СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЗОНЫ КОНТАКТА КОЛЕС И РЕЛЬСОВ Российский патент 2014 года по МПК C10M113/16 C10N40/04 

Описание патента на изобретение RU2503712C2

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности, к смесям основ и добавок, и может быть использовано для лубрикации зоны контакта колес и рельсов и повышения усталостной прочности и износостойкости тяжело нагруженных узлов трения.

Известна смазка для лубрикации рельсов, состоящая из полужидкой смазки Трансол-200, жидкого стекла и графита (патент РФ №2067110 по кл. C10M 169/04 от 27.09.1996 г.)

Недостатком при использовании данной смазки для лубрикации зоны контакта колес и рельсов является недостаточная ее эффективность, обусловленная относительно низкой сохранностью смазочных свойств, недостаточной усталостной прочностью и потерей необходимых трибологических свойств смазки в жестких условиях работы.

Известна смазочная композиция для тяжело нагруженных узлов трения, (патент РФ №2258080 по кл. C01M 125/04), содержащая мыльную пластичную смазку и порошкообразный наполнитель, включающий смесь наноразмерных порошков железа, никеля и цинка дисперсностью 10-30 нм при следующем соотношении компонентов (мас.%):

порошок железа - 30-70

порошок никеля - 20-40

порошок цинка - 10-30

наполнитель - 0,5-1,5

пластичная смазка - 98,5-99,5

Наличие наноразмерных порошков в данной композиции позволяет повысить износостойкость композиции и предел контактной прочности. Однако использование данной композиции не обеспечивает требуемой устойчивости смазочных слоев, эффективно разделяющих поверхности трения. Причина этого заключается в том, что диспергированные в мыльной среде нанопорошки после отстоя смазки выпадают в осадок, вызывая ухудшение свойств смазочного слоя.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении эффективности лубрикации зоны контакта колес и рельсов.

Поставленная задача решается за счет того, что в смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а порошкообразный модифицированный наполнитель содержит смесь наноразмерных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами при следующем соотношении компонентов, (мас.%):

модифицированный порошкообразный наполнитель - 5-10 поверхностно активное вещество - 3-8 углеводородное масло - остальное

Технология изготовления смазки включает волновую технологию диспергирования минерального нанонаполнителя в масляной фазе в присутствии концентрата поверхностно-активного вещества с одновременной модификацией частиц наполнителя в процессе смешения с последующим разбавлением концентрата нефтяным маслом.

В качестве наноразмерных частиц используются агрегаты алюмосиликатного порошка, например природные или синтетические смектитовые глины, а в качестве поверхностно-активных веществ используются модификаторы анионного и катионного типа, например, соли жирных карбоновых кислот, четвертичные аммониевые соединения и пр.

Использование модифицированного наполнителя, содержащего смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, модифицированных поверхностно-активными веществами, приводит к образованию устойчивых дисперсий, содержащих наноразмерные частицы в углеводородном масле, причем действие силы тяжести, приводящие к седиментации модифицированных наночастиц, полностью компенсируется силами гидродинамического сопротивления среды, действующими на частицу.

Для оценки эффективности предлагаемой смазки проводились триботехнические испытания по модельной схеме «роликовая аналогия» с проскальзыванием 20% на машине для испытания материалов на трение и износ ИИ 5018. В качестве образцов для испытаний использовались ролики из материла сталь 45 диаметром 50 мм и шириной 10 мм. Микротвердость и механические характеристики поверхностного слоя определялись по диаграмме вдавливания алмазной пирамиды Виккерса на кинетическом микротвердомере CSM. Износ определялся весовым методом на лабораторных весах ВЛР-200 с точностью измерения - 0,5 мг.

Продолжительность испытаний определялась временем, достаточным для определения износа образцов (t=20÷25 мин.). Режим испытаний соответствовал испытанию смазок для колес и рельсов в зоне контакта. Методика испытаний состояла в нанесении смазки на один нижний ролик и обкатки его несмазанным роликом в течении 20 минут под нагрузкой 2000 Н при числе оборотов 382 об/мин, что соответствует линейной скорости 1 м/с и измерении потери веса за время эксперимента.

B таблице 1 представлены результаты испытаний на износ образцов при граничной смазке, а в таблице 2 представлены результаты испытаний на кинетическую микротвердость образцов после трения при граничной смазке.

Таблица 1. № образца G1 (гр.) G1 (гр.) Gc (гр.) t (мин.) Среднее Gc (гр.) 1 0,00330 0,00820 0,01150 20 0,00595 2 0,00065 0,00370 0,00435 20 3 0,00085 0,00115 0,00200 20 Где: G1 - износ нижнего образца; G2 - износ верхнего образца; Gc - износ пары образцов; t - время испытания.

Таблица 2. № образца Состояние поверхности образца HV, (кг/мм2) Wпл, (мк/Дж) 1 Исходное состояние до трения 339 1,08 2 Трение со смазкой 339 1,09 Где: HV, (кг/мм2) - микротвердость по Виккерсу; Wпл, (мк/Дж) - коэффициент необратимой потери энергии, оцениваемой площадью петли гистерезиса на диаграмме вдавливания при разгружении индентора

Полученный смазочный материал дает возможность при его использовании существенно повысить эффективность лубрикации зоны контакта колес и рельсов по критериям износостойкости и минимального трения поверхностей трения.

Кроме того использование алюмосиликатного порошка снижает стоимость затрат за счет его относительно низкой стоимости.

Похожие патенты RU2503712C2

название год авторы номер документа
ШУМОПОДАВЛЯЮЩАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2021
  • Гейфман Григорий Владимирович
  • Гороховский Александр Владиленович
RU2755089C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2013
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Добринский Эдуард Константинович
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Буйлов Валерий Николаевич
  • Сафонов Константин Валентинович
  • Галкин Александр Александрович
RU2525238C1
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Шаповалов В.В.
  • Супрун Е.В.
  • Майба И.А.
  • Богданов В.М.
  • Озябкин А.Л.
RU2065484C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2004
  • Сафонов В.В.
  • Кирилин А.В.
  • Добринский Э.К.
  • Александров В.А.
  • Сафонова С.В.
  • Буйлов В.Н.
RU2258080C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2015
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Приходько Иван Васильевич
  • Макеев Вячеслав Валерьевич
  • Приходько Алла Петровна
RU2599005C2
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Марченко Дмитрий Юрьевич
  • Лебединский Константин Сергеевич
RU2551679C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1992
  • Бузунов О.В.
  • Федоров А.А.
  • Ушакова Н.М.
RU2043395C1
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения 2022
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2787947C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2

Реферат патента 2014 года СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЗОНЫ КОНТАКТА КОЛЕС И РЕЛЬСОВ

Настоящее изобретение относится к смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающейся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

модифицированный порошкообразный наполнитель 5-10 поверхностно активное вещество 3-8 углеводородное масло остальное

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение усталостной прочности и износостойкости тяжелонагруженных узлов трения. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 503 712 C2

Смазка для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащая пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами при следующем соотношении компонентов, мас.%:
модифицированный порошкообразный наполнитель 5-10 поверхностно - активное вещество 3-8 углеводородное масло остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503712C2

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1992
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Нестеров Александр Викторович
  • Богданов Виктор Михайлович
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Лосева Любовь Николаевна
  • Бельдей Валентин Васильевич
RU2000316C1
US 3106532 A, 08.10.1963
US 4664820 A, 12.05.1987
US 4053424 A, 11.10.1977
US 5158694 A, 27.10.1992
US 4406800 A, 27.09.1983
СМАЗОЧНЫЙ КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ СМАЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Белосевич В.К.
  • Соколов В.В.
  • Зотова И.А.
  • Голубкова Т.С.
  • Барштейн А.И.
  • Пузанов В.А.
  • Шинкарев Б.С.
  • Богданов В.М.
  • Шемелюк М.П.
RU2072390C1

RU 2 503 712 C2

Авторы

Алисин Валерий Васильевич

Покидько Борис Владимирович

Симакова Галина Александровна

Даты

2014-01-10Публикация

2011-10-31Подача