Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Советский патент 1982 года по МПК A01G23/08 

Описание патента на изобретение SU965397A1

(54)

СПОСОБ ЛЕСОЗАГОТОЮК И .КОМПЛЕКС МАШИН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Похожие патенты SU965397A1

название год авторы номер документа
Способ лесозаготовок 1983
  • Волков Виктор Павлович
  • Васильев Герман Михайлович
  • Палилов Виктор Николаевич
  • Панычев Анатолий Павлович
  • Кайдаулова Валерия Лазаревна
SU1189394A1
МАШИНА ДЛЯ ТРЕЛЕВКИ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ДЕРЕВЬЕВ 1965
SU172198A1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП 2011
  • Ширнин Юрий Александрович
  • Зверев Илья Владимирович
  • Кренев Андрей Вячеславович
RU2473207C1
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 1988
  • Кралин Виктор Сергеевич
  • Рудник Александр Михайлович
  • Соколов Сергей Борисович
SU1572863A1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП 2012
  • Ширнин Юрий Александрович
  • Ширнин Александр Юрьевич
  • Витренко Алена Юрьевна
RU2488992C1
Способ разработки лесосеки 1982
  • Аболь Павел Иванович
  • Панычев Анатолий Павлович
  • Супрон Юрий Петрович
SU1064912A2
Прицеп 1980
  • Воловик Михаил Давыдович
  • Силуков Юрий Дмитриевич
  • Булдаков Сергей Иванович
  • Осипов Иван Апполонович
  • Щанкин Николай Иванович
  • Беседин Виталий Ильич
  • Тишкин Владимир Иванович
SU870235A1
Способ разработки лесосеки 1980
  • Панычев Анатолий Павлович
SU873974A1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП 2012
  • Ширнин Юрий Александрович
  • Ширнин Александр Юрьевич
  • Лебедева Надежда Юрьевна
  • Федорова Ирина Яковлевна
RU2489844C1
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ 1970
  • В. А. Горбачевский, И. Н. Лексау, И. А. Мадекин В. Ф. Аксенов
SU265738A1

Иллюстрации к изобретению SU 965 397 A1

Реферат патента 1982 года Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления

Формула изобретения SU 965 397 A1

Изобретение относится к техноло- ,; г-ии и технике лесозаготовок и может быть использовано При комплекс-, Ной механизации лесосечио-транспбртных работ. ,.

I Известен способ лесозаготовок, включающий операции вырывания деревь ев из земли,, переноса и укладки их вгшочно-погрузочной. машиной на при- цепное транспортное средство, и транспортировку набранного воза деревьев по лесовозной дороге 11.

Известен комплекс машин для осу-; ществления этого способа, включаювсий валочно-погрузочную машину, тягач и прицепное транспортное средство с дьшшами 1.1.

Наиболее близким к предлагаемому является способ лесозаготовок, включающий операции срезания переноса и укладки деревьев валочно-пргрузоч-; ;ной машиной на прицепное TpaiHcnopTHoe средство, подвозку набранного воза Л деревьев и транспортировку его по лесовозной дороге 2.

Известен также комплекс машин: для осуществления известного способа, включающий валочно-погрузочную машину, тягач и прицепное транспортное средство с дышлами .2,

Недостатком известных способов лесозаготовок является то, что при транспортировании прицепных средств по дороге с разворотом их на лесосеке; резко возрастают путь и сопротивление Движению, что приводит к увеличению энергетических затрат и не i обеспечивает сохранения подроста.

Причем конструкция известных компtoлексов машин предусматривает транспортировку прицепных транспортных средств только валочно-погрузочной машиной или тягачом и не позволяет Передавать их от трактора седель15ному тягачу.

Кроме ого, невозможность передачи прицепного транспортного средства на лесовозной дороге седельному тягачу Приводит к необходимости его

20 балластировки, что вызывает рост энергетических затрат и снижение эффективности.

Цель изобретения - повышение эффективности лесозаготовок путем уве25личения сохранности подроста.

Цель достигается тем, что согласно способу лесозаготовок подвозку осуществляют перемещением прицепного транспортного средства задним ходом

30 по колее, проложенной валочно-погруэочной машиной в направлении, противо положном ее движению при наборе воза деревьев. Причем в комплексе машин для осуществления способа рамы тягача и валочно-погрузочной машины снабжены буксирными устройствами, через которые пропущен конец троса лебедки для взаимодействия с дышлами прицепного транспортного средства. Кроме т.ого, каждое дышло прицепно го транспортного средства выполнено в виде рамы с коником, причем нижняя часть рамы имеет сцепной шкворень, а ее .свободный конец - замок для фик сации тросов лебедок, -установленных на валочно-погрузочной машине и тягаче. . . . При этом буксирное устройство вы полнено в виде раструба. . Тягач снабжен дополнительной поворотной в вертикальной плоскости рамой с установленньом на ее конце дополнительным буксирным устройством На фиг. 1 изображена схема разработки лесосеки с помощью комплекса лесозаготовительных машин; на фиг. 2 - комплекс лесозаготовительных машин, вид сбокуJ на фиг. 3 буксирное устройство с направляющим раструбом и тросом лебедки; на фиг. наконечник дышла с замковым устройс вом для конца троса ласЗедки, вид А на фиг.З; на фиг. 5 - тележка прицепного транспортного средства с дышлом, кониками и сцепным шкворнем (в положении 1 дышло тележки со динено сцепным устройством; в положении II - с направляющим раструбом буксирного устройства); на фиг. б - трактор-толкатель (тягач) поворотной телескопической рамой. Способ лесозаготовок осуществляе ся комплексом машин, включающим валочно-погрузочную машину 1.,. прицепное транспортное средство 2 в виде двух одинаковых тележек с дышлами и тягач 3. На валочно-погрузочной мгш не 1 и тягаче 3 предусмотрены буксирные устройства, каждое из которы включает заключенный- на их раме нап равляющий, раструб 4, через который пропущен трос 5 лебедки 6. Второй конец троса 5 соединен с наконечником дышла 7, имеющим замковое устрой ство 8, Вертикальный ролик 9 предот вращает трение троса 5 о раструб 4 при намотке троса 5 на барабан лебедки б. Для обеспечения сцепки при цепного транспортного средства 2, как с буксирным устройством, так и с седельным сцепным устройством, каждое дышло прицепного транспортно го средства 2 выполнено в виде несущей рамы 10 и снабжено .сверху дополнительным передвижным коником 11 сверху - сцепным шкворнем 12 для соединения с седельным сцепным уст,ройством 13 тягача, а на свободном конце - наконечником дышла 7, снабженным замковым устройством 8. Перемещение коника 11 на дышле позволяет регулировать нагрузку на седельное устройство 13. Дышло соединено осью шарнира 14 с рамой тележки 15, имеющей коник 16. Опускание рамы возможно в пределах, установленных ограничителем 17. При присоединении дышла к буксирному устройству-тягача 3 или валочно-погрузочной машины 1 прицепное транспортное средство работает в режиме прицепа, т.е. целиком воспринимает нагрузку на свои тележки, а при присоединении дышла через сцепной шкворень 12 к седельнбму устройству 13 тягача - в режиме полу-.; прицепа, т.е. частично передает нагг рузку на седельное устройство 13. Для удобства сцепки тягача 3 с груженным прицепным транспортным средством 2 со стороны вершин погруженных деревьев, свисающих с коника 16, тягач снабжен дополнительной поворотной в вертикальной плоскости рамой 18, на-конце которой установлен дополнительный раструб 19. Рама управляется гидроцилиндром 50 и имеет выдвижной шток 21, позволяющий менять положение буксирного устройства относительно тягача. Компоновка буксирного устройства на тягаче предусматривает применение горизонтального ролика 22, устраняющего трение троса о раструб 4. На фиг. 5 показано два положения наконечника дашла прицепного транспортного средства 2, при непосредстн венном присоединении к тягачу 3, когда дополнительная телескопическая рама 18 поднята, и при присоединении дышла к телескопической раме 18, когда она опущена. , Способ лесозаготовок осуществляет-, ся следующим образом. Валка деревьев производится стрелой валочно-погрузочной машины по заранее выбранной технологической схем. Прямолинейными ходами по лентам 23, перпендикулярным усам 24, с разворотом валочно-погрузочной машины на усе. Подвозка полностью погруженных деревьев на прицепном.транспортном средстве осуществляется на два уса в направлении того из них, от которого валочно-погрузочная машина уда.ляется -при наборе воза; Валочно-погрузочная машина работает без холостых переходов. Валочно-погрузочная машина совершает рабочий ход, транспортируя за собой прицепное т{Ьанспортное средство, на которое укладывает срезанные деревья до полной загрузки. Загруженные прицепные транспортные средства транспортируют в направлении, обратном на

бору воза к одному усу. Разворот валочно-погрузочной машины производится -на промежуточном волоке, после чего совершается холостой ход в напра влении уса. В этом случае подвозкасо вершается в одном направлении на один лесовозный ус и количество усов сокрв вдается в два раза.

Технологическая схема выбирается с учетом технико-экономических показате лей, достигаемых при ее реализации. Возможны и другие технологические схемы осуществления способа.

Во всех вариантах подвозка деревьев на прицепном транспортном средстве к лесовозному усу осуществляется перемещением прицепного транспортного средства задним ходом по колее, проложенной валочно-погрузочной машиной в направлении, обратном ее движению при наборе воза деревьев. Такая подвозка прицепного транспортного средства к лесовозному усу, исключающая разворот прицепного транспортного средства на лесосеке, является отличительной особенностью предлагаемого способа и обеспечивает достижение указанной цели. Кроме того, способ предусматривает обеспечение подВО31Ш полностью погруженных деревьев , в усложненных - природных условиях,. Ддя этой цели подвозку осуществляют одновременно двумя машинами: валочно-погрузной машиной и тягачом. Устройство прицепного транспортного средства позволяет использовать его как реверсивное транспортное средство, пригодное для транспортировки .: полностью погруженных деревьев, при движении как в прямом, так и в обратном направлениях. Наличие у прицепного транспортного средства двух дышл позволяет осуществлять его транспортировку сразу двумя машинами, из которых одна соединена с передней тележкой и выступает в роли тяг1ча, а вторая - соединена с задней тележкой и выступает в роли толкателя.

В случаях крайне тяжелых природных услсгаий :. на грунтах с низкой несуще: способностью предпочтительно использовать прием импульсного, подтя;гивания прицепного трансгЮртного средства посредством лебедки с тросом. Лебедка устанавливается как на валочно-погрузочной машине, так и на тягаче, и в то время, как одна из машин подтаскивает прицепное транспорт;ное средство на тросе, другая может выступать в роли толкателя, способствуя надежной трёнспортировке Прицеп ного транспортного средства. -.

Пример 1. Валочно-погрузоч-. ная машина 1 транспортирует прицепное транспортное средство 2 по пагсечному волоку с остановками для выполнения йалочно-погрузочных операций в зоне охвата стрелой; при этом

транспортировка осуществляется на буксирном устройстве или с помощью седельного сцепления устройства 13 валочно-погрузочной машины 1. .После загрузки прицепного транспортного средства 2 тягач 3 въезжает на пасечный волок по колее, проложенной валочно-погрузочной машиной 1, присоединяется к дышлу задней тележки прицепного транспортного средства 2 и

0 транспортирует его к усу в напрйвлении, обратном движению валочно-погрузочной машины 1, по проложенной валочно-погрузочной машиной колее задним ходом без разворота для передачи бЫ|6троходному седельному тягачу (не

5 локазан ) или непосрсП твенно к пункту перегрузки, или конечному пункту

.при малых расстояниях вывозки. В случае доставки прицепного транспортного средства 2 к пункту перегрузки

0 пакет деревьев укладывается в запас или перегружается на магистральный транспорт (например, двухкомплектный автопоезд большой мощностью) для транспортировки на конечный пункт,

5 причем в качестве второго комплекта магистрального поезда при небольших расстояниях может быть использовано прицепное транспортное средство 2. Взамен отбукси{5ованного груженного при 0цепного транспортного средства 2 к валочно-погрузочной машине 1 подается трактором или тягачом 3 порожнее прицепное транспортное средство 2, и операция повторяется. Для пода5чи порожняка задним ходом по проложенной колее производится блокировка сцепки прицепного транспортного средства 2.

Пример 2. Валочно-погрузоч0ная машина 1 в тяжелых условиях движения транспортирует прицепное транспортное средство 2 по пасечному воло- -i ку импульсным способом. Для этого при переходе на следующее место выполнения операций срезания и погруз-

5 ки она непосредственно буксирует прицепное транспортное средство 2 за .собой, а отходя,выпускает трос 5 лебедки б и после остановки на новой позиции подтягивает лебедкотй б при0цепное транспортное средство 2, а затем продолжает, операции срезания и погрузки. При загрузке прицепного

.транспортного средства 2 тягач 3, как и в примере 1, присоединяется к

5 заднему дышлу и транспортирует прицепное транспортное средство 2 на буксирном устройстве или импульсным способом с использованием приемов, описанных при транспортировке при0цепного транспортного средства 2 за валочно-погрузочной машиной 1. При импульсном подтягивании резко возрастает тяговое усилие на перемещение прицепного транспортного средства 2, которое может развить тягач. Если тя5ги тягача недостаточно даже при подтаскивании лебедкой, то следует применить трактор-толкатель (двойная тяга ). Предложенная система транспортировк прицепного транспортного средства реша ет главный вопрос рассма риваемого предложения - гарантированное движение прицепного транспортного .средства по лесосеке при буксировке его трактором валочно-погрузочной машины и возможность передачи его седельному тягачу для транспортировки по дороге. Пример 3, В особо тяжелых условиях движения по пасечному волоку прицепное транспортное средство 2 одновременно -транспортируется валочно-погрузочной машиной 1 и тягачом, снабженным дополнительной поворотной рамой. При этом валочно-пог рузочная машина 1 и тягач 3 присоеди нены«соответственно к передней и задней тележкам прицепного транспорт ного средства 2. При укладке на прицепное транспортное средство 2 круп.ных деревьев тягач 3 отходит на .безопасное расстояние. Для удобства сцепки тягача 3 с груженным прицепным транспортным, средством 2 со стороны вершин погруженных деревьев, свисающих с коника 16, предварительно выдвигают на необхсЙимую длину шток телескопической поворотной рамы 18, снабженный на свободном конце до полнительным .раструбом, через который пропущен трос 5 лебедки 6. Конец троса 5. закрепляют в замковом устрой стве 9 на наконечнике дЬшша 7 и, включая лебедку 6, производят сцепку Сцепка осуще.ствляется автоматически, так как наличие у буксирного, устройства направляющего раструба, через который пропущен трос 5 лебедки 6, обеспечивает надежное попадание в раструб наконечника дышла 7 и фиксач цию дышла в транспортном положении. Буксировка груженного воза к усу про изводится трактором с помощью валоч но-погрузочной машины, работающей в режиме толкателя. В последнем случае валочно-погрузочная машина возвращается к месту стоянки резервного прицепного транспортного средства 2 и может заменить прицепное транспортно средство без помощи трактора. Для максимального увеличения тягового уси ЛИЯ может быть применено импульсное подтаскивание прицепного транспортного средства с помощью валочно-погрузочной машины (в направлении набора воза ) и трактором при подвозке груг. жрнного прицепного транспортного ; средства. Все остальные операции выполняются, как в примерах 1 и 2. При реализации предложенного спо-г соба лесозаготовок и комплекса лесозаготовительных машин для его. бсуществления, повышение эффективности лесозаготовительного процесса достиг гается за счет совмещения операций пакетирования и погрузки, позволяющего исключить челюстные погрузки, а также за счет замены волочения де ревьёв транспортировкой в полностью погруженном положении, что резко сокращает энергетические затраты на эту операцию, позволяет сохранить крону дерева без ее загрязнения. Наряду с этим достигается значительный лесохозяйстве.нный эффект за счет сохранения подроста, что достигается в ре-, зультате отказа от волочения деревьер, непосредственной укладки деревьев на прицеп и транспортировки его задним ходом без разворота на лесосеке путем реверсивного, возвратнопоступательного движения по колее валочно-погрузочной машины. Транспортировка в полностью погруженном положении позволяет увеличить допустимое расстояние первичного тгранспорта, и использовать сформированный на лесосеке состав в качает-: ве поезда первой ступени при двухступенчатой технологии вывозки леса. Формирование пакета деревьев непосредственно на прицепное транспортное средство и транспортировка в полное-, тью погруженном положении снимает транспортные расходы заготавливаемой древесины. Сохранение подроста на 60% осваиваемой площади дает экономический эффект 120 руб на гектар. Использование предлагаемого способа лесозаготовок и системы маипин особенно эффективно в сочетании с двухступенчатой транспортной технологией. изобретения 1. Способ лесозаготовок, включающий операции срезания, переноса и укладки дер(евьев валочно-погрузочной машиной на прицепное транспортное средство, подвозку набранного .воза деревьев и трандпортироаку его по лесовозной дороге, отличающий-с я тем, что, с целью повышения эффективности -лесозаготовок путем увеличения сохранности подроста, подвозку осуществляют перемещением прицепного транспортного средства задним ходом по колее, проложенной валочно-погру- зочной машиной в направлении, противол положном ее движению при наборе воза деревьев. 2. Комплекс машин для осуществле-. ния способа по п.1, включающий валочно-погрузочНую машину, тягач и прицепное транспортное средство с„ дышлами, отличающийся тем, что, рамы тягача и валочно-погрузочной машины буксирными устройствамй, через которые пропущен конец троса лебедки для взаимодействия с дышлами прицепного транспортного средства.

3. Комплекс по п.2, отличающий с я тем что, каждое дышло прицепного транспортного средства вы юлнено в виде ргииы с коником, причем нижняя часть рамы имеет сцепной шкворень, а ее свободный конец замрк для фиксации тросов Лебедок, установленных на валочно-погрузочной машине и тягаче. 1 4« К м4Ш1ёкс по пи. 2и 3, о т л ичаюцийся тем, что, буксирное

устройство выполнено в виде, раструба.

5..Комплекс по пп. 2-4, отличающийся тем, что, тягач снабжен дополнительной поворотной в вертикальной плоскости рамой с установленным на ее конце дополнительным буксирным устройством.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 9 127510, кл. А 01 G , 1959.2.Патент ОНА 3269436, кл. 144-3, 1966 (прототип), У Фиг.5

SU 965 397 A1

Авторы

Горбачевский Виктор Андреевич

Горбачевский Владимир Викторович

Даты

1982-10-15Публикация

1980-03-25Подача