СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 1999 года по МПК C10G69/02 C10L1/18 C10L1/08 

Описание патента на изобретение RU2141505C1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения зимних дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.

В настоящее время производство низкозастывающих дизельных топлив не превышает 12% от общей выработки топлив, в результате чего фактически потребность в зимних сортах дизельных топлив удовлетворяется лишь до 40%. Основное количество зимнего дизельного топлива (39% от его производства) вырабатывается по ГОСТ 305-82 путем снижения температуры конца кипения летнего дизельного топлива, что приводит к уменьшению его ресурсов.

Для применения в районах умеренного климата наряду с ГОСТ 305-82 разработано зимнее дизельное топливо, вырабатываемое по ТУ 38.401-58-36 с депрессорной присадкой (топливо марки ДЗп).

Это топливо рекомендуется для эксплуатации дизелей в зимний период при температуре окружающего воздуха не ниже минус 25oC.

Способ производства зимнего дизельного топлива на предприятиях отрасли заключается в следующем.

Нефть подвергают перегонке на установке AT или АВТ с выделением фракции керосина (120-240oC стриппинг К-3/1, легкой дизельной фракции (200-320oC), стриппинг К-3/2 и тяжелой (240-360oC) стриппинг К-3/З. Часть смеси стриппингов К-3/2 и К-3/3 подвергают гидроочистке.

Зимнее дизельное топливо по ГОСТ 305-82 с температурой застывания минус 35oC и помутнения минус 25oC вырабатывают путем компаундирования фракций со стриппингов К-3/1 и К-3/2. При этом конец кипения фракции стриппинга К-3/2 не превышает 320oC. При выработке малосернистого дизельного топлива фракции подвергаются гидроочистке (Топливо, смазочные материалы технические жидкости. /Справочник. М.: Химия, 1989, с. 65).

Ресурсы зимнего дизельного топлива в значительной степени зависят от использования в его составе не менее дефицитного реактивного топлива (стриппинг К-3/1).

При этом спрос на него все время возрастает.

В связи с этим немаловажным является разработка способа получения зимнего дизельного топлива с минимальным использованием в его составе фракций, применяемых для реактивной техники.

Известен способ получения дизельного топлива путем фракционирования нефти на атмосферно-вакуумной установке прямой перегонки нефти с выделением фракции керосина 120-24000 (стриппинг К-3/1), фракции 200-300oC (стриппинг К-3/2) и фракции 260-360oC (стриппинг К-3/3). Фракции 200-300oC и 260-360oC смешивают в балансовом соотношении. 20% этой фракции направляют на установку вторичной перегонки с выделением фракции 200-320oC с последующей ее гидроочисткой в известных условиях на цеолитсодержащем катализаторе ГКД-202П при давлении 25 атм, температуре 370oC и объемной скорости подачи сырья 2,5 час-1. Далее гидроочищенную фракцию подвергают цеолитной депарафинизации (процесс "Парекс") с получением денормализата. Компаундирование фракции 180-360oC, 120-240oC (керосина) и денормализата производят в соотношении 25: 30:45%.

В базовое топливо вводят депрессорную присадку, представляющую собой продукт радикальной сополимеризации алкилметакрилата с винилацетатом в количестве 0,2%. Получающееся дизельное топливо имеет предельную температуру фильтруемости до минус 40oC и температуру застывания минус 50oC.

При более высоких концентрациях фракции 180-360oC присадка практически не влияет на низкотемпературные свойства дизельного топлива. Таким образом, данный способ зимнего дизельного топлива предусматривает вовлечение не менее 30% дефицитного керосина и до 45% дорогостоящего денормализата (Химия и технология топлив и масел. 1986, N 5, с. 2-4).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ получения зимнего дизельного топлива путем фракционирования нефти на атмосферно-вакуумной установке прямой перегонки нефти с выделением фракций керосина 120-260oC и дизельных 160-320oC и 230-360oC (стриппинги К-3/1, К-3/2 и К-3/3) (патент РФ N 2039791, C 10 G, 55/08, 1995).

Керосиновую фракцию подвергают дополнительной перегонке с получением фракций НК-240oC и остаточной. На вторичную перегонку направляют часть смеси фракций К-3/2 и К-3/3 с выделением фракции 200-320oC.

Каталитической гидроочистке и последующей депарафинизации подвергают дизельную фракцию 200-320oC, и депарафинизированную дизельную фракцию смешивают со смесью дизельных фракций или последней, подвергнутой дополнительной каталитической гидроочистке, керосиновой и остаточной фракцией при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Депарафинированная дизельная фракция - 10-20
Смесь дизельных фракций или последняя, подвергнутая дополнительной каталитической гидроочистке - 20-50
Керосиновая фракция - 30-50
Остаточная фракция - до 100
В данном способе получения в состав зимнего дизельного топлива вовлекается до 50% керосиновых фракций, что приводит не только к значительному снижению топлива для авиации, но и цетанового числа.

Целью данного изобретения является повышение выхода зимнего дизельного топлива не за счет использования керосиновых фракций, а путем применения топлива более утяжеленного фракционного состава и введения в него депрессорных присадок.

По предлагаемому методу нефть подвергают первичной перегонке с максимальным отбором фракций керосина 120-280oC (стриппинг К-3/1), фракции, 98% которой перегоняется в пределах 160-300oC (стриппинг К-3/2), фракции, 96% которой перегоняется при 260-370oC. 10-30% последней подвергают вторичной перегонке с выделением фракций, 96% которых перегоняется при 220-330oC и 320-370oC.

Остаточная фракция выше 360oC направляется на вакуумную перегонку с выделением дистиллята, 96% которого выкипает при температуре 220-370oC.

С целью максимального отбора дизельной фракции из мазута (фракции выше 360oC) в вакуумной колонне К-7 температура верха поддерживается не ниже 120oC, и низа колонны в пределах 250-280oC при остаточном давлении в колонне 600-700 мм рт.ст. Такой режим в колонне обеспечивает отбор дизельной фракции с заданными пределами выкипания до 94% от потенциального содержания ее в мазуте.

Фракции 260-370oC (прямогонную), 320-370oC от вторичной перегонки и 220-370oC от вакуумной перегонки компаундируют в соотношении 30:5:5 - 45:15: 15 и подвергают гидроочистке на алюмокобальт(никель)молибденовом катализаторе при давлении 3,5 МПа, при температуре 345-380oC, объемной скорости подачи сырья 3,0 час-1. Гидроочищенную фракцию компаундируют с фракциями 160-330oC и 220-330oC в соотношении 30:30:40 - 60:20:20.

Выделение при вторичной перегонке компонента зимнего дизельного топлива, характеризующегося низким содержанием серы и хорошими низкотемпературными свойствами, а также использование его без применения процесса гидроочистки позволит увеличить выход зимнего дизельного топлива. На гидроочистку направляются только тяжелые дистиллятные фракции, что способствует более квалифицированному использованию установки гидроочистки и повышению степени обессеривания топлива. В результате предлагаемого способа отбор керосина составит более 70% от потенциального содержания его в нефти. Базовое зимнее дизельное топливо характеризуется хорошими низкотемпературными свойствами.

В базовое топливо вводят высокоэффективную депрессорную присадку, представляющую собой сополимер этилена с винилацетатом и винилпропинатом в концентрации 0,005-0,8 мас.% с мол. м. 2•102- 17•103 и разветвленностью, характеризующейся соотношением CH3/100oC - 8-25.

Предложенный способ получения зимнего дизельного топлива обеспечивает максимальное извлечение из нефти одновременно керосина и зимнего дизельного топлива. Введение присадки заданного состава позволяет снизить температуру застывания и предельной фильтруемости соответственно ниже минус 35 и минус 25oC (требования технических условий).

В таблице 1 представлено качество фракций. В таблицах 2 и 3 - данные по компонентному составу и показателям качества зимнего дизельного топлива.

Из данных таблицы 1 следует, что дистилляты дизельного топлива практически не содержат керосиновых фракций. Вторичная перегонка тяжелой дизельной фракции позволяет выделить дополнительное количество низкозастывающего дизельного топлива, а вакуумная перегонка мазута - дизельных дистиллятов. Компаундирование их в заданных соотношениях обеспечивает получение качественного базового топлива, обладающего высокой приемистостью к депрессорной присадке.

Изменение заданных соотношений фракций приводит к ухудшению качества топлива или снижению его выхода.

При повышении в составе топлива гидроочищенного компонента происходит повышение температуры помутнения (пример 5). При снижении его содержания ниже заданных пределов возрастает в топливе содержание серы (пример 4). Изменение ниже указанных пределов содержания в топливе дистиллятов зимнего дизельного топлива приводит к ухудшению низкотемпературных характеристик, в особенности температуры помутнения.

Использование депрессорной присадки с молекулярным весом и разветвленностью молекул вне указанных пределов приводит к снижению эффективности ее действия. Применение более низких концентраций присадки (ниже 0,005%) не позволяет получить топливо с требуемыми низкотемпературными свойствами (примеры 6, 7). Повышение концентрации присадки выше 0,8% приводит к увеличению ее расхода.

Предложенный способ получения зимнего дизельного топлива позволяет увеличить выход зимнего дизельного топлива с 28,3 до 30,1% и улучшить его эксплуатационные характеристики (цетановое число).

Похожие патенты RU2141505C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Сомов В.Е.
  • Лаптев Н.В.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2108370C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Радченко Е.Д.
  • Демьяненко Е.А.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.О.
  • Стуре Н.Н.
  • Бирюков Ф.И.
  • Карибов А.К.
  • Хандархаев С.В.
  • Оразсахатов К.С.
  • Гончаров А.Н.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Санников А.Л.
RU2074233C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Семенов В.М.
  • Калимуллин М.М.
  • Мальцев А.П.
  • Ланин И.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
RU2039791C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Кастерин В.Н.
  • Санников А.Л.
  • Дружинин О.А.
  • Хандархаев С.В.
  • Пичугин В.М.
  • Габов М.В.
  • Твёрдохлебов В.П.
RU2221838C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2535492C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО 2011
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
RU2464299C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Котов С.В.
  • Шабалина Т.Н.
  • Шафранский Е.Л.
  • Олтырев А.Г.
  • Ясиненко В.А.
  • Кривцов И.А.
  • Новикова О.А.
RU2237701C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1998
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Лагутенко Н.М.
  • Заяшников Е.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Есипко Е.А.
  • Овчинников В.Н.
  • Болдинов В.А.
  • Никитин А.А.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Калинина М.В.
RU2141994C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1993
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Николаева В.Б.
  • Новиков В.Б.
  • Соломахина Л.С.
  • Заяшников Е.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Овчинников В.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Данилов А.М.
RU2039080C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 505 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Описывается способ получения зимнего дизельного топлива путем атмосферной перегонки нефти, компаундирования фракций и гидроочистки дистиллятов, отличающийся тем, что при атмосферной перегонке нефти выделяют фракции, 98% которой выкипает в пределах 160 - 330°С и 96% - в пределах 260 - 370°С, и остаточную фракцию выше 360°С, подвергаемую вакуумной перегонке с выделением фракции, 96% которой выкипает при 220 - 370°С; 10 - 30% фракции при 260 - 370°С подвергают вторичной перегонке с выделением фракций 220 - 330°С и 320 - 370°C, фракции 260 - 370°С, 320 - 370°С и 220 - 370°С смешивают в соотношении 30:5:5 - 45:15:15 и подвергают гидроочистке, гидроочищенную фракцию компаундируют с фракцией 160 - 330°С и с фракцией от вторичной перегонки 220 - 330°С в массовом соотношении 30:30:40 - 60:20:20 и в полученное базовое топливо вводят 0,005 - 0,8 мас.% депрессорной присадки - сополимера этилена с винилацетатом и винилпропинатом мол.м. 2•102 - 17•103 и разветвленностью молекулы, характеризующейся соотношением СН3 на 100 атомов С 8 - 25. Технический результат - повышение выхода зимнего дизельного топлива. 1 з.п. ф-лы. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 141 505 C1

1. Способ получения зимнего дизельного топлива путем атмосферной перегонки нефти, компаундирования фракций и гидроочистки дистиллятов, отличающийся тем, что при атмосферной перегонке нефти выделяют фракции, 98% которой выкипает в пределах 160 - 330oС и 96% - в пределах 260 - 370oС, и остаточную фракцию выше 360oС, подвергаемую вакуумной перегонке с выделением фракции, 96% которой выкипает при температуре 220 - 370oС; 10 - 30% фракции 260 - 370oС подвергают вторичной перегонке с выделением фракции 220 - 330oС и 320 - 370oС, фракции 260 - 370oС, 320 - 370oС и 220 - 370oС смешивают в соотношении 30 : 5 : 5 - 45 : 15 : 15 и подвергают гидроочистке, гидроочищенную фракцию компаундируют с фракцией 160 - 330oС и с фракцией от вторичной перегонки 220 - 330oС в массовом соотношении 30 : 30 : 40 - 60 : 20 : 20 и в полученное базовое топливо вводят 0,005 - 0,8 мас.% депрессорной присадки - сополимера этилена с винилацетатом и винилпропинатом мол.м. 2 • 102 - 17 • 103 и разветвленностью молекулы, характеризующейся соотношением CH3 на 100 атомов С 8 - 25. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что депрессорную присадку вводят в базовое топливо в виде раствора в дизельном топливе или в ароматических углеводородах с концентрацией 1,0 - 80 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141505C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Семенов В.М.
  • Калимуллин М.М.
  • Мальцев А.П.
  • Ланин И.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
RU2039791C1
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя 1920
  • Ворожцов Н.Н.
SU57A1
US 4661120 A, 28.04.87
"Химия и технология топлив и масел", 1992, N 1, с.2 - 5.

RU 2 141 505 C1

Авторы

Сайфуллин Н.Р.

Калимуллин М.М.

Навалихин П.Г.

Салихов Р.Ф.

Мальцев А.П.

Теляшев Г.Г.

Ланин И.П.

Гареев Р.Г.

Галиакбаров М.Ф.

Пугачев И.В.

Пережигина И.Я.

Митусова Т.Н.

Набережнев В.В.

Даты

1999-11-20Публикация

1997-09-26Подача