СПОСОБ НАТЯЖЕНИЯ СПАРЕННЫХ ТЯГ Российский патент 2014 года по МПК G01L1/22 

Описание патента на изобретение RU2509993C1

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к системам измерения усилий в стержнях, тягах и других протяженных элементах конструкций, нагруженных осевой силой, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства, где они применяются, и, в частности, в ракетной технике.

Широко известен способ обеспечения заданного усилия затяжки резьбовых изделий (болтов) с помощью фиксированного момента на головке болта или на гайке (см. Г.Б.Иосилевич, Ю.В.Шарловский «Затяжка и стопорение резьбовых соединений», издательство «Машиностроение», Москва, 1971 г., глава 1, стр.17, формула 23). В регулируемых тягах для обеспечения заданного усилия натяжения наиболее часто используются стяжные втулки (талрепы), включающие в себя концы с правой и с левой резьбой и элемент для вращения талрепа. В этом случае указанный способ натяжения тяг является самым простым и дешевым. Но, как видно из анализа зависимости между усилием затяжки и крутящим моментом, этим способом фактически «измеряется» момент трения при затяжке. Крутящий момент (момент затяжки) при этом зависит от величины сил трения в резьбовых парах, которые, в свою очередь, очень сильно зависят от материалов резьбовых пар, состояния контактных поверхностей и других трудноучитываемых факторов. Кроме того, величина момента затяжки зависит от усилия затяжки, количества затяжек, моменты затяжки при нагружении и при снятии нагрузки не совпадают по величине. В силу вышеизложенного, можно с приемлемой погрешностью оценить усилие затяжки высоконагруженных (максимально деформированных при нагружении) конструкций, но для мало- и средненагруженных конструкций, работающих в зоне упругой деформации материалов, этот способ малопригоден из-за значительного влияния фактического состояния в момент затяжки материалов резьбовых пар и контактных поверхностей, и, как следствие, большого отклонения фактического значения усилия затяжки от измеренного.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами на примере натяжения тяг, используемых для управления рулями крылатой ракеты. На фиг.1 представлена конструктивная схема управления рулями крылатой ракеты с помощью тяг приводом, удаленным от руля; на фиг.2, 3 и 4 приведен вариант исполнения способа натяжения спаренных тяг.

Существуют крылатые ракеты, где в силу различных обстоятельств рулевые агрегаты (приводы) отделены от рулей ракеты и расположены на значительном расстоянии от них. Схематично эти конструкции выглядят следующим образом: закрепленный на корпусе ракеты 1 привод 2 шарнирно соединен с установленным на оси вращения 3 двуплечим рычагом 4, который в свою очередь с помощью двух тяг 5 связан с установленным на оси вращения 6 двуплечим рычагом 7, выполненным заодно с рулем 8 и установленным на основании 11.

Чаще всего по причине минимизации массы и минимального конструктивного пространства тяги 5 выполняются нежесткими, в силу чего могут работать только на растяжение. Для натяжения тяги снабжены стяжными втулками (талрепами) 9. При этом тяги 5 должны быть натянуты так, чтобы при передаче крутящего момента на поворот рулей ни одна из тяг не провисала (в противном случае усилие на одной тяге в момент провиса другой скачком возрастет вдвое, что может привести к разрыву тяги), одним словом, требования к усилиям натяжения тяг достаточно жесткие - с другой - не должно быть слишком большие, чтобы не перетяжелять конструкцию.

Для обеспечения равномерной передачи управляющего момента необходимо, чтобы оси А и Д, проходящие через оси вращения и тяги рычагов, были перпендикулярны плоскости симметрии Е. Этого можно достичь следующим образом.

В двуплечих рычагах 4 и 7 делаются отверстия 10 (см. фиг.2) таким образом, чтобы центры отверстий 10 и оси вращения 3 и 6 лежали в одной плоскости и находились на осях А и Д. Аналогично выполняются ответные отверстия в основании 11. Систему тяг 5 в «расслабленном» состоянии устанавливают на основание 11. В совмещенные отверстия 10 на двуплечих рычагах 4 и 7 вставляют технологические штыри. После чего одну из тяг при помощи талрепа 9 натягивают до необходимого состояния. Натяжение одной тяги 5 приведет к перекосу системы и, как следствие, к зажатию технологического штыря 12 в отверстии 10 (см. фиг.3, 4). Далее при помощи талрепа 9 начинаем натягивать вторую тягу 5 до полного освобождения штыря 12 от зажима («перекоса»), образовавшегося при натяжении первой тяги 5. Освобождение технологического штыря 12 из отверстия 10 будет свидетельствовать о том, что отверстия 10 в двуплечих рычагах 4 и 7 полностью совместились, и, следовательно, оси А и Д перпендикулярны плоскости Е, что будет соответствовать равному натяжению тяг.

Похожие патенты RU2509993C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАНОГО УСИЛИЯ НАТЯЖЕНИЯ СПАРЕННЫХ ТЯГ 2012
  • Ванюшин Владимир Павлович
  • Маслов Александр Иванович
  • Молоканов Артемий Владимирович
  • Смирнов Александр Сергеевич
RU2516647C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО УСИЛИЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЯГИ 2011
  • Волков Владимир Александрович
  • Маслов Александр Иванович
RU2484433C1
Способ подготовки дистанционных боевых действий 2023
RU2812501C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Маслов В.П.
  • Рахматулин Р.Ш.
  • Русанов А.И.
  • Ситников М.А.
  • Чижевский О.Т.
RU2255022C1
СПАРЕННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПУСКА ЗЕНИТНЫХ РАКЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 1995
  • Гущин Н.И.
  • Фокин Р.В.
  • Гречищев Ю.Н.
  • Чванов Н.Ф.
  • Махонин Ю.Ю.
  • Гаврилов В.Н.
  • Графов Е.А.
RU2088877C1
РАБОЧИЙ ОРГАН ТРУБООЧИСТНОЙ МАШИНЫ 2001
  • Бессарабов В.Я.
  • Самматов Р.Л.
  • Муров В.М.
  • Хасанов А.Х.
RU2249491C2
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП 2007
  • Скаржинский Александр Игоревич
RU2373101C2
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ АВИАЦИОННОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ 2006
  • Мельников Валерий Юрьевич
  • Натаров Борис Николаевич
  • Хомяков Михаил Алексеевич
  • Шумов Юрий Васильевич
RU2315261C2
Стенд для испытания износостойкости шарниров цепи 1976
  • Литвинов Владимир Александрович
  • Анилович Вениамин Яковлевич
SU623125A1
АРРЕТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПРИВОДА РУЛЯ РАКЕТЫ 2010
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Калугин Максим Игоревич
  • Пирязев Виктор Федорович
  • Шендрик Станислав Владиславович
RU2427798C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 509 993 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ НАТЯЖЕНИЯ СПАРЕННЫХ ТЯГ

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к системам измерения усилий в стержнях, тягах и других протяженных элементах конструкций, нагруженных осевой силой. Способ заключается в следующем. Спаренные тяги фиксируют относительно основания технологическими штырями, после чего натягивают одну тягу с контролем усилия, затем без контроля усилия вторую тягу до полного освобождения технологических штырей от зажима. Для обеспечения равномерной передачи управляющего момента необходимо, чтобы оси, проходящие через оси вращения и тяги рычагов, были перпендикулярны плоскости симметрии системы. Технический результат заключается в обеспечении заданного усилия натяжения тяг. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 509 993 C1

Способ натяжения спаренных тяг, заключающийся в последовательном натяжении на заданное усилие каждой из спаренных тяг, отличающийся тем, что рычаги, к которым подсоединены тяги, фиксируют относительно основания в заданном взаимном положении технологическими штырями, после чего натягивают одну тягу с контролем усилия, затем без контроля усилия вторую тягу до полного освобождения технологических штырей от зажима, образовавшегося при натяжении первой тяги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2509993C1

Иосилевич Г.Б., Шарловский Ю.В
Затяжка и стопорение резьбовых соединений
- М.: Машиностроение, 1971, стр.17
Установка для укладки предварительно напряженной арматуры в форму 1990
  • Нестеров Александр Владимирович
  • Петрачков Владимир Егорович
  • Болычев Николай Георгиевич
SU1815321A1
RU 2009115674 A, 27.10.2010
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2000
  • Руснак А.М.
RU2178372C2

RU 2 509 993 C1

Авторы

Ванюшин Владимир Павлович

Маслов Александр Иванович

Молоканов Артемий Владимирович

Даты

2014-03-20Публикация

2012-10-01Подача