СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ Российский патент 2014 года по МПК G06Q50/00 G01C21/36 

Описание патента на изобретение RU2507583C2

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к управлению движением транспортных потоков, и может применяться для управления движением на улично-дорожной сети (УДС) населенных пунктов и сети автомобильных дорог.

При превышении уровня пропускной способности элементов УДС возникают заторы и резко возрастают задержки транспорта. Предлагаемое изобретение нацелено на регулирование объемов выезжающего на УДС транспорта для обеспечения оптимального режима работы УДС.

Известен ряд систем и методов, связанных с управлением движением транспортных потоков на УДС, основывающихся на сборе и анализе текущей информации о состоянии движения и передающих информацию о проблемных местах, либо рекомендующих маршруты движения для отдельных транспортных средств (ТС), обеспечивающие минимальное время проезда в данных условиях (РФ №2407060; РФ №2004104375; РФ №2009137368; SG № SG 173686; JP № JP 2010210284; CN № CN 101751794; JP № JP 2008217414; US №7,761,225; US №8,103,435; US №7,925,425; US №7,689,348; US №7,671,764).

Недостатком данных систем является отсутствие каких-либо мер по предупреждению возникновения заторов, а лишь только информирование о них.

Известно устройство (патент РФ №2391712 «Устройство регулирования транспортного потока», опубл. 10.06.2010), позволяющее организовать систему регулирования плотности транспортного потока на отдельных участках УДС.

Недостатком системы управления на основе таких устройств является перенос транспортных заторов на другие участки УДС, а не их ликвидация.

Известна система (патент US №7,761,225 «Routing method and system», опубл. 20.07.2010), рассчитывающая кратчайшие по времени маршруты на основе данных о пунктах назначения поездок, указанных самими пользователями.

Недостатком системы является отсутствие мер по сдерживанию потоков.

Известна система (патент WO 2011126215 «Traffic flow control and dynamic path providing system linked with real-time traffic network structure control based on bidirectional communication function-combined vehicle navigation, and method thereof», опубл. 13.10.2011), рассчитывающая системно-оптимальные маршруты на основе данных о пунктах назначения поездок, указанных самими пользователями, а также скорости и текущем положении, при этом также оптимизирующая работу технических средств организации дорожного движения. Недостатком системы является отсутствие мер по сдерживанию потоков.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является система управления дорожным движением (патент CN 102044147 «Road traffic flow management control system», опубл. 04.05.2011), отслеживающая состояние транспортных потоков, которая в случае заторов направляет потоки по маршрутам объезда, при этом регулируя доступ к перегруженным участкам вплоть до запрета выезда на УДС.

Недостатком системы является пассивное наблюдение за потоками и применение управляющих воздействий только при угрозе возникновения затора и уже непосредственно на сети посредством сигнальных устройств, частичное ограничение выезда на УДС в этом случае осуществляется только для определенных парковок и мест стоянки, где также должны быть установлены специальные сигнальные устройства.

Задача изобретения состоит в том, чтобы не допускать перегрузки УДС посредством регулирования доступа на нее каждого ТС еще до начала поездки. Способ организации системы навигации и управления дорожным движением подразумевает использование бортовых устройств по типу навигатора, устанавливаемых в каждое транспортное средство (ТС), имеющих встроенный радиопередатчик и чип с индивидуальным номером и информацией о данном ТС, центр управления с вычислительными мощностями и систему, обеспечивающую двухстороннюю связь между центром управления и отдельными ТС, а также позволяющую отслеживать пространственное положение ТС, и заключается в том, что водитель каждого ТС перед поездкой вводит в бортовое устройство информацию о пункте назначения, заявка передается в центр управления, система на основе текущих данных о положении ТС и поступающих заявок прогнозирует уровень загрузки улично-дорожной сети, рассчитывает оптимальные с точки зрения суммарных потерь времени всеми пользователями маршруты для каждого ТС и передает на устройство в ТС предписываемый маршрут, в случае достижения по результатам расчета границы оптимального функционирования на каком-либо участке сети, формируется виртуальная очередь из заявок на поездки, назначенные маршруты которых проходят по этому участку, а на экране устройства в ТС появляется запрещающий движение сигнал и время его действия с обратным отсчетом. Расчет маршрутов в центре управления может происходить по принципу отыскания кратчайшего маршрута для каждого ТС, чем достигается пользовательское равновесие Уордропа. Заявка на поездку и получение ответа может осуществляться не только с устройства, смонтированного в ТС, но и с мобильного устройства, например телефона, находящегося у пользователя. Отслеживание положения ТС на УДС также может осуществляться при помощи спутникового позиционирования. В систему управления, работающую данным способом, может быть интегрирована информационная система, сообщающая о возможности совершения предполагаемой поездки на общественном транспорте и указывающая ближайший остановочный пункт, а также стоимость и время поездки. Может быть предусмотрена возможность взимания платы за право выезда на УДС без ожидания в виртуальной очереди. В случае крайней необходимости может быть предусмотрена возможность выезда на УДС вне очереди после подачи специального сигнала в центр управления. При определении оптимальных маршрутов могут итерационно оптимизироваться как сами маршруты, так и режимы светофорного регулирования, показания знаков переменной информации и другие параметры организации дорожного движения.

Общественному транспорту, такси и автомобилям спецслужб предоставляется безусловное право выезда на УДС. Центр управления должен включать в себя компьютерное оборудование с вычислительными возможностями, позволяющими оперировать моделью УДС и матрицей корреспонденции контролируемой им области в режиме близком к режиму реального времени. После истечения времени ожидания и получения разрешения на начало движения пользователь сможет достичь пункта назначения с минимальными задержками, при этом суммарное время ожидания и поездки будет гарантированно не превышать время поездки при неконтролируемом доступе на УДС. За нарушение требования запрещающего сигнала и отклонение от предписанного маршрута должна быть предусмотрена административная ответственность. Для обеспечения стабильности работы системы и предотвращения злоупотребления возможностью раннего бронирования права выезда на УДС, время действия полученного разрешения на поездку должно быть ограничено, например 5 минутами.

В системе, организованной предлагаемым способом, должна быть предусмотрена возможность совершения поездки вне очереди в случае крайней необходимости (опасность для жизни, здоровья или имущества), для этого пользователь должен послать специальный сигнал в центр управления, после чего он может начать движение. При получении сигнала с пользователем связывается диспетчер и высылает навстречу бригаду скорой помощи, наряд полиции, спасателей и т.д. Для обеспечения возможности совершения срочных поездок, не связанных с экстренными ситуациями, может быть предусмотрена возможность платного проезда вне очереди. Для этого из общего допускаемого объема движения выделяется резерв, за счет которого разрешаются платные поездки вне очереди. Объем резерва и стоимость поездки вне очереди будут определяться уровнем спроса на данную услугу в процессе эксплуатации. Также может быть предусмотрена возможность забронировать платную поездку заранее для совершения важных поездок, для которых прибытие в срок имеет критическое значение.

Технический эффект, таким образом, заключается в том, что улично-дорожная сеть при любой нагрузке будет работать в режиме, близком к оптимальному, экономится существенная часть времени, а время ожидания, которое все равно было бы потеряно в пробках, может быть потрачено более эффективно и с меньшим уровнем стресса. При этом обеспечивается стабильная работа наземного пассажирского транспорта и возможность беспрепятственного движения автомобилей спецслужб. Кроме этого значительно снижаются объемы потребления топлива и соответственно вредных выбросов за счет повышения плавности и скорости потоков.

Похожие патенты RU2507583C2

название год авторы номер документа
ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ 2016
  • Афанасьев Юрий Сергеевич
RU2648561C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Солдатов Юрий Сергеевич
RU2631752C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РАЙОНОВ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА 2016
  • Куликов Дмитрий Анатольевич
RU2674129C2
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПАРКОВКАХ 2009
  • Трум Ерун
RU2516575C2
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В САЛОНЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2003
  • Герасимчук А.Н.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2214933C1
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОВМЕСТНЫХ ПОЕЗДОК НИ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОВМЕСТНЫХ ПОЕЗДОК НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2016
  • Лю Иминь
  • Макнейлл Перри Робинсон
  • Ян Цзиньцзин
RU2717114C2
Система мобильной оплаты проезда в общественном транспорте с использованием маяков iBeacon 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710803C1
ПРОГНОЗИРУЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 2017
  • Рой, Пранной
RU2772622C2
НАВИГАТОР ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Бик Рой
  • Эрец Нир
  • Эврон Ярон
RU2595551C1
ФОРМИРОВАНИЕ МАРШРУТА СОВМЕСТНОЙ ПОЕЗДКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТЕКСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 2016
  • Лю Иминь
  • Макнейлл Перри Робинсон
  • Ян Цзиньцзин
RU2726288C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к управлению движением транспортных потоков. Технический результат - исключение перегрузок улично-дорожной сети. Способ организации системы навигации и управления дорожным движением, включающий использование бортовых устройств по типу навигатора, устанавливаемых в каждое транспортное средство (ТС), имеющих встроенный радиопередатчик и чип с индивидуальным номером, центр управления с вычислительными мощностями и систему, обеспечивающую двухстороннюю связь между центром управления и отдельными ТС, а также позволяющую отслеживать пространственное положение ТС, при этом водитель каждого ТС перед поездкой вводит в бортовое устройство информацию о пункте назначения, заявка передается в центр управления, система на основе текущих данных о положении ТС и поступающих заявок прогнозирует уровень загрузки улично-дорожной сети, рассчитывает оптимальные с точки зрения суммарных потерь времени всеми пользователями маршруты для каждого ТС и передает на устройство в ТС предписываемый маршрут, в случае достижения по результатам расчета границы оптимального функционирования на каком-либо участке сети формируется виртуальная очередь из заявок на поездки, назначенные маршруты которых проходят по этому участку, а на экране устройства в ТС появляется запрещающий движение сигнал и время его действия с обратным отсчетом. 7 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 507 583 C2

1. Способ организации системы навигации и управления дорожным движением, включающий использование бортовых устройств по типу навигатора, устанавливаемых в каждое транспортное средство (ТС), имеющих встроенный радиопередатчик и чип с индивидуальным номером и информацией о данном ТС, центр управления с вычислительными мощностями и систему, обеспечивающую двухстороннюю связь между центром управления и отдельными ТС, а также позволяющую отслеживать пространственное положение ТС, отличающийся тем, что водитель каждого ТС перед поездкой вводит в бортовое устройство информацию о пункте назначения, заявка передается в центр управления, система на основе текущих данных о положении ТС и поступающих заявок прогнозирует уровень загрузки улично-дорожной сети, рассчитывает оптимальные с точки зрения суммарных потерь времени всеми пользователями маршруты для каждого ТС и передает на устройство в ТС предписываемый маршрут, в случае достижения по результатам расчета границы оптимального функционирования на каком-либо участке сети, формируется виртуальная очередь из заявок на поездки, назначенные маршруты которых проходят по этому участку, а на экране устройства в ТС появляется запрещающий движение сигнал и время его действия с обратным отсчетом.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что расчет маршрутов в центре управления происходит по принципу отыскания кратчайшего маршрута для каждого ТС, чем достигается пользовательское равновесие Уордропа.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что заявка на поездку и получение ответа может осуществляться не только с устройства, смонтированного в ТС, но и с мобильного устройства, например телефона, находящегося у пользователя.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что отслеживание положения ТС на УДС осуществляется при помощи спутникового позиционирования.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в систему управления интегрирована информационная система, сообщающая о возможности совершения предполагаемой поездки на общественном транспорте и указывающая ближайший остановочный пункт, а также стоимость и время поездки.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что предусмотрена возможность взимания платы за право выезда на УДС без ожидания в виртуальной очереди.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае крайней необходимости предусмотрена возможность выезда на УДС вне очереди после подачи специального сигнала в центр управления.

8. Способ по пп.1-7, отличающийся тем, что при определении оптимальных маршрутов итерационно оптимизируются как сами маршруты, так и режимы светофорного регулирования, показания знаков переменной информации и другие параметры организации дорожного движения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2507583C2

CN 102044147 A, 04.05.2011
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Сабайдаш Андрей Валентинович
  • Дмитриев Андрей Геннадьевич
  • Василенко Александр Владимирович
  • Гайсенок Андрей Александрович
  • Пирожников Алексей Борисович
  • Маймескул Константин Владимирович
RU2377658C1
РОСБАЛТ, статья "Забронировать очередь на эстонско-российской границе можно будет за 1 евро", опубл
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм 1919
  • Кауфман А.К.
SU28A1
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий 1923
  • Иванцов Г.П.
SU2010A1
US 8108501 B2,

RU 2 507 583 C2

Авторы

Белов Александр Владимирович

Даты

2014-02-20Публикация

2012-04-27Подача