ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА Российский патент 2015 года по МПК C10M169/06 C10M125/22 C10M125/26 C10M159/02 

Описание патента на изобретение RU2551679C1

Изобретение относится к экологически чистым пластичным смазочным материалам, изготавливаемым на биоразлагаемой основе. Изобретение может быть использовано для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта (далее - лубрикация).

Известна смазка для лубрикации BioRail®, производимая фирмой Whitmore's на основе растительных масел. Испытания этой смазки проводились на железнодорожных путях 1 класса США и Канады и показали хорошие результаты. Недостатком смазки является узкий диапазон температур атмосферного воздуха, при которых она является работоспособной.

Известна консистентная смазка, которая может быть использована в широком интервале температур и обладает отличными антикоррозионными свойствами. В этой композиции консистентной смазки смазочное базовое масло из синтетических или минеральных масел, обладающих хорошими низкотемпературными и антикоррозионными свойствами, теплостойкостью и высокой несущей способностью, смешивают с от 5 до 50 масс. % соединения кальций-сульфонатного комплекса в качестве загустителя, выделяющегося низкотемпературными свойствами. В результате низкотемпературные свойства улучшаются при использовании характеристик соединения кальций-сульфонатного комплекса (например, японский патент 2002-265969 А).

Наиболее близка по составу смазочной основы смазочная композиция по пат. РФ №2436840 (20.12.2011 г.), состав которой получают смешением по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла с загустителем, компаундируют с воском и водой и, необязательно, компаундируют с ними добавку, такую как сурфактант и антивспениватель. В качестве воска предпочтительно используют карнаубский воск. Технический результат - композиция консистентной смазки предельно облегчает операцию ее удаления после применения, является безвредной для окружающей среды и имеет превосходную антикоррозионную характеристику.

Целью изобретения является создание экологически чистой смазочной композиции.

Техническим результатом является экологически чистая биоразлагаемая пластичная смазка, снижающая износ и повышающая ресурс рельсов и колес, снижающая энергопотребление на тягу подвижного состава и обладающая степенью биоразложения не ниже 80% (по методу ASTM D-5864).

Технический результат достигается экологически чистой пластичной смазкой следующей рецептуры, масс.%: 12-оксистеариновая кислота 7,3-10,3; кальция гидроокись 0,3-0,5; лития гидроокись 0,2-0,7; натрия тетраборат 2,0-4,3; глицерин 0,9-2,1; осерненное масло 6,8-9,0; масло базовое ВМГЗ 0-9,1; масло синтетическое БЗВ 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.

Снижение износа, повышение ресурса рельсов и колес, снижение энергопотребления на тягу подвижного состава оценивали по результатам стендовых испытаний смазочных материалов на серийной машине трения ИИ 5018 при трении качения с 10% проскальзыванием ролика из колесной стали (нижний ролик) по ролику из рельсовой стали (верхний ролик) в сравнении со смазкой для лубрикации BioRail. Смазочный материал наносили на поверхность трения только нижнего ролика в количестве 1 мл. Количество нанесенного смазочного материала было одинаковым для всех тестируемых пар трения. Ролики закрепляли в машине трения, вводили в контакт и осуществляли вращение роликов под нагрузкой 980 Н до 300 оборотов. Затем вращение роликов прекращали, ролики снимали с машины трения, с их нерабочих поверхностей удаляли смазку. Ролики взвешивали, после чего устанавливали на машине трения и закрепляли гайками. В течение всего времени испытаний производили непрерывную запись коэффициента трения. Испытания роликов осуществляли до достижения значения коэффициента трения 0,1. В таблице приведены результаты испытаний образцов смазочных материалов.

Экологическую чистоту смазочной композиции определяли по биоразлагаемости в 28-дневном тесте по методу испытаний ASTM D-5864 «Стандартный метод испытаний для определения аэробной водной биодеградации смазочных материалов». Для всех смазочных материалов приведенной выше рецептуры степень биоразложения составляла не менее 80%.

Общими для заявленной пластичной смазки и ее ближайшего аналога являются признаки, характеризующие их состав: обе смазки могут содержать в качестве основы смесь масел; загущены мыльным загустителем.

В отличие от ближайшего аналога предлагаемая смазка дополнительно содержит присадки, улучшающие триботехнические свойства - натрия тетраборат и осерненное масло; вместо кальций-сульфонатного и литиевого комплекса содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; не содержит уменьшающего адгезию к поверхности воска; кроме того, заявленная пластичная смазка отличается соотношением ингредиентов.

Способ получения смазки состоит в предварительном получении мыл 12-оксистеариновой кислоты, выпаривании воды при 95-105°C и добавления после этого дисперсионной среды. Данный способ позволяет предотвратить омыление растительной дисперсионной среды, что существенно снижает склонность смазочного материала к образованию эмульсий с водой.

В реактор с мешалкой загружают рассчитанное количество 12-оксистеариновой кислоты и производят нагрев до температуры 80-85°C. После расплавления добавляют при интенсивном перемешивании суспензию смеси щелочей (соотношение щелочь:вода - 30:70). Проводят выпаривание воды при температуре 95-105°C. Далее в реактор вводят 30% от общего количества смеси базовых масел и весь объем осерненного масла. Температуру реакционной смеси повышают до 130-140°C. Смесь выдерживают при температуре 130-140°C до тех пор, пока она не станет однородной. Затем вводят еще 30% от общего количества смеси базовых масел и осуществляют нагревание до температуры плавления мыл 190-200°C. Расплав при этом становится прозрачным. После получения прозрачного расплава нагревание прекращают. При интенсивном перемешивании, на остывание добавляют оставшиеся 40% от общего количества смеси базовых масел. При температуре 55-65°C вводят глицерин и натрия тетраборат.

В процессе приготовления пластичной смазки целесообразно использовать промышленно выпускаемые продукты, например масло подсолнечное нерафинированное (ГОСТ Р 52465-2005) или любое другое масло растительного происхождения, масло базовое ВМГЗ (ТУ 38.101479-86), масло синтетическое БЗВ (ТУ 38.101295-85 изм. 1-9), 12-оксистеариновую кислоту (импорт; сертификат качества поставщика), кальция гидроокись (ГОСТ 9262-77), лития гидроокись (ГОСТ 8595-83), натрия тетраборат (ГОСТ 4199-76, изм. 2), глицерин (ГОСТ 6824-96), осерненное масло (ТУ 38301-38-131-90).

Смазка может также содержать, помимо указанных необходимых компонентов, различные функциональные добавки, не влияющие существенно на показатели, определяющие ее назначение или новые технические свойства; к таковым компонентам, в частности, относятся, например, красители-маркеры и т.п.

Похожие патенты RU2551679C1

название год авторы номер документа
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения 2022
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2787947C1
ЗАЩИТНЫЙ АНТИКОРРОЗИОННЫЙ СОСТАВ 2023
  • Кулов Артур Рамилевич
  • Виниш Анатолий Григорьевич
  • Валиев Айрат Данилович
RU2817153C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КАПЛЕПАДЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ ЛИТИЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СМАЗКИ 2011
  • Кузьмин Василий Николаевич
  • Пенджиев Эльман Джангир Оглы
  • Волохов Кирилл Игоревич
RU2483100C1
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО 1996
  • Жданов Андрей Николаевич
RU2103330C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИРОВОГО СОЛИДОЛА 2021
  • Рухов Артем Викторович
  • Бакунин Евгений Сергеевич
  • Образцова Елена Юрьевна
  • Жабкина Инна Александровна
  • Рухов Антон Викторович
  • Корнев Алексей Юрьевич
  • Истомин Андрей Михайлович
RU2764085C1
Многоцелевая пластичная смазка 2019
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
  • Шувалов Сергей Александрович
  • Ермакова Ольга Вячеславовна
RU2698463C1
СМАЗКА ДЛЯ РЕЛЬСОВ 1991
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Майба Игорь Альбертович
  • Богданов Виктор Михайлович
RU2009187C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1996
  • Еситашвили В.А.
  • Гавриленков А.И.
  • Серебрякова В.И.
  • Бабминдра М.П.
  • Школьников Е.Н.
  • Иванов Ю.А.
RU2118340C1
Способ получения жирового солидола 2022
  • Рухов Артем Викторович
  • Бакунин Евгений Сергеевич
  • Рухов Антон Викторович
  • Образцова Елена Юрьевна
  • Кортунов Петр Олегович
  • Зенкин Дмитрий Владимирович
  • Гончарова Мария Сергеевна
RU2804800C1

Реферат патента 2015 года ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100. Также настоящее изобретение относится к способу производства экологически чистого смазочного материала. Техническим результатом настоящего изобретения является создание экологически чистой биоразлагаемой пластичной смазки, снижающей износ и повышающей ресурс рельсов и колес, снижающей энергопотребление на тягу подвижного состава и обладающей степенью биоразложения не ниже 80 %. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 551 679 C1

1. Экологически чистый смазочный материал для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащий в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, отличающийся тем, что смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.:
12-оксистеариновая кислота 7,3-10,3 кальция гидроокись 0,3-0,5 лития гидроокись 0,2-0,7 натрия тетраборат 2,0-4,3 глицерин 0,9-2,1 осерненное масло 6,8-9,0 масло базовое ВМГ3 0-9,1 масло синтетическое БЗВ 0-6,5 масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) до 100

2. Способ производства экологически чистого смазочного материала по п. 1, при котором в реактор с мешалкой загружают рассчитанное количество 12-оксистеариновой кислоты, производят нагрев до температуры 80-85°C, а после расплавления добавляют при интенсивном перемешивании суспензию смеси щелочей (соотношение щелочь:вода - 30:70) и проводят выпаривание воды при температуре 95-105°C, отличающийся тем, что затем в реактор вводят 30% от общего количества смеси базовых масел и весь объем осерненного масла, температуру реакционной смеси повышают до 130-140°C и смесь выдерживают при этой температуре до тех пор, пока она не станет однородной, затем вводят еще 30% от общего количества смеси базовых масел и осуществляют нагревание до температуры 190-200°C, при которой происходит плавление мыл и образование прозрачного расплава, после этого нагревание прекращают при интенсивном перемешивании, затем в процессе остывания добавляют оставшиеся 40% от общего количества смеси базовых масел, а при температуре 55-65°C вводят глицерин и натрия тетраборат.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551679C1

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2003
  • Кобылянский Евгений Васильевич
  • Ищук Юрий Лукич
  • Лопатюк Виталий Васильевич
  • Дугина Людмила Николаевна
  • Железный Леонид Витальевич
  • Кравчук Галина Григорьевна
  • Лендьел Иосиф Васильевич
RU2249031C1
US 8507421 B2, 13.08.2013
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1988
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Заикин Георгий Иванович
  • Неглинский Всеволод Владимирович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Лозовский Борис Алексеевич
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1583437A1
БИТУМНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 1993
  • Капустин А.М.
  • Чернышев В.П.
  • Тарасюк Ю.Г.
  • Фукс И.Г.
  • Шибряев С.Б.
  • Нестеров А.В.
  • Караченкова В.А.
  • Перекрестова В.В.
  • Елисеев Л.С.
  • Кайдала Е.В.
  • Школьников Е.Н.
RU2036223C1
Многоступенчатая активно-реактивная турбина 1924
  • Ф. Лезель
SU2013A1
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2001
  • Шпербер Р.Е.
  • Беляев Б.О.
  • Шпербер Е.Р.
  • Шпербер Ф.Р.
  • Шпербер И.Р.
  • Шпербер Д.Р.
  • Шпербер Р.С.
RU2186835C1
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ 1994
  • Евдокимов Ю.А.
  • Майба И.А.
  • Кротов В.Н.
  • Богданов В.М.
RU2067110C1

RU 2 551 679 C1

Авторы

Колесников Владимир Иванович

Бойко Михаил Викторович

Марченко Дмитрий Юрьевич

Лебединский Константин Сергеевич

Даты

2015-05-27Публикация

2014-03-14Подача