СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2014 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2503940C1

Изобретение относится к авиации, а именно к входным устройствам силовых установок летательных аппаратов.

Входное устройство газотурбинного двигателя (ГТД) - часть газотурбинной силовой установки, включающая воздухозаборник, средства его регулирования, защитные устройства. Воздухозаборник - устройство для забора атмосферного воздуха и подвода его к ГТД [1. Государственный стандарт Союза СССР Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения. Гост 23851-79. Москва, 1980, с.6].

Обеспечение устойчивой работы является важнейшим требованием, предъявляемому к входному устройству, так как связано с условиями надежной работы силовой установки и безопасности полетов. Поэтому в эксплуатации недопустима работа на режимах, где рабочая точка на характеристике входного устройства располагается вблизи границы устойчивости, т.е. где запас устойчивости мал и течение воздуха становится неустойчивым. Неустойчивость течения воздуха во входном устройстве, проявляющаяся в виде низкочастотных колебаний с большой амплитудой, получила название «помпаж воздухозаборника».

Известен способ получения характеристик воздухозаборника входного устройства расчетным путем. Он заключается в составлении для конкретной конструкции входного устройства системы дифференциальных уравнений Навье-Стокса, которые описывают нестационарное, пространственное движение вязкого газа, и решении этой системы уравнений. Из-за сложности протекающих процессов точность расчетных характеристик недостаточно высока, особенно в части определения границы устойчивых режимов, где для определения запасов устойчивости требуется описание процессов отрыва пограничного слоя при взаимодействии его со скачками уплотнения, что является его недостатком. [2. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1969, стр.307-322, 432-433].

Известен также способ определения запаса устойчивости входного устройства по расходу воздуха. Запас устойчивости ∆Ку.вх по расходу воздуха, как описано в [3. Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Часть 1. - М.: Машиностроение, 1977, стр.292-293] определяется при каждом числе М полета по соотношению значений коэффициента сохранения полного давления σвх и коэффициента расхода φ в рабочей точке и на границе устойчивости

,

где индексом «г» обозначены параметры на границе устойчивых режимов работы входного устройства.

Здесь коэффициент сохранения полного давления σвх оценивает газодинамические потери входного устройства и представляет собой отношение полного давления за входным устройством (на входе в двигатель) к полному давлению воздуха набегающего потока , т.е.

.

Коэффициент расхода определяется как отношение действительного расхода воздуха через входное устройство Gв к максимально возможному Gв.max при каждом заданном числе М полета

Недостатком этого способа является необходимость измерения расхода воздуха, что в условиях летных испытаний вызывает значительные трудности.

Известны способы оценки запаса устойчивой работы ∆L входного устройства по значению хода органа механизации (например, панели, створки, конуса) воздухозаборника [3. Стр. 302-303]. В этих способах учитывается, что регулирование сверхзвуковых воздухозаборников осуществляется автоматической системой по зависимостям (программам), в которых величина перемещения органа механизации Lпрог, называемая программным положением, является функцией приведенной частоты вращения ротора двигателя Nпр. На фиг.1 показана типичная для сверхзвуковых воздухозаборников программа регулирования (так называется средняя линия на фиг.1). Здесь же показано расположение границ «зуда» и помпажа воздухозаборника. «Зуд» входного устройства - высокочастотные колебания воздушного потока в воздухозаборнике от нескольких десятков до нескольких сотен герц и с амплитудой, много меньшей, чем при помпажных колебаниях. Зуд менее опасен, чем помпаж, и может допускаться в эксплуатации на некоторых режимах в целях повышения запаса устойчивости воздухозаборника по помпажу.

Как видно, отклонение органа механизации от программы регулирования может приводить к изменению располагаемого запаса устойчивой работы воздухозаборника и приближать к границе помпажа. Программа регулирования предварительно выбирается на основе испытаний модели воздухозаборника в аэродинамических трубах. Одной из задач летных испытаниях силовой установки является определение границ помпажа с целью определения оптимальных положений регулируемых органов механизации воздухозаборника и уточнения программ регулирования с достаточными запасами устойчивости. При таком подходе запас устойчивости ∆L, определяют как удаление задаваемого программой (расчетного программного) положения органа механизации Lпрог от положения органа механизации на границе помпажа Lпомп:

∆L=Lпрог-Lпомп.

Наиболее близким к изобретению является способ оценки запаса устойчивой работы входного устройства для определения границы помпажа воздухозаборника, учитывающий ход органа механизации и описанный в [4. Летные испытания специальных устройств и систем силовых установок самолетов и вертолетов. Под ред. Г.П. Долголенко, М.: Машиностроение, 1984, стр.13-15]. В этом способе при постоянном значении приведенной частоты вращения ротора двигателя Nпр определяют (вычисляют) значение программного положения органа механизации воздухозаборника, с помощью ручного управления перемещают орган механизации воздухозаборника до возникновения характерных шумов и тряски конструкции, т.е. до помпажа воздухозаборника, и в процессе перемещения с некоторым интервалом времени регистрируют фактическое значение положения органа механизации. При этом панели воздухозаборника и конус перемещаются в направлении, соответствующем увеличению площади горла воздухозаборника, створка перепуска - в сторону ее закрытия, управляемая обечайка - в сторону уменьшения угла поднутрения. При достижении помпажа отмечают фактическое положение органа механизации воздухозаборника в этот момент. Запас устойчивости ∆L вычисляют как разницу между программным значением положения панели Lпрог при данном Nпр и значением фактического положения панели Lфакт помп, при котором при данном Nпр достигнут помпаж воздухозаборника:

∆L=Lпрог-Lфакт помп.

Недостатком этого способа является необходимость доведения режима работы воздухозаборника до помпажа многократно, для каждого необходимого значения приведенной частоты вращения ротора двигателя Nпр, что может привести к потере управляемости двигателя, деформации и разрушению элементов канала воздухозаборника.

Задачей изобретения является определение запаса устойчивой работы входного устройства путем определения границы помпажа воздухозаборника без нарушения устойчивой работы входного устройства.

Поставленная задача решается с помощью способа определения запаса устойчивости входного устройства, заключающегося в том, что при постоянной частоте вращения ротора двигателя определяют значение программного положения органа механизации воздухозаборника, перемещают орган механизации, в процессе его перемещения регистрируют значения его фактического положения, запас устойчивости определяют как разницу между значениями программного и фактического положения органа механизации, отличающегося тем, что в процессе перемещения органа механизации измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения вычисленных вейвлет-коэффициентов, сравнивая получаемые значения среднеквадратичных отклонений с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении среднеквадратичными отклонениями этих критических значений определяют критическое значение фактического положения органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между значением программного положения и критическим значением фактического положения органа механизации.

Упомянутые действия повторяют для разных значений частоты вращения ротора двигателя.

В ходе предварительных испытаний для определения критических значений среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов режим работы входного устройства доводят до помпажа, измеряя пульсации давления с помощью упомянутых датчиков, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения вычисленных вейвлет-коэффициентов, по наступлении помпажа определяют критические значения среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов как максимальные значения среднеквадратичных отклонений в период, предшествующий помпажу.

Техническим результатом является определение границы помпажа и запаса устойчивой работы входного устройства посредством обнаружения предвестника помпажа, которым является достижение среднеквадратичными отклонениями (СКО) некоторых вейвлет-коэффициентов критических значений. Это позволяет не доводить входное устройство двигателя непосредственно до помпажа, и потому уменьшить возможные разрушения и, следовательно, экономические потери и сократить время проведения летных испытаний.

Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 в системе координат Nпр.-Lпрог показано расположение области устойчивой работы входного устройства воздухозаборника и ее границ; на фиг.2 представлен график зависимости пульсаций давления от времени вплоть до помпажа воздухозаборника, а также зависимость СКО пульсаций давления; на фиг.3 показаны зависимости от времени значений программного и фактического положений органа механизации (панели воздухозаборника); на фиг.4 представлен график среднеквадратичных отклонений одного из вейвлет-коэффициентов пятого уровня С5, возрастающего при приближении к границе устойчивой работы до значения Skp (значение Skp - предвестник помпажа воздухозаборника); на фиг.5 и 6 приведен пример определения вейвлет-коэффициентов при интервале, равном 4096 значений и шаге, равном 1024 значений, а именно: на фиг.5 показана зарегистрированная зависимость пульсаций давления, на фиг.6 - вычисленные СКО вейвлет-коэффициента пятого уровня (С5). На фиг.2-6 при частоте опроса 4096 Гц одно деление на оси абсцисс соответствует ≈4,88 секундам.

Общее пояснение: Теория вейвлетов [Смоленцев Н.К. «Основы теории вейвлетов. Вейвлеты в MATLAB» издание третье, переработанное и дополненное, издательство ДМК, Москва, 2008.] является альтернативой классическому анализу Фурье. В то же время она широко использует технику рядов Фурье и преобразования Фурье. Теория вейвлетов представляет собой более гибкую технику обработки сигналов и выявляет локальные особенности исходного сигнала. Она отличается от разложения в ряд Фурье выбором базисных функций: вместо cos(nx) или sin(nx) используется набор базисных функций, называемых вейвлетами. При разложении функции f(x) в ряд величина каждого коэффициента an, bn, при Фурье анализе, показывает, насколько значителен вклад гармоники в формирование сигнала f(x). При вейвлет-обработке исходный сигнал разлагается на низкочастотную и высокочастотную составляющую со своими коэффициентами. Это разложение 1-го уровня. Далее аналогичную процедуру применяют к полученным коэффициентам и получают коэффициенты 2-го уровня и. т.д., а затем обрабатывают и анализируют полученные коэффициенты. В результате исследований в ряде областей техники было обнаружено, что те или иные вейвлет-коэффициенты имеют диагностическую значимость в некоторых ситуациях.

Авторами предлагаемого способа экспериментально было установлено, что перед возникновением помпажа входного устройства силовой установки увеличиваются среднеквадратичные отклонения (СКО) некоторых вейвлет-коэффициентов пульсаций давления воздуха и достигают определенного максимального критического значения (см. фиг.4, где на графике представлено поведение СКО коэффициента пятого уровня С5). При этом обнаружено, что критические значения СКО практически не зависят от частоты вращения ротора двигателя Nпр.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

Предварительно дифференциальные датчики измерения пульсаций полного давления, например, типа ДМИ-Т (датчик малогабаритный индуктивный теплостойкий), устанавливают за входным устройством на входе в двигатель. В таких датчиках по одному из каналов давление подается в измерительную полость, а в другую полость датчика подается то же давление, сглаженное с помощью демпфера и ресивера. Таким образом, на мембрану датчика действует пульсационная составляющая давления.

Затем проводят предварительные испытания для выявления того, СКО вейвлет-коэффициентов какого уровня повышаются перед помпажом (это зависит от конструкции входного устройства, т.к. уровень вейвлет-коэффициента связан с характеристическими частотами конкретного устройства), и для определения критических значений среднеквадратичных отклонений Sкр проводят следующим образом.

Однократно доводят режим работы входного устройства до помпажа, например, при помощи ручного управления органами механизации воздухозаборника. При этом с помощью описанных датчиков измеряют пульсации давления за входным устройством на входе в двигатель и регистрируют результаты измерений каким-либо накопителем. По результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и их СКО, затем находят те вейвлет-коэффициенты, СКО которых повышаются непосредственно перед помпажом. После наступления помпажа критические значения среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов определяют как максимальные значения среднеквадратичных отклонений в период, предшествующий помпажу.

После того, как определено, СКО каких именно вейвлет-коэффициентов имеют диагностическое значение, и каковы их критические значения, проводят испытания непосредственно для определения границы помпажа и запаса устойчивости.

При постоянных значениях приведенной частоты вращения ротора двигателя Nпр выполняют следующие действия.

1. Определяют значение Lпрог программного положения органа механизации воздухозаборника для этой частоты Nпр.

2. Перемещают (например, с помощью ручного управления) орган механизации воздухозаборника в направлении, в котором следует ожидать появления помпажа, и через определенные интервалы времени определяют и регистрируют каким-либо накопителем значения Lфакт его фактического положения. В эти же моменты времени в процессе перемещения органа механизации с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, измеряют значения пульсаций полного давления воздуха за воздухозаборником (желательно с частотой не менее 4096 Гц) и так же регистрируют результаты измерений.

3. Непосредственно в процессе испытаний по измеренным и зарегистрированным значениям пульсаций давления пошагово с назначенным интервалом времени вычисляют те вейвлет-коэффициенты различного уровня, которые, как было определено во время предварительных испытаний, имеют диагностическое значение.

Для этого назначают один из интервалов обработки измеренных исходных данных, например, размером: 1024; 2048; 4096 значений, что при частоте регистрации 4096 Гц соответствует: 0,25; 0,5; 1,0 секундам. Затем назначают один из шагов обработки измеренных исходных данных размером: 64; 128; 256; 512; 1024; 2048; 4096 значений (см. пример на фиг.5, 6 для интервала в 4096 значений).

4. В конце каждого интервала вычисляют среднеквадратичные отклонения (СКО) полученных вейвлет-коэффициентов Si.

5. В момент достижения среднеквадратическим отклонением (СКО) S, критического значения Sкр, известного из предварительных испытаний, определяют критическое значение фактического положения органа механизации воздухозаборника Lфакт.кр., и перемещают орган механизации в область устойчивой работы.

6. Определяют запас устойчивой работы входного устройства ∆L, как разницу между программным значением Lпрог положения органа механизации и критическим значением фактического положения Lфакт.кр. органа механизации (которое было достигнуто в момент достижения СКО критического значения Sкр):.

∆L=Lпрог-Lфакт.кр.

Отметим, что ни значения давления воздуха, ни его СКО не предвещают в этот момент приближение помпажа воздухозаборника (см. фиг.2, 5).

Таким образом, определение предложенным способом критического значения фактического положения Lфакт.кр. органа механизации и запаса устойчивости ∆L позволяет сделать это без многократного доведения входного устройства газотурбинного двигателя до помпажа.

Для того, чтобы определить границу помпажа и запас устойчивости во всем возможном диапазоне рабочих приведенных частот вращения ротора двигателя, описанные выше в п.п.1-6 действия повторяют для разных значений частоты вращения ротора двигателя этого диапазона.

Для реализации вычислительной части предлагаемого способа разработана серия программ в среде математической системы «MATLAB».

Похожие патенты RU2503940C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА 2012
  • Царёв Валерий Анатольевич
RU2493549C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦЫ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Рыбко Вячеслав Алексеевич
  • Аксянов Владимир Умарович
  • Тихомиров Александр Григорьевич
RU2409768C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Масолов А.Ф.
RU2118681C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Царев Валерий Анатольевич
  • Быстрова Татьяна Борисовна
RU2352913C1
Способ управления турбокомпрессорной установкой 2018
  • Большаков Андрей Петрович
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Новиков Артем Владимирович
RU2702714C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
RU2432501C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555935C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2555942C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2017
  • Токарев Владимир Петрович
  • Кудашов Дмитрий Дмитриевич
RU2638896C1
Способ защиты центробежного нагнетателя от помпажа 2019
  • Тумаков Алексей Григорьевич
RU2713782C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 503 940 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа механизации, измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивая значения СКО с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении СКО критических значений определяют критическое положение органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между программным и критическим положениями органа механизации. Изобретение позволяет определять запасы устойчивости входного устройства без нарушения его устойчивой работы и возможных разрушений, сокращает время проведения летных испытаний. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 503 940 C1

1. Способ определения запаса устойчивости входного устройства, заключающийся в том, что при постоянной частоте вращения ротора двигателя определяют значение программного положения органа механизации воздухозаборника, перемещают орган механизации, в процессе его перемещения регистрируют значения его фактического положения, запас устойчивости определяют как разницу между значениями программного и фактического положения органа механизации, отличающийся тем, что в процессе перемещения органа механизации измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения вычисленных вейвлет-коэффициентов, сравнивая получаемые значения среднеквадратичных отклонений с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении среднеквадратичными отклонениями этих критических значений определяют критическое значение фактического положения органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между значением программного положения и критическим значением фактического положения органа механизации.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутые действия повторяют для разных значений частоты вращения ротора двигателя.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в ходе предварительных испытаний для определения критических значений среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов режим работы входного устройства доводят до помпажа, измеряя пульсации давления с помощью упомянутых датчиков, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения вычисленных вейвлет-коэффициентов, по наступлении помпажа определяют критические значения среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов как максимальные значения среднеквадратичных отклонений в период, предшествующий помпажу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503940C1

Летные испытания специальных устройств и систем силовых установок самолетов и вертолетов
/Под ред
Г.П
ДОЛГОНЕНКО
- М.: Машиностроение, 1984, с.13-15
RU 21548913 С1, 20.08.2000
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Дремин И.М.
  • Фурлетов В.И.
  • Иванов О.В.
  • Нечитайло В.А.
  • Терзиев В.Г.
RU2149438C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Царев Валерий Анатольевич
  • Быстрова Татьяна Борисовна
RU2352913C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦЫ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Рыбко Вячеслав Алексеевич
  • Аксянов Владимир Умарович
  • Тихомиров Александр Григорьевич
RU2409768C1
US 8256277 B2, 04.09.2012
US 8146408 B2, 03.04.2012.

RU 2 503 940 C1

Авторы

Царёв Валерий Анатольевич

Быстрова Татьяна Борисовна

Даты

2014-01-10Публикация

2012-09-06Подача