СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ СВОЙСТВАМИ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2013 года по МПК F02M43/00 C10L1/08 C10G55/08 

Описание патента на изобретение RU2490509C1

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для обработки и получения дизельного топлива, в частности к способам получения зимнего дизельного топлива из летнего.

Известен способ получения зимнего дизельного топлива путем перегонки нефти с получением керосиновой и дизельных фракций, смешения дизельных фракций, направления смеси на вторичную перегонку, каталитической гидроочистки и последующей цеолитной депарафинизации фракции, полученной при вторичной перегонке дизельной фракции, отличающийся тем, что при перегонке нефти получают дизельные фракции, выкипающие в пределах 160-320 и 240-360°С, керосиновую фракцию подвергают дополнительной перегонке с получением фракций НК-240°С и остаточной, на вторичную перегонку направляют часть смеси дизельных фракций, каталитической гидроочистке и последующей цеолитной депарафинизации подвергают дизельную фракцию 200-320°С и депарафинированную дизельную фракцию смешивают со смесью дизельных фракций или с последней, подвергнутой дополнительной каталитической гидроочистке керосиновой фракцией и остаточной фракцией

(Патент на изобретение РФ №2039791, МПК 6 C10G 55/08, опубликовано: 20.07.1995).

Это техническое решение сложно реализовать на практике, а специальное нефтехимическое оборудование для его осуществления не позволяет использовать его в промышленных масштабах.

Из уровня техники известен способ обработки обводненного дизельного топлива путем его гомогенизации за счет многократного перемещения под воздействием резких колебаний давления и кавитации (см. ав.св. СССР №1020603, кл. F02М 27/00, 1986, авт.св. СССР №1254191, кл. F02М 27/00, 1986, патент Великобритании № 13811546, кл. В1С, 1975).

Основным недостатком известных решений является недостаточная стабильность гомогенизированной структуры, что определяет низкую эффективность обработки топлива.

Известен также способ обработки дизельного, преимущественно обводненного, топлива при подаче его к потребителям, включающий предварительный подогрев топлива, последующие нагнетание, сепарацию и гомогенизацию топлива под действием центробежных сил при непрерывном движении топлива снизу вверх в вихревом аппарате с ротором в виде набора тарелок с отверстиями, фильтрацию топлива после выхода последнего из вихревого аппарата и подачу топлива к потребителям, отличающийся тем, что предварительный подогрев топлива осуществляют до температуры не выше 90°С, суммарное проходное сечение отверстий каждой тарелки выполняют равным 0,02-0,06 поверхности тарелки, причем после процесса фильтрации осуществляют процесс стабилизации топлива путем ввода в топливо депрессионных присадок на основе раствора сополимера этилена с винилацетатом в углеводородном растворе. Реализующая способ установка для обработки дизельного, преимущественно обводненного, топлива, содержащая топливный теплообменник, сообщенный топливной магистралью с танком обводненного топлива, вихревой аппарат, вход которого сообщен через трубопровод с топливным теплообменником, топливный фильтр, сообщенный с выходом вихревого аппарата, последний выполнен с корпусом, в котором размещен вертикально установленный ротор с набором рабочих конических тарелок с отверстиями, отличается тем, что установка снабжена расходной емкостью с депрессионной присадкой, сообщенной через дозатор со смесителем, причем последний установлен после топливного фильтра, вихревой аппарат снабжен по меньшей мере одной разделительной конической тарелкой с отверстиями, размещенной на роторе с возможностью разделения внутренней полости корпуса при движении топлива снизу вверх на зоны сепарации и гомогенизации, а отношение диаметра отверстий рабочих конических тарелок к диаметру отверстий разделительной конической тарелки равно 2 -10.

Кроме того, дополнительная стабилизация гомогенизированного топлива после фильтрации подогретыми депрессионными присадками на основе раствора сополимера этилата с винилацетатом в углеводородном растворителе обеспечивает высокую степень стабильности гомогенизированной структуры обработанного дизельного топлива в процессе длительного хранения и снижение предельной температуры фильтруемости как летнего, так и зимнего топлива (Патент на изобретение РФ №2054572, МПК 6 F02M 43/00, F02M 27/00, опубликовано: 20.02.1996).

Недостатками указанных выше технических решений являются следующие.

Для повышения эффективности обработки обводненного топлива в данном способе производится химико-динамическая обработка путем введения присадки в процессе или после гомогенизации. Однако эта операция снижает производительность обработки топлива, а последующая фильтрация приводит к потере присадочного материала, что не обеспечивает высокой степени стабилизации гомогенизированной структуры.

Конструктивное выполнение данного аппарата при использовании его в установках для обработки обводненного дизельного топлива не позволяет эффективно и производительно обрабатывать обводненное топливо в широком диапазоне режимных параметров с получением стабильной гомогенизированной структуры.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является устранение указанных выше недостатков, повышение производительности и эффективности процесса обработки топлива, значительное упрощение используемого оборудования, повышение надежности его работы при сохранении высоких потребительских качеств конечного продукта.

Указанный технический результат достигается в способе производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, включающем предварительный подогрев топлива, нагнетание под действием центробежных сил в вихревом аппарате, ввод в топливо депрессионных присадок и подачу топлива к потребителям, согласно изобретению депрессионные присадки вводят в предварительно подогретое топливо перед его нагнетанием под действием центробежных сил в вихревом аппарате, а после нагнетания под действием центробежных сил в вихревом аппарате в смесь топлива с депрессионными присадками перед подачей топлива к потребителям дополнительно вводят авиационный керосин.

Кроме того, депрессионные присадки перед введением в предварительно подогретое топливо также предварительно нагревают до температуры t=+40±1°С.

Для установки для производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, содержащей топливную магистраль, имеющую входную часть для связи источником исходного топлива, среднюю часть с вихревым аппаратом и выходную часть для связи с хранилищем готового дизельного топлива, а также расходную емкость с депрессионной присадкой, сообщенную через дозатор с топливной магистралью, указанный технический результат достигается тем, что в нее введены первый и второй насосы, резервуар с авиационным керосином и нагревательная лента, охватывающая входную часть топливной магистрали, при этом вихревой аппарат выполнен в виде вихревого теплогенератора (ВТГ), входная часть топливной магистрали связана с ее средней частью через первый насос, резервуар с авиационным керосином связан через второй насос со средней частью топливной магистрали на выходе ВТГ, а дозатор сообщен с топливной магистралью в ее средней части между первым насосом и входом ВТГ.

Предложенное техническое решение иллюстрируется чертежом.

На фиг.1 представлена общая схема установки для производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами.

Установка для производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами содержит топливную магистраль 1, имеющую входную часть 2 для связи источником исходного топлива 3 (например, железнодорожной цистерной), среднюю часть 4 с вихревым аппаратом 5 и выходную часть 6 для связи с хранилищем 7 готового дизельного топлива, а также расходную емкость 8 с депрессионной присадкой, сообщенную через дозатор 9 с топливной магистралью. В установку введены первый 10 и второй 11 насосы, резервуар 12 с авиационным керосином и нагревательная лента 13, охватывающая входную часть 2 топливной магистрали, при этом вихревой аппарат 5 выполнен в виде вихревого теплогенератора (ВТГ), входная часть 2 топливной магистрали связана с ее средней частью 4 через первый насос 10, резервуар 12 с авиационным керосином связан через второй насос 11 со средней частью 4 топливной магистрали на выходе ВТГ, а дозатор 9 сообщен с топливной магистралью в ее средней части 4 между первым 10 насосом и входом ВТГ.

Ниже приведено описание работы промышленной установки по производству дизельных топлив с низкотемпературными свойствами:

Принцип работы промышленной установки по производству дизельных топлив с низкотемпературными свойствами заключается в предварительном нагреве дизельного топлива летнего и вводе в разогретое дизельное топливо летнее депрессионной присадки и авиационного топлива, улучшающих низкотемпературные свойства дизельного топлива. Предварительный нагрев дизельного топлива летнего происходит при сливе из ж.д. цистерн, затем в вихревом теплогенераторе (ВТГ) за счет процесса кавитации. Предварительно нагретая депрессионная присадка до t=+40°C с заданным допуском подается дозирующим насосом в ВТГ совместно с дизельным топливом летним, авиационный керосин подается после ВТГ в смесь дизельного топлива с депрессионной присадкой. Полученная смесь откачивается насосом в товарный парк нефтебазы.

Использование способа и данной промышленной установки позволят производить из дизельного топлива летнего дизельное топливо зимнее с улучшенными низкотемпературными свойствами, со стабильными потребительскими качествами и длительным сроком хранения.

Таким образом, достигнут технический результат, которым является устранение недостатков аналогов, повышение производительности и эффективности процесса обработки топлива, значительное упрощение используемого оборудования, повышение надежности его работы при сохранении высоких потребительских качеств конечного продукта.

Похожие патенты RU2490509C1

название год авторы номер документа
Способ получения дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными свойствами и уменьшенным содержанием серы и устройство для его реализации 2018
  • Гробов Сергей Владимирович
  • Дудко Анатолий Ильич
  • Киташов Юрий Николаевич
  • Кияница Виталий Иванович
  • Назаров Андрей Владимирович
RU2685550C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОБВОДНЕННОГО, ТОПЛИВА, УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ВИХРЕВОЙ АППАРАТ 1994
  • Зеге О.Н.
  • Жарченков Ю.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Мишин А.И.
  • Цивулин А.В.
RU2054572C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Чанкин В.В.
  • Тайц В.В.
RU2133764C1
УСТАНОВКА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2005
  • Мишин Александр Иванович
  • Жарченков Михаил Юрьевич
  • Попов Андрей Сергеевич
RU2285819C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЖИДКОГО И ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2002
  • Здор Е.А.
  • Сиваков И.Ф.
  • Кочетков Е.Г.
  • Здор А.Е.
  • Филиппов Ф.Н.
RU2224130C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Духанин Юрий Иванович
  • Дарбинян Роберт Врамшабович
  • Коленко Николай Николаевич
  • Белугин Александр Александрович
  • Клементьев Станислав Анатольевич
RU2353793C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ (ДВА ВАРИАНТА) 2010
  • Ковалёв Семён Петрович
RU2411287C1
Система кондиционирования воздуха летательного аппарата на основе электроприводных нагнетателей и реверсивных парокомпрессионных холодильных установок 2017
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Мухин Александр Александрович
RU2658224C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ОТВЕРЖДЕННОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА К ПРИМЕНЕНИЮ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Литвиненко Аатолий Николаевич
  • Шлейфер Александр Аркадьевич
RU2289064C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Зеге О.Н.
  • Жарченков Ю.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Мишин А.И.
  • Цивулин А.В.
RU2105184C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ СВОЙСТВАМИ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к способу производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, включающему предварительный подогрев топлива, нагнетание под действием центробежных сил в вихревом аппарате, ввод в топливо депрессионных присадок и подачу топлива к потребителям, заключается в том, что депрессионные присадки вводят в предварительно подогретое топливо перед его нагнетанием под действием центробежных сил в вихревом аппарате, а после нагнетания под действием центробежных сил в вихревом аппарате в смесь топлива с депрессионными присадками перед подачей топлива к потребителям дополнительно вводят авиационный керосин. Установка для производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, содержащая топливную магистраль, имеющую входную часть для связи с источником исходного топлива, среднюю часть с вихревым аппаратом и выходную часть для связи с хранилищем готового дизельного топлива, а также расходную емкость с депрессионной присадкой, сообщенную через дозатор с топливной магистралью, отличающаяся тем, что в нее введены первый и второй насосы, резервуар с авиационным керосином и нагревательная лента, охватывающая входную часть топливной магистрали, при этом вихревой аппарат выполнен в виде вихревого теплогенератора [ВТГ), входная часть топливной магистрали связана с ее средней частью через первый насос, резервуар с авиационным керосином связан через второй насос со средней частью топливной магистрали на выходе ВТГ, а дозатор сообщен с топливной магистралью в ее средней части между первым насосом и входом ВТГ. Использование способа и данной промышленной установки позволят производить из дизельного топлива летнего дизельное топливо зимнее с улучшенными низкотемпературными свойствами, со стабильными потребительскими качествами и длительным сроком хранения. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 490 509 C1

1. Способ производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, включающий предварительный подогрев топлива, нагнетание под действием центробежных сил в вихревом аппарате, ввод в топливо депрессионных присадок и подачу топлива к потребителям, отличающийся тем, что депрессионные присадки вводят в предварительно подогретое топливо перед его нагнетанием под действием центробежных сил в вихревом аппарате, а после нагнетания под действием центробежных сил в вихревом аппарате в смесь топлива с депрессионными присадками перед подачей топлива к потребителям дополнительно вводят авиационный керосин.

2. Способ производства дизельного топлива по п.1, отличающийся тем, что депрессионные присадки перед введением в предварительно подогретое топливо также предварительно нагревают до температуры t=+40±1°С.

3. Установка для производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, содержащая топливную магистраль, имеющую входную часть для связи с источником исходного топлива, среднюю часть с вихревым аппаратом и выходную часть для связи с хранилищем готового дизельного топлива, а также расходную емкость с депрессионной присадкой, сообщенную через дозатор с топливной магистралью, отличающаяся тем, что в нее введены первый и второй насосы, резервуар с авиационным керосином и нагревательная лента, охватывающая входную часть топливной магистрали, при этом вихревой аппарат выполнен в виде вихревого теплогенератора (ВТГ), входная часть топливной магистрали связана с ее средней частью через первый насос, резервуар с авиационным керосином связан через второй насос со средней частью топливной магистрали на выходе ВТГ, а дозатор сообщен с топливной магистралью в ее средней части между первым насосом и входом ВТГ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2490509C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Сомов В.Е.
  • Лаптев Н.В.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2108370C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Новиков В.Б.
  • Заяшников Е.Н.
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Бройтман А.З.
  • Николаева В.Б.
RU2098458C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ланин И.П.
  • Гареев Р.Г.
  • Галиакбаров М.Ф.
  • Пугачев И.В.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
  • Набережнев В.В.
RU2141505C1
EP 562840 A1, 29.09.1993
JP 2009235300 A, 15.10.2009.

RU 2 490 509 C1

Авторы

Зевахин Валерий Михайлович

Киселёв Сергей Николаевич

Даты

2013-08-20Публикация

2012-05-02Подача