Изобретение относится к области оздоровительной физической культуры и предназначено в первую очередь для лиц среднего и старшего возраста с нарушениями функций организма, обусловленных возрастной гормональной перестройкой.
Кроме этого, оно может быть применено для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с повышенным физическим и эмоциональным напряжением или, наоборот, гиподинамией, которые приводят к формированию стресса и функциональным нарушениям физиологических систем организма.
Одним из основных методов борьбы с последствиями стресса является проведение релаксационных мероприятий, позволяющих восстанавливать физическое и психосоматическое состояние человека.
Для выхода из стрессовой ситуации, снижения утомления, уже давно применяются различные методы саморегуляции, позволяющие развить способности человека по управлению функциональным состоянием организма. Оздоровительная физическая культура имеет давние традиции, как в западной, так и в восточной культуре. Это лечебная, производственная и спортивная гимнастика, древние славянские оздоровительные практики, а также восточные оздоровительные практики (такие как: хатха-йога, ци-гун, тайцзицюань, чжень-цзю терапия и прочие направления, связанные с рефлексотерапией и иглоукалыванием).
Существуют различные методы немедикаментозного воздействия на организм человека сочетающие западные и восточные традиции. Например это метод И.Шульца, который соединяет мышечную релаксацию и элементы системы йоги (Линдерман X., Аутогенная тренировка, М. 1985 г.).
Разработана также методика управлений психофизиологической саморегуляцией Х.М.Алиева (патент 2 041 721), овладев которой пациент приобретает навыки самостоятельно индуцировать у себя состояние контролируемого транса.
Известна методика, в которой используется одновременно вибротактильное, звуковое и световое воздействие на пациента (патент 2314132), однако она рассчитана на воздействие на находящегося в неподвижном состоянии человека.
В настоящее время в России получили большое распространение оздоровительные комплексы китайской гимнастики тайцзи-цюань и индийской хатха-йоги. Эти методики предназначены для менталитета Китая и Индии, это связано с тем, что все оздоровительные методики у разных народов формируются в соответствии с их духовными практиками и антропометрическими данными, а также природными факторами и климатическими особенностями этих стран. Поэтому, например, применение китайской гимнастики тайцзи-цюань может быть травмоопасным и требует обязательной консультации с компетентными специалистами в области восточной медицины (X. Грэм, Секретные техники тайцзи-цюань. М. 2008 г.). Психофизические практики славянской гимнастики "Здрава" направлены на формирование навыков контроля и манипуляции над индивидуальным энерго-информационным пространством человека, что также является затруднительным и небезопасным для массового применения (Баранцевич Е., Мешалкин В., Хранитель., Славянская гимнастика. Свод здравы Хорса. СПб. 2006 г.).
Известен также способ немедикаментозного оздоровления человека, который заключается в выполнении комплекса упражнений, во время которых на пациента производят суггестивное воздействие, приводящее его в состояние легкого, поверхностного транса (патент 2322962).
Способ профилактики стресса и постстрессорной реабилитации должен быть доступным и безопасным, исключающим эффект психологической, физиологической и фармакологической зависимости.
Таким доступным и безопасным способом оздоровления лиц среднего и старшего возраста, предназначенным для массового применения, является способ по патенту 2326642, A61H 1/00.
Этот способ, выбранный в качестве прототипа, включает разминку с кардионагрузкой, вращательные, медленные движения, выполнение основного комплекса упражнений с гантелями и амортизаторами. После завершения основного комплекса упражнений проводят растяжку всех мышечных групп, затем выполняют релаксацию, заключающуюся в ходьбе по улице или по беговой дорожке. Причем вес гантелей и силу амортизаторов выбирают в зависимости от возрастной категории занимающихся.
Однако, несмотря на то что этот способ исключает внешнее суггестивное воздействие на психику, малотравматичен, направлен на развитие всех мышечных групп, он основан на применении различных приспособлений; сами движения - механистичны и узконаправленны (что далеко от естественности и, впоследствии, отрицательно сказывается на координации движений); растяжки и релаксацию проводят отдельно, после выполнения основного комплекса упражнений. Кроме этого, в этом способе не используется техника диафрагмального дыхания, не задействован вестибулярный аппарат (нет упражнений на балансировку), отсутствует положительное воздействие на психоэмоциональную сферу человека (это - эстетическая составляющая предлагаемых движений и музыкальное сопровождение, способствующее релаксации).
Человеческий же организм есть целостная природная система, с заложенной в ней функцией самовосстановления, которая, в свою очередь, очень тесно связана с психоэмоциональной сферой и наиболее эффективно осуществляется в состоянии общей психической и физической релаксации.
Поэтому автор поставил своей задачей создание такой системы оздоровления, которая учитывала бы всю многосложность человеческого организма и обеспечивала комплексное воздействие на все физиологические системы, опорно-двигательный аппарат и психоэмоциональную сферу (без использования трансовых методик) с одновременной релаксацией в процессе выполнения специальных движений с естественной координацией, без каких-либо приспособлений, в условиях ограниченного пространства и дефицита времени, для получения устойчивого положительного результата, как в индивидуальных, так и в групповых занятиях с людьми разных возрастных категорий.
Принципами релаксационной гимнастики Вербицкого являются: 1) универсальность, 2) естественность и доступность, 3) безопасность, 4) эстетический аспект, а также 5) социальный аспект.
Описание вышеизложенных принципов:
1. Универсальность - означает возможность широкого применения для людей разных возрастных категорий, с различными функциональными отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата, нервной, иммунной и др. систем организма; проведение занятий в закрытых помещениях и в естественных природных условиях, без каких-либо приспособлений; использование элементной базы и технических приемов из различных областей физической культуры в европейской и китайской традициях; комплексное воздействие на весь организм в целом, с последующим оздоровительным результатом.
2. Использование сложной координации и пластики движений, которые приближают человека к его естественному состоянию, а также замедленного и среднего темпа занятий, которые делают его доступным для людей среднего и старшего возраста.
3. Исключение травм на физическом уровне; также, исключение травмирующих психотехник, использующих трансовые состояния психики человека и суггестивное воздействие.
4. Гармоничность и красота пластического решения динамичных форм, составляющих основу авторской гимнастической системы, совместно с музыкальным сопровождением релаксационного направления - оказывают мощное эстетическое воздействие, формируя положительный психоэмоциональный фон, способствующий релаксации занимающихся.
5. Актуальность групповых занятий: здоровые взаимоотношения в группах (от 5 до 50 человек в группе) - повышают стимул у занимающихся, придают устойчивость мотивации и значительно повышают оздоровительный эффект; люди пенсионного возраста дополнительно подключаются к социуму, из которого они часто выпадают при выходе на пенсию, что отрицательно сказывается на здоровье (см. фиг.1-5).
Предлагаемая автором изобретения релаксационная гимнастика представляет собой комплекс связанных в едином стилевом и композиционном решении динамических пластических форм, в которых отсутствуют резкие и быстрые движения, прыжки и т.п. Движения имеют сложнокоординационную направленность (см. фиг.2) и максимально приближены к естественной пластике.
Оздоровительный комплекс делится на три этапа. Первый - начальный и базовый - самомассаж (головы, шеи, воротниковой зоны, рук, средней и нижней части спины, ног) и, собственно, динамические пластические формы - занимают 60% времени (см. фиг.3,4,5). Второй - усложненный - специальные комплексы разной целевой направленности (составленные из определенного набора взаимодополняющих друг друга динамических форм и их связок) - 25% времени. Третий - высокой сложности - комплексы традиционной китайской гимнастики « тайцзи-цюань» - 15% времени. Общая длительность занятия, в среднем, составляет - 1,5 часа; причем, занятие может быть ограничено первыми двумя этапами или, даже, только одним первым этапом, исходя из функциональной подготовленности занимающихся.
Каждая, отдельно взятая, пластическая форма имеет степени сложности, которые обусловливаются изменением амплитуды движения в суставах рук и ног, позвоночника. Это позволяет обучаемым самостоятельно выбирать свой уровень нагрузки при проведении групповых занятий.
Все движения выполняются в медленном темпе, с диафрагмальным типом дыхания (обеспечивая массаж внутренних органов), на фоне, преимущественно, классической музыки, используемой в целях музыкальной терапии (частота ритма приближена к частоте сердечных сокращений человека в покое).
Эффективность релаксационной гимнастики обусловлена снятием нервно-психического напряжения во время проведения занятия и длительное время после его окончания.
Принципиальное отличие от всех остальных способов оздоровления, заключается в непрерывности и, зачастую, одновременности протекания процессов: самомассажа (в том числе - внутренних органов), разминки, нагрузки, растяжки, релаксации, развития координационных способностей (что дает большой выигрыш по времени и повышает эффективность занятий, совершенствуя адаптационные возможности к неблагоприятным факторам реальной жизни), а также синтеза двигательных навыков из различных видов физической культуры, спорта и искусства, без каких-либо механических приспособлений и применения трансовых психотехник и суггестивного воздействия. При этом динамические пластические формы, составляющие основу данной гимнастической системы, как бы «перетекают» одна в другую, не прерывая начатого движения на протяжении всего занятия.
Пластические динамические формы разработаны на основе элементов хореографии, спортивной гимнастики, традиционной китайской гимнастики «тайцзи-цюань», различных стилей восточных боевых искусств, плавания, прыжков в воду и др. видов спорта, и условно подразделены по группам основного тренирующего воздействия: - релаксационные (используют на начальном и заключительном этапе занятия, а также, при переходе от одной формы к другой в базовой части занятия - для контроля дыхания, сохранения и углубления релаксационного состояния); - рабочие (используют в базовой части занятия для увеличения физической нагрузки на мышцы, суставы, позвоночник и их растяжки); - балансировочные (используют в любой части занятия для тренировки вестибулярного аппарата, внешнего и внутреннего равновесия). Имеются, также: а) комбинированные формы по критерию основного воздействия (массажно-релаксационные, рабоче-релаксационные, рабоче-балансировочные) и б) сложные формы, включающие несколько взаимодополняющих и последовательно соединенных простых форм из общего перечня (см. ниже - «Перечень динамических пластических форм…»), что дает дополнительные возможности для дальнейшего развития гимнастической системы в виде специально разрабатываемых комплексов разной целевой направленности (в зависимости от подбора комбинаций форм), например: только для релаксации, или - для избавления от лишнего веса и укрепления мышечного корсета, или - для повышения гибкости в позвоночнике и суставах и т.д.
Приводим описание одной из релаксационных динамических пластических форм (см. Приложение, фиг.1) (с техникой выполнения по фазам движения):
а) Общая релаксация в положении стоя.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, колени слегка согнуты, таз подается вперед - вверх (что позволяет разогнуть поясничный лордоз) и делает спину плоской, все отделы позвоночника вытягиваются вдоль вертикальной оси, макушка головы оттягивается вверх, плечи опущены, руки расслаблены, локти слегка разведены в стороны, дыхание диафрагмальное, с удлиненной фазой вдоха и выдоха (на вдохе - живот слегка выпячивается, на выдохе - втягивается).
б) Фаза разминки (амплитуда движений минимальная, с сохранением состояния общей релаксации).
Начинают медленно смещать центр тяжести влево и вправо (как бы «переливая» тяжесть тела с одной ноги на другую), одновременно перемещая весь корпус и слегка вращая его вокруг своей оси по ходу движения на угол 30-45 град.; внимание сосредотачивают на циклической смене напряжения и расслабления в ногах (при нагрузке на левую ногу расслабляется правая, при загрузке правой ноги расслабляется левая). Руки, по возможности, максимально расслабленны и выполняют плавные поглаживающие движения в горизонтальной плоскости ладонями вниз на уровне груди и живота, следуя за движениями ног и корпуса. Высота положения корпуса и плеч не изменяются, за счет работы в коленных суставах. Дыхание - удлиненное, равномерное, осуществляется сокращением и расслаблением мышц живота в такт движению и повороту корпуса влево и вправо; уделяют при этом внимание согласованности и пластичности движений, что способствует поддержанию релаксирующего состояния (см. фиг.1). Количество повторений - от 4-х до 8-ми раз в каждую сторону.
в) Фаза нагрузки (амплитуду движений в суставах постепенно увеличивают).
Увеличивают угол поворота (до 90 град. влево и вправо) в поясничном отделе, нагрузку на мышцы бедер, изменяя ширину постановки стоп (ноги -шире плеч) и глубину приседа (на угол - до 90 град. к вертикали), плавно переходят на более низкий уровень; руки выполняют поглаживающие движения на уровне коленных суставов. Схема движений остается прежней (см. фиг.2) Количество повторений - от 4-х до 8-ми раз в каждую сторону.
г) Фаза уменьшения нагрузки и релаксация.
После выполнения движений в нижнем положении, возвращаются в более высокую начальную позицию (см. пункт б), при этом коленные суставы до конца не разгибают, движения продолжают выполнять, затем плавно переходят к следующей динамической пластической форме (см. фиг.3, 4, 5).
Всего, в течении занятия, используется от десяти до нескольких десятков таких форм из, разработанной автором, общей элементной базы.
Перечень динамических пластических форм (см фиг.6-50; (в соответствии с фотоизображениями Приложения 2):
Форма 1 (релаксационная): см. Фото 002, 003, 004, 005, 006
Форма 2 (релаксационная): см. Фото 007, 008
Форма 3 (релаксационная): см. Фото 009, 010, 011,012
Форма 4 (релаксационная): см. Фото 013, 014, 015
Форма 5 (массажно-релаксационная): см. Фото 016, 017, 018, 019
Форма 6 (массажно-релаксационная): см. Фото 020, 021, 022
Форма 7 (рабоче-релаксационная): см. Фото 023, 024
Форма 8 (рабоче-релаксационная): см. Фото 025, 026
Форма 9 (рабоче-релаксационная): см. Фото 027, 028
Форма 10 (рабоче-релаксационная): см. Фото 029, 030
Форма 11 (рабочая): см. Фото 031, 032
Форма 12 (рабочая): см. Фото 033, 034, 035
Форма 13 (рабочая): см. Фото 036, 037, 038, 039, 040, 041, 042
Форма 14 (рабочая): см. Фото 043, 044, 045, 046, 047
Форма 15 (рабоче-релаксационная): см. Фото 048, 049, 052
Форма 16 (рабоче-релаксационная): см. Фото 053, 054, 055, 056, 057, 058, 059
Форма 17 (рабоче-релаксационная): см. Фото 060, 061, 062…067
Форма 18 (рабочая): см. Фото 068, 069…074
Форма 19 (рабочая): см. Фото 075, 076, 077, 078
Форма 20 (рабочая): см. Фото 079, 080, 081…087
Форма 21 (рабочая): см. Фото а) 088, 089…097
б) 249, 250, 251... 259 (с пиалами)
Форма 22 (рабоче-балансировочная): см. Фото 098, 099, 100…104
Форма 23 (рабочая): см. Фото 105…108, 105
Форма 24 (рабочая): см. Фото 109, 110…118
Форма 25 (рабоче-балансировочная): см. Фото 119, 120…126, 120
Форма 26 (рабоче-балансировочная): см. Фото 127…130
Форма 27 (рабоче-балансировочная): см. Фото 131, 132, 133
Форма 28 (рабоче-балансировочная): см. Фото 134, 135…137
Форма 29 (рабочая): см. Фото 138, 139…145, 142
Форма 30 (релаксационная): см. Фото 146, 147, 148…156, 148
Форма 31 (рабоче-релаксационная): см. Фото 157, 158
Форма 32 (рабочая): см. Фото 159, 160…167, 160
Форма 33 (рабочая): см. Фото 168, 169…174, 168
Форма 34 (релаксационная): см. Фото 175, 176, 177…181, 175 (упражнения для глаз)
Форма 35 (рабочая): см. Фото 182, 183…187
Форма 36 (рабочая): см. Фото 188
Форма 37 (рабочая): см. Фото 189, 200, 201, 202
Форма 38 (рабочая): см. Фото 203, 204…207, 203
Форма 39 (рабочая): см. Фото 208, 209…213, 208
Форма 40 (рабочая): см. Фото 214, 215…227, 220
Форма 41 (рабочая): см. Фото 228, 229, 230, 228
Форма 42 (рабочая): см. Фото 231, 232…237, 231
Форма 43 (рабочая): см. Фото 238, 239…242, 238
Форма 44 (рабочая): см. Фото 243, 244, 238
Форма 45 (рабоче-релаксационная): а) см. Фото 246, 247, 248, 246
б) см. Фото 259, 260, 261, 259, 262, 259 (с пиалами)
Форма 46 (рабоче-релаксационная): см. Фото 259, 263, 264, 265, 266 (с пиалами)
Форма 47 (рабоче-релаксационная): см. Фото 267, 268…274, 267 (с пиалами)
Форма 48 (рабочая): см. Фото 275, 276…279, 280…286
Форма 49 (рабочая): см. Фото 287, 288…292, 287 (с пиалами)
Форма 50 (рабоче-релаксационная): см. Фото 293, 294, 295, 296 (с пиалами)
Форма 51 (рабоче-релаксационная): см. Фото 296, 297…299, 296 (с пиалами)
Форма 52 (рабоче-релаксационная): см. Фото 300, 301…306 (с пиалами)
Форма 53 (рабоче-релаксационная): а) см. Фото 307, 308…320 (с пиалами)
б) см. Фото 744, 745, 744, 746
Форма 54 (рабоче-релаксационная): см. Фото 321, 322, 323…327 (с пиалами)
Форма 55 (рабоче-релаксационная): см. Фото 321, 322, 328, 322, 321, 329, 321, 322 (с пиалами)
Форма 56 (релаксационная): см. Фото 330, 331…336 (с пиалами)
Форма 57 (рабочая): см. Фото 337, 338…342
Форма 58 (рабочая): см. Фото 343, 344…348
Форма 59 (рабочая): см. Фото 349, 350
Форма 60 (рабочая): см. Фото 351, 352, 353, 354
Форма 61 (рабочая): см. Фото 355, 354, 356, 354
Форма 62 (рабочая): см. Фото 357, 358…368
Форма 63 (рабочая): а) см. Фото 369…372
б) см. Фото 373…377
Форма 64 (рабоче-балансировочная): а) см. Фото 379, 378, 379, 380
б) см. Фото 379, 381, 379
Форма 65 (рабоче-релаксационная): см. Фото 382, 383…389, 382
Форма 66 (рабочая): см. Фото 390, 391…402
Форма 67 (рабочая): см. Фото 403, 404…408, 403
Форма 68 (рабочая): см. Фото 409, 408…416
Форма 69 (рабочая): а) см. Фото 417, 418, 418…424 (руки назад)
б) см. Фото 425, 426 (руки в стороны)
в) см. Фото 427, 428 (руки вперед)
Форма 70 (рабочая): а) см. Фото 429, 430…432, 429; 442 (вид сбоку)
б) см. Фото 433, 434…441
Форма 71 (рабоче-релаксационная): см. Фото 443, 444…447
Форма 72 (рабочая): см. Фото 448, 449…454
Форма 73 (рабоче-релаксационная): см. Фото 455, 456…458
Форма 74 (рабочая): см. Фото 459, 460, 461…470
Форма 75 (рабочая): см. Фото 473, 471, 472, 473, 474, 475…480, 481, 482, 488
Форма 76 (рабочая): см. Фото 481, 482, 483…488
Форма 77 (рабочая): см. Фото 489, 490, 491…497
Форма 78 (рабочая): см. Фото 498, 499
Форма 79 (рабочая): см. Фото 498, 500, 501, 502, 503
Форма 80 (рабочая): см. Фото 501, 504, 505…522
Форма 81 (массажно-релаксационная): см. Фото 523, 524, 525
Форма 82 (массажно-релаксационная): см. Фото 526, 527, 528
Форма 83 (массажно-релаксационная): см. Фото 529, 530…536
Форма 84 (рабоче-релаксационная): см. Фото 537, 538, 539, 538
Форма 85 (рабоче-релаксационная): а) см. Фото 539, 540…544
б) см. Фото 544, 545...552...557 (дотянуться до пятки)
Форма 86 (релаксационная): см. Фото 558, 559…564
Форма 87 (рабоче-балансировочная): а) см. Фото 565, 566…586, 581
б) то же - с разгибанием ноги от колена и хлопком по руке
Форма 88 (рабоче-балансировочная): а) см. Фото 587, 588…591
б) см. Фото 587, 588…593
в) см. Фото 587, 588…598, 599, 600…609
Форма 89 (рабоче-балансировочная): см. Фото 610, 611…622
Форма 90 (рабочая): см. Фото 623, 624…636
Форма 91 (рабоче-балансировочная): см. Фото 637, 638…655, 637
Форма 92 (рабоче-балансировочная): см. Фото 656, 657…668, 656
Форма 93 (рабоче-балансировочная): см. Фото 669…688, 689
Форма 94 (рабоче-балансировочная): см. Фото 690…693
Форма 95 (рабоче-балансировочная): см. Фото 702, 703…723
Форма 96 (сложная): (см. Приложение выше) Форма 16 + форма 64 + Форма 92 + Форма 93 + Форма 16 + Форма 94
Форма 97 (рабоче-балансировочная): см. Фото 724, 725…743
Форма 98 (сложная): (см. Приложение выше) Форма 96 (Фото 724, 725, 726, 727…735) + Форма 94 (Фото 722, 723, 724)
Форма 99 (рабоче-балансировочная): см. Фото 747, 748…753, 754, 755, 756…775, 747
Форма 100 (сложная): (см. Приложение выше) Форма 98 (Фото 747, 748, 749…760) + Форма 88 (Фото 618, 619…622)
Форма 101 (балансировочная): см. Фото 776, 777, 778…792
Форма 102 (балансировочная): см. Фото 793, 794, 795…810
Форма 103 (балансировочная): см. Фото 810, 811, 812…825
Форма 104 (рабочая): см. Фото 826, 827…830
Форма 105 (рабочая): см. Фото 831, 832, 833, 834
Форма 106 (рабоче-балансировочная): см. Фото… (стоя на одной ноге - вращение кистями обеих рук с одновременным вращением поднятой стопы)
Форма 107 - хореография (рабоче-балансировочная): а) см. Фото 835, 836…839
б) см. Фото 840, 841…845
в) см. Фото 846, 847…851
г) см. Фото 852, 853…858
д) см. Фото 859, 860…866 (вращение)
ж) см. Фото 867, 868…873 (вращение)
з) см. Фото 874, 875…883
е) см. Фото 884, 885
и) см. Фото 886, 887, 888 к) см. Фото 889, 890, 891, 892
Варианты хореографических связок вышеприведенных форм:
Форма з) + Форма д) + Форма ж);
Форма з) + Форма е);
Форма з) + Форма и)
Форма з) + Форма к)
Завершается занятие выполнением нескольких релаксационных форм.
По окончании занятия отмечаются легкость в теле и суставах, приятные эмоции, появляется желание творческого и активного участия в жизни.
Средняя длительность занятия - 1 час 30 минут, минимальное количество занятий - 3 раза в неделю.
На основании анкетных данных занимающихся (стаж занятий - от 3 месяцев до 2-х лет, возраст - от 55 лет до 80 лет) было установлено следующее:
- увеличение гибкости позвоночника и подвижности в суставах, избавление от болей и воспалительных процессов в суставах;
- улучшение координации движений и равновесия при движении;
- избавление от лишнего веса (до 8-ми-10-ти килограмм), укрепление мышечного корсета;
- снижение сахара в крови у больных диабетом;
- увеличение глубины и длительности дыхания, избавление от хронических воспалительных процессов в носоглотке, бронхах;
- нормализация кровяного давления, пульса, избавление от одышки при физических нагрузках, увеличение выносливости;
- снижение заболеваемости гриппом, ОРЗ и проч.;
- избавление от бессонницы, депрессии, неврастении;
- повышение энергетики и жизненного тонуса.
Таким образом, способ помогает решать проблемы, связанные с обменом веществ, улучшает функцию дыхания и сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата, повышает работоспособность. Также, способ хорошо помогает при хронической усталости, стрессах, тревожных состояниях, гиподинамии, депрессии и при других расстройствах, обусловленных психогенным механизмом возникновения.
Опыт работы с лицами среднего и старшего возраста показал, что лица, прошедшие обучение, уже через 1,5-2 месяца занятий чувствуют себя значительно лучше физически, становятся бодрыми и эмоционально устойчивыми. Более глубокие и устойчивые изменения в здоровье происходят в течении периода от 1 года до 2-х лет (в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся).
Предлагаемый уникальный комплекс релаксационной гимнастики наиболее доступный и безопасный способ оздоровления организма. В известных источниках научной и патентной информации не обнаружено способа оздоровления организма, который решал бы эту проблему комплексно, без травмирующего воздействия на психику, мышечную и опорно-двигательную систему, а упомянутые выше способы направлены на решение более узких задач или их применение затруднительно при массовом использовании в наших условиях.
Источники информации
1. Патент России 2324464, A61H 1/00, 2006 г.
2. Патент России 2402308, A61H 1/00, 2009 г.
3. Патент России 2317056, A61H 1/00, 2006 г.
4. Патент России 2336067, A61H 1/00, 2008 г.
5. Патент России 2314132, A61H 1/00, 2006 г.
6. Патент США 5304112, A61M 21/00, 1994 г.
7. Патент США 5135468, A61M 21/00, 1992 г.
8. Патент России 2326702, A61N 1/32, 2007 г.
9. Патент России 2336099, A61H 21/00, 2007 г.
10. Патент России 2041721, A61M 21/00, A61N 1/36, A61H 39/00, 1/00, 1995 г.
11. Патент России 2326642, A61H 1/00, 2008 г.
12. Патент России 2171667, A61H 39/00, 2001 г.
13. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск. 2000 г.
14. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях центральной и периферической нервной системы. М., 1999 г.
15. Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. М. 1994 г.
16. Мешалкин В.Э. Хранитель. Славянская гимнастика. Свод Здравы Велеса, СПб, 2008 г.
17. Хорвуд Г. Секретные техники тайцзицюань. М. 2008 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2018 |
|
RU2691847C1 |
Способ проведения физической тренировки человека | 2022 |
|
RU2817482C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2454983C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2127574C1 |
СПОСОБ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ | 2014 |
|
RU2584088C2 |
Способ профилактического оздоровления организма человека | 2016 |
|
RU2651888C1 |
Способ комплексного оздоровления организма человека | 2017 |
|
RU2651080C1 |
Способ тренировки мышц | 2015 |
|
RU2616992C2 |
Способ комплексного оздоровления организма. | 2018 |
|
RU2714179C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2452453C1 |
Изобретение относится к медицине, оздоровительной физической культуре. Способ включает разминку, основной комплекс упражнений (ОК), релаксацию. В качестве ОК выполняют упражнения, содержащие динамические пластические формы (ДПФ) сложно-координационной направленности, разработанные на основе элементов спортивной и художественной гимнастики, спортивных танцев, китайской гимнастики "тайцзи-цюань", в медленном и среднем темпе с релаксацией в движении при соответствующем музыкальном сопровождении без использования дополнительных приспособлений. Все движения ОК выполняют непрерывно, плавно с одновременной цикличной сменой напряжения или растяжения и расслабления мышечных групп в сочетании с диафрагмальным дыханием в положении стоя. Каждое упражнение имеет три степени сложности, соответствующие постепенному увеличению амплитуды движений, с последующим возвращением к исходному положению при каждом упражнении. На протяжении одного занятия сложность упражнений возрастает. Смену ДПФ одной на другую в процессе занятия совершают плавно, без прерывания движения. Общая длительность сеанса составляет 1 час 30 мин, минимальное число занятий 3 р/нед. Способ не травматичен, обеспечивает воздействие на все регулирующие системы организма, пригоден для проведения индивидуальных и групповых занятий. 50 ил.
Способ оздоровления человека с помощью релаксационной гимнастики, включающий разминку, основной комплекс упражнений, релаксацию, отличающийся тем, что в качестве основного комплекса выполняют упражнения, содержащие динамические пластические формы (ДПФ) сложно-координационной направленности, разработанные на основе элементов спортивной и художественной гимнастики, спортивных танцев, китайской гимнастики "тайцзи-цюань", в медленном и среднем темпе с релаксацией в движении при соответствующем музыкальном сопровождении без использования дополнительных приспособлений; при этом все движения упражнений выполняют непрерывно, плавно с одновременной цикличной сменой напряжения или растяжения и расслабления мышечных групп в сочетании с диафрагмальным дыханием в положении стоя; причем каждое упражнение имеет три степени сложности, соответствующие постепенному увеличению амплитуды движений, с последующим возвращением к исходному положению при каждом упражнении; причем на протяжении одного занятия сложность упражнений также возрастает; смену ДПФ одну на другую в процессе занятия совершают плавно, без прерывания движения; при этом общая длительность сеанса упражнений составляет 1 ч 30 мин, минимальное количество занятий в неделю - 3 раза.
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2326642C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО С ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ | 1998 |
|
RU2164806C2 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2196613C2 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2286760C2 |
US 20060199715 A1, 07.09.2006 | |||
ДУБРОВСКИЙ В.И | |||
Энциклопедия массажа | |||
- М., 2000, с.311 лев.колон | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
2013-11-27—Публикация
2011-10-14—Подача