерной зависимости. Клиническим методом выявляют симптомы расстройства: патологического влечения к компьютерной деятельности, потеря количественного контроля, симптом психического комфорта\дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью, симптом физического комфорта\дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью, изменение форм осуществления патологического влечения к компьютерной деятельности, рост толерантности, исчезновение защитных знаков, заострение личности, деформация личности, оскудение личности. Оценивают их выраженность по 4-бальной шкале, где 1 - минимальная выраженность симптома, выявляемого лишь при активном расспросе, 2 - незначительная выраженность симптома, самостоятельно описываемого пациентом и умеренно влияющего на его поведение, 3 - значительная выраженность симптома, описываемого пациентом и его окружением, заметно влияющего на поведение, 4 - максимальная выраженность симптома, определяющего поведение и жизнедеятельность пациента, затем рассчитывают коэффициент прогредиентности как отношение суммы баллов оценки симптомов к продолжительности расстройства в годах. При коэффициенте менее 12 комплексную помощь, сочетающую психофармакотерапию и психотерапию, оказывают амбулаторно, более или равно 12 - лечение начинают в условиях стационара. Способ позволяет осуществить индивидуализированную комплексную терапию зависимости, увеличить эффективность лечебно-профилактических мероприятий, предотвратить рецидивы расстройства. 1 табл., 1 пр.
Способ выбора тактики лечения компьютерной зависимости, отличающийся тем, что клиническим методом выявляют симптомы расстройства - патологическое влечение к компьютерной деятельности, потеря количественного контроля, симптом психического комфорта/дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью, симптом физического комфорта/дискомфорта в связи с компьютерной деятельностью, изменение форм осуществления патологического влечения к компьютерной деятельности, рост толерантности, исчезновение защитных знаков, заострение личности, деформация личности, оскудение личности; оценивают их выраженность по 4-балльной шкале, где 1 - минимальная выраженность симптома, выявляемого лишь при активном расспросе, 2 - незначительная выраженность симптома, самостоятельно описываемого пациентом и умеренно влияющего на его поведение, 3 - значительная выраженность симптома, описываемого пациентом и его окружением, заметно влияющего на поведение, 4 - максимальная выраженность симптома, определяющего поведение и жизнедеятельность пациента; рассчитывают коэффициент прогредиентности как отношение суммы баллов оценки симптомов к продолжительности расстройства в годах, при коэффициенте менее 12 комплексную помощь, сочетающую психофармакотерапию и психотерапию, оказывают амбулаторно, более или равно 12 - лечение начинают в условиях стационара.
RU 2009124758 A, 10.01.2011 | |||
СПОСОБ ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ВЛЕЧЕНИЯ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ | 2008 |
|
RU2358769C1 |
RU 2004105523 A, 10.08.2005 | |||
МАГАЛИФ Н.Г | |||
Случай игромании | |||
- Независимый психиатрический журнал, 2005, найдено из Интернета, http//www.npar.ru/joumal/2005/2cubomania.php | |||
БУХАНОВСКИЙ А.О | |||
Патологический гемблинг | |||
- Российский психиатрический журнал, №5, 2007, с.35-43. |
Авторы
Даты
2013-07-10—Публикация
2012-02-27—Подача