Изобретение относится к медицине, а именно к фтизиатрии и предназначено для комплексного лечения впервые выявленного туберкулеза.
В настоящее время во фтизиатрии доминирует стандартный, биологический, обезличенный подход к лечению туберкулеза, что ярко проявляется в стандартизированных программах краткосрочной химиотерапии, особенно амбулаторной химиотерапии впервые выявленных больных туберкулезом, преследующих основную цель - ликвидировать распространение инфекции негативацией мокроты с минимальными материальными затратами, что оправдано с социально-экономических позиций, но не с позиций больного как личности.
Такой подход к лечению больных туберкулезом не учитывает огромного спектра психических реакций, их особенности, их влияния на течение туберкулеза, т. е. отсутствует целостный подход к больному. Внимание обращается преимущественно на соматическую сторону заболевания без учета изменений психического статуса, встречающихся ≈ у 100% больных, оказывающих влияние на физические возможности организма и динамику основного заболевания (это остается вне поля зрения врачей). Особенно патогенным психогенным влиянием на больного является факт констатации диагноза "туберкулез" (стрессогенность его исследована), являющийся источником вышеуказанного полиморфизма нервно-психических изменений, вплоть до суицидальных тенденций, препятствующих эффективной динамике туберкулезного процесса, несмотря на применение антибактериальной противотуберкулезной терапии. Поэтому, "там, где основой является реакция на заболевания, необходима психотерапия" (Шлифер Р.Я., 1930 г.), особенно личностно-ориентированная, направленная на коррекцию психического статуса впервые выявленных больных туберкулезом с помощью метода свободного дыхания, одного из основных в программе.
Известен способ коррекции психофизиологического состояния человека путем использования модифицированного холотропного дыхания (форсированного дыхания, сопровождающегося выраженной гипервентиляцией, предложенного С. Грофом, 1992 г. ) у больных непсихотическими депрессиями (Канаева Л.С. "Клиническая трансперсональная психотерапия непсихотических депрессивных расстройств", Москва, 1996 г.).
Недостаток способа состоит в том, что основным компонентом для введения больных в измененное состояние сознания является суггестивный метод и предварительная когнитивная работа, а также непродолжительный процесс гипервентиляции, прерывающийся задержками дыхания, и поэтому способ не может быть использован у туберкулезных больных.
Наиболее близким является способ психотерапевтического воздействия на человека путем использования ребефинга в сочетании с медитациями (Козлов В. "Свободное дыхание", методические рекомендации, изд. Трансперсонального центра, Москва, 1993 г.) и "Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни" (Джим Леонард, ФилЛАУТ, С-П, ТФ "ИКАМ", 1993 г.).
По данным этих источников, ребефинг - простая техника самосовершенствования. Недостаток способа состоит в том, что нет достаточно четкой программы, ее комплексности. Кроме того, в нем недостаточно четко прослеживается последовательность "шагов" выполнения (выполнения индивидуализации последовательности "шагов"), т.е. нет указаний на конкретную технологическую цепочку, а это недостаточно для применения с целью коррекции психического состояния у туберкулезных больных.
Задача - повышение эффективности психотерапевтической коррекции постстрессовых нервно-психических расстройств, вызванных мощным стрессом - констатацией диагноза "туберкулез".
Поставленная задача достигается тем, что с больным туберкулезом со сроком выявления его до 3-х мес. коррекцию осуществляют в виде комплекса воздействий, состоящих из этапа проведения первичной вербальной легкой коррекции, заключающейся в устранении ошибочных суждений больным о своей болезни как о неизлечимом заболевании, ориентации больного на позитивный результат, и этапа групповой клинической трансперсональной психотерапии, состоящей из последовательно сменяющихся тренингов, а именно: "круга открытого взаимодействия" в течение 15 мин, затем индуктивного самомассажа в течение 10-15 мин в соответствии с системой "Дао", далее проводят пластическую гимнастику 10-15 мин в музыкальном сопровождении для усугубления состояния релаксации с активизацией подсознательных функций, усиления положительных эмоций, после этого проводят медитативный аутотренинг в течение 15-20 мин и в заключение комплекса этап свободного дыхания (ребефинг), состоящий из 3-х типов дыхания, при этом 1-й тип представляет собой дыхание полное и глубокое с максимальным вдохом и выдохом (с частотой ≈ 60 дыхательных движений в 1 мин) в течение 5 мин, формирующим введение пациента в транс, 2-й тип - более поверхностное частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом в течение 40 мин, 3-й тип, заключительный - очень легкое поверхностное дыхание в течение 15 мин с активным включением эмоций и телесных движений с фиксацией позитивных факторов достижения цели, с осознанием ее через инсайт, с последующим постепенным выходом в состояние бодрствования с выводом из транса с использованием мобилизующей психогимнастики, и завершающим этапом комплексной психотерапевтической коррекции проводят динамическое внутригрупповое взаимодействие.
Курс комплексной коррекции состоит из 4-х недельных циклов, время каждого занятия составляет 3-3,5 ч, при этом в 1-ю неделю занятия проводят ежедневно, во 2-ю неделю занятия проводят через день, 3-ю неделю - через 2 дня, 4 неделю - через 3 дня.
Введение в процесс свободного дыхания осуществляют с. постепенным временным увеличением нагрузки, а именно во время первого цикла (неделя) в 1-й день первый тип дыхания не осуществляют, второй тип проводят в течение 20 мин, третий тип - 10 мин, во 2-й день - 1-й тип дыхания - в течение 1 мин, 2-й тип - в течение 30 мин, 3-й тип проводят в течение 15 мин, в 3-ий день - увеличение продолжительности 1-го типа дыхания до 2 мин, 2-й тип - 30 мин, 3-й тип дыхания - в течение 15 мин, в 4-й день - дыхание 1-м типом осуществляют 2 мин, 2-м типом - 30 мин, 3-м типом дыхания - 15 мин, в 5-й день - увеличение длительности 1-м типом дыхания до 3 мин, 2-м типом - до 35 мин, 3-й тип - 15 мин, в 6-й день - 1-й тип дыхания - 3 мин, 2-й тип - 35 мин, 3-й тип - 15 мин, во время 2-го цикла (недели) в первый день - первый тип дыхания проводят 4 мин, второй тип - 40 мин, 3-й тип - 15 мин, во второй день - 1-й тип дыхания -4 мин, 2-й тип - 40 мин, 3-й тип - в течение 15 мин,
в третий день - 1-й тип дыхания - 5 мин, 2-й тип - 45 мин, 3-й тип дыхания - 15 мин, во время 3-го цикла (недели) - в 1 день - 1-й тип дыхания осуществляют 5 мин, второй тип - 45 мин, 3-й -15 мин, во 2-й день - 1-й тип дыхания - 5 мин, 2-й тип - 45 мин, 3-ий тип - 15 мин, во время 4-го цикла (недели) - в первый день - 1-й тип дыхания продолжается 5(10) мин, второй тип - 45 (40) мин, 3-й тип дыхания - 15 мин, во второй день - 1-й тип дыхания - 10 мин, 2-й тип - 40 мин, 3-й тип - 15 мин.
В зависимости от индивидуального состояния пациента комплекс коррекции психофизиологического состояния можно повторять необходимое количество раз.
Комплексное сочетание: индуктивного самомассажа, пластической психогимнастики в музыкальном сопровождении, медитативного аутотренинга обеспечивают снятие нервно-мышечного напряжения (релаксацию) и переключение сознания больного с проблемы, связанной с болезнью на активизацию процессов внутренней саморегуляции (включение подсознательных функций).
Новая тактика проведения свободного дыхания после подготовительных этапов обеспечивает:
1. Выраженное улучшение психического состояния, ликвидацию стресса, тревожности, депрессии и других психических расстройств.
2. Тенденцию к нормализации психовегетативных функций.
3. Возрастание уровней самооценки.
4. Повышение уверенности в себе.
5. Изменение "внутренней картины болезни" в позитивную сторону.
6. Позитивное отношение к себе, к болезни и к будущему.
7. Положительную клинико-рентгенологическую динамику у больных основной группы, опережающую соответствующую в контрольной группе.
8. Достоверную связь между улучшением психического и соматического состояния.
9. Стабильность результатов при катамнестическом исследовании.
Режим смены типов дыхания (поминутно) выбран с целью постепенного введения в процесс свободного дыхания больных и их адаптации.
Проведение комплексного воздействия в течение 4-х недель и с определенным режимом по дням вызвано тяжестью стресса и объемом поражения легких и плевры.
Продолжительность сеанса 3-3,5 ч вызвана высокой степенью нервно-мышечного напряжения и высоким уровнем предшествующего стресса и депрессивных расстройств.
Введение свободного дыхания по предлагаемой нарастающей схеме вызвано необходимостью адаптировать больного, имеющего ограничивающие процесс дыхания специфические изменения в легких и плевре.
Повторяемость цикла обеспечивает для определенных больных возможность закрепить и стабилизировать навыки, полученные на 1 курсе и возможность выработать способы разрешения других проблем по желанию пациента.
Сущность способа в следующем: больным с впервые выявленным туберкулезом, воспринявшим констатацию туберкулезного заболевания как психотравму (как стресс), сопровождающуюся выраженными полиморфными психосоматическими реакциями, наряду с антибактериальной противотуберкулезной терапией осуществляют психотерапевтическую коррекцию по специально разработанной программе.
Для этого формируют группы по 5-9 человек обоего пола с постоянным составом на весь цикл работы - 1 мес.
Срок выявления туберкулеза до 3 мес. Психический статус "без особенностей" (т. е. психически здоровых лиц). Выясняют анамнестические данные, особенности реагирования больных на факт заболевания туберкулезом (как психотравму), отношение к болезни и, в связи с этим, ко всему окружающему ("внутренний" и "внешний" конфликт). Для оценки клинического и психического статусов проводят клинико-психологическое тестирование. Важным является выяснение необходимости психотерапевтической коррекции, желание пациента помочь себе, возможности и готовность больного раскрыть свой внутренний мир. При этом уже на данном этапе проводят вербальную "мягкую коррекцию":
ошибочных суждений больного о своей болезни как о "неизлечимом" заболевании;
ориентация больного на желаемый результат (позитивный результат) как по отношению к себе, так и ко всем сферам жизни.
Это базисный этап всей работы групп, т.к. в нем начало изменения отношения больного к психотравмирующей ситуации (приятие ее как "данность", как "реальность"), к себе, к лечебному процессу (переоценка ценностей), формирование позитивной настроенности на коррекционный процесс на "здесь и сейчас" и будущее.
2. Этап групповой клинической трансперсональной психотерапии
Продолжительность работы групп 3-3,5 ч в день. Работа включает теоретические, практические аспекты и динамическое внутригрупповое взаимодействие.
Занятия строятся из последовательных тренингов:
формируется "круг открытого взаимодействия";
индуктивный самомассаж;
телесно-ориентированная психогимнастика (танец);
медитативный аутотренинг в сочетании с музыкотерапией;
работа с использованием техники свободного дыхания (Rebirthing);
динамическое взаимодействие.
Переход от одного тренинга к другому происходит после оценки состояния больных, обсуждения предыдущего тренинга, коррекции и уточнения выполнения следующего.
Последовательность проведения сеанса:
2.1. Начало занятия - "круг открытого взаимодействия".
Группа рассаживается по кругу, члены группы знакомятся, называют себя (это только на 1-м занятии), информируют членов группы и ведущего о проблемах и определяют для себя желаемый результат. Ведущий дает информационный материал в форме беседы о принципе и методах работы в группе, характеризует применяемые методы терапии. И после этого группа приступает к реализации практической программы.
Для достижения начального этапа релаксации и установления спокойного ровного эмоционального фона используется "круг открытого взаимодействия", для выполнения которого участники "ладонь в ладонь" берутся за руки, глаза закрыты. Ведущим под музыку произносятся формулы самовнушения, например: "Расслабились, успокоились, закрыли глазки и представляем, что мы открываем свое сердце и направляем светлый, теплый поток энергии в свое правое плечо и правую руку и передаем в левую руку справа сидящего, левой рукой принимаем поток и распространяем его по кругу..." и проч. В результате у всех членов группы достигается состояние мышечного расслабления и спокойствия -15 мин.
2.2. Индуктивный самомассаж
(в течение 10-15 мин) - в соответствии с восточной системой "Дао".
Целью упражнений самомассажа является активизация биоактивных точек, меридианов и энергоцентров для упорядочения энергоснабжения органов и систем, для снятия чрезмерного нервно-мышечного напряжения, тревоги, усиления начального уровня релаксации и легкого самопогружения, достигнутые при первом упражнении в кругу. Упражнения выполняют сидя, лежа и стоя с использованием приемов классического массажа, но - легкое растирание, легкое прикосновение, надавливание, поколачивание, поглаживание.
Проведение самомассажа включает в себя:
1. Информационный (разъяснительный) - рациональная психотерапия.
1. Упражнения "общего действия" - "Приветствие солнца", "Поклон солнцу".
2. Активация переднесрединного и заднесрединного меридианов (VC, VG).
3. Активизация меридианов рук (С, P, МС, Gl, IG, TR).
4. Активизация меридианов головы (E, V, PC-5, 6, VB, TR, БАТ ушных раковин).
5. Активизация меридианов ног (V, VB, E, F, RP).
6. "Полный массаж живота" (RP, R, VC, VB, Е).
7. "Благодарение Вселенной".
2.3. Пластическая психогимнастика (10-15 мин) с подбором музыкального сопровождения, при этом, усугубляется состояние релаксации с активизацией подсознательных функций, усиление положительных эмоций, создаются условия для обучения методам саморегуляции, а также (в дальнейшем) возникновения терапевтического суггестивного эффекта. Пациент учится чувствовать свое тело, обращать внимание на любые ощущения, движения и следует этим движениям под музыку в процессе своеобразного спонтанного танца. Обращается внимание на наличие мышечных блоков, зажимов и на движения тела, приводящих к устранению этих состояний.
2.4. Медитативный аутотренинг с использованием моделей психосинтеза, нейролингвистического программирования (НЛП) в следующей последовательности - пациенты занимают горизонтальное положение, внимание сосредоточено на появлении ощущений релаксации в сочетании с чувством тяжести и тепла в руках (особенно в кистях рук). Особое значение уделяется появлению тепла в области солнечного сплетения. Для усиления эффекта пациенты могут положение, внимание сосредоточено на появлении ощущений релаксации в сочетании с чувством тяжести и тепла в руках (особенно в кистях рук). Особое значение уделяется появлению тепла в области солнечного сплетения. Для усиления эффекта пациенты могут визуализировать различные представления, помогающие достичь указанных ощущений (например: представить поток энергии золотистого цвета и проч. ), либо визуализировать предлагаемую модель - тренинг психосинтеза (тренинг "Огонь" - "Представьте горящий огонь. Смотрите на его танцующие изменчивые очертания. Всмотритесь в его движение, попытайтесь ощутить его огненное качество. Продолжая представлять огонь, думайте о нем и его проявлениях в психической жизни: о душевном тепле, пылкой любви, огненном веселье, пламенном энтузиазме.
Наконец, удерживая образ огня перед внутренним взором, медленно представьте, что этот огонь наделяет вас жизнью, что вы становитесь этим огнем. Осознавайте это некоторое время, а затем пусть образ угаснет").
При этом, как правило, использовали модификации классического метода И. Шульца, где последовательность формирования комфортного психического состояния включает 6 этапов:
1. Тяжесть в руках и ногах.
2. Тепло в руках и ногах.
3. Тепло, тяжесть, расслабление во всем теле.
4. Тепло в области солнечного сплетения.
5. Равномерное сочетание расслабления и брюшного типа дыхания.
6. Тепло, релаксация во всем теле и прохлада в области лба.
Аутотренинг продолжается в течение 15-20 мин.
2.5. Собственно Rebirthing представляет собой сложный процесс, включающий следующие составляющие:
2.5.1. Рациональный - включает теоретические аспекты свободного дыхания (история, элементы "дробления" сознания и следствия их, интегративные механизмы, физиологические аспекты свободного дыхания, элементы его и проч.), обсуждение выбранной модели, способов построения ее в зависимости от цели и задач, определение больным собственных целей (их формулировка), совмещение целей (модели и больного) на данном этапе, т.е. формирование желаемого позитивного результата (процесс осознания проблемы, приятия ее, трансформации, реструктуризации, "разблокирования" ее, интеграции и выхода на позитивное решение "на сейчас" с изменением отношения к будущему). Процесс дыхания проводится в горизонтальном положении в состоянии мышечной релаксации и занимает по времени 1 ч.
2.5.2. Ребефинг - это процесс связного дыхания ("циркулярного" дыхания) - без пауз между вдохом и выдохом. Структуру дыхания определяют 3 основных параметра - глубина дыхания, частота, соотношение между вдохом и выдохом.
Частота дыхания - задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает (негативную ситуацию - проблему, трансформирует в позитивную - в желаемый результат).
Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.
Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох - пассивно, при расслаблении мышц. (практически как при обычном дыхании). Цикл "вдох-выдох" происходит либо через нос, либо через рот. Лучше через рот, что дает возможность более интенсивного дыхания.
Психотерапевт обучает каждому типу дыхания. В работе использованы 3 типа (класса) дыхания, которые отличаются t соотношением частоты и глубины дыхания:
1-й тип (класс) дыхания - частое и глубокое дыхание с акцентом на вдох (max вдох и max выдох) ≈ 60 дых. движений в 1 мин,
- используется с целью формирования транса (введение себя в измененное состояние сознания - ИСС или состояние расширенного осознания.
2-й тип дыхания - более поверхностное, но частое (быстрое) дыхание (среди инструкторов свободного дыхания нашей страны распространено название этого типа дыхания как "собачье дыхание") - без пауз между вдохом и выдохом, вдох активен, выдох пассивен. Это "рабочее дыхание", в течение которого происходит формирование "образа достижений" с помощью заданной модели, т.е. сенсорного представления о результате и его достижении.
Например: (задается задание - модель, с которой пациент работает в процессе дыхания). Модель - сказка: "Представьте себя на берегу озера, реки, у водопада (и т.д. - пациент выбирает сам), где есть "живая" и "мертвая" вода в солнечный день. Вокруг тишина, деревья, трава, цветы и т.д. И, Вы, своим внутренним взором осматриваете каждый внутренний орган своего организма (легкие, сердце, желудок и т.д.)".
И пациент, находясь в трансовом состоянии, отождествляет себя с персонажем сказки и мысленно, визуализируя картину, наполняет (омывает) "мертвой" и "живой" водой каждый орган своего тела, ощущая при этом все, что происходит в организме (тепло, прохлада, легкость и т.д.) и проч. и таким образом достигается стойкое позитивное и эмоциональное состояние на фоне релаксации. Пациент представляет себя исцелившимся от заболеваний. Этот результат закрепляется удержанием образа здорового себя с соответствующими ощущениями (легкости, комфорта, прилива сил) и положительными эмоциями (радости, хорошего настроения).
Психотерапевт переводит больных на 3-й этап дыхания - очень легкое и поверхностное дыхание (напоминающее дыхание новорожденного); этот тип дыхания осуществляется на заключительном этапе процесса дыхания, при этом происходит активное включение эмоций (смех, пение и др.) и телесных функций (движения рук, танцевальные движения и др.), фиксация позитивных факторов достижения цели с осознанием через инсайт - мгновенное понимание сути проблемы и выхода из нее.
2.5.3. Выход в состояние бодрствования с полным и постепенным выводом из транса с использованием мобилизирующей психогимнастики, т.е. в течение 1-2 мин пациенты переводятся на обычный тип дыхания (по "команде" психотерапевта), совершая легкие движения конечностями и телом, осознают себя "здесь и сейчас" и открыв глаза выходят в состояние бодрствования.
2.5.4. Динамическое внутригрупповое взаимодействие ("пациент-пациент", "пациент-терапевт") - заключается в полном свободном своеобразном "самоотчете" пациента о всех деталях сеанса с акцентом на индивидуальное самочувствие и положительные эмоции. Терапевт поддерживает и стимулирует высокий уровень откровенности, положительно подкрепляет словами, прикосновением и другими стимулами (щелчок пальцами, хлопок в ладони) высказывания пациента, характеризующие его достижение позитивного результата.
Во время ведения группы терапевт активно направляет работу членов группы на избегание или прерывание оценочных высказываний, т.е. попыток сказать, что "это хорошо" или "плохо", "правильно" или "неправильно" и т.д., заменяя их на "мне нравится", "мне приятно", "мне интересно", "я хочу", "я могу".
2.5.5. Завершением каждого сеанса является "домашнее задание", включающее процесс дыхания (без I типа, II тип- 20 мин, III тип - 10 мин), "доработки" желаемого состояния с контролем фиксации его, т.е. индивидуальное повторение прошедшего сеанса в домашних условиях с последующим "отчетом" в виде "Дневника ребефинга" и при необходимости - в виде высказываний на группе.
Психотерапевт непосредственно "ведет" процесс дыхания, задавая "эталонный" ритм в течение всего часа дыхания, одновременно коррегируя процесс дыхания каждого пациента в соответствии с его (больного) реальными функциональными возможностями (т.е. "ставит" ритм, глубину, частоту в физиологические рамки) с постепенным выводом дыхания на "автоматический режим".
Кроме того, психотерапевт помогает адаптироваться и ориентироваться во всем многообразии визуальных, эмоциональных, вегетативных и телесных планов как в течение всего сеанса, так и после проведения сеанса клинической трансперсональной психотерапии.
Особенности работы с данной группой пациентов являются максимальная индивидуализация в сочетании с общегрупповыми принципами.
Конкретный курс коррекции состоит из следующих циклов (4 недели):
1 неделя - ежедневно по 3-3,5 ч
2 неделя - через день
3 неделя через 2 дня
4 неделя - через 3 дня
В свободные от групповых занятий дни пациенты выполняют "домашние задания" самостоятельно.
В дальнейшем пациенты "дышат СД" самостоятельно по их желанию вне группы, в удобное для себя время.
В течение 1 недели - введение в процесс дыхания постепенное, с увеличением временной нагрузки (с учетом патологии бронхолегочной системы).
I неделя (цикл)
1 день: I тип дыхания не осуществляется.
II тип "----" 20 мин.
III тип "----" 10 мин.
2 день: I тип дыхания 1 мин.
II тип "----" 30 мин.
III тип "----" 15 мин.
3 день: I тип дыхания 2 мин.
II тип "----" 30 мин.
III тип "----" 15 мин.
4 день: I тип дыхания 2 мин.
II тип "----" 30 мин.
III тип "----" 15 мин.
5 день: I тип дыхания 3 мин.
II тип "----" 35 мин.
III тип "----" 15 мин.
6 день: I тип дыхания 3 мин.
II тип "----" 35 мин.
III тип "----" 15 мин.
II неделя
1 день: I тип дыхания 4 мин.
II тип "----" 40 мин.
III тип "----" 15 мин.
2 день:
I тип дыхания 4 мин.
II тип "----" 40 мин.
III тип "----" 15 мин.
3 день: I тип дыхания 5 мин.
II тип дыхания 45 мин.
III тип "----" 15 мин.
III неделя:
I день: I тип дыхания 5 мин.
II тип "----" 45 мин.
III тип "----" 15 мин.
II день: I тип дыхания 5 мин.
II тип "----" 45 мин.
III тип "----" 15 мин.
IV неделя:
1 день: I тип дыхания 5 мин (до 10 мин).
II тип "----" 45 (40 мин).
III тип "----" 15 мин.
2 день: I тип дыхания 10 мин.
II тип "----" 40 мин.
III тип "----" 15 мин.
В зависимости от состояния здоровья пациентов данные циклы можно проводить ежедневно (10 дней, 1 мес. и т.д.), повторять данную программу через индивидуально определяемые периоды, либо повторять ее несколько раз за период лечения.
Данная программа может быть рекомендована для более широкого применения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕВЫХ МЫШЕЧНЫХ СИНДРОМОВ В ПОЯСНИЧНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА | 1999 |
|
RU2175225C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2229869C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДИСТРОФИЙ РОГОВОЙ ОБОЛОЧКИ | 1998 |
|
RU2126275C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ, РЕГУЛИРУЕМОЙ ПО ОБЪЕМУ | 2001 |
|
RU2207159C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ ПРИ ЭКСТЕРНАЛЬНОМ ТИПЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2264232C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2307676C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2011 |
|
RU2482886C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438728C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2019 |
|
RU2712802C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСЕВДОАДАПТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА, ПЕРЕНЕСШИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ | 2004 |
|
RU2277942C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к фтизиатрии. Больным туберкулезом со сроком выявления его до 3 мес. устраняют ошибочные суждения о своей болезни как о неизлечимом заболевании, ориентируют на позитивный результат. На этапе групповой клинической трансперсональной психотерапии осуществляют тренинги, а именно: релаксации в течение 15 мин, затем самомассажа в течение 10-15 мин, далее проводят пластическую гимнастику 10-15 мин в музыкальном сопровождении, после этого проводят медитативный аутотренинг в течение 15-20 мин и в заключение свободное дыхание (ребефинг), состоящий из 3 типов дыхания. При этом 1-й тип представляет собой дыхание с частотой 60 дыхательных движений в 1 мин в течение 5 мин, 2-й тип - более поверхностное частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом в течение 40 мин, 3-й тип - очень легкое поверхностное дыхание в течение 15 мин. При этом включают эмоции и телесные движения, фиксируют позитивные факторы достижения цели, с последующим постепенным выходом в состояние бодрствования с выводом больного из транса. Проводят мобилизующую психогимнастику. В завершении осуществляют самоотчет пациента. Способ позволяет повысить эффективность коррекции нервно-психических расстройств. 2 з.п. ф-лы.
КОЗЛОВ А | |||
Свободное дыхание | |||
Метод | |||
реком., изд | |||
Трансперсон | |||
центр | |||
- М., 1993, с | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
2001-04-10—Публикация
1998-06-17—Подача