СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА НАД АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК B63B21/50 B63C7/20 

Описание патента на изобретение RU2510350C2

Изобретение относится к области судостроения, а именно оборудования для якорной установки судов.

Известны способ и устройство удержания спасательного судна (СС) в месте выполнения подводных спасательных работ над аварийной подводной лодкой (ПЛ) с помощью системы динамического позиционирования [1].

Недостатком способа является необходимость непрерывной работы системы в течение времени выполнения работ, что требует расхода топлива и ресурса подруливающих устройств.

Известны способ и устройство удержания судна на 3-х или на 4-х судовых якорях [2].

Недостатком способа является сложность и трудоемкость постановки судна на якоря, а также ограниченная держащая сила якорей, что в условиях ветра и волнения снижает надежность удержания судна.

Известен способ удержания судна на рейдовом оборудовании [3].

Недостатком способа является необходимость привлечения килекторного судна для постановки рейдовых бочек, длительность операции по установке судна на бочки, возможность срыва бочек в штормовых условиях.

Известны способ и устройство удержания судна на мертвых якорях, основанный на возможности перемещения точек закрепления якорных канатов на судне с помощью подвижных тележек, что позволяет разворачивать судно носом на ветер и волнение при изменении направления их действия [4] (прототип).

Недостатком способа является длительность, работ по установке мертвых якорей, что не позволяет его использовать в практике аварийно-спасательных работ.

Задачей изобретения является разработка способа и конструкции устройства для удержания судна над аварийной пл более надежного, чем при стоянке на мертвых якорях, повышение оперативности выполнения работ.

Для решения задачи предлагается способ удержания спасательного судна над аварийной ПЛ, при котором в качестве мертвых якорей применяют корпус аварийной ПЛ, лежащей на грунте. Для закрепления канатов используют установленные на ПЛ штоковые устройства (ШУ). За ролик ШУ с судна заводят направляющий канат автоматической следящей лебедки, по которому опускают захват, за проушины которого, закрепляют грузовой синтетический канат транзитной лебедки с накопительной вьюшкой, до автоматической стыковки с ШУ, после чего транзитную лебедку включают в автоматический режим поддержания заданного натяжения каната.

Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее подъемные штоки на корпусе пл, автоматические захваты, автоматические следящие лебедки, направляющий канат, автоматические транзитные лебедки, накопительные вьюшки и синтетические канаты.

Существенным отличием от прототипа является способ удержания СС над аварийной пл, при котором в качестве мертвых якорей применяют корпус аварийной пл со штоковыми устройствами в оконечностях, а также конструкция устройства, обеспечивающая заведение за ролик ШУ направляющего каната автоматической следящей лебедки, перемещение по направляющему канату автоматического захвата с помощью грузового синтетического каната транзитной лебедки с накопительной вьюшкой и его автоматическое соединение с ШУ пл.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ удержания и конструкция устройства обеспечивают по сравнению с прототипом:

- упрощение технологии постановки СС над аварийной пл;

- уменьшение времени постановки и снятия с якоря;

- повышение держащей силы якоря.

Сущность изобретения поясняется фиг.1-3.

Для осуществления способа в носовой оконечности судна на верхней палубе (ВП) побортно устанавливаются транзитные лебедки 5 (л.б.) и 6 (п.б.) и автоматическая следящая лебедка 7 с ролом 8 направляющего каната 10, а на нижней палубе - накопительные вьюшки 3 и 4 (фиг.2). Подобные механизмы устанавливают побортно и в кормовой оконечности. Для соединения синтетических канатов 2 с ШУ пл предусмотрены автоматические захваты 10 с проушинами 9. Схема соединения автоматического захвата с ШУ приведена на рисунке (фиг.3).

Устройство используется следующим образом.

Для постановки и удержания судна над аварийной пл на судне 1 (фиг.1) синтетические канаты 2 накопительных вьюшек 3, 4, укладывают на барабаны автоматических транзитных лебедок 5 и 6 (фиг.2). С барабанов лебедок 5, 6 канаты 2 пропускают через бортовые клюзы 8 и через борт возвращают на ВП (показано пунктиром), где их ходовые концы закрепляют в проушинах 9 автоматического захвата 10 (фиг.3). Через корпус захвата 10 пропускают направляющий канат 11 автоматической следящей лебедки 7 по ролу 8. Судно 1 удерживают над аварийной пл 12 с помощью средств активного управления (САУ) 14 (фиг.1). Захват 10 опускают за борт. Аналогичные действия выполняют в кормовой оконечности СС. С судна 1 спускают водолазный колокол (ВК). С помощью водолаза ходовой конец направляющего каната 11 заводят за ролик 15 ШУ 16 (фиг.3), после чего включают в режим слежения за натяжением направляющего каната автоматическую следящую лебедку. Травлением лебедок 5 и 6 по направляющему канату 11 опускают захват 10 до автоматической стыковки с ШУ 16. Подобные действия выполняют в кормовой оконечности. Водолаза возвращают в ВК 13. При необходимости ВК 13 поднимают на борт. Судно устанавливают носом к ветру и течению с помощью САУ 14 и транзитных лебедок, после чего САУ 14 останавливают, а транзитные лебедки включают в автоматический режим удержания судна 1 с заданным усилием натяжения канатов 2 для выполнения спасательных работ.

После выполнения спасательных работ захваты 10 отдаются водолазом и устройство приводится в исходное положение.

Источники информации

1. Лебедев Э.П. и др. Средства активного управления судами. Л. «Судостроение», 1969.

2. Кульмач П.П. Якорные системы удержания плавучих объектов. - Л. «Судостроение», 1980.

3. Казменко В.Д. Морская практика для инженера-судоводителя. «Морской транспорт», М. - 1962 г., стр.30-43.

4. Бошен Генри С. Способ и устройство для постановки буровых судов на мертвые якоря (Boschen Henry С., Jr. Method and apparatus for mooring floating vessel.), Патент США, кл. 114-206 R. (B63b 21/50 №3822663), 1974.

Похожие патенты RU2510350C2

название год авторы номер документа
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ 2014
  • Козюков Леонид Викторович
  • Бурняшев Александр Александрович
  • Пышный Александр Русланович
RU2557684C1
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления 2020
  • Козюков Леонид Викторович
  • Пышный Александр Русланович
  • Сахаров Алексей Алексеевич
RU2756949C1
Спуско-подъемное устройство 2018
  • Козюков Леонид Викторович
RU2735444C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМОМ ДВУХКОРПУСНОГО ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Козюков Леонид Викторович
  • Бурняшев Александр Александрович
  • Пышный Александр Русланович
RU2556041C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМОМ ДВУХКОРПУСНОГО ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Козюков Леонид Викторович
  • Бурняшев Александр Александрович
  • Пышный Александр Русланович
RU2556135C1
СУДНО СНАБЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ 2012
  • Турмов Геннадий Петрович
  • Беккер Александр Тевьевич
  • Гореликов Альберт Иванович
RU2498923C2
СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2789096C1
ТРАВЕРСА СПУСКО-ПОДЪЕМНОГО УСТРОЙСТВА 2015
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Бурняшев Александр Александрович
  • Пышный Александр Русланович
RU2616452C2
СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2797933C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 510 350 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА НАД АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области судоподъема а именно, к оборудованию для якорной установки судов. Способ удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой основан на использовании держащей силы мертвых якорей, за которые закрепляют грузонесущие связи грузовых механизмов судна. В качестве мертвых якорей используют корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях. Синтетические канаты накопительных вьюшек правого и левого борта судна укладывают на барабаны автоматических транзитных лебедок, пропускают через бортовые клюзы, закрепляют в проушинах автоматического захвата. Пропускают через корпус захвата направляющий канат автоматической следящей лебедки, опускают захват за борт. Заводят коренной конец направляющего каната за ролик штока аварийной подводной лодки, включают лебедку в режим слежения за натяжением направляющего каната. Опускают захват по направляющему канату до автоматической стыковки со штоком и включают транзитную лебедку в автоматический режим удержания над аварийной подводной лодкой с заданным усилием натяжения. Устройство содержит мертвые якоря, грузонесущие связи и грузовые механизмы. В качестве мертвых якорей используется корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях, для стыковки с которыми предусмотрены автоматические захваты, автоматические следящие лебедки с направляющим канатом, автоматические транзитные лебедки и направляющие вьюшки с синтетическими якорными канатами. Упрощается возможность удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой при стоянке на якорях и уменьшается время постановки на якорь. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 510 350 C2

1. Способ удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой, основанный на использовании держащей силы мертвых якорей, за которые закрепляют грузонесущие связи грузовых механизмов судна, отличающийся тем, что в качестве мертвых якорей используют корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях, при этом синтетические канаты накопительных вьюшек правого и левого борта судна укладывают на барабаны автоматических транзитных лебедок, пропускают через бортовые клюзы, закрепляют в проушинах автоматического захвата, пропускают через корпус захвата направляющий канат автоматической следящей лебедки, опускают захват за борт, заводят коренной конец направляющего каната за ролик штока аварийной подводной лодки, включают лебедку в режим слежения за натяжением направляющего каната, опускают захват по направляющему канату до автоматической стыковки со штоком и включают транзитную лебедку в автоматический режим удержания над аварийной подводной лодкой с заданным усилием натяжения.

2. Устройство для удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой, содержащее мертвые якоря, грузонесущие связи и грузовые механизмы, отличающееся тем, что в качестве мертвых якорей используется корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях, для стыковки с которыми предусмотрены автоматические захваты, автоматические следящие лебедки с направляющим канатом, автоматические транзитные лебедки и направляющие вьюшки с синтетическими якорными канатами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2510350C2

US 3822663 A, 09.07.1974
CN 101879937 A, 10.11.2010
СПОСОБ ПОДЪЁМА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2001
  • Дубровин В.Н.
RU2228281C2
ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАХВАТА И ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Майсов И.А.
RU2176966C2

RU 2 510 350 C2

Авторы

Козюков Леонид Викторович

Алексеев Игорь Николаевич

Пышный Александр Русланович

Даты

2014-03-27Публикация

2011-11-03Подача