СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Российский патент 1996 года по МПК C10M169/04 C10M169/04 C10M125/02 C10M125/22 C10M159/04 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2065484C1

Изобретение относится в области смазки динамически тяжелонагруженных пар трения боковой головки рельса реборда железнодорожного колеса.

Известна смазка разового способа нанесения на открытые узлы трения, например шестерни тяжелонагруженныфх редукторных механизмов ОЗП-1 ТУ 38 201117-76, состоящая из масляного гудрона, битума и противоизносной присадки октола [1]
Недостатком этой смазки является растрескивание и отслаивание смазочного слоя от поверхности трения при динамическом воздействии.

Наиболее близкой к описываемому решению является пластичная смазка ВНИИНП-242 ТУ 38 1011359-73, которую принимаем за прототип [2]
Состав смазки прототипа следующий, мас.

Масло И45 (50) 85,7
Литиевое мыло стеариновой кислоты 12
Дисульфид молибдена 2
Дифениламин 0,3
Недостатком смазки прототипа является низкая удерживающая способность.

Технической задачей заявляемого решения является повышение эксплуатационной стойкости и срока службы слоя смазки, нанесенной на боковую поверхность головки рельса и контактирующих динамических пар.

Поставленная задача достигается тем, что смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, включающая дисульфид молибдена, согласно изобретению содержит битум, маслонесодержащий углеводородный растворитель и графит чешуйчатый при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит чешуйчатый 5-20
Битум 20-55
Дисульфид молибдена 2-5
Углеводородный растворитель Остальное
Введение в состав смазки в качестве несущей основы битума позволяет улучшить адгезию чешуек графита к поверхности трения, заполнить микротрещины на металле, что способствует их залечиванию и увеличению срока службы пар трения. Введение растворителянапример бензина, позволяет обеспечить всесезонность смазки и необходимую консистенцию.

Смазку готовят, смешивая основу (битум) с маслосодержащим углеводородным растворителем, затем вводят чешуйчатый графит и дисульфид молиблена и перемешивают в течение 20-25 минут до равномерного распределения графита и приобретения смазкой равномерной окраски.

Для оценки смазочной способности пластичных смазок при работе в режиме трения качения с проскальзыванием использовали модернизированную машину трения МИ М типа "Амслер".

Параметры образцов задавались так, чтобы удовлетворить масштабам моделирования, в частности удельное давление в контакте и скорость скольжения в натуре и модели должны быть одинаковы.

Ролики должны быть изготовлены из стали, по химическому составу близкой к бандажной и рельсовой стали: колесный ролик из стали 60 Г, ГОСТ 1050-74; нижний (рельсовый) из стали 70 Г, ГОСТ 1050-74.

Испытания проводились на режимах, соответствующих реальному узлу трения гребень колеса рельс, удельном контактном давлении 3500 МПа, скорости скольжения 0,5 м/с. В процессе испытаний при комнатной температуре эти факторы оставались постоянными. Непрерывно велась запись момента трения и температуры смазки в объеме. Интенсивность изнашивания определялась через весовой износ образцов по формуле

где Dm разница массы образцов до и после испытаний (г);
S площадь поверхности трения образцов (см2);
L путь трения (см);
ρ плотность материала образцов (г/см3).

Образцы до и после испытаний протирались в ацетоне и взвешивались на лабораторных весах ВЛР 200. Каждый опыт повторялся трижды. Время испытаний 2.3 часа.

Результаты испытаний представлены в таблице.

Результаты испытаний показывают, что все предлагаемые составы превосходят смазку-прототип по удерживающей способности.

Результаты испытаний показывают, что разработанные смазки на основе битума превосходят смазку-прототип.

Смазка улучшает адгезионное взаимодействие чешуек графита к металлической поверхности, происходит залечивание микротрещин металла, увеличивается срок службы смазки и контактирующих металлических пар трения.

При нанесении маслонесодержащий антифриз-растворитель испаряется до момента начала контакта реборды железнодорожного колеса с боковой поверхностью рельса, на которой образуется равномерный контактный (0,001-0,005 мм) прочный слой смазки, который хорошо воспринимает динамические нагрузки, удерживается при воздействии атмосферных осадков, обладает высокой несущей способностью, на порядок превышающей несущую способность применяемых для лубрикации жидких смазок и в 5-8 раз несущую способность консистентных смазок с твердыми присадками типа дисульфида молибдена или чешуйчатого графита.

Источники информации
1. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справ.изд./Под. ред. В.М.Школьникова. М. Химия, 1989, 432 с.

2. В. В. Синицын. Пластичные смазки в СССР. М. Химия, 1984, с. 98, 99. ТТТ1

Похожие патенты RU2065484C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2000
  • Шаповалов В.В.
  • Щербак П.Н.
  • Черный В.С.
  • Майба И.А.
  • Ильин В.И.
  • Колесников В.И.
  • Могилевский В.А.
  • Лубягов А.М.
  • Червенко А.Н.
  • Андриевский А.П.
  • Розман О.А.
RU2170756C1
СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ РЕЛЬСОВ 1994
  • Евдокимов Ю.А.
  • Майба И.А.
  • Кротов В.Н.
  • Шаповалов В.В.
  • Комиссарова С.В.
RU2068445C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2003
  • Шаповалов В.В.
  • Могилевский В.А.
  • Кульбикаян Р.В.
  • Щербак П.Н.
  • Майба И.А.
  • Лубягов А.М.
  • Зеленский Д.В.
  • Баранов В.И.
  • Шуб М.Б.
  • Зайкин Д.С.
RU2238304C1
СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1993
  • Евдокимов Ю.А.
  • Шаповалов В.В.
  • Майба И.А.
  • Щербак П.Н.
  • Богданов В.М.
RU2067109C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ 1994
  • Евдокимов Ю.А.
  • Майба И.А.
  • Кротов В.Н.
  • Богданов В.М.
RU2067110C1
СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2278893C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2333119C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2001
  • Шаповалов В.В.
  • Майба И.А.
  • Щербак П.Н.
  • Выщепан А.Л.
  • Сопельник А.Ю.
  • Деркачев С.Г.
  • Андреевский А.П.
  • Костенко Г.В.
RU2197677C2
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2537388C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 065 484 C1

Реферат патента 1996 года СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности при смазывании рельсов в кривых пути. Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационной стойкости и срока службы слоя смазки, нанесенной на боковую поверхность головки рельса и контактирующих динамических пар трения. Смазочный материал на основе графита содержит битум, маслонесодержащий антифриз-растворитель и дисульфид молибдена при следующем соотношении компонентов: мас.%:
Графит - 5-20
Битум - 20-55
Дисульфид молибдена - 2-5
Маслонесодержащий антифриз -растворитель - Остальное
1 табл.

Формула изобретения RU 2 065 484 C1

Смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, содержащая дисульфид молибдена, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит графит, битум и углеводородный растворитель при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 5-20
Битум 20-55
Дисульфид молибдена 2-5
Углеводородный растворитель Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2065484C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
В.В
Синицын, Пластичные смазки в СССР, М., Химия, 1984, c
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости
Справочник под ред
В.М.Школьникова, М., Химия, 1989, с
ПЛУГ С ВРАЩАЮЩИМИСЯ РАБОЧИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ 1925
  • Коробцов В.Г.
SU432A1

RU 2 065 484 C1

Авторы

Шаповалов В.В.

Супрун Е.В.

Майба И.А.

Богданов В.М.

Озябкин А.Л.

Даты

1996-08-20Публикация

1994-02-17Подача