СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ДВУХТОПЛИВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2013 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2500911C2

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения.

Известен способ управления газотурбинного двигателя (ГТД), реализованный в электронно-гидромеханической системе автоматического управления (САУ) супервизорного типа. Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.78-81.

Способ заключается в том, что управляющее воздействие гидромеханического регулятора корректируется по температуре газов за турбиной в ограниченном диапазоне электронным корректором.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива в двухтопливную (газ + солярка) камеру сгорания (КС) судовой ГТУ, заключающийся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, Багерман А.З. «Обеспечение надежной эксплуатации газотурбинных двигателей в морских условиях», СПб., ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, 2010 г., с.32.

Недостатком этого способа является следующее.

Для перехода с одного вида топлива на другое (с газообразного на жидкое или с жидкого на газообразное) необходимо остановить ГТУ и провести монтажные работы по переключению с одного топлива на другое.

Это снижает эксплуатационную надежность ГТУ.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности работы ГТУ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления расходом топлива в двухтопливную КС судовой ГТУ, заключающемся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), ЛСУ 2, первый блок 3 управления дозирующим агрегатом, первый дозирующий агрегат 4 (ДГ), первый стоп-кран 5 (СК), причем ДГ 4 подключен к БД 1, а СК 5 - к ЛСУ 2, ко второму управляющему выходу ЛСУ 2 подключены последовательно соединенные второй блок 6 управления дозирующим агрегатом, второй ДГ 7, второй СК 8, причем ДГ 7 подключен к БД 1, СК 8 - к ЛСУ 2, а информационный вход ЛСУ 2 подключен к информационному выходу системы 9 управления судном.

Устройство работает следующим образом.

Система 9 управления судном задает в ЛСУ 2 режим работы ГТУ: запуск, холостой ход (частоту вращения турбокомпрессора холостого хода), номинальный режим (частоту вращения турбокомпрессора на номинальном режиме), максимальный режим (частоту вращения турбокомпрессора на максимальном режиме).

Связь между системой 9 и ЛСУ 2 осуществляется по цифровому каналу связи (например, RS 485 или Ethernet).

ЛСУ 2 в соответствии с полученной от системы 9 уставкой частоты вращения турбокомпрессора по сигналам датчиков из БД 1 по известным зависимостям (см., например, книгу Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.117-135) вычисляет потребный расход топлива в КС ГТУ и с помощью блока 3 и ДГ 4 поддерживает заданную частоту вращения турбокомпрессора ГТУ, изменяя расход топлива в КС ГТУ через первый коллектор КС. При этом стоп-кран 5 открыт, ДГ 7 и СК 8 - закрыты, и подачи топлива во второй коллектор КС нет.

При подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое в ЛСУ 2 поступает соответствующая команда из системы 9. По этой команде в ЛСУ 2, представляющую собой цифровую управляющую систему, включающую в себя вычислитель (процессорные модули, модули памяти, в которые записано программное обеспечения, и каналы межмодульного обмена) и устройства ввода-вывода (на чертеже не показаны), фиксируют с помощью БД 1 значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды. После этого, изменяя управляющий сигнал из ЛСУ 2 в блок 3 с помощью первого ДГ 4 начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом. Для ГТУ на базе газотурбинного двигателя Е70/8 РД производства ОАО «НПО «Сатурн», г.Рыбинск, предназначенного для применения на морских судах, перевозящих сжиженный газ, время этого переходного процесса составляет 10 с, величина регулировки, учитывающая индивидуальные особенности ГТУ и климатический пояс, в котором находится судно, от -5 с до +5 с.

Одновременно с этим по команде ЛСУ 2 открывают СК 8 и через блок 6 начинают с помощью второго ДГ 7 увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора ГТУ оставалась неизменной и равной значению, зафиксированному ЛСУ 2 в момент получения команды на переход с одного топлива на другое.

После того, как ДГ 4 переместится на упор минимального расхода, по команде ЛСУ 2 закрывают СК 5. Теперь весь расход топлива в КС ГТУ идет через ДГ 7 и СК 8 - переход с одного топлива на другое завершен без остановки ГТУ.

Таким образом, обеспечивается переход с одного вида топлива на другое (с газообразного на жидкое или с жидкого на газообразное) без останова ГТУ. Это повышает эксплуатационную надежность ГТУ.

Похожие патенты RU2500911C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Бурдин Валерий Валерьевич
  • Орлов Анатолий Александрович
  • Кудрин Роман Александрович
RU2493393C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Бурдин Валерий Валерьевич
  • Орлов Анатолий Александрович
  • Кудрин Роман Александрович
RU2493390C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2425996C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2427721C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2422658C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2435970C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2422657C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2431051C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 2011
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2457347C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2454557C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 500 911 C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ДВУХТОПЛИВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения. Дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной. Технический результат изобретения - повышение эксплуатационной надежности работы ГТУ. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 500 911 C2

Способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания (КС) судовой газотурбинной установки (ГТУ), заключающийся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, отличающийся тем, что дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2500911C2

БАГЕРМАН А.З
Обеспечение надежной эксплуатации газотурбинных двигателей в морских условиях
- СПб.: ЦНИИ им
Академика А.Н
Крылова, 2010, с.32
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В МНОГОКОЛЛЕКТОРНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435972C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2317431C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2008
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Некрасов Сергей Сергеевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2392470C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Гончаров В.Г.
  • Куприк В.В.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Федоров С.А.
  • Федюкин В.И.
RU2258822C1
US 2007033919 B2, 02.06.2009
Устройство для управления электроприводом транспортного средства 1989
  • Лебедев Геннадий Валентинович
  • Павский Лев Дмитриевич
  • Смирнов Александр Юрьевич
  • Буленко Геннадий Семенович
SU1614967A1

RU 2 500 911 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Бурдин Валерий Владимирович

Бурдин Валерий Валерьевич

Орлов Анатолий Александрович

Кудрин Роман Александрович

Даты

2013-12-10Публикация

2011-12-30Подача