Изобретение относится к смазочным материалам, в частности, к смесям основ и добавок, и может быть использовано для лубрикации зоны контакта колес и рельсов и повышения усталостной прочности и износостойкости тяжело нагруженных узлов трения.
Известна смазка для лубрикации рельсов, состоящая из полужидкой смазки Трансол-200, жидкого стекла и графита (патент РФ №2067110 по кл. C10M 169/04 от 27.09.1996 г.)
Недостатком при использовании данной смазки для лубрикации зоны контакта колес и рельсов является недостаточная ее эффективность, обусловленная относительно низкой сохранностью смазочных свойств, недостаточной усталостной прочностью и потерей необходимых трибологических свойств смазки в жестких условиях работы.
Известна смазочная композиция для тяжело нагруженных узлов трения, (патент РФ №2258080 по кл. C01M 125/04), содержащая мыльную пластичную смазку и порошкообразный наполнитель, включающий смесь наноразмерных порошков железа, никеля и цинка дисперсностью 10-30 нм при следующем соотношении компонентов (мас.%):
порошок железа - 30-70
порошок никеля - 20-40
порошок цинка - 10-30
наполнитель - 0,5-1,5
пластичная смазка - 98,5-99,5
Наличие наноразмерных порошков в данной композиции позволяет повысить износостойкость композиции и предел контактной прочности. Однако использование данной композиции не обеспечивает требуемой устойчивости смазочных слоев, эффективно разделяющих поверхности трения. Причина этого заключается в том, что диспергированные в мыльной среде нанопорошки после отстоя смазки выпадают в осадок, вызывая ухудшение свойств смазочного слоя.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении эффективности лубрикации зоны контакта колес и рельсов.
Поставленная задача решается за счет того, что в смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а порошкообразный модифицированный наполнитель содержит смесь наноразмерных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами при следующем соотношении компонентов, (мас.%):
Технология изготовления смазки включает волновую технологию диспергирования минерального нанонаполнителя в масляной фазе в присутствии концентрата поверхностно-активного вещества с одновременной модификацией частиц наполнителя в процессе смешения с последующим разбавлением концентрата нефтяным маслом.
В качестве наноразмерных частиц используются агрегаты алюмосиликатного порошка, например природные или синтетические смектитовые глины, а в качестве поверхностно-активных веществ используются модификаторы анионного и катионного типа, например, соли жирных карбоновых кислот, четвертичные аммониевые соединения и пр.
Использование модифицированного наполнителя, содержащего смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, модифицированных поверхностно-активными веществами, приводит к образованию устойчивых дисперсий, содержащих наноразмерные частицы в углеводородном масле, причем действие силы тяжести, приводящие к седиментации модифицированных наночастиц, полностью компенсируется силами гидродинамического сопротивления среды, действующими на частицу.
Для оценки эффективности предлагаемой смазки проводились триботехнические испытания по модельной схеме «роликовая аналогия» с проскальзыванием 20% на машине для испытания материалов на трение и износ ИИ 5018. В качестве образцов для испытаний использовались ролики из материла сталь 45 диаметром 50 мм и шириной 10 мм. Микротвердость и механические характеристики поверхностного слоя определялись по диаграмме вдавливания алмазной пирамиды Виккерса на кинетическом микротвердомере CSM. Износ определялся весовым методом на лабораторных весах ВЛР-200 с точностью измерения - 0,5 мг.
Продолжительность испытаний определялась временем, достаточным для определения износа образцов (t=20÷25 мин.). Режим испытаний соответствовал испытанию смазок для колес и рельсов в зоне контакта. Методика испытаний состояла в нанесении смазки на один нижний ролик и обкатки его несмазанным роликом в течении 20 минут под нагрузкой 2000 Н при числе оборотов 382 об/мин, что соответствует линейной скорости 1 м/с и измерении потери веса за время эксперимента.
B таблице 1 представлены результаты испытаний на износ образцов при граничной смазке, а в таблице 2 представлены результаты испытаний на кинетическую микротвердость образцов после трения при граничной смазке.
Полученный смазочный материал дает возможность при его использовании существенно повысить эффективность лубрикации зоны контакта колес и рельсов по критериям износостойкости и минимального трения поверхностей трения.
Кроме того использование алюмосиликатного порошка снижает стоимость затрат за счет его относительно низкой стоимости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШУМОПОДАВЛЯЮЩАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2021 |
|
RU2755089C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2013 |
|
RU2525238C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2065484C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2196807C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2004 |
|
RU2258080C1 |
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ | 2015 |
|
RU2599005C2 |
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА | 2014 |
|
RU2551679C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1992 |
|
RU2043395C1 |
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения | 2022 |
|
RU2787947C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2008 |
|
RU2388635C2 |
Настоящее изобретение относится к смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающейся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Техническим результатом настоящего изобретения является повышение усталостной прочности и износостойкости тяжелонагруженных узлов трения. 2 табл.
Смазка для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащая пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения | 1992 |
|
RU2000316C1 |
US 3106532 A, 08.10.1963 | |||
US 4664820 A, 12.05.1987 | |||
US 4053424 A, 11.10.1977 | |||
US 5158694 A, 27.10.1992 | |||
US 4406800 A, 27.09.1983 | |||
СМАЗОЧНЫЙ КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ СМАЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2072390C1 |
Авторы
Даты
2014-01-10—Публикация
2011-10-31—Подача