Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для определения массово-геометрических и динамических параметров транспортных средств специального назначения, оснащенных кузовом - фургоном и имеющих сложную пространственную схему размещения оборудования и аппаратных средств.
Известен метод определения момента инерции и координат центра масс механической системы через координаты центров масс отдельных элементов, входящих в ее состав (см. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики: Учебник для втузов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1986, 264-265 с.), принятый за прототип. Согласно данному методу координаты геометрической точки, называемой центром масс, определяются как отношение суммы произведений масс элементов системы на их координаты к массе системы.
Недостатками способа, принятого за прототип, являются:
- необходимость полного пересчета координат центра масс при изменении компоновочных решений по размещению оборудования и аппаратных средств;
- недостаточное количество определяемых параметров для реальных систем, в частности для транспортных средств специального назначения, передвигающихся по дорогам различного типа.
Предлагаемым изобретением решается задача по повышению эффективности и точности расчетных методов определения массово-геометрических и нагрузочных параметров при проектировании транспортных средств специального назначения по общему снижению затрат на их создание.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в формировании способа расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения, который позволяет определить массу и координаты центра масс полностью снаряженного автомобиля, оборудования с экипажем и шасси с кузовом - фургоном, нагрузки по осям и бортам транспортного средства, в т.ч. с использованием программных средств вычислительной техники.
Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения, заключающемся в том, что координаты центра масс системы (транспортного средства) определяются через координаты центров масс отдельных элементов системы, входящих в ее состав, как отношение суммы произведений масс элементов системы на их координаты к полной массе системы, новым является то, что на первоначальном этапе принимается система координат транспортного средства, на втором этапе определяются масса и координаты центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем, на третьем этапе определяются координаты центра масс транспортного средства, оборудованного кузовом-фургоном, на четвертом этапе определяются масса и координаты центра масс полностью снаряженного транспортного средства, на пятом этапе определяется распределение нагрузки на переднюю, заднюю оси и борта транспортного средства, для чего силы, распределенные по длине транспортного средства, заменяются на сосредоточенные, приложенные соответственно к серединам колес и бортам, на шестом этапе определяется продольная и поперечная устойчивость транспортного средства без учета деформации рессор и шин, на седьмом этапе определяются допустимые нагрузки на элементы кузова-фургона: пол, борта, заднюю и переднюю панели, крышу, на восьмом этапе проводится анализ полученных результатов и при необходимости производится перекомпоновка оборудования и аппаратных средств с дальнейшим перерасчетом.
Принятие на первоначальном этапе системы координат транспортного средства позволяет определить точку начала координат, наиболее удобную для проведения дальнейших расчетов.
Определение на втором этапе массы и координат центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем позволяет:
- определить обобщенные массовые характеристики оборудования, аппаратных средств и членов экипажа (командира, механика-водителя и двух операторов);
- определить обобщенные координаты центра масс оборудования, аппаратных средств и членов экипажа.
Определение на третьем этапе координат центра масс транспортного средства, оборудованного кузовом-фургоном, позволяет преобразовать координаты центра масс транспортного средства, взятые из его сопроводительной документации, к принятой на первоначальном этапе системе координат.
Определение на четвертом этапе массы и координат центра масс полностью снаряженного транспортного средства позволяет получить окончательные данные для проведения расчетов нагрузочных характеристик.
Определение на пятом этапе схемы распределения нагрузки на переднюю, заднюю оси и борта транспортного средства, для чего силы, распределенные по длине транспортного средства, заменяются на сосредоточенные, приложенные соответственно к серединам колес и бортам, позволяет:
- определить соответствие полученных при расчете нагрузок на переднюю и заднюю оси транспортного средства допустимым нагрузкам;
- определить перевес (разницу нагрузок на оси и борта).
Определение на шестом этапе продольной и поперечной устойчивости транспортного средства позволяет:
- определить предельное значение переднего и заднего углов свеса транспортного средства;
- определить предельное значение поперечной устойчивости транспортного транспортного средства.
Определение на седьмом этапе допустимых нагрузок на элементы кузова-фургона: пол, борта, заднюю и переднюю панели, крышу позволяет провести компоновку оборудования и аппаратных средств, не допуская перегрузки на отдельные элементы кузова-фургона.
Проведение на восьмом этапе анализа полученных результатов позволяет определить необходимость изменения компоновочных решений с целью оптимизации распределения нагрузок на элементы кузова-фургона.
Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 и фиг.2 показана схема положения центров масс транспортного средства; на фиг.3 - задний угол свеса транспортного средства; на фиг.4 - передний угол свеса транспортного средства; на фиг.5 - поперечная устойчивость транспортного средства; на фиг.6 - схема распределения нагрузок на переднюю и заднюю оси транспортного средства; на фиг.7 - схема распределения нагрузок по бортам транспортного средства.
Способ расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения реализуется следующим образом.
На первоначальном этапе принимается система координат транспортного средства. За начало координат рассматриваемой системы в виде транспортного средства специального назначения принята крайняя передняя точка левой панели кузова-фургона изнутри. Координата Х - по длине кузова в направлении, обратном движению транспортного средства. Координата Y - по ширине кузова вправо по ходу транспортного средства. Координата Z - по высоте кузова от пола вверх.
На втором этапе определяются масса и координаты центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем.
Общая масса оборудования и аппаратных средств с экипажем ΣGобщI:
ΣGобщI=G1+G2+…+Gi,
где G - масса единицы оборудования (члена экипажа);
i - количество оборудования и членов экипажа.
Координаты центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем XI, YI, ZI (см. точку I на фиг.1 и фиг.2):
XI=ΣSXI/GобщI,
YI=ΣSYI/GобщI,
ZI=ΣSZI/GобщI,
где S=G·j - статический момент;
j - обобщенная координата центра масс.
На третьем этапе определяются координаты центра масс транспортного средства, оборудованного кузовом-фургоном. Для этого координаты центра масс транспортного средства преобразуются к принятой на первом этапе системе координат. Координаты центра масс, масса шасси и кузова - фургона известны из технической документации на них.
Общая масса транспортного средства ΣGобщII:
ΣGобщII=Gш+Gк,
где Gш - масса шасси;
Gк - масса кузова - фургона.
Преобразованные координаты XII, YII, ZII (см. точку II на фиг.1 и фиг.2):
XII=ΣSXII/GобщII,
YII=ΣSYII/GобщII,
ZII=ΣSZII/GобщII.
На четвертом этапе определяются масса и координаты центра масс полностью снаряженного транспортного средства.
Общая масса полностью снаряженного транспортного средства ΣGобщIII:
ΣGобщIII=ΣGобщI+ΣGобщII,
Координаты центра масс полностью снаряженного транспортного средства XIII, YIII, ZIII (см. точку III на фиг.1 и фиг.2):
XIII=(ΣSXI+ΣSXII)/GобщIII,
YIII=(ΣSYI+ΣSYII)/GобщIII,
ZIII=(ΣSZI+ΣSZII)/GобщIII.
На пятом этапе определяется распределение нагрузки на переднюю, заднюю оси и борта транспортного средства, для чего силы, распределенные по длине транспортного средства, заменяются на сосредоточенные, приложенные соответственно к серединам колес и бортам.
Нагрузка Рпер, действующая на передний мост (см. фиг.6):
Рпер=(Робщ·(L-L1))/L,
где Робщ - общая нагрузка;
L - расстояние между задней и передней осями;
L1 - расстояние от передней оси до центра масс полностью снаряженного транспортного средства.
Нагрузка Рзад, действующая на задний мост:
Pзад=Pобщ-Pпер
Полученные значения нагрузок Рзад, Рпер сравниваются с допустимыми значениями для конкретного типа автошасси.
Далее определяется перевес ΔРос - разница нагружения на задний и передний мосты:
ΔPос=Pзад-Pпер
Нагрузка Рлб, действующая на левый борт (см. фиг.7):
Рлб=(Робщ·(В-В1))/В,
В - расстояние между бортами;
B1 - расстояние от левого борта до центра масс полностью снаряженного транспортного средства.
Нагрузка Рпб, действующая на правый борт
Рпб=Робщ-Рлб
Далее определяется перевес ΔРос - разница нагружения на левый и правый борт:
ΔРб=Рлб-Рпб
На шестом этапе определяется продольная и поперечная устойчивость транспортного средства без учета деформации рессор и шин.
Передний угол свеса αпmax (см. фиг.4) определяется по формуле:
αпmax=arctg I1 /zmax,
где I1 - центр масс по длине транспортного средства относительно оси передних колес;
zmax - центр масс по высоте транспортного средства относительно уровня земли.
Задний угол свеса αзmах (см. фиг 3) определяется по формуле:
αзmax=arctg a /zmax,
где а - центр масс по длине транспортного средства относительно оси задних колес.
Поперечная устойчивость транспортного средства βmах (см. фиг.5) определяется по формуле:
βmах=arctg s/2-sr/zmax,
где s - расстояние между колесами;
Sr - расстояние от центр масс по ширине кузова от продольной оси.
На седьмом этапе определяются допустимые нагрузки на элементы кузова-фургона: пол, борта, заднюю и переднюю панели, крышу.
Нагрузка на пол Fп определяется по формуле:
Fпол=Gпол/Sпол,
где Gпол - общая масса оборудования, установленного на пол;
Sпол - площадь пола.
Нагрузка на борт Fб определяется по формуле:
Fб=Gп/Lб,
где Gб - общая масса оборудования, установленного на соответствующий борт;
Lб - длина соответствующего борта.
Нагрузка на переднюю и заднюю панели Fп определяется по формуле:
Fпан= Gпан/Lпан,
где Gпан - общая масса оборудования, установленного на соответствующей панели;
Lпан - длина соответствующей панели.
Нагрузка на крышу Fкр определяется суммой масс установленного на ней оборудования.
На заключительном этапе проводится анализ полученных результатов: месторасположения центра масс полностью снаряженного транспортного средства, значения полученных нагрузочных параметров, которые не должны превышать допустимых для данного транспортного средства значений. При необходимости производится перекомпоновка оборудования и аппаратных средств с дальнейшим перерасчетом.
Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в формировании способа расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения, который позволяет определить массу и координаты центр масс полностью снаряженного автомобиля, оборудования с операторами и командиром и шасси с кузовом-фургоном, нагрузки по осям и бортам транспортного средства, в т.ч. с использованием программных средств вычислительной техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения статической устройчивости транспортных средств | 2022 |
|
RU2788539C1 |
ТОПОПРИВЯЗЧИК | 2015 |
|
RU2591113C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ | 2018 |
|
RU2697003C1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ СЕРИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННОГО КУЗОВОМ-ФУРГОНОМ, В СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И УСТАНОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ТАКОЙ ДОРАБОТКИ | 2010 |
|
RU2435682C1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ И ОСНАЩЕНИЯ СЕРИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2494887C1 |
МОБИЛЬНЫЙ АЭРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2016 |
|
RU2634486C2 |
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ | 2019 |
|
RU2736657C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2407658C1 |
ТОПОПРИВЯЗЧИК | 2010 |
|
RU2434762C1 |
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И МАССОВОЙ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ | 2020 |
|
RU2744844C1 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения заключается в том, что координаты центра масс системы (транспортного средства) определяются через координаты центров масс отдельных элементов системы, входящих в ее состав, как отношение суммы произведений масс элементов системы на их координаты к полной массе системы. На первоначальном этапе принимают систему координат транспортного средства. Нa втором этапе определяют массу и координаты центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем. На третьем этапе определяют координаты центра масс транспортного средства, оборудованного кузовом-фургоном. На четвертом этапе определяют массу и координаты центра масс полностью снаряженного транспортного средства. На пятом этапе определяют распределение нагрузки на переднюю и заднюю оси и борта транспортного средства. На шестом этапе определяют продольную и поперечную устойчивость транспортного средства без учета деформации рессор и шин. На седьмом этапе определяют допустимые нагрузки на элементы кузова-фургона: пол, борта, заднюю и переднюю панели, крышу, на восьмом этапе проводится анализ полученных результатов. При необходимости производится перекомпоновка оборудования и аппаратных средств с дальнейшим перерасчетом. Достигается повышение точности определения массово-геометрических параметров транспортного средства. 7 ил.
Способ расчета массово-геометрических и нагрузочных параметров транспортного средства специального назначения, заключающийся в том, что координаты центра масс системы (транспортного средства) определяются через координаты центров масс отдельных элементов системы, входящих в ее состав, как отношение суммы произведений масс элементов системы на их координаты к полной массе системы, отличающийся тем, что на первоначальном этапе принимается система координат транспортного средства, на втором этапе определяются масса и координаты центра масс оборудования и аппаратных средств с экипажем, на третьем этапе определяются координаты центра масс транспортного средства, оборудованного кузовом-фургоном, на четвертом этапе определяются масса и координаты центра масс полностью снаряженного транспортного средства, на пятом этапе определяется распределение нагрузки на переднюю, заднюю оси и борта транспортного средства, для чего силы, распределенные по длине транспортного средства, заменяются на сосредоточенные, приложенные соответственно к серединам колес и бортам, на шестом этапе определяется продольная и поперечная устойчивость транспортного средства без учета деформации рессор и шин, на седьмом этапе определяются допустимые нагрузки на элементы кузова-фургона: пол, борта, заднюю и переднюю панели, крышу, на восьмом этапе проводится анализ полученных результатов и при необходимости производится перекомпоновка оборудования и аппаратных средств с дальнейшим перерасчетом.
ГАСПАРЯНЦ Г.А | |||
Конструкция, основы теории и расчета автомобиля | |||
- М.: Машиностроение, 1978 | |||
Способ анализа инданилина, полученного из карбазола и n-нитрозофенола | 1935 |
|
SU45022A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССОВО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2010 |
|
RU2426088C1 |
US 6516287 В1, 04.02.2003. |
Авторы
Даты
2013-07-10—Публикация
2011-12-07—Подача